Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (709) → Дохристианское свидетельство о Христе, или Зачем нам Ветхий Завет?

Дохристианское свидетельство о Христе, или Зачем нам Ветхий Завет?

№4 (709) / 21 января ‘13

Анастасия ТитоваИнтервью

(Начало в предыдущем номере)

Зачем христианам читать Ветхий Завет? Как правильно воспринимать библейские события? Может ли чтение Ветхого Завета влиять на духовную жизнь? На вопросы отвечает магистр духовно-нравственного воспитания, старший преподаватель Миссионерского института Константин Владиленович Корепанов.


– Нужно ли нам знание многочисленных предписаний, о которых мы читаем в Ветхом Завете? Да! Потому что все они свидетельствуют о правде Божией во Христе Иисусе, все они свидетельствует о правде Божией и правде человеческой перед Лицом Бога. Потому что все это драгоценное Откровение Бога не столько о Себе, сколько о нормах Его взаимоотношений с людьми, которые желают Бога взыскать и волю Его в своей жизни осуществить.

Как же понимать все эти многочисленные предписания? Это тема отдельной лекции, можно узнать об этом, например, в Миссионерском институте при Ново-Тихвинском женском монастыре… Но для краткости скажем так: все, что написано в Ветхом Завете, есть свидетельство о непреходящих истинах, выраженных в образах и формах, понятных израильскому народу той эпохи.

– Как относиться к тому, что в Ветхом Завете много такого, что воспринимается как жестокость? Например, Господь повелел израильтянам уничтожить народы, населявшие Землю Обетованную, и побивать камнями нарушителей Моисеева закона. Ведь Господь Сам заповедал: «Не убий»?

– Представление о жестокости Ветхого Завета неадекватно. Во-первых, эта жестокость преувеличена; во-вторых, оторвана от контекста; в-третьих, мифологизирована; в-четвертых, исходит из гуманистических и либеральных установок Нового времени, всеми нами усвоенных через европейскую (и русскую как часть европейской) культуру.

Хотелось бы начать с Нового Завета. Более того – с Евангелия, которое уж точно свидетельствует о любви и милосердии Божием. Так вот, в Евангелии дается совет – в некоторых известных случаях – отсечь себе руку или вырвать глаз (конечно, образно, однако жестоко), там обрекается на вечные муки человек, который, доверившись зову царя, пришел на брачный пир его сына, выгоняют из Царства Небесного невест, сохранивших свое девство и с надеждой дожидавшихся Жениха (ну подумаешь, масла не хватило), наказывается смертной казнью человек, вина которого только в том, что он сохранил данный Богом талант…

А еще Учитель любви говорит о том, что нужно отвергнуться себя, возненавидеть душу свою, да и не только свою, а отца, мать, семью, детей возненавидеть и оставить все это; и даже погребальный плач считается явлением неуместным и мешающим подлинной жизни. Я уж не говорю о тех ужасах последних дней мира и о вечной гибели грешников. Подлинно, да читали ли мы Евангелие?

Иоанн Богослов (апостол любви, как его часто называют, сказавший «Бог есть любовь») говорит, к примеру, такие совершенно неприемлемые для нашего сознания слова: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца, и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин.1, 9–11). К чему это? Может быть, дело не в Ветхом Завете, ужасающем нас своими мнимыми жестокостями, а в нашем неприятии Божия отношения и к человеческому бытию как замыслу Божию и к человеческой жизни в ее эмпирическом измерении?

Что касается замысла Божия – это разговор серьезный. Конечно, пытаясь понять, что цель жизни человека – Царствие Божие, можно размышлять, что это такое, где оно, каково мое место в этом Царстве, есть ли там место моей свободе, моим творческим амбициям, моему представлению о Боге, любви, красоте…

Но чтобы говорить об этом серьезно, нужно читать слово Божие, а значит – изучать Ветхий и Новый Завет, изучать свидетельства святых отцов, различные философские схемы, которые (практически все) возникли как попытка ответить на основной вопрос о цели человеческой жизни. И для размышления на эту тему я, пожалуй, пригласил бы всех интересующихся к нам, в Миссионерский институт.

Итак, как я уже отметил, жестокость Ветхого Завета несколько преувеличена. Те же европейские государи делали гораздо более страшные вещи, оправдывая свою жестокость благом одного народа или благом человечества (уничтожение ирландцев в Англии; Французская революция и наполеоновские войны, Опиумные войны в Китае, английская колониальная политика в Индии и многое, очень многое другое, не говоря уж о двух последних мировых войнах). Но никто никогда не усомнился в ценности тех принципов и идеалов, на которых стоит современная западная цивилизация, считая, по видимому, это оправданной и законной жертвой.

(Окончание в следующем номере)

Миссионерский институт при Ново-Тихвинском монастыре приглашает абитуриентов на шестимесячные подготовительные курсы.

Подготовка к вступительным испытаниям по:

– основам Православия;
– обществознанию;
– истории России.

Обучение бесплатное. Начало занятий 1 февраля.

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Декабристов, 87.

Телефон: (343) 269-30-36.

uralsky-missioner.ru

 
Дивен Бог во святых Своих

Избранный Богом

Андрей Печерин, научный сотрудник кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин ЕПДС

11 февраля – Собор Екатеринбургских святыхСвященномученик Владимир Сергеев родился 3 июля 1867 года в селе Далматовском Шадринского уезда. Отец Владимира был земским фельдшером и работал при Далматовском Духовном училище врачом.

 
Исследуйте писания

Единственный Сущий в этом мире есть Бог

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О рабах Божиих Апостол Иуда свидетельствует о неотвратимости Суда Божия: «Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс