Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (710) → «Бог наш есть Бог мира и порядка»

«Бог наш есть Бог мира и порядка»

№5 (710) / 1 февраля ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

Об иерархии и отцовстве

Мы продолжаем изучать соборное Послание апостола Иуды и обращаемся к грозным свидетельствам, которые апостол Иуда приводит против тех, которые сами развращают народ неправильными сведениями о Христе и о жизни во Христе, и против тех, кто поверил этим свидетельствам, увлекся в учения ложные и отпадает от жизни, которая указана была Духом Святым в день, когда человек принял Крещение в Церкви.

Вот как об этом пишет апостол Иуда: «Так точно будет и с этими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил, Архангел, когда говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «Да запретит тебе Господь». А эти злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каина, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей».

Первое, на чем хотелось бы остановить внимание, это слово «мечтатели», те, кто этим занимаются. Интересное слово – мечтатели, что-то из эпохи романтизма, сразу рисуется образ какого-нибудь Ленского. Мечтатель, в нашем понимании, это человек, живущий в выдуманном мире, далеком от реальной жизни, но в целом безобидный, не опасный для других и для себя.

На языке же Священного Писания и – вслед за ним святоотеческой мысли – мечтатель явление не столь безобидное. Мечтать, с точки зрения православной, аскетической традиции, всегда небезопасно, особенно когда речь идет о духовном мечтании. Тогда человек начинает мечтать о себе, мнит себя особенным, образованнее, умнее, духовнее, смиреннее, всех остальных. То есть когда он думает, что он пусть не самый-самый-самый, но, по крайней мере, больше других, как говорит евангельский отрывок: несмь яко же прочие человецы. Вот это и есть мечта, прелесть – это мнение, которое, в конце концов, приводит к надменности; человек ставит свое мнение выше, чем мнение остальных. Он пребывает в опасном состоянии, в мечте льстя сам себе.

На самом деле он не таков, но трагедия падшего человека в том, что он не видит сам себя…

В том-то и грандиозность сути Страшного Суда, что человек однажды не только увидит Бога таким, Какой Он есть, но и себя увидит таким, какой он есть, без всякого обольщения узнает правду о самом себе.

Одна из задач духовной жизни – постепенное самопознание, подготовка человека через Исповедь, через терпеливое прохождение заповедей Божиих. Человек постепенно познает сам себя и глубоко смиряется не только перед Богом, но и перед людьми, свое мнение никогда не ставя выше мнения хоть кого-нибудь. Он исцеляется от прелести, в которой пребывает практически все человечество.

Об этом, к слову сказать, пишет в своем Послании апостол Павел, и мы увидим еще, когда дойдем до Послания апостола Павла, что не раз и не два он свидетельствует, чтобы люди не мечтали о себе, не мнили о себе больше, чем они есть на самом деле.

Проявляется эта мечтательность всегда, и до сих пор ничего не изменилось в природе человека в этом отношении, в лжеучителях, которые разрушают Церковь тем, что, как пишет апостол Иуда, отвергают начальство и злословят высокие власти. Есть такое понятие – отцовство, как категория бытия вообще; частный случай его плотское отцовство, то есть мы называем отцом нашего родителя.

Есть понятие «духовный отец» и еще много разных проявлений отцовства, но подлинное, высшее отцовство есть Отец Небесный – Отец для всякой твари, во Христе Отец всякого человека. И вот от Него, как пишет апостол, именуется всякое отечество на земле – от Него истекает вообще вся эта категория отцовства. Не будь Отца Небесного, никогда бы на Земле и не было бы никакого отцовства.

Мы разбирали этот пример, изучая Ветхий Завет: один из сыновей патриарха Иакова, Рувим, осквернил ложе своего отца; или Хам, один из сыновей Ноя, насмеялся над своим отцом. И тот, и другой были не прокляты от лица человека, но прокляты Богом. Отвергнуты потому, что они не почитали земного отцовства.

Если человек не может оказать почтение отцу, которого видит, если не может как должно реагировать на проявление малой степени всеобщего отцовства как такового, то он никогда не сможет вместить и ответить благодарностью и почитанием на любовь и проявление Небесного Отца. Неверный в малом тем более не будет верен в большом – это закон жизни. И поэтому люди, не способные почитать своего отца, не способны почитать и Бога.

Но здесь речь идет не об отцовстве; апостол Иуда говорит о другой мировой категории, которая тоже объемлет все сотворенное Богом, – о категории начальности, начала, об иерархии бытия. В иерархии живут, как мы знаем, ангельские чины. Мы не очень хорошо представляем, как устроен их мир, их иерархия, но совершенно точно знаем, на основании писаний святых отцов о Небесной иерархии, свидетельств Священного Писания, – начала, господства, силы, власти, престолы, херувимы, серафимы, ангелы, Архангелы. Это все наименования, взятые из Нового Завета, из свидетельств апостольских; определенная иерархия, чинопоследование, наблюдается даже в таком, казалось бы, свободном и нерегламентированном мире, как мир ангельский.

Более того, определенную иерархию, определенную структуру имеет организованная материя, все в ней подчинено каким-то законам и все взаимосвязано. Иерархичность всего существующего в мире, даже в неживой материи, прослеживается, и, собственно, потому и возможно изучение и вообще представление, что какие-то законы в мире действуют. Априори человек знает, что есть определенный порядок в этом мире, а порядок предполагает в том числе и иерархичность бытия. Апостол Павел пишет, что чин и порядок должен быть и в церковных собраниях именно потому, что Бог наш есть Бог мира и порядка, а шум, беспорядочность, хаос – это все удел разрушительных темных сил.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Интервью

Дохристианское свидетельство о Христе, или Зачем нам Ветхий Завет?

Анастасия Титова

(Окончание. Начало в №3, №4) Зачем христианам читать Ветхий Завет? Как правильно воспринимать библейские события? Может ли чтение Ветхого Завета влиять на духовную жизнь? На вопросы отвечает магистр духовно-нравственного воспитания, старший преподаватель Миссионерского института Константин Владиленович Корепанов

 
Читаем Ветхий Завет

В Завете с Богом должно быть все общество

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О присутствии Бога в человеческой истории При несоблюдении заповедей, неверности Богу сохранение религиозных традиций соседних народов – очень плотских, близких не просто к идолопоклонству, а к открытому сатанизму – было, конечно, очень соблазнительным.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс