Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Священномученик Владимир Сергеев родился 3 июля 1867 года в селе Далматовском Шадринского уезда. Отец Владимира был земским фельдшером и работал при Далматовском Духовном училище врачом. Крещен был Владимир в приходской Свято-Николаевской церкви села Далматовского и наречен в честь святого равноапостольного князя Владимира. Интересно, что с Никольским храмом связана вся его жизнь: в детстве он ходил в эту церковь на службы, когда подрос, стал здесь же псаломщиком, а после рукоположения служил священником, здесь он отслужил и свою последнюю Божественную литургию, после которой принял мученический венец.
В советское время в Никольском храме располагался краеведческий музей, но Никольскому храму повезло больше, чем тысячам других. В соседнем Катаевске, например, церковь была превращена в школу, в алтарях устроены туалеты, храмы окрестных сел были разрушены до основания.
Господь с детства избрал священномученика, посылая ему скорби и болезни. Искривление позвоночника, горб на спине, – все эти болезни мешали священномученику полноценно расти; в детстве, когда дети играют и радуются жизни, Владимир был лишен этой радости. Но Господь, ниспосылая скорби, посылает и Божественное утешение. В 1878 году родители отдают маленького Владимира в Далматовское Духовное училище (сегодня оно разрушено, а раньше это был центр духовного образования на Южном Урале).
Окончив полный курс, Владимир в 1883 году поступил в Пермскую Духовную семинарию и в 1890 году окончил полный шестиклассный курс. Как отмечено в послужном списке священника Владимира Сергеева, 26 июня 1890 года, по окончании курса в Пермской Духовной семинарии, он был уволен со свидетельством 2-го разряда в епархиальное ведомство.
Из Перми Владимир возвратился к родителям в село Кабанское, куда после закрытия Далматовского училища его отец вернулся на жительство. Здесь молодого выпускника семинарии ждала его будущая жена – дочь настоятеля местной церкви Лидия Попова. Ее отец – священник, известный чудак по прозвищу Барон, с радостью благословил дочь на брак с молодым семинаристом, несмотря на его физические увечья.
Летом 1891 года, приехав в учебный отпуск, он обвенчался с Лидией и подал прошение епархиальному архиерею на рукоположение в священный сан. 22 февраля 1892 года Владимир был рукоположен на третью священническую вакансию к своему родному Свято-Николаевскому храму. Молодому священнику исполнилось только 25 лет, но уже через год после рукоположения его назначили на должность духовного следователя от духовенства по своему благочинию – в его обязанности входило проведение расследований по проступкам лиц духовного звания. Отец Владимир на этой должности состоял шесть с половиной лет и должен был оставить ее по усилившейся болезни.
Из трех новомучеников, пострадавших в Свято-Николаевском храме села Далматовского, отец Владимир первым начал нести свою священническую службу; через 5 лет, в 1897 году, в Далматово прибыл новый рукоположенный отец Александр Сидоров. Для обоих святых Николаевский храм был первым местом священнической службы.
Отец Владимир стоял у истоков основания второклассной монастырской школы, в 1899 году она была передана из ведения земства в ведение Далматовского Свято-Успенского монастыря, и сразу же священномученик Владимир был утвержден в ней в должности преподавателя Закона Божия.
В 1903 году отец Владимир был утвержден преподавателем Закона Божия в село Затеченское. Село это находилось всего в двух верстах от Далматова, а пока в Затечье не было своего священника, отец Владимир служил по праздникам в недавно построенном Свято-Духовском храме. В 1904 году отец Владимир был назначен катехизатором по своему благочинию. Он был обязан ездить по приходам, произносить проповеди, дважды получал награды и благословенные грамоты от архиерея за свою проповедь и за ревностные труды законоучителя затеченской школы.
К сожалению, после образования в Затечье самостоятельного прихода новый священник почти уничтожил все наработки и труды отца Владимира, он почти не ходил на занятия в церковно-приходскую школу и не учил детей, так как был, как сам он признался Правящему Архиерею, очень неуверен в себе (Владыка даже сделал ему замечание, сказав, что ему надо взять себя в руки). Именно этот священник – Андрей Смирнов во время наступления белогвардейцев на Далматово прикажет звонить в колокола. Этот колокольный звон сыграет роковую роль для священников Николаевского храма.
Отец Владимир был очень хорошим учителем, его очень ценили епархиальное начальство и городские власти. В 1909 году в Далматове было открыто городское четырехклассное училище, отца Владимира сразу же пригласили преподавать в нем Закон Божий, и он соглашается.
Память о священномученике Владимире как о добром и чутком пастыре сохранилась до наших дней. Один из выпускников Далматовского Духовного училища Яков Иванович Зайков, впоследствии житель города Далматова, вспоминал об отце Владимире: «Уже в третьем классе отец Владимир как-то подозвал меня: «Яша, завтра перед началом занятий для учеников вашей и второклассной школы будешь читать Псалтирь. В зале второклассного училища стояла кафедра. По причине малого роста для меня был поставлен стул, встать на который мне помог воспитатель Иван Петрович. Мое старание священник оценил на уроке Закона Божия. Подавая мне пятак, он сказал: «Вот это тебе, Яша, за отличное исполнение моего задания».
В 1915 году за заслуги по гражданскому ведомству иерей Владимир Сергеев был награжден камилавкой.
Обстоятельства гибели священномученика Владимира и других священников Никольского храма в 1918 году остаются не до конца выясненными. Не подлежит сомнению, что причиной убийства стали события уже известного Далматовского боя, но в подробностях картина гибели остается пока не раскрытой до конца. Неизвестна точно даже дата гибели Далматовских священномучеников, 9-е ли это июля, как пишут о том красноармейцы, или ночь на 10, как представляет нам воссоздаваемая историческая картина боевых действий в районе Далматово, или же 10 июля, как писалось позднее в церковной прессе.
По распространенной в советских источниках версии, далматовские священники зазвонили в колокола в ответ на колокольный звон Затеченской церкви и этим они подавали какие-то сигналы белогвардейцам. Но насколько правдоподобно это предположение? Такие истории, очень распространенные во время гражданской войны, по мнению историка гражданской войны на Урале А.М. Кручинина, были не более чем мифами, созданными больным воображениембольшевиков, напуганных наступлением белых. Вспомним историю, когда Государю и Царевнам во время ареста солдаты запрещали пользоваться светильниками, считая, что при их помощи Царская Семья подает кому-то тайные сигналы.
Зоя Ивановна, жительница г. Далматово:
– Я познакомилась с внучкой священника Григория Черемухина, и Елена Михайловна рассказывала, что красноармейцы заранее готовили арест причта церкви. Местные крестьяне предупредили своего любимого священника отца Владимира о грозящем аресте. Зная, что арест большевиков практически означает расстрел, вместо того, чтобы спрятаться от рук убийц, священники отец Владимир и отец Александр пошли вечером в Божий храм молиться и готовиться к смерти.
Почему священники приказали звонить? Может быть, они звонили по окончании Божественной службы, может быть, действительно отвечали на колокольный звон Затеченской церкви, а может быть, ценой этого звона они хотели остановить кровопролитный бой и принести себя в жертву за всех людей.
Дочь священника Черемухина вспоминает, что звон из церкви раздался ночью. В советских источниках сообщается о том, что контрреволюционный перезвон раздался вечером в ответ на звон Затеченской церкви. Конечно, звон сразу привлек в храм разъяренных красноармейцев. Бандиты (а это были настоящие бандиты – карательный отряд возглавлял вор-рецидивист Петров) привели отца Владимира и отца Александра, коля штыками и предварительно сильно избив, в штаб, там, после формального суда отдали на растерзание толпе убийц.
На месте предположительной могилы священномученика Владимира и других далматовских мучеников, был установлен памятный крест.
В прямом эфире телеканала «Союз» состоялась четвертая встреча с профессором Московской Духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым.
(Начало в предыдущем номере) Зачем христианам читать Ветхий Завет? Как правильно воспринимать библейские события? Может ли чтение Ветхого Завета влиять на духовную жизнь? На вопросы отвечает магистр духовно-нравственного воспитания, старший преподаватель Миссионерского института Константин Владиленович Корепанов
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.