Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (630) → Председатель Синодального информационного отдела Владимир Романович Легойда: В православных СМИ мы пытаемся объяснить, почему строим храмы, зачем человек туда должен ходить, что он там должен делать

Председатель Синодального информационного отдела Владимир Романович Легойда: В православных СМИ мы пытаемся объяснить, почему строим храмы, зачем человек туда должен ходить, что он там должен делать

№21 (630) / 1 июня ‘11

Люди церкви

В программе «Люди Церкви» – председатель Синодального информационного отдела Владимир Романович Легойда. Ведущий – Олег Петров.

– Что такое православные СМИ?

– Это очень важный и правильный вопрос. Есть две категории православных СМИ. Первая – официальные СМИ. Скажем, для Русской Православной Церкви в общецерковном масштабе это два издания: «Журнал Московской Патриархии» и «Церковный вестник». Они имеют благословение Святейшего Патриарха. А если говорить уже о современных средствах массовой информации, это официальный сайт Московского Патриархата РПЦ на домене «Православие.Ру», который более или менее работает в режиме информационного агентства. Может быть, не совсем полноценно, но старается ленту новостей выпускать. По крайней мере, все, что касается трудов Святейшего Патриарха, появляется именно там в первую очередь. Вот это официальные СМИ, о которых мы будем говорить и называть их православными, а правильнее будет называть их церковными, потому что они связаны с церковными структурами.

И есть другая категория. Речь идет об изданиях, которые делают православные люди. Это может быть журнал, газета, интернет-ресурс, который посвящен либо какой-то тематике, или просто любым проблемам современности, но который отражает позицию православных людей. И эти ресурсы могут декларировать свою православность, хотя, мне кажется, это совершенно не обязательно.

– По роду своей деятельности Вы отслеживаете, что и как освещают эти СМИ. Как Вы оцениваете их адекватность, профессионализм? Актуальны ли православные СМИ? Ведь они освещают жизнь Церкви, которая статична по определению – в своих мыслях, в своих ценностях: что там актуально может быть – «спасайся, смиряйся и люби», и все. Или это не так?

– Один светский журналист, которого попросили сделать сюжет о Рождестве, сказал, что ему трудно говорить о новости, которой уже две тысячи лет. Наверное, вы об этом говорите. Мне кажется, что здесь нужно разделить два момента. Если мы говорим о новостях, то тогда к ним в первую очередь применимо то, о чем вы сказали. Но в средствах массовой информации не обязательно присутствуют только новости. Хотел бы напомнить хрестоматийный функционал средств массовой информации – это информировать, просвещать и развлекать. Если слово «развлекать» изменить на слово «увлекать», то, мне кажется, это те функции, которые должны быть присущи православным СМИ. Конечно, есть еще одна очень важная функция современных СМИ, связанная с массовым сознанием, с информационным обществом – это функция воздействия. И здесь, понимая, что есть такие возможности, нужно быть очень осторожными и ответственными.

Что касается вопроса об адекватности, то здесь я бы сказал так... Конечно, если мы говорим об адекватном профессионализме в деле сугубо информационном, здесь есть куда стремиться. Хотя, знаете, длительное время мы говорили о том, что православным СМИ не хватает профессионализма по сравнению со светскими. Я последние два года вынужден заниматься уже не только журналом «Фома», но и другими православными и светскими СМИ, с которыми мы взаимодействуем по долгу службы. Кроме того, я преподаю журналистику в высшем учебном заведении и могу ответственно сказать, что вопрос профессионализма сегодня очень остро стоит не только для православных журналистов, но и для светских. Особенно это связано со стиранием грани между СМИ и блогосферой, потому что сегодня запись в блоге может стать не только поводом для дискуссий в интернете, но и новостью для СМИ – СМИ какие-то вещи узнают из блогов. И здесь очень часто хромает первое правило журналистов, которое я пытаюсь своим студентам как-то вбить в сознание, – «журналист обязан проверять факты». И даже по тому, как подаются новости о жизни Церкви в светских СМИ, очень часто мы видим, что азы профессиональной деятельности журналиста часто не соблюдаются. Так что сегодня, стремясь к профессионализму, нужно перестать посыпать голову пеплом и говорить: ой, как мы отстали от светской журналистики. Там есть такие вещи, к которым нам вообще и не нужно стремиться.

– А как же рейтинги?

– Замечательный светский журналист Валерий Александрович Фадеев, главный редактор, как мне кажется, лучшего делового журнала России «Эксперт», на одной официальной встрече сказал: а почему мы к рейтингу относимся как к чему-то священному? И, обращаясь к телевизионщикам, он сказал замечательную вещь, я под каждой буквой этой фразы готов подписаться: а почему вы считаете, что рейтинг – священная корова? Потому что порой никакого содержания нет, кроме погони за возможностью заработать. Понимаю, что телевизионщикам есть что на это возразить, но это не снимает остроты проблемы. Мне кажется, понятно, что если это новости, их надо делать динамично, профессионально, в духе того, как современный человек способен это воспринимать. И, повторяю, тут нам есть к чему стремиться. Перед фестивалем «Вера и слово» мы даже сделали такую нарезку: взяли новости со светских и с некоторых православных каналов. Честно скажу: это было не в нашу пользу, потому что у нас с самого начала появлялся «провал по ритму», как говорят профессионалы, в их подаче. А в принципе, новостные передачи и на телеканале «Союз», и на других региональных православных телеканалах сегодня делаются уже на высоком профессиональном уровне, и канал «Союз» может служить образцом для православного телевидения. Поверьте, я не для комплимента это говорю: вижу, что вы очень много вкладываете в программы, много работаете, это заметно.

А если говорить не о новостях, то здесь, конечно, тяжелее. Не могу с ходу назвать какие-то просветительские и культурные программы, которые у нас представлены равноценно, достойно и которые люди будут смотреть вместо «Давай поженимся» или «Пусть говорят!». Здесь есть еще над чем работать.

– Почему для светских СМИ рейтинг как священная корова? Потому что тогда на рекламе зарабатывают большие деньги. А финансирование православных СМИ , как Вы считаете, на должном уровне или нет? И что еще нужно делать для повышения финансирования?

– Делать это нужно совершенно обязательно. Понятно, что современные СМИ, особенно телевидение, очень дорогая штука. И нужно понимать, что сделать это без денег и красиво невозможно ни при каких условиях. Особенно если сравнивать телевидение с печатными СМИ. Я это знаю и как издатель журнала, и как человек, который с телевидением связан. А проблема здесь, мне кажется, заключается в том, что, с одной стороны, у Церкви нет бюджетных денег, которые можно было бы целенаправленно выделить на средства информации. А с другой стороны, православные меценаты, православные верующие и люди, которые помогают сегодня Церкви, по-разному относятся к своей благотворительной деятельности. Мы всем миром помогали в прошлом году пострадавшим от пожаров, нынче помогали пострадавшим от землетрясения в Японии.

Но нередко приходится сталкиваться с таким фактом: когда человеку говоришь, что надо пожертвовать на храм, у него нет никаких вопросов, потому что он понимает, что храм – это святое дело; а вот телевидение, газеты, журнал для них как-то второстепенно. Люди не понимают, что с помощью православных СМИ мы пытаемся объяснить, почему строим храмы, зачем человек туда должен ходить, что он там должен делать. Это же колоссальная просветительская и миссионерская задача, и если мы не будем сюда вкладывать силы и средства, то рискуем оказаться на периферии того, что сейчас называется информационным обществом. А это очень опасно. Ведь, например, те силы, которые сейчас принято называть маргинальными, которые не самые правильные тенденции развития Церкви предлагают, сегодня нередко прибегают к интернету, к самым современным технологиям, чтобы свои взгляды, зачастую очень опасные, таким образом пропагандировать. Мы в этом смысле должны быть очень хорошо экипированы.

– Что православные СМИ должны делать, кроме новостей, что освещать? В одном из интервью Вы сказали, что нужен профессионализм в подаче информации, в освещении некоторых событий; но церковные события – это куда поехал Патриарх или где-то храм построили. И, в общем-то, все... Если это миссионерская деятельность, то о чем должна идти речь? Ведь миссионерство – рассказ о Христе. Но если мы говорим о Христе, мы рассказываем о личном опыте общения человека со Христом. А личное всегда предполагает сугубый субъективизм. Православное СМИ должно быть набором таких рассказов? О чем говорить в православных СМИ?

– Вы задаете непростые вопросы... Попытаюсь сформулировать несколько моментов. Во-первых, очень важно сейчас всем вместе создать единое православное информационное пространство. По крайней мере, это одна из задач нашего отдела. Что это значит? Это значит, что у людей, которые читают православные издания или смотрят ваш телеканал или наш сайт, не должно быть ощущения, что они живут на другой планете, в другое время. То есть мы должны понимать, чем сегодня живет Церковь, и друг другу помогать в этом понимании.

И, конечно, центром разговора в СМИ и где угодно, я на этом настаиваю, хотя по этому поводу нередко бывают дискуссии, должно быть главное послание христианского мира – послание о Христе. Это можно передавать и телевизионными методами. Да, сложно, но мы обязательно должны учиться это делать, об этом нужно говорить обязательно: если мы не говорим о Христе, то непонятно, почему мы себя соотносим с православным христианством. И главное здесь, с чем человек выходит после просмотра программ, после прочтения статьи – с какой мыслью, с каким чувством он заканчивает свое общение с православным СМИ.

А единое пространство предполагает, что, скажем, на сегодняшний день православный человек, который это СМИ читает, смотрит и слушает, понимает, о чем говорит Священноначалие, какова, так сказать, повестка дня. Это очень важно. Это не формальные вещи. Скажем, Патриарх еженедельно или даже несколько раз в неделю произносит проповеди. Это всегда не просто пастырские проповеди, но и послание Предстоятеля, и о них нужно знать. Это не чиновничья вещь, не просто рассказ о деятельности первого лица, это вектор движения Церкви. И это нужно знать, чтобы понимать. Нередко сегодня слышишь даже резкие очень суждения: «вот Патриарх говорил так, а у нас в церкви все по-другому». Но в большинстве случаев, чтобы понять, что это не так, надо просто послушать внимательно, о чем говорит Патриарх. И люди, которые иногда говорят что-то в пику Патриарху или Священноначалию, я уверен, говорят это либо с чужих слов, либо получают какую-то перевранную информацию. Вот это очень важно – непосредственно доносить слово Предстоятеля Церкви и то, что в Церкви происходит.

И третий, важнейший, мне кажется, момент: обсуждение проблем, которые волнуют людей. И церковных проблем, и проблем общества, и нашей православной позиции. Какой она должна быть? Очень важно, чтобы она звучала, чтобы люди видели неравнодушие Церкви к проблемам гражданского общества, ведь равнодушие – страшный порок. Скажем, социальное служение Церкви активно развивается, это и есть противостояние равнодушию, которое, как раковая опухоль, наш мир поразило. Мне кажется, что об этих вещах очень важно говорить.

– Обсуждение церковной и вообще православной тематики в студийном формате организовать сложно; как это нужно делать, на Ваш взгляд?

– Мне кажется, в первую очередь должна быть определенная уверенность того, кто это делает, в том, что это нужно делать обязательно. Сегодня нет гонений на Церковь. И мы понимаем, как это хорошо. С другой стороны, и в наше время есть сложности. Ведь когда Церковь подвергается гонениям, когда вера каждого человека проверяется иногда ценой жизни или страшных предательств, верующие люди очень сильны. Но их число немного сокращается в силу того, что не все выдерживают. Возьмем, к примеру, огромный опыт и богатство новомучеников и исповедников Российских в ХХ веке. А в более спокойные времена происходит некое размывание какого-то уровня. И не раз это было в нашей истории. Скажем, монашество возникло, в том числе, и как ответ на то, что христиан стало больше и уменьшилось число желающих идти вслед за Христом: не было гонений, люди молились от случая к случаю, это стало обыденным. И вот тогда появилось монашество. Так и сегодня, мне кажется, мы стоим перед опасностью того, что если ты считаешь себя христианином, это уже хорошо: в воскресенье утром сходил в церковь, вечером пива попил и с чувством, что ты христианин, в понедельник встал и пошел на работу.

Опасность расцерковления людей, которые, собственно, еще и не воцерковились, у нас есть. Посмотрите, с чем осталась сегодня Европа, в которой не было таких гонений, но которая никак не является образцом христианской жизни – там размывается идентичность христианская. Поэтому, мне кажется, очень важно понимать сложность ситуации...

Отсутствие гонений не означает, что легко быть христианами. Христианином вообще быть тяжело, и если человек считает себя христианином и ему легко жить, значит, с ним что-то не то.

– Да, иной раз исчезает дух христианства. В преддверии Пасхи были сюжеты и в светских, и в церковных СМИ: в США были такие аттракционы, что Христос идет на распятие, его зеваки фотографируют на мобильники... Как сохранить православный дух, дух диалога, веры и подвига? Необходимо общение. В этом, наверное, формат телевидения мог бы помочь, в том числе формат ток-шоу. Но для этого нужны, на мой взгляд, и кадры журналистские соответственные. Откуда они могут прийти?

– Их надо готовить. Вообще, проблема кадров – не только проблема православного телевидения. Честно говоря, в жизни, мне кажется, проблема кадров одна из самых больших. Даже финансовая проблема менее значительна, ведь если будут деньги, но некому будет работать, ничего не получится. Конечно, кадры надо готовить. Если мы говорим о журналистах, то, слава Богу, у нас есть соответствующие учебные заведения. Это и Свято-Тихоновский университет, и Российский православный университет Иоанна Богослова, в котором есть кафедра журналистики и связей с общественностью. Мы говорим и о появлении специальных курсов в духовных семинариях и академиях, чтобы и будущие священники понимали, как общаться со СМИ.

И еще нужно бережно относиться к творческим людям. Это не значит, что нужно им во всем потакать, потому что в любом творческом деле есть творческая похоть, и она ничем не лучше, чем какая-то физическая или интеллектуальная похоть. Это страшная вещь. Но все-таки нужно понимать и ценить те таланты, которые Господь дает разным людям, их надо взращивать и преумножать. И я это отношу, прежде всего, к нашему отделу, потому что мы ставим одной из задач своей деятельности помощь православным СМИ в деле их важного служения.

– К вопросу соответствия продукции православных СМИ, если хотите, церковным идейным стандартам: на печатном издании вы ставите гриф, а как быть с электронными СМИ?

– Существует решение последней коллегии Синодального информационного отдела о создании каталога православных электронных СМИ. И вхождение в этот каталог будет своеобразной формой, так сказать, грифования. Думаю, что мы это еще обсудим, подадим для утверждения Святейшему Патриарху. Такая форма признания никакого вреда принести не может. Речь идет о том, что в этом деле гриф нужен скорее с точки зрения богословского, церковно-исторического содержания, а форма профессионального признания, мне кажется, – количество зрителей, слушателей, читателей. Если их много, значит, СМИ хорошо работает.

– Жизнь православного зрителя не сводится к категориям только церковной жизни. Как не переступить грань между светскостью и церковностью на церковном канале? Скажем, может ли быть развлекательная программа на православном канале?

– Надо конкретно смотреть, о чем речь. Мне кажется, сам по себе юмор в телепрограммах не противопоказан, но я плохо себе представляю какой-то «Прожекторперисхилтон», связанный не с юмором как таковым, а, скажем, с высмеиванием других людей. Это вещи недопустимы. Но мне кажется, что могут быть увлекательные передачи, как, например, «Умники и умницы» на Первом канале – старожилы отечественного телевидения. Почему бы не делать телевикторины, которые могут быть посвящены истории Церкви, истории России? Другое дело, чтобы это было зрелищно и интересно, это опять же требует вложений. Нужно придумывать яркие и интересные вещи, как, например, «Что? Где? Когда?». Насколько я знаю, пытались использовать эти форматы, договаривались с правообладателями, Крымская епархия этим занималась, проводила такие конкурсы. Это можно и нужно делать.

– Спасибо за беседу, я желаю в Ваших трудах, в Ваших подвигах помощи Божией.

– Спасибо.


Смотрите программу «Люди Церкви» на телеканале «Союз»: четверг 02.00, 12.00, пятница 16.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Духовное наследие

Милостыня духовная

Носители духа Святителя Игнатия

Она (милостыня) заключается в том, чтобы мы не осуждали ближних, когда они согрешают, но миловали их... Святые отцы сказали, что милостыня, оказываемая душе, настолько выше милостыни, оказываемой телу, насколько душа выше тела. Свт. Игнатий (Брянчанинов)

 
У книжной полки

Воинская слава России: из века в век

Светлана Ладина

«Сила непобедимая», «Герои священной земли Русской», «Во славу Отечества», «Уроки доблести и чести», «Воин Христов» – издания, представленные сегодня на нашей книжной полке. Они повествуют о доблестных традициях православного воинства, о героях древних и современных, чей пример и сегодня воспитывает патриотизм и вдохновляет на защиту Отечества

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс