Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с президентом Международного фонда славянской письменности и культуры Александром Крутовым в эфире телеканала «Союз»
Какие перемены нас ждут в будущем? Об этом в программе «Люди Церкви» разговор с президентом Международного фонда славянской письменности и культуры Александром Крутовым. Ведущий – Олег Петров.
– Здравствуйте, Александр Николаевич. На Ваш взгляд, нужно ли сегодня что-то менять в направлении духовно-нравственного возрождения России?
– Конечно, нужно. Недавно выпуск нашего курса факультета журналистики МГУ собирался – сорок лет назад мы, как говорится, вышли в жизнь, – вспоминали нашу студенческую жизнь, прожитые годы.
О чем мы говорили? Начинали мы жить в одном государстве, но треть нашей жизни пришлась на другое государство; большая часть нашей жизни пришлась на времена перемен, смутное время. Мне вспоминается китайское проклятие: чтоб тебе жить во времена перемен. Китайцы – народ мудрый, не одно тысячелетие живут и знают, что говорят. Так вот, нам довелось последнее столетие все время жить при переменах. Сначала сменили один строй – самодержавие на социализм, потом социалистический строй сменили на капиталистический. А когда происходят перемены, что самое главное? Гаснут одни маяки, на которые ориентируется государство, страна, народ, и ставятся другие, убираются одни вешки, по которым должен идти человек, и ставятся другие. Происходит слом всего, и человеку предлагаются совершенно иные ценности, когда черное выдается за белое, белое выдается за черное, и человек оказывается в растерянности.
Так вот, мы уже двадцать лет живем в новом государстве, которое провозгласило своей главной целью свободу. «Свобода – это счастье, свобода – лучше, чем несвобода». Свобода слова, свобода совести, свобода разврата, свобода разнузданности, свобода рынка... Человек решил, что он будет свободен от всего и вся и будет счастлив. И он забыл одно – что свобода должна быть не только от чего-то. Свобода – для чего?
И за эти годы мы увидели, что человек забыл, для чего он создан, – а он создан по образу и подобию Божию и должен им соответствовать.
И, окунувшись в эту свободу, человек вдруг увидел, что вокруг создается страшное общество. Общество, в котором разрешены аборты и миллионы детей нерожденных умирают. Общество, где господствует право волка – он имеет право съесть овцу, а у овцы остается только право быть съеденной волком, потому что она более слабая. И вот это общество двадцать лет существует. Естественно, уже многие люди поняли, что земное счастье не смогли построить большевики, но земное счастье не могут создать и олигархи и капиталисты.
И снова у людей возникает вопрос: а где оно, это счастье? Для чего человек живет, для чего он появляется на свет? Ради того, чтобы родиться, сходить в школу, выучиться, пойти работать, жениться, родить одного-двух детей, получать удовольствия и уйти с этой земли? Или он живет для чего-то другого, приходит на нашу землю, чтобы выполнить какую-то роль, предназначенную ему Богом? Ведь Господь не случайно посылает каждого человека сюда, в это земное странствие, в земной путь, готовя его к жизни вечной. И люди начинают понимать, что не ради хлебов человек живет, хотя у большинства сегодня хлебы – это самое главное, потому что они дают материальный достаток. Вы помните из Библии, когда Господу предложили, что если Он хочет, для Него могут камни превратиться в хлеба, то Господь сказал «нет». А мы говорим «да».
– Так что ж, надо отречься от материальных благ?
– Никто не говорит, что надо отрекаться от материальных благ, дело в другом: нельзя ставить материальные блага на первое место. Как только ты ставишь материальный достаток на первое место, ты сразу становишься другим человеком. Почему? Потому что , чтобы достичь материального достатка в нынешней жизни, ты должен быть циничным и наглым. И вот такой жизнью мы живем уже двадцать лет. Конечно, выросло новое поколение, которое не знает, что было раньше, и думает, что так и должно быть. Но так не должно быть.
– А как должно?
– По-другому, и вот это сегодня у людей назрело. Обратите внимание, даже партия «Единая Россия», которая, кажется, сегодня уже объединяет всех и вся, партия власти, вдруг поняла, что не все у нее получается... И создается фронт, который должен объединить людей, многих и разных, которые бы потом уже вместе пошли. И что самое главное, сегодня даже создается программа на пятилетку. Это очень важно, что впервые задумались, что можно и нужно жить не по либеральным лекалам, а просто нужно жить так, чтобы люди знали, куда идти, что делать, как делать и кто за это будет отвечать?
Я думаю, что любой человек планирует свою жизнь: сегодня я иду на работу, а в сентябре поеду в отпуск, для этого надо заработать денег, потом надо купить жене пальто, ребенку надо купить велосипед... Человек планирует свою жизнь, семья планирует свою жизнь, и государство должно планировать свою жизнь, оно должно знать, куда идти.
– Духовно-нравственное развитие можно как-то спланировать?
– А вот духовно-нравственное развитие планировать нельзя, но его нужно создавать, и это две разные вещи. И сегодня многие понимают, что нужно изменить ту жизнь, в которой мы живем, но общество опять же разделяется на две части. Одни говорят, что нам нужно много хлеба, а другие говорят – подождите, прежде всего надо голову привести в порядок. Мы можем придумывать самые разные законы, сильные, строгие, можно ввести снова смертную казнь, можно за воровство сажать на 15-20 лет, можно все конфисковать... Но если человек внутренне непорядочен, если он не живет по нравственным, моральным принципам, то его никакие законы не удержат. Большинство сегодня у нас, к сожалению, живет так. Можно ли это изменить? Я думаю, что можно.
И сегодня, на мой взгляд, главное – отказаться от либеральной идеологии, которая говорит нам всем, что все дозволено, все можно. Мы должны сказать: нет, не все дозволено, не все можно. Дозволено может быть только то, что нравственно, морально, несет человеку духовное возрастание, духовно его не развращает.
– Кто будет определять такие критерии? Может быть, Церковь?
– Российское государство и российский народ выросли на православных ценностях. Только Русская Православная Церковь создала русского человека, русский народ и русское государство – Российскую империю. Сегодня главная задача – воспитание человека. Обратите внимание, что сегодня воспитание в Конституции не упоминается, воспитанием не занимаются ни школа, ни детский сад, ни институт, – все говорят, что семья должна воспитывать. Воспитание человека должно начинаться с самого рождения, а еще точнее – даже с воспитания родителей, которые должны родить своего наследника.
– Как Вы видите миссию своего фонда в этих переменах?
– Мне часто говорят, что я пессимистично смотрю на нынешнее состояние и на будущее, на что я всегда отвечаю, что пессимист – это хорошо информированный оптимист. Поэтому думаю, что впереди нас ждут довольно трудные времена, если, опять же, мы внутренне сами не изменимся. Как нам самим измениться – это один из самых главных вопросов. Можно призывать опять же по телевидению и радио: будьте лучше, сделайтесь лучше, соблюдайте все нравственные законы. Здесь должно быть усилие не только самого человека, человеку сегодня надо помочь. Помните, у Серафима Саровского: «спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи» – это правильно, но сегодня в этом мире человеку надо помогать спастись, и словом, и советом, и делом. И вот здесь, я считаю, от нас зависит, какая власть в государстве, на каких ценностях она строит свою политику. Вот что самое главное. Если мы поменяем ценности, то поменяем систему, поменяем отношение к человеку.
Сегодня человек рассматривается как средство достижения той или иной цели. А мы должны рассматривать цель жизни человека как спасение души для подготовки его к Богу.
– Но как средство человека рассматривают либералы, о которых Вы говорили?
– Те, кто у власти, так и рассматривают, а власть избираем мы. Но у человека есть свобода выбора – вот и выбирайте. Мы ведь сами выбираем себе того или иного человека, ту или иную власть, но зачастую мы обманываемся. Как часто мы готовы свою свободу выбора переложить на другого! Только бы самому не принимать никаких решений... А потом говорить: «вот, видите, что получилось, а я вот ничего не сделал, я за этого не голосовал, я за это не выступал, это вы сами». На кого-то переложить – это в нас тоже сидит. С одной стороны, свобода для нас, а, с другой стороны, мы от этой свободы отказываемся. Поразительная вещь.
Поэтому в нынешнее время сказать: «люди, вы свободны, и вы выберете ту власть, которая вам больше нравится» – я не думаю, что это возможно. Люди совершенно сегодня не свободны, потому что закрепощены своими страстями и жизненными земными устоями. Человек не раскрепощен духовно, и надо помочь ему раскрепоститься. Я думаю, что это возможно. Наш Фонд славянской письменности и культуры существует уже двадцать лет. Кажется, а что мы могли сделать – он создавался еще когда была советская коммунистическая власть? Мы провели первый праздник славянской письменности и культуры в советское время. Это было в 1986 году в городе Мурманске, на дальнем севере. А потом пошло: Новгород Великий, Вологда, Москва, Киев – и дальше по всей России. Кто тогда об этом думал? Мы просто делали дело, и понимали, что людям нужна правда, людям нужны яркие примеры, те, которые зовут к созиданию, а не к разрушению. Мы понимали, что нужно людям показывать тех святых и героев, которые приносят величие стране, с которых можно брать пример, а не искать в стране только плохое и темное, – наоборот, надо искать то, что возвышает. И наш фонд на протяжении нескольких лет устраивал выставки, конференции, выпускал книги. И сейчас этот праздник, который начинался просто с десятка человек в Мурманске, стал государственным Днем славянской письменности и культуры. Мы переименовали площадь Ногина в центре Москвы в Славянскую площадь, мы поставили памятник Кириллу и Мефодию, Словенским равноапостольным учителям, в центре площади, в центре Москвы. Мы обратили внимание людей на слово, русский язык, на душу человека, а значит, и на Бога.
И сколько потом прошло различных мероприятий, сколько было сделано дел... Начали открываться памятники, проводиться конференции, фестивали, конкурсы, открытые уроки, дети писали сочинения. Они узнавали свое прошлое – люди узнали свое прошлое, чтобы жить настоящим и творить будущее. Вот такая была задача фонда, и фонд эту задачу выполнял. Сначала фонд возглавлял Никита Ильич Толстой, академик, потом Вячеслав Михайлович Клыков, наш великий скульптор, который поставил памятники Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Шукшину, Жукову, несколько звонниц. Опять же наш фонд первым заговорил о трех ратных полях России, и мы сделали памятник на Прохоровском поле. Первый Благодатный Огонь тоже мы привезли в 1992 году, когда только разрушилось государство. Мы привезли Благодатный Огонь из Иерусалима, целый месяц везли его по всем славянским странам и привезли 24 мая в Москву.
Мы как бы открывали дорогу, и все больше и больше людей приходило к свету истины – вот задача фонда. Поэтому эту задачу решаем и сейчас. Говорим только одно: да, темна ночь, но рассвет будет. Но сегодня зажигать свечи – это наша задача. Вот что ты делаешь, то ты и должен продолжать делать: если силен враг, то ты должен быть сильнее. Вот напала на нас нацистская Германия... Страшный, сильный враг. И мы победили, потому что оказались сильнее духом. У немцев на ременных пряжках было написано «С нами Бог», а мы не говорили «с нами Бог» – Бог у нас был в душе. Хотя на пилотках и фуражках была звезда, но в душе-то был Бог. И мы победили с Богом – святые были за нас, Господь был за нас, и Матерь Божия была за нас.
Вот про это я и говорю – даже в самые трудные времена мы можем победить. И сегодня нужно четко понять, что никто за нас ничего не сделает. Если все вокруг воруют – не воруй ты. Если все вокруг ругаются матом – ну, сделай ты так, чтобы самому не ругаться матом, скажи сегодня доброе ласковое слово своим мужу, жене, сыну, дочери, брату, сестре, любимой девушке, просто соседу. Скажи. Сегодня помоги родителям своим или хотя бы позвони, сделай доброе дело ближнему своему. Это очень просто. А потом посмотри, сядь, задумайся – не смотри ты сериалы, отойди ты от них, не переживай чужие жизни: это же придуманная жизнь, а ты ее переживаешь и не видишь, что вокруг тебя творится, как проходит твоя-то собственная жизнь с детьми, с мужем, женой, родителями... Сядь, подумай и посмотри, кто же тебя окружает. «Нет, за этого я голосовать не пойду, вот этот мне не нужен, его выберешь, а он опять мне лапшу на уши будет вешать. Не буду я этого делать».
И не надо бояться, бояться-то нам нечего. Что сегодня могут с нами сделать? Могут навредить телу, да, но душе-то нет. И поэтому сегодня мало быть православным на словах, просто покреститься и на этом закончить свою жизнь в Православии. Нет. Надо своей жизнью доказывать, что ты православный. Ты будешь срываться, ты будешь падать, – естественно, без этого не получится, – но все равно ты это должен сделать. И мы сразу с вами увидим, как это все будет лучше. Ведь, когда приходишь в монастырь, ты видишь другую жизнь, тебя же там не тянет бузить или, как говорится, кричать или еще как-то выступать. Ты смотришь – там другая жизнь. И вот мы должны создать тоже жизнь другую в нашем государстве. Поэтому надо начинать с себя, со своего села, поселка, района. Будут выборы – выбирайте тех, кому, как вы считаете, можно доверять. Если вы таких не знаете, лучше вообще не выбирайте никого. Но ты посмотри на этих людей: если они тебя уже раз обманули, два раза обманули, не верь им, делай по-другому.
В конце концов, хотим мы этого или нет, но жизнь-то земная конечна – и все мы предстанем перед Господом, и все мы придем к Нему, и Он спросит: «что ты сделал, раб Божий Александр?». А ты в ответ: «да вот, Ельцин такой нехороший был, потом Путин, потом Медведев, плохие министры и чиновники, которые не давали мне возможности правильно жить...» – «Ну, ладно, с них Я спрошу Сам, а ты-то что сделал? Вот Я тебе дал такой-то талант, такое-то здоровье, такие-то силы, такой-то фонд... А ты-то что сам сделал, какое ты людям добро-то принес? Вот тебе вся картинка твоей жизни, посмотри на нее».
Тут не только горючими слезами будешь плакать – не знаю, как завоешь и закричишь от этого. А те, кто в это не верит, так что ж? Ну, не верят в Бога, пусть не верят, что с них возьмешь. Как говорится, во что веришь, туда и попадешь. Поэтому мы не случайно молимся за умерших наших знакомых и близких людей, которые не были верующими, мы пытаемся нашими молитвами хоть немножечко помочь им там, в той жизни.
– Александр Николаевич, мы желаем успехов Вам, активности Вашему фонду, и все мы ждем перемен к лучшему.
– Спасибо за пожелание. Я хочу сказать, что наш фонд выпускает журнал «Русский дом», и в этом журнале мы много рассказываем о событиях, которые происходят в стране и мире. И всегда эти события мы рассматриваем с позиции православного мировоззрения.
Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом в эфире телеканала «Союз» и радиоканала «Воскресение»– Здравствуйте, уважаемые телезрители и радиослушатели. В эфире телеканала «Союз» и радиоканала «Воскресение» программа «Архипастырь».
Дорогие братья и сестры!Я вступил на эту политую кровью Царственных Страстотерпцев, да и многих других людей, за годы существования здесь человеческого люда, много пострадавших и свидетельствовавших свою веру в Бога Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, землю.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.