Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (409) → Вопросы на исповеди

Вопросы на исповеди

№40 (409) / 22 октября ‘06

Азы православия

(Продолжение.

Начало в № 35–39)

 6. Не обращался ли когда-либо несправедливо, грубо и сурово с прислугой? Не притеснял ли ееплатой за труд?
 Горе тому,кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнегоработать даром и не отдает ему платы его (Иерем. 22, 13). Еще по закону ветхозаветномупредписывается, чтобы плата наемника не оставалась у хозяина до утра (Лев. 19,13).
 Тем болеехристиане должны заботиться о своих слугах — братьях о Господе. Святой апостолПавел учит, чтобы господа относились к своим слугам в страхе Божием, умеряястрогость, зная, что и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия(Еф. 6, 9).

 7. Не допускал ли ты ропота по отношению к тем, кому служишь? Не позволял ли себе небрежностипри исполнении своих обязанностей?
 Никогда не забывай, сын мой, что, служа своему господину или хозяину, ты служишь СамомуИисусу Христу, Которому дашь некогда отчет во всем (Еф. 6, 5; 1 Тимоф. 6, 1–2;1 Петр. 2, 18–19), — что ты работаешь не пред лицом человека, но Бога, — что ты лишишься своей награды от Господа за свои труды и верность, и тем большей,чем несправедливее к тебе относились господа и чем безропотнее ты служил им.
 Смотри на примере Господа нашего Иисуса Христа, Который, обнищав нас ради (2 Кор. 8, 4),Сам охотно служил другим, не стыдился умыть ноги ученикам и, наконец, добровольноотдал Себя за спасение мира на крестные страдания и ужасную смерть.

 8. Заботишься ли о воспитании твоих детей? Приучаешь ли их ко всему доброму и святому — к послушанию, любви к правде, молитве, трудолюбию? Внушаешь ли им любовь к Богу,ближним и Церкви Божией с ее спасительными обрядами и уставами? Обуздываешь ли дурной их характер разумными мерами наказания, соединенными с кротостью и справедливостью? Не подаешь ли им дурной пример своей жизнью?
 «Отцы, —сказано в слове Божием, — не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их во учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4). «Наставь юношу при начале пути его:он не уклонится от него, когда и состарится», — советует древний мудрец (Притч.22, 6). «Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображениякартины: что живописец изобразит — доброе или худое, святое или грешное, — то и останется; так и дитя: к каким правилам приучить его, с теми он и жить будет»(Летопись святителя Димитрия Ростовского).
 Строгое наказаниеожидает родителей за небрежное отношение к делу воспитания своих детей. «Родители,— говорит святитель Иоанн Златоуст, приведя пример строгого наказания Божияпервосвященника Илии за то, что он знал о дурном поведении своих детей и не обуздывал их, — родители, которые пренебрегают воспитанием детей своих по-христиански,беззаконнее детоубийц; ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу и тело ввергают в геенну огненную».

 9. Молишься ли ты, родитель, за детей своих Богу? Просишь ли у Господа благодатной помощитебе воспитать их в благочестии и страхе Божием, дабы они были полезными гражданамисвоего отечества, добрыми детьми твоими, имеющими утешать тебя в твоей старости,помогать тебе в твоей немощи, и послушными сынами Святой Матери-Церкви?
 Не забывай,возлюбленный во Христе брат, что дело воспитания детей, которых при всем стараниине всегда можешь оградить от многих дурных примеров, столь трудно, что однатолько благодатная помощь Божия, испрашиваемая в усердной молитве, может помочьтебе в этом. Твоя молитва о детях, именно о том, чтобы они были добрыми и благо-честивыми(но не о том, конечно, чтобы они были богатыми и знатными), несомненно, угоднабудет Богу, Который всегда найдет тысячи средств умудрить тебя в важном делевоспитания детей через просвещение ли твоего разума или через добрых и благочестивыхлюдей. Проси Его усердно об этом — и дано будет тебе, ищи — и найдешь, стучив двери милосердия Божия — и отверзут тебе. Помни, что дети дурные, дурно воспитанные,могут разбить всю жизнь твою и преждевременно свести тебя в могилу; кроме того,за нравственную гибель их ты же будешь отвечать Богу. Посему молись, крепкомолись Богу, Источнику разумов и добра, о своих детях, и Он дарует тебе всепотребное для доброго воспитания твоих детей. Даже испорченных детей, если родителимолятся об обращении, Он исправляет. Вот пример: мать блаженного Августина —этого великого впоследствии учителя Церкви — долго молилась об обращении егона путь истины, когда он утопал в нечестии; молитва ее наконец была услышана;сын ее обратился к Богу, принял монашество, стал вести истинно благочестивуюжизнь, был рукоположен в епископа Иппонийской Церкви в Африке, и сделался великимучителем Церкви; его превосходные творения и доселе пользуются высоким уважением.

Шестая заповедь закона Божия

 Не убий.

 1. Не подстрекал ли кого к побоям и вообще к причинению вреда для здоровья ближних? Не последовала ли от этого смерть их?
 Горе мируот соблазнов, как сказал Господь, сугубое горе тому человеку, через которогособлазн приходит. Человек в гневе, в раздражении — больной и несчастный человек,— он находится в плену диавола и может совершить в этом состоянии тяжкий грех.Не подстрекать его ко злу — не возбуждать его гнев, не подливать масла в огоньнужно, но утишать пожар, умиротворять враждующих. Ведь если горит дом, мы стараемся,чем можем, тушить пожар, а здесь во гневе погибает драгоценная в очах Божиихдуша христианина, за которую пролита кровь Сына Божия. Неужели душа христианинаменее заслуживает твоего внимания и любви?

 2. Не допустил ли кому умереть, хотя и мог бы спасти его от смерти (например, от голода, болезни,утопания и пр.)?
 Если мы могли бы избавить наших ближних от смерти, но не избавляем, например, если, имея средствопомочь голодающим, по скупости не помогаем и таким образом доводим до смерти,то мы являемся убийцей их. А убийство — есть страшный, смертный грех. Если не покаемся, если не омоем слезами покаяния свое бессердечие, если не исправимсвою жизнь, то неизбежно погибнем. Суд человеческий может нас не наказать, но суд Божий непременно осудит, если истинно не покаемся.
 Слово Божиеучит, что все, чего себе пожелаем, мы должны делать и другим. Скажи же мне:желаешь ли, утопая в бушующих волнах глубокой реки или моря, или умирая с голода,чтобы тебе подали руку помощи? Если да, то делай и другим то же. Мы все — членыТела Христова, мы члены друг друга, — все братья по Богу: как же нам не подаватьруку помощи нашим братьям в их нужде и горе? Помни, что все добродетели твоиничто, если нет у тебя любви и сострадания к людям. Любовь — царица добродетелей,и без нее нет входа в царствие Божие, в царство вечной любви.

 3. Не согрешил ли ты против шестой заповеди закона Божия, запрещающей не только лишение жизниближнего, но и всякое оскорбительное действие и слово, и ненависть против него?
 Святой апостолПавел учит: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе(Еф. 4, 29). Мало того, за всякое слово праздное люди дадут ответ на страшномсуде Божием, а о гнилом — ложном, соблазнительном, бранном или черном, которыелюди произносят во гневе, и говорить нечего.
 «Всякий,ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийцане имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3, 15).
 Припомни,что Бог не простит нам наших грехов, не примет нашего покаяния и не услышитнашей молитвы, если мы не простили грехов нашим ближним, если мы гневаемся на них и ненавидим их. «Кто имеет вражду к брату и думает, что любит Христа, тотлжец есть и себя прельщает», — учит св. Ефрем Сирии.
 Каким образомможно не приходить в гнев? Отвечая на этот вопрос, святитель Василий Великийговорит: 1) «Если всегда будешь в той мысли, что перед очами зрителя Бога и близ тебя сущего Господа, ибо какой подданный в глазах государя отважится на что-нибудь ему неугодное? 2) Также, если не будешь ожидать повиновения от других,но сам будешь готов к повиновению, почитая всех высшими себя, ибо если кто требуетповиновения для своей пользы, то пусть знает, что слово Господне учит, чтобыкаждый услуживал другим. А если взыскивает за преслушание Господней заповеди,то потребны ему не гнев, а милосердие и сострадание, что поступит подобно сказавшему:кто изнемогает, и не изнемогаю?» (Кор. 11, 29)?

 4. Не раздражителен ли ты в семье и в общежитии?
 Раздражительностьсердца, как искра, заливается преданием себя в волю Божию, при сознании, что неприятности Бог попускает для испытания и нам самим показания, насколько прочнонаше доброе внутреннее направление, что и обязывает нас держать себя в такихслучаях благодушно, веруя, что Сам Бог смотрит на нас в эту минуту. И мысль,что делающие нам неприятность бывают орудиями врага — верна. Посему, когда ктопричиняет вам неприятности, всегда полагайте, что позади их стоит враг, разжигающийих и обидные фразы и дела им внушающий. В книжке «Невидимая брань» есть добрыена этот счет наставления. Много их у Варсонофия и Иоанна и св. Лествичника.Просматривайте почаще эти книги (См. Письма преосвященного Феофана Затворника).
 Вот еще несколькомудрых духовно врачебных советов против раздражительности:
 «Положитезаконом 1) всякую минуту ждать неприятность, и когда придет, встречать ее как ожидаемую гостью. 2) Когда делается что-то воле противное, готовое огорчитьи раздражить, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесьне допускать возродиться тем чувствам, напрягайтесь и молитесь. Если не допуститепородиться тем чувствам, всему конец; ибо все от чувств; ничего не говоритьи не делать, пока не выгнал те чувства, если же нельзя не говорить и не делать,старайтесь говорить и делать не по тем чувствам, а по заповеди, как Бог велит,кротко и тихо, — будто ничего не было. 3) Всякое ожидание прекращения такогопорядка выбросите из головы, а определите себя на неприятности до конца жизни.Не забудьте! Это очень важно. Если не будет этого, терпение установиться не может. 4) Ко всем молоткам сим прилежите: держать любовный взор, любовный тонречи, любовное обращение и, главное, всевозможно избегайте чем-либо напомнитьобидевшим вас об их несправедливостях. Действуйте так, как бы от них ничегоне было.
 Ваша раздражительность,иногда капризная, пройдет, как только навыкнете ходить в присутствии Божием,под всевидящим оком Божиим. Она от гордости. Смирение прогонит ее, а также сознание,что вокруг себя должно распространять благостыню» (Свт. Феофан Затворник).

 5. Не соблазнил ли ты, то есть не навел ли кого-либо на грех своим словом или действием?
 Соблазн естьвеликий грех: он убивает душу ближнего, научая ее неверию, безнравственной жизнии всякому нечестию, через что для нее затворяются врата царствия Божия.
 Вред от соблазнатак велик, что нельзя определить пределов его. Соблазнившиеся чьим-либо худымсловом или делом будут соблазнять и других; соблазн будет распространяться далееи навлекать большие и большие наказания на голову виновного. Господь Иисус Христосговорит: Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше былобы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его в глубинеморской (Мф. 18, 6).
 «Не думай,что ты не убийца, если ты наставил ближнего твоего на грех… Ты растлеваешьдушу соблазненного и похищаешь у него то, что принадлежит вечности», — говоритблаженный Августин.

 6. Избегал лисоблазнов ко греху? Не ходил ли ты в те собрания, где оскорбляется нравственноечувство? Не смотрел ли ты на те картины и не читал ли ты тех книг, которые изображаюти описывают нечистую любовь?
 Говорят:как бы не смотрел, так не соблазнился бы, как бы не услышал, так и сердце не болело бы, как бы не вкусил, так и не хотелось бы… Видите, сколько соблазнаот наших глаз, слуха и вкуса. Как много людей страдали и страдают оттого, что,будучи нетверды сердцем в добрых расположениях, взглянули неосторожно нечистымиглазами, послушали непривычными к различению добра и зла ушами, вкусили жаднымвкусом. Чувства грехолюбивой, жадной плоти, не обузданной разумом и Божиимизаповедями, вовлекли их в разные страсти житейские, помрачили их ум и сердце,лишили покоя сердечного и отняли свободу воли, сделав их рабами своими. Как же осторожно нужно смотреть, слушать, вкушать, обонять и осязать, или, лучше,как нужно беречь свое сердце, чтобы через чувства внешние, как через окна, не пробрался грех и сам виновник греха — диавол, не омрачил и не уязвил своимистрелами ядовитыми и смертоносными небесного птенца — нашей души (См. об этомподробнее в книге «Моя жизнь во Христе» св. Иоанна Кронштадтского).

 7. Оказываешь ли милосердие к твоим ближним? Помогаешь ли им в нужде? Утешаешь ли их в гореи несчастье? Любишь ли их, как самого себя?
 Еще в ВетхомЗавете Господь внушал людям: «Милость и истина да не оставляют тебя; обвяжиими шею твою; напиши их на скрижали сердца твоего» (Притч. 3, 3). Иисус Христосучит: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Господь обещаетпомиловать нас, если мы будем милосерды: Блажени милостивии, ибо они помилованыбудут (Мф. 5, 7).
 Помни, что,благотворя бедным, ты взаим даешь Богу, — ты благотворишь Самому Христу. «Благотворяйбедному дает взаймы Господу и Он воздаст ему за благодеяния его» (Притч. 19,17). На страшном и праведном Своем суде Господь скажет милостивым: Приидите,благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира.Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником,и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня;в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 34–36).
 «Милостыняесть царица добродетелей, весьма скоро возводящая на небо», — говорит святительИоанн Златоуст.

 8. Старался ли примиряться с враждующими и содействовал ли примирению находящихся во вражде?
 Крепко держив памяти, что прямой долг христианина не только примиряться с ближними своимив случае возникшей ссоры или вражды, но и других склонять к христианскому миру.«Если возможно с вашей стороны, — говорит святой апостол Павел, — будьте в миресо всеми людьми» (Рим. 12, 18). Все, которые водворяют мир с людьми, названыдетьми Божиими: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Матф.5, 9). Религия (то есть вера) Христова есть религия мира, и последователи еедолжны быть поборниками мира.
 Как растениево время засухи, палимое лучами солнца, постепенно засыхает и, наконец, погибает,если его не освежит живительная роса и дождь, так и бедная душа христианина,подвергшись огню гнева и вражды против ближнего, умирает для жизни духовной,если ее не оживит чувство примирения и любви христианской.
 Вот лучшееврачебное средство, как примириться с врагом: а) души наши понимают друг друга:злоба, еще не высказанная на словах, а скрывающаяся лишь в сердце и отражающаясяслегка на лице и в глазах, уже передается душе того, на которого я имею злобу,и другим приметна, возмущаюсь я страстью, мое воз-мущение касается и сердцадругого, делается какой-то духовный перелив нечистого потока из одного духовноговместилища в другое. Уничтожишь в себе страсть к брату, уничтожится и в нем;успокоишься сам, успокоится и он. Какая тесная связь между душами! Верно словоапостола: мы есмы друг другу удове — члены или едино тело есмы мнози. От единыякрови весь род человеческий. Потому-то божественная заповедь требует: возлюбишиискренняго твоего, якоже себе (См. книгу «Моя жизнь во Христе» св. Иоанна Кронштадтского,том 1).
 б) Молитваза врага — другое превосходное средство склонить его к миру. «Молись от всегосердца об оскорбившем и говори: «Боже! Помоги брату моему и мне, ради молитвего». Таким образом, человек молится и за брата своего, а это есть знак состраданияи любви; и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его: а где сострадание,любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность,или другая страсть? И авва Зосима сказал: «Если диавол подвигнет все хитростизлобы своей со всеми демонами своими, то все коварства его упразднятся и сокрушатсяот смирения по заповеди Христовой. Молящийся за врага будет незлопамятен» (Из «Душеполезных поучений» аввы Дорофея).

(Продолжениеследует)

 

В других номерах:

Архипастырь

Многолюдной торжественной службой встретили престольный праздник в храме Преображения Господня

Екатеринбург, 22 августа, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Многолюдными торжественными службами отметили праздник Преображения Господня в храмах Екатеринбургской епархии.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Медленно,да успешно Природапроизводит впечатление легкости, непринужденности, как будто она ничего не делает,хотя в действительности она так непрестанно занята деланием, как будто назавтраготовится к смерти.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс