Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (410) → Вопросы на исповеди

Вопросы на исповеди

№41 (410) / 1 ноября ‘06

Азы православия

(Продолжение.

Начало в № 35–40)

 9. Не позволил ли ты себе когда-либо жестоко обращаться с твоими домашними животными? Не морил ли их когда голодом и не бил ли их когда без милосердия? Не мучил ли животныхили птиц и не наслаждался ли их мучениями?
 Знай, что домашние животные — слуги твои, данные тебе в помощь Господом. Обращаясь жестокос ними, возлагая на них тяжесть сверх силы и отказывая им в необходимом им,ты делаешься недостойным дара Божия и оскорбляешь этим Господа всей твари. В слове Божием сказано: «Блажен, кто и скоты милует». В нем же читаем: Не заграждайрта волу, когда он молотит (Втор. 25, 4).
 Все святыекротко и сострадательно обращались не только с домашними, но и с дикими животными;нередко лечили их, когда они были больны, и часто кормили из собственных рук.Таковы, например, святой преподобный Герасим Иорданский и преподобный СергийРадонежский. Будем и мы подражать им.

 10. Не подвергались ли вы вредной привычке курить табак?
 Говорите,что вы не можете оставить табак курить!
Невозможное от человека возможно при помощи Божией, только стоит твердо решитьсяоставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу,умножает и усиливает страсти; омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленнойсмертью. Раздражительность и тоска — это следствия болезненности души от табакокурения.
 Советую тебеупотребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет, и за всю жизнь, и причаститесь Святых Тайн, и читайтеежедневно, стоя, Евангелие по главе, или более; а когда нападет тоска, тогдачитайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет — и опять читайте Евангелие.Или вместо этого кладите, наедине, по 33 больших поклонов в память земной жизниСпасителя и в честь Святой Троицы. Этот же совет полезен в борьбе и со всякойдурной привычкой (См. Собрание писем оптинского старца Амвросия).

 11. Не покушался ли когда на самоубийство? Не сокращаешь ли жизнь свою невоздержанием, пьянством,излишними трудами и заботами? .
 Самоубийствоесть величайшее преступление против Бога, ибо жизнь есть дар Бога, Который одинможет отнять ее (Втор. 32, 24); против ближних, ибо человек родится и живетне для себя одного, но и для ближних: он — член тела (Римл. 12, 5; 1 Кор. 12,19 -30): страдает ли один член, страдают с ним все члены (1 Кор. 12, 26); самоубийцапричиняет страшное горе родителям, детям и является неблагодарным и отечеству,которое вправе от него потребовать службы и полезной его деятельности; противсамого себя, ибо никто никогда плоть свою возненавидит, но питает и греет ее(Еф. 5, 25).
 Помни, что мысли о самоубийстве внушает нам диавол – исконный враг нашего спасения, посемузнай, кто враг твой. Молитвы ко Господу Иисусу Христу, Царице Небесной и Ангелу-хранителю,полное предание себя в волю Божию, размышления о Страшном Суде Божием, исповедьи Святое Причащение – лучшее средство для прогнания всякой мысли об этом ужасномгрехе. Кроме того, не допускай диаволу войти в сердце через служение плоти и миру, бегай соблазнов и чаще посещай храм Божий.

 12. Деятелен ли ты или небрежен в деле своего спасения?
 Как можетдуша вознестись к небесам, если она в течение всей жизни пренебрегала всемисредствами, чтобы освободиться от мира и от себя? Откуда у нее могли явитьсянебесные способности, если она не развивала их здесь, на земле? Откуда, в самомделе, могла развиться в ней малейшая духовная оценка Бога и неба, если она здесьоставалась чужда всего духовного и ни в чем не проявляла этой духовности? Есливсякий порыв души к Богу заглушался, всякий просвет к небу был затемнен, всякийдар религиозной любви и веры упорно пренебрегался, то откуда могла развитьсяспособность находить утешение в том, что нам дарует Бог и небо?
 Развивайтедушу вашу так, чтобы она всеми силами стремилась к Богу и, созерцая Бога, удаляласьот греха. Это значит — созидайте на развалинах ветхой твари новую, которая в противоположность ветхой, вырождающейся от небрежности, только все более освобождается,раскрываясь во всей духовной мощи и красоте. И так как наши представления о духовном существе составляются по свойствам нашего телесного существа, то и понятия, которыми мы должны руководиться для развития нашей духовной природы,мы можем просто заимствовать из хорошо знакомых нам черт ветхой нашей твари.
 Так, например,в духовной нашей природе существует чувство зрения. Пренебрегая им, не развиваяего, вы не будете им обладать; вы ничего не будете видеть. Но развивайте его,и вы узрите Бога. А как развивать его — нам известно. Будьте чисты сердцем.Чистые сердцем Бога узрят. Итак, вот перед нами способ развития одного из свойствдуши, и мы имеем впереди возможность через чистоту сердца узреть Бога.
 Затем мыимеем чувство слуха. Не радейте о нем; оставьте его не развитым, и вы лишитесьего. Вы просто ничего не будете слышать. Развивайте его — и вы услышите Бога.А способ для развития нам тоже известен: нужно только повиноваться Христу, статьовцой Его стада. «И овцы слушаются голоса Его, и Он зовет Своих овец по имени».Итак, вот другая возможность развития души, дверь, отворяемая в духовную овчарню,чтобы слышать голос Пастыря.
 Нужно приобрестии чувство осязания, подобное тому, каким обладала женщина, прикоснувшаяся к краю одежды Христа, — ту дивную силу прикосновения, которая зовется верой и принимает в сердце Бога. Есть и чувство вкуса — духовная жажда Бога, нечто внутринас, чувствующее и видящее, что Он благ. Пренебрегайте им, и вся картина духовногомира будет мертвой и ледяной. Но развивайте его, и оно охватит всю душу священнымогнем и освятит все творение Богом. Наконец, существует великая сила любви,даже любви к Богу, дающая нам все большую возможность чувствовать Его необъятность.Пока этого чувства нет, ни один человек не может действительно понимать всего«величия спасения», мерилом которого являются слова Христа: «Бог так возлюбилмир, что отдал Сына Своего Единородного».
 В самом деле,как избежим мы, сын мой, погибели, вознерадев о толиком спасении?

 13. Не считаешь ли грехом лечиться?
 «Врача и лекарства Бог сотворил, разве излишне Он их сотворил? Нет, а затем, чтобы они
болезни врачевали; отвращение от лекаря и лекарств — Богу укор. Не лечитьсяможно, определяя себя на терпение, но надо бояться, как бы не прокралась самонадеянность:пусть лечатся слабые… а мы сильны. За такое о себе думание находит ропотливость.Лучше так: пришла болезнь, полечитесь. Пройдет боль от лекарства, слава Богу.Не пройдет, терпеть и Бога благодарить (Из Писем преосвященного Феофана Затворника,помещенных в «Душеполезном чтении» за 1896 г., № 8, стр. 626).

 14. Не принимал ли когда-либо вызова на дуэль?
 Вы говорите,что вызваны на дуэль, и хотите кончить вражду свою по-язычески, то есть по примерулюдей неверующих, которые не верят ни будущей жизни, ни будущему вечному блаженству,ни будущим вечным мукам, — кончить дуэлью, этим адским узлом двух убийств, или вернее соединением убийства с самоубийством, потому что хотя один иногда и остаетсяв живых, но тот и другой думал убить, и себя самого добровольно подвергал умерщвлению,наперед душевно умирая. Прилично ли все это вам, христианину, столько лет упражняющемусяв делах благочестия, и изведавшему силу животворных заповедей Христовых, открытыхнам в святом Евангелии? Посмотрите на Начальника веры и на Совершителя нашегоспасения, Сына Божия, Царя Ангелов и Архангелов, как не отвратил Он лица Своегоот заплевания и заушения и смиренно перенес всякий вид поношения и уничижения!Мы же, нарицающиеся последователями Его и желающие воцариться с Ним в неизреченнойЕго славе, не хотим по-христиански смириться и тогда, как уже по-человеческивоздали своему противнику за его оскорбление. Какой пример подадите вы другим,если благоразумно не захотите окончить вражду вместо дуэли христианским примирением?Положим, что он первый вас вызвал на дуэль. Но он, как видно, человек маловерующийили и более сего. Безрассудно последовать тому, кто хочет ринуться в пропастьи туда же приглашает собеседника своего. Умоляю вас, именем Господа нашего ИисусаХриста, смирившегося до рабия зрака и понесшего всякого рода оскорбления и бесчестияради нашего спасения: понесите вы благорассудно ради своего спасения нанесенноевам оскорбление, не примешивая тут никого и ни для чего. Хорошо пожертвоватьсвоей душой для Господа, для пользы ближнего и для собственного своего спасения.Но не только не хорошо, но и безрассудно и достойно всякого сожаления пожертвоватьсобой для погибели другого и для погибели собственной, нескончаемой, невозвращаемойникогда. Подражайте Искупителю нашему, молившемуся Отцу Своему за распинавшихЕго: отпусти им, не ведят бо, что творят. Можно то же сказать о противнике вашем:не весть бо, что творит, вызывая вас на взаимное убийство.
 Молитесьсмиренно и искренно Господу, чтобы простил ошибку вашу и его неведения. Думаю,что незадолго перед случившимся искушением вы читали или слышали Святое Евангелие,где во многих местах говорится о прощении обид и о любви ко врагам. Будьте истиннымевангельским последователем, верою и смирением сокрушив козни врага невидимого(а не того, на кого враждуете), ищущего погибели обоих вас, через вражду, и особенно через закоснение в непримирении. Обратите мысль вашу к блаженным райскимселениям, где ликуют и несказанно радуются все праведные, из коих ни одномуне пришлось получить блаженный жребий без великих скорбей и оскорблений (См.Собрание писем старца Амвросия).

Седьмая заповедь закона Божия

 Не прелюбысотвори.

 1. Не согрешил ли ты, сын мой, против седьмой заповеди закона Божия, запрещающей блуд, прелюбодеяние,всякую плотскую нечистоту?
 «Бегайтеблудодеяния», — увещевает святой апостол Павел. Не сказал: воздерживайтесь,но — бегайте, всячески старайтесь удалиться от распутной жизни. Помните, что наши телеса суть храм живущего в нас Духа Божия (1 Кор. 6, 19); как же можнохрам Божий обращать в жилище бесов? … «Месте свои, — говорит апостол Христовдалее, — вы теперь не себе принадлежите, вы куплены дорогой ценой — ценой кровиСына Божия. Вы — храм Божий и Дух Божий живет в вас. Знайте же: аще кто храмБожий растлит, — осквернит, разорит, — того самого растлит и строго покараетБог!»
 Может быть,и сами вы видели или слышали, как точно сбывается на развратниках этот грозныйприговор суда Божия еще в сей жизни: одни из них заживо сгнивают от ужасныхболезней, другие умирают в ужасных мучениях. Но это не избавляет несчастныхнераскаянных нарушителей седьмой Божией заповеди от суда в будущей жизни: и там блудников и прелюбодеев будет судить Бог (Евр. 13, 4). «Не льстите себе,— говорит апостол Христов, — не обманывайте себя: ни блудники, ни прелюбодеи,ни осквернители царствия Божия не наследят!» (Кор. 6, 9).

 2. Не услаждался ли когда нечистыми плотскими помыслами?
 Христианинне только не должен совершать грубых плотских грехов, но даже не должен осквернятьсебя нечистым пожеланием. Спаситель говорит: «Всяк иже воззрит на жену, во ежевожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем» (Мф. 5, 25).
 Не упускайникогда из виду, что мерзость Господеви помысл неправедный (Притч. 15, 26).От нечистого твоего и скверного помысла, как от семени, легко может родитьсягреховное дело. Поэтому всячески подавляй и притом в самом начале дурные мыслии желания, чтобы от них не прийти к дурным делам.
 «Аще хощешипобедити блуд, возлюби алчбу и жажду и бдение, и воспомяни смерть, и никогда же беседуй с женою, и победиши» (Из поучений о восьми помыслах св. Нила).

 3. Не страдаешь ли нечистыми плотскими похотями?
 Хорошо помнитьследующие многознаменательные слова святителя Димитрия Ростовского: рождаетсячеловек плотски от жены в живот, и паки бессловесно соединяясь с нею, он умираетдля Бога душей. Как соль от воды рождается и опять, воде прикасаясь, растопляетсяи исчезает: то же и по отношению к жене…
 Наилучшеемирское по плоти житие не сравняется с чистым ангельским житием… Прилеплениек твари смерть есть; к Творцу же твари — живот и радость присносущая. К размышлениюо сем приложится пост и молитва, и духовная болезнь твоя пройдет.
 Предохранительноеот опаснейшего сего заболевания средство: св. Ефрем Сирин, ведая козни врагаи поползновенность нашу, дает таковой предохранительный рецепт: вредно ищущемуцеломудрия разделять общество с женщиной, а к девственнице и вовсе не при-ближайся,если только есть в тебе мысль о плотском… Бегай встречи с ними, как сернабежит от тенет.
 «Охраняй,брат, непорочность тела твоего…, а к преуспеянию в добродетелях и в божественнойневинности имеешь следующие три пособия: воздержание чрева и языка и обузданиеока. И если сохранишь первые, но глаза не сохранишь от скитания, то не приобретешьпрочной невинности. Как разломанный водопровод не удержит в себе воды, так рассеянноеоко не удержит целомудренного ума… вот почему некто положил завет очима своима,чтоб не взирать на красоту девичью» (См. статью «Духовное врачевство», напечатаннуюв «Душеполезном чтении» за 1896 г., ноябрь, стр. 503 и 507).

Восьмая заповедь закона Божия

 Не укради.

 1. Не погрешил ли ты против восьмой заповеди закона Божия, запрещающей присваивать чужую собственность,при помощи ли обмана, тайного похищения (воровства), грабительства, взяточничества,тунеядства, или при помощи лихоимства, которое состоит во взимании непомерныхпроцентов с людей нуждающихся и бедных?
 Грех похищенияили присвоения чужой собственности так велик, что виновных в нем, если они не покаются и не исправятся, лишает царствия Божия. «Не обманывайтесь: ни воры,ни лихоимцы… ни хищники царствия Божия не наследуют», — говорит Святой апостолПавел (1 Кор. 6, 8–10).
 «Строящийдом свой на чужие деньги — то же, что собирающий камни для своей могилы». (Сирах.21, 9). «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и принем тревога» (Притч. 15, 16).
 «Похищенноечужое добро, — говорит святитель Тихон Задонский, — как огонь, в дом вшедшее,все прочее имение поедает, ибо где неправда, там и клятва Божия; где же клятваБожия, там никакого добра не будет, но всякое злополучие последует. Хищникии грабители подобны человеку, черпающему воду решетом: из рук их вытекает все,что они похищают и собирают, как решетом черпаемая вода. Похищай и хватай, человече,похищай, как хочешь и что хочешь, однако же знай, что все из рук твоих вытечети твое собственное неправда, как огонь, потребит» («Творения святителя ТихонаЗадонского», т. IV, стр. 70).
 Святые подвижникитак охраняли чужую собственность, что если жали на поле у кого, то не решалисьсорвать колос и съесть его без спроса хозяина, — найденную на дороге связкугороха не брали из опасения нарушить восьмую заповедь закона Божия. Будем жеи мы подражать им.

 2. Не допускал ли ты в торговле какого-либо обмана через продажу испорченного товара, черезневерный вес и меру?
 Неправдыв торговле убегайте так же, как самого огня адского, так как, по свидетельствупророка Сираха, созидали дом свой имением чуждым, якоже собирали камени на гробсебе; а притом, как уверяет Сама Ипостасная Истина, зле приобретенная, зле и расточаются.

 3. Не согрешил ли когда-либо против ближних какою-либо ложью или хитростью, с целью повредитьих благосостоянию или присвоить нечто из их имения?
 Всякая ложь,обман и хищение, как бы ни были лукаво скрыты человеком, большей частью или прямо открываются и наказываются судом и гражданскими взысканиями, или сопровождаютсяниспосылаемыми от Бога бедствиями для вразумления нарушителей заповедей Божиих.Ежедневный опыт научает нас, что зле приобретенное зле и погибает. Вносящийнеправедное стяжание в дом свой все равно, что вносит огнь, поядающий и то достояние,какое он имеет, — потому что легкая нажива неправдой и обманом отучает человекаот благотворного трудолюбия, приучает к праздности, которая есть мать всех пороков,и таким образом неизбежно ведет человека к нищете и погибели. «Сеявый злая,пожнет злая: язву же дел своих совершит» (Притч. 22, 8), — говорит Премудрый.Если же в настоящей жизни и сокроет человек следы своих тайных преступленийи неправды в отношении к ближним своим, то не избегнет он будущего праведногомздовоздоаяния, когда приидет Господь, Иже во свет приведет тайныя тьмы и объявитсоветы сердечные (Кор. 4, 5).

(Продолжениеследует)

 

В других номерах:

Архипастырь

Архиепископ Викентий принял участие в праздновании 15-летия Уральского юридического института МВД России

 Екатеринбург,17 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».15-летие со дня основания торжественно отметил Уральский юридический институтМВД Российской Федерации.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Не вводи в грех Берегисьгреха сам и не создавай повода для греха другим.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс