Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Начало в № 35–38)
Четвертая заповедь закона Божия
Помни день субботний,еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) все дела твоя, в день же седьмый. Суббота Господу Богу твоему.
1. Не повинен ли ты в грехе неуважения святых праздников? Не работал ли ты без нужды в днивоскресные и праздничные, или не заставлял ли своих подчиненных работать в праздничныедни?
Помни, что великий грех нарушать покой праздничных дней. В Ветхом Завете побивали до смертикамнями нарушителей субботы (Числ. 15, 32). Иудеи так строго соблюдали покойпраздничного дня, что однажды дали себя избить врагам, напавшим на них в деньсубботний, не взявшись за оружие. Умрем все в простоте своей, — сказали они,и около 1000 человек допустили умертвить себя, не взявшись за оружие (1 Мак.2, 37). «Только дела неизбежной нужды позволительны в день Господень и толькодела благотворения и человеколюбия достойны дня Господня» (Свт. Филарет, митрополитМосковский).
У Бога толькосемь дней в неделе. Шесть из них Он нам дает для работы и для исполнения всехнаших дел, а лишь седьмой день назначает для Самого Себя. Не крадем ли мы у Господа Его воскресный день, который Он назначил нам на служение Ему для нашего же спасения? Есть семьи, которые нарушают воскресные дни и не идут в храм Божий.Но так как они похищают у Господа Его день, то Господь их не благословляет…
Люди, которыеторгуют в воскресные дни, часто вместо того, чтобы богатеть, беднеют, иногдаи совсем разоряются.
Некто привелстатистику по торговле в Нью-Йорке за 20 лет. Все купцы, торговавшие в праздники,все без исключения разорились. Один законник сказал, что началом всех преступленийслужит нарушение воскресного дня.
2. Не уклонялся ли ты от богослужения в праздничные дни?
Всегда держив мысли, что храм Божий — жилище Божие, видимое небо, — училище веры и благочестия,— место врачевания наших немощей телесных и духовных, — место взаимного общениянебесных и земных, — дом молитвы, где твоя молитва соединяется с молитвой святыхи бывает гораздо скорее услышана, чем домашняя, — место особенного присутствияблагодати Божией, без которой душа человека умирает для жизни духовной подобнотому, как трава без дождя засыхает и, наконец, погибает.
«Оставиввсе дела свои, — научает святитель Алексий, митрополит Московский, — без леностисобирайтесь в церковь на молитву. Не говорите: «Дома помолюсь». Как храминабез огня не может нагреться от одного дыма, так домашняя молитва без церковной».
Некогда праведнаяИулиания, во время суровой зимы, не имея ни одежды, ни обуви, некоторое времяне ходила в храм. Священник церкви святого Лазаря, придя однажды к утрени в храм, внезапно услышал голос от иконы Богоматери: «Иди, скажи милостивой Иулиании,что напрасно не ходит она в церковь: домашняя молитва приятна Богу, но не так,как церковная; а вы уважайте ее: Дух Божий почивает на ней». С того времени,несмотря ни на какую погоду, праведная Иулиания ходила в церковь (См. житиеправедной Иулиании).
3. Всегда литы, брат мой, стоял во храме со страхом Божиим, верою и благоговением?
Помни, что в храме Божием нужно стоять как пред лицом Божиим.
Храм естьдом Божий, жилище Божие, видимое небо. Сам Владыка неба и земли, Господь нашИисус Христос, присутствует здесь в Евангелии, в котором Он, по учению святыхотцов, сокровен есть, в святом изображении Его креста, в святых мощах, полагаемыхв основание престола и во святом антиминсе; преимущественно же Он присутствуетв Таинстве пречистого Тела Своего и святейшей Крови Своей. В храме Божием, как на небе, присутствуют и все силы небесные, Пресвятая Матерь Божия, святые ангелыи угодники Божий: они молятся вместе с нами, подкрепляют и возносят наши молитвына небо, низводя на нас своим ходатайством благодать Божию. В храме стояще на небеси стояти мним. Помни сие. Стоя с благоговением в храме Божием, принимайживое участие всем своим сердцем во всех его священных песнопениях и молитвах.«Когда слышишь в церкви молитву, старайся, чтобы слышало не только ухо твое,но и сердце, чтобы молитва церкви сделалась твоею собственною молитвою» (Свт.Филарет, митрополит Московский).
4. Не веселился ли безумно в праздничные дни, вместо того, чтобы, по заповеди Божией, «святить»день Господень?
Некогда Господьиудеям, проводившим дни праздничные в служении одной чувственности, говорилустами пророка: Праздников ваших ненавидит душа Моя (Ис. 1, 14). Страшно словоэто! Убоимся же гнева Божия, будем проводить праздники свято, не в козлогласованиии пьянстве, ни любодеяниями и студодеянии, ни ссорами и завистью (Рим. 13, 13),ни в квасе злобы и лукавства (1 Кор. 6, 8) с ссорами и сквернословием, но в чистоте и праведности. Помни, что если невинные и для временной жизни полезныеработы не приличны дням святым, то во сколько же раз более недозволительны в эти священные дни дела бесполезные, плотские и порочные?
5. Сознаешь ли ты свой долг благотворить храму Божию на его нужды?
СвятительГригорий Богослов говорит: «Когда Моисей водружал на земле скинию во образенебесного, тогда все приносили, что было им велено: одни золото, другие сереброи дорогие камни для верхней ризы, каждый и каждая, что имели у себя на тот раз,все приносили в дело скинии, и никто из самых бедных не остался без приношения.Так и мы в честную Божию скинию сея церкви… хотя один меньше, а другой больше,но все будем вносить одинаково… Бог измеряет подаяние не достоинством подаваемого,но силами и расположением приносящего. Итак, не медли сделаться щедрым, но будьим теперь, и по недостатку достойного не отказывай во всем» (Григорий Богослов,т. II, стр. 152).
6. Не ленился ли трудиться в будние дни?
Не забывай,что труд заповедан Господом: шесть дней делай и сотвориши в них все дела твоя.На труд и притом изнурительный осудил Господь Адама после его падения, а следовательнои все происшедшее от него чело-вечество: в поте лица твоего будешь есть хлеб,доколе не возвратишься в землю, …из которой ты взят (Быт. 3, 19–23). «Богналожил на человека изнурительные труды, ибо если и теперь, когда наложены на нас такие труды, мы грешим непрестанно, то на что дерзали бы, если бы Бог дозволилнам предаваться бездействию?» – учит св. Иоанн Златоуст («Беседы к антиохийс-комународу», ч. III, стр. 245). Один мудрец сказал: «Как свежие воды, превратившисьв стоячие, портятся, так точно души и тела человеческие портятся от праздности,которая есть поистине мать многих пороков».
7. Употребляешь ли в праздники время на чтение слова Божия и духовных книг, на молитву, духовныеразмышления и на добрые дела?
Праздникипо заповеди Божией должно святить, то есть употреблять на дела святые и духовные,во славу Божию. К числу таких богоугодных занятий во дни праздничные, несомненно,принадлежат чтение слова Божия и духовных книг, молитвы и размышления о Боге,о душе своей, о вечном спасении своем, и совершение добрых дел. Будничная суетаи житейские занятия не всем дозволяют предаваться этим душеспасительным занятиям.Но душа христианина, лишенная долго слова Божия и молитвы, будет тосковать и будет несчастна, потому что она лишена духовной пищи. Помни, что не одним хлебомбудет жив человек, но и словом Божиим и молитвою. Освеженный источником водыживой – словом Божиим, подкрепленный молитвою, с которой приходит и благодатьБожия, человек делается чище, совершеннее и благоуспешнее во всех делах жизни.Размышление же о своем высоком назначении для будущей жизни, о блаженстве праведникови вечных муках ада ободрит души труждающихся и обремененных в этой жизни, дастим силы сносить с терпением и даже радостью все скорби и познакомит души людейсо спасительным страхом Божиим, удерживающим человека от зла. И этих ценныхплодов человек лишает себя, не пользуясь, как следует, праздничным отдыхом,избегая чтения духовных книг, молитвы и размышлений о своей душе и вечности!О, человек, опомнись и приди в себя, пока время есть, пока ты жив!
8. Любишь линашу святую матерь – Православную Церковь? Не предпочитаешь ли ты ей какие-либоинославные церкви, христианские общества и самочинные христианские собрания?
Церковь –наша мать, ходатаица, питательница, просветительница, нежная попечительница,успокоительница, наша заступница и стена нерушимая, наше очищение, освящение,наше истинное облагорожение, утверждение, наша путеводительница, наше обожение,наша слава. Она вместе и наш духовный воздух: ею дышат наши души, ее живительным,здоровым ободряющим воздухом.
ПравославнаяЦерковь превосходит все церкви неправославные, во-первых, своей истиной, своимправославием, соблюденным и завоеванным кровью апостолов, иерархов, мучеников,преподобных и всех святых, во-вторых, тем, что вернейшим образом руководит ко спасению (равным, прямым и верным путем); что верным образом очищает, освящает,обновляет посредством иерархии, богослужения, таинств, постов; в-третьих, что наилучшим образом научает угождать Богу и спасать душу свою, наилучшим образомруко-водствует к покаянию, исправлению, молитве, бла-годарению, славословию.– Где есть такие молитвы, славословия, благодарения и прощения, такое чудноебогослужение, как в Православной Церкви? Нигде (Св. прав. Иоанн Кронштадтский).
Мир как море; а Церковь Божия посреди мира как обуреваемый корабль; кормчийее — Сам Господь Иисус Христос. Не подражайте тем мудрым, которые хотят внекорабля спастись; но соблюдайте все предания Святой Церкви как необходимые средствак достижению вечной жизни.
Пятая заповедь закона Божия
Чти отца твоегои матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.
1. Не согрешил ли когда-либо непочтительностью к родителям? Не оскорбил ли их непослушанием,дерзким словом? Не оставил ли ты, сын мой, их без помощи?
Помни, что крайне тяжкий грех не почитать родителей. Как за почитание родителей Господьобещает два великие блага – долгоденствие и благоденствие, так равно за непочитаниеих отнимает эти два драгоценные блага: непо-чтительные дети нередко испытываютвсякого рода бедствия и очень рано умирают.
Проклят бесчестивыйотца своего или матерь свою (Втор. 27, 16). По закону Моисееву назначалась детям,оскорбившим своих родителей, смертная казнь! Иже злословит отца своего или матерьсвою, смертию да умрет (Исход. 21, 10).
«Всякое почтение,– говорит святитель Тихон Задонский, – оказывай родившим тебя, да благо тебебудет. Родители твои суть великие благодетели твои: оказывай им свою достойнуюблагодарность. Поминай болезни и труды их, в твоем воспитании подъятые, и будьим за то благодарен; знай точно, что ничем за благодеяние их, тебе оказанное,воздать не можешь».
2. Любишь литы свое отечество?
Чувство любвик родине, или чувство патриотическое, составляет одно из самых высоких и благороднейшихявлений в человеческой природе. История украшает свои лучшие страницы высокимиподвигами патриотизма.
В самом СвященномПисании подвиги патриотизма изображаются рядом с величайшими подвигами веры.Величайшие представители ветхозаветного мира – Моисей, Иисус Навин, Самуил,Давид, Илия, Елисей, Исайя, Иеремия, Даниил, Ездра, Зоровавель, Неемия, братьяМаккавеи, великие ветхозаветные жены – Ма-риам, Деввора, Есфирь и Юдифь представляютнам образцы высокого патриотизма.
В некоторыхиз святых людей пламенные порывы патриотизма до того возвышались, что они готовыбыли из любви к своему народу не только пожертвовать всеми благами временнойжизни, но, если бы то было возможно пред судом высочайшего правосудия Божия,самым вечным спасением своим, самым Божиим благоволением к ним: святой пророкМоисей молил Бога лучше изгладить его из книги жизни, но не лишать Своего благоволенияизбранный народ (Исход. 32, 32); святой апостол Павел со скорбью говорил, что он желал бы сам быть отлученным от Христа из-за любви к братии своей, роду израильскому(Рим. 11, 3).
Сам Господьнаш Иисус Христос, явившийся на земле как истинный Бог и истинный человек со всеми человеческими свойствами и стремлениями, кроме греховных, и показавшийнам в Своей жизни высокие образцы послушания сыновнего (Лк. 2, 5–7), любви дружеской(Ин. 11, 3, 33–36), вместе с тем показал нам образец и любви к народу Своему.Он хотя послан был возвестить Евангелие царствия Божия всем людям, но преждевсего пришел к Своим (Иоан. 1, 11), к овцам погибшим дома израилева (Мф. 15,24), и им первым возвестил тайны царствия Божия, и старался собрать их околоСебя, как птица собирает птенцов под крылья свои (Мф. 13, 37–39); когда же ониэтого не восхотели, не приняли Его, возненавидели, хотели убить, Он, Святейший,скорбел и плакал о их ослеплении и преду-готовляемой ими для самих себя гибели(Лк. 19, 41–44).
Так любовьк своему народу составляет в нас не только привязанность естественную, но и чувство высоконравственное, добродетель христианскую.
3. Не согрешил ли ты непочитанием начальников гражданских: ропотом, порицанием или пересуждениемих действий?
Припомни,сын мой, что сказано в слове Божием: «Всякая душа да будет покорна высшим властям,ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Римл.13, 1–2).
Возмущаясьпротив власти земной, мы возмущаемся собственно против власти небесной. СвятительИоанн Златоуст так наставляет почитать начальников всякого рода: «Уничтожь судилища,и уничтожишь всякий порядок в нашей жизни; удали с корабля кормчего, и потопишьсудно; отними вождя у войска, и предашь воинов в плен неприятелям…». «Итак,должно воссылать великую благодарность Богу за то, что есть цари, и за то, что судьи. Имея попечение о благоустройстве людей, чтобы многие из них не жили бессмысленнеезверей, Бог учредил власть начальников и царей, как бы бразды для управленияколесницей и кормило для управления кораблем» (Беседы святителя Иоанна Златоустана псалом 147).
4. Не согрешил ли ты непочтительностью к пастырям Церкви?
Да будетизвестно тебе, что пастырь Церкви есть служитель Божий, Духом Святым поставленныйв Церкви пасти стадо Божие. «Знаете ли вы, – спрашивает святитель Иоанн Златоуст,– кто есть священник?» И отвечает: «Ангел Господень», а «посему и почитать пастырей,– говорит он, – должно больше чем родителей» (О свящ. кн. 3), ибо «они служителиХристовы на земле, и кто почитает их, тот почитает Христа» (Беседа 7 на Евангелиеот Матфея).
«Они-то тесамые, – говорит тот же святой отец в другом месте, – которым препоручено рождатьдуховно и воссозидать крещением. Через них-то мы облекаемся во Христа, соединяемсяс Сыном Божиим, соделываемся чле-нами этой блаженной Главы» (Беседа 2 на 2 Посланиек Тимоф.).
5. Не допустил ли когда-либо неуважения старших возрастом?
Тяжко грешатте люди, которые не хотят почтить старость, вопреки ясному учению слова Божия:«Пред лицем седого восстани, и почти лице старче и да убоишися Господа Богатвоего». Правда, есть между старцами и такие, которых должны удерживать от каких-либонепохвальных действий люди молодые. Но и по отношению к ним нужно быть кроткими,вежливыми и снисходительными. «Старца не укоряй, но умоляй, якоже отца, старицы,якоже матери» (1 Тим. 5, 1–2), – наставляет святой апостол Павел епископа Тимофея.
Хорошоэто или плохо, но споры о Боге среди российских ученых возникли только сегодня,спустя 2000 лет после Рождества Христова. Раньше над этим вопросом никто из них особенно не задумывался — религия в СССР, по меткому выражению Маркса, считаласьопиумом для народа, материя для нас была первичным, а сознание — вторичным.
Душане знает усталости — Дайте отдохнутьмоему телу! В конечном счете это означает: дайте мне выспаться.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.