Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (322) → О церковной иерархии

О церковной иерархии

№1 (322) / 1 января ‘05

Азы православия

В этой теме:

Азы православия
Как правильно подавать записки
Азы православия
Советы начинающим

 Священствобыло установлено в Ветхом Завете Самим Богом (Исх. 28, 1–14).


 В Новом Заветесвященство установил Иисус Христос, призвав Апостолов и доверив им исполнениепастырских обязанностей. Апостолы передавали власть своим преемникам: епископами пресвитерам посредством молитвы и возложения рук. Так совершалось посвящениево все три степени священства: епископа, пресвитера и диакона.
 Каждый священнослужитель— пастырь — наш отец. Он молится за нас, крестит, исповедует, преподает намсвятые Таинства и благословение, учит нас о Боге и в тяжелых минутах жизни помогает.Мы также должны вспоминать наших пастырей в молитвах.
 По примеруветхозаветной Церкви, где были первосвященники, священники и левиты, и в новозаветнойхристианской Церкви установили три степени священства: епископов, пресвитеров(т. е. священников) и диаконов.
 Все они называютсясвященнослужителями, потому что через Таинство Священства они получаютблагодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой: совершать богослужения,учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковнымиделами.
 Епископысоставляют высший чин в Церкви. Они получают высшую степень благодати. Епископыназываются еще архиереями, т. е. начальниками иереев (священников). Епископымогут совершать все Таинства и все церковные службы. Это значит, что епископампринадлежит право не только совершать обычное Богослужение, но и посвящать (рукополагать)в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не дано священникам.
 По степенисвященства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженныеназываются архиепископами, столичные же епископы называются митрополитами,так как столица называется, по-гречески, митрополией. Епископы древних столиц,как то Иерусалима, Константинополя (Царьграда), Рима, Александрии, Антиохии,а с XVI века и русской столицы — Москвы, называются патриархами.
 В помощьепископу иногда дается другой епископ, который в таком случае называется викарием,т.е. наместником.
 ПредстоятелемРусской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея РусиАлексий II. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом.
 В каждойобласти (епархии) есть свой архиерей. Архиерей — это высшая степень священстваи общее звание для всякого священнослужителя, находящегося на этой ступени (Патриарха,митрополита, архиепископа и епископа).
 Ступеньюниже стоят священники (пресвитеры). Им поручается возглавлять церковнуюжизнь на приходах, городских и сельских. Священники делятся на иереев и протоиереев.Старший священник в приходе называется настоятелем.
 Низшая степеньсвященства — диаконы. Они помогают при совершении Таинств архиереям и священникам, но сами не совершают их. Старшие диаконы называются протодиаконами.
 Монахов («отшельников»)в Православии называют «черным» духовенством, как давших обет безбрачия (в отличиеот «белого», женатого). Существуют три степени монашества: рясофор, мантия (или малая схима) и схима (или великая схима).
 Священники-монахиназываются иеромонахами, игуменами и архимандритами. Архимандрит («начальникпещер»)- настоятель крупного монастыря, лавры. Некоторые монахи получают этоттитул за особые заслуги перед Церковью. Игумен («ведущий») — настоятель обычногомонастыря или приходского храма. Монахи-священнослужители, принявшие схиму,называются иеросхимонахами, схиигуменами, схиархимандритами. Монахи в диаконскомсане называются иеродиаконами, старшие — архидиаконами.

«БРАТ», «ОТЕЦ», «ВЛАДЫКА»

 Человеку,переступающему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу — «женщина», «дама», «гражданка»?Как обратиться к священнику — «сударь», «господин», «товарищ»?
 А ведь никакихтрудностей нет. Христиане — это одна семья, где все друг другу родные. Роднымне нужны условности.
 «Брат», «сестра»— наилучшее обращение к мирянам. Мы все — дети Единого Бога и потомки Адамаи Евы. «Батюшка» или «отец» — так называют священников как совершителей Таинств,через которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляютимя, например, «отец Петр». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелюхрама (монастыря) — «отец настоятель».
 В разговорахправославных людей часто слышится слово «отче». Нужно помнить, что это словоупотребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать«меня благословил отче Владимир», это неграмотно.
 Обращатьсяк священнослужителям — «святой отец», как это принято в католических странах,не стоит. Святость человека познается по его смерти.
 К архиереям— епископам, митрополитам, Патриарху — нужно обращаться — «Владыка», как к облеченнымцерковной властью. Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителюписьменно. Иереев и протоиереев следует именовать «Ваше Преподобие», епископов— «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов — «Ваше Высокопреосвященство»,Патриарха — «Ваше Святейшество».
 Сектанты,не имеющие священства, упрекают православных в мнимом нарушении слов Христа:«И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, который на Небесах» (Мф. 23, 9). Но ясно, что «не называйте» имеет смысл «не поклоняйтесь»,иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в I веке евангелистИоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам «дети». Ответноеобращение, очевидно, было соответствующим. Дело не в слове, а во внутреннемотношении к нему. Об этом хорошо пишет диакон Андрей Кураев: «Даже самый убежденныйбаптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говоритему «папа». Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно одномуБогу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни».

«БЛАГОСЛОВИТЕ, БАТЮШКА»

 Привычнаякартина наших дней — встреча архиерея (митрополита, Патриарха) с высокопоставленнымлицом. Приветствия, улыбки; и президент (премьер-министр, спикер парламента)торжественно протягивает святителю свою десницу для рукопожатия…
 А вот другаякартина. Утреня. Священник, стоя на солее, возглашает: «Благословение Господнена вас», — и осеняет прихожан крестным знамением. Бабушки-богомолки молитвенноскладывают ладони и зачем-то прижимают их к груди, совершая неведомый ритуал.И в первом, и во втором случае налицо явное непонимание того, как нужно относитьсяк священнослужителю и что такое священническое благословение. Всякий верующийчеловек считает непременным при встрече с батюшкой испросить у него пастырскоеблагословение, но многие делают это неправильно.
 Благословениеимеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священникомза руку имеет право только равный ему по сану. Все остальные, даже диаконы,при встрече с батюшкой благословляются у него. Для этого нужно ладони сложитьвместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызатьее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственногозначения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учатнекоторые старушки.
 Благословитьсяу священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и когдав гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте.Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке,который с вами не знаком.
 Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом,а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.
 Второй смыслсвященнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительныхобстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызатьему руку.
 Наконец,существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мирвсем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняетмолящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складываярук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.
 Если же священникосеняет нас священным предметом: крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначалакрестимся, а потом делаем поклон.
 Злоупотреблятьблагословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, нельзя.Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно.

 

В других номерах:

Рождество Христово

О встрече со Христом

 “Христосрождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь!Воспойте Господу, вся земля!” – Этими словами начал свою рождественскую проповедьсвятитель Григорий Богослов, и с тех пор на протяжении шестнадцати столетийони звучат в нашем церковном богослужении, ставя перед нами одни и те же вопросы.В чем значение Рождества Христова для каждого из нас? Как мы можем встретитьХриста, приходящего с Небес? Как можем мы вознестись от земли на Небо? Как можемпрославить Христа своей жизнью? Многие религии,исповедующие Единого Бога, обещают человеку, что он сможет в той или иной мереприкоснуться к Богу, испытать чувство Его присутствия и близости.

 
Азы православия

Духовное значение церковной свечи

 Церковнаясвеча — церковное достояние Православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс