Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
“Христосрождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь!Воспойте Господу, вся земля!” – Этими словами начал свою рождественскую проповедьсвятитель Григорий Богослов, и с тех пор на протяжении шестнадцати столетийони звучат в нашем церковном богослужении, ставя перед нами одни и те же вопросы.В чем значение Рождества Христова для каждого из нас? Как мы можем встретитьХриста, приходящего с Небес? Как можем мы вознестись от земли на Небо? Как можемпрославить Христа своей жизнью?
Многие религии,исповедующие Единого Бога, обещают человеку, что он сможет в той или иной мереприкоснуться к Богу, испытать чувство Его присутствия и близости.
Но ни однарелигия, кроме христианства, не позволяет человеку познать Бога как брата, как друга. Через воплощение Сына Божия, по слову преподобного Симеона Нового Богослова,мы становимся сынами Бога Отца и братьями Христа. Бог воплощается, чтобы иметьвозможность общаться с нами на равных, чтобы, разделив нашу судьбу и проживнашу жизнь, получить право сказать нам о Себе и о нас ту последнюю истину, котораяникаким иным способом не могла быть нам открыта. Истину о том, что нет пропасти,разделяющей Бога и человека, нет непреодолимых препятствий для встречи между человеком и Богом – один на один, лицом к лицу.
Встреча этапроисходит в нашем сердце. Ради этой встречи пришел Господь на землю, стал человекоми прожил человеческую жизнь: родился в вертепе вифлеемском, бежал в Египет,вернулся в Назарет, воспитывался в доме плотника, крестился, вышел на проповедь,ходил по Галилее, Самарии и Иудее, проповедуя Царство Небесное и исцеляя болезничеловеческие, претерпел страдание и крестную смерть, воскрес из мертвых и вознессяна Небо. Все это ради того, чтобы произошла таинственная встреча, чтобы разрушиласьпреграда между человеком и Богом, воздвигнутая человеческим грехом. “Средостениеградежа разрушися, пламенное оружие плещи дает, и херувим отступает от древажизни, и аз райския пищи причащаюся”, – поется в церковной песни. Преграда разрушена,и меч херувимский, преграждающий вход в рай, отступает; врата рая открываются,и человек возвращается к древу жизни, от которого питается Небесным Хлебом.
История грехопаденияАдама – это история всего человечества и каждого человека. Грех Адама повторяетсяв каждом из нас, когда мы отворачиваемся от Бога и грешим. Но и Христос воплощаетсядля каждого из нас, а потому и спасение Христом Адама – это наше спасение. “Разрешисясвязанный Адам, свобода же всем верным даровася”, – говорится в каноне, которыйчитается на повечерии предпразднства Рождества Христова. Во Христе всем людямвозвращается та богоподобная свобода, которую Адам и его потомки утратили черезгрех и отпадение от Бога.
СвятительГригорий Богослов называет Боговоплощение “вторым творением”, когда Бог как бы заново творит человека, воспринимая на Себя человеческую плоть, “вторым общением”между человеком и Богом: “Существующий начинает существовать; Несозданный создается;Необъемлемый объемлется; Богатый становится нищим через восприятие плоти, чтобыя обогатился Его Божеством… Что за новое таинство? Я получил образ Божий и утратил его, а Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и меня обессмертить.Он вступает во второе общение с нами, которое гораздо лучше и выше первого”.
В воплощенииСлова происходит, по выражению святого Ефрема Сирина, обмен между Богом и человеком:Бог воспринимает от нас человеческую природу, а нам дарует Свое Божество. Черезвоплощение Слова происходит обожение человека. “Слово воплотилось, чтобы мыобожились”, – говорил святитель Афанасий Великий. “Сын Божий стал Сыном Человеческим,чтобы сынов человеческих сделать сынами Божиими”, – сказал святой Ириней Лионский.Обожение, к которому человек был предназначен по самому акту творения и котороеутратил через грехопадение, возвращено человеку Воплотившимся Словом.
И потомуименно в Рождестве Христовом происходит всецелое обновление человеческого естества.Не только в том единственном Рождестве, которое произошло две тысячи лет назадв Вифлееме, но и в том рождении Христа, которое вновь и вновь происходит в нашихдушах. Ибо душа человека – это “скотские ясли”, которые Бог делает вместилищемСвоего Божества и храмом Своим. Человек в грехопадении “уподобился скотам несмысленным”,но Бог приходит к падшему человеку и делает душу его местом, где происходиттаинственная встреча между Ним и нами.
Величайшеечудо Боговоплощения в том, что, совершившись однажды в истории, оно возобновляетсяв каждом человеке, приходящем ко Христу. В глубоком молчании ночи Слово Божиевоплотилось на земле: так воплощается оно в молчаливых глубинах нашей души –там, где умолкает разум, где истощаются слова, где ум человека предстоит Богу.Неизвестным и неузнанным родился Христос на земле, и лишь волхвы и пастухи вместес Ангелами вышли навстречу Ему – так тихо и незаметно для других рождается Христосв человеческой душе, а она выходит Ему навстречу, потому что возгорается в нейзвезда, ведущая к Свету.
Мы таинственновстречаем Христа в молитве, когда обнаруживаем, что молитва наша принята и услышана,что Бог “пришел и вселился в нас” и наполнил нас Своим живоносным присутствием.Мы встречаем Христа в Евхаристии, когда, причастившись Тела и Крови Христовых,вдруг чувствуем, что наше собственное тело пронизано Его Божественной энергиейи в жилах наших течет Кровь Бога. Мы встречаем Христа в других Таинствах Церкви,когда через соприкосновение с Ним обновляемся и оживотворяемся для Жизни Вечной.Мы встречаем Христа в наших ближних, когда человек вдруг раскрывается для наси мы прозреваем сокровенную глубину его, где сияет образ Божий. Мы встречаемХриста в нашей повседневной жизни, когда среди шума ее вдруг слышим Его призывныйголос или когда видим Его явное и внезапное вмешательство в ход истории.
Именно так– внезапно и неожиданно – вмешался Бог в жизнь человечества двадцать веков назад,когда Своим Рождением повернул весь ход истории. Именно так рождается Он вновьи вновь в душах тысяч людей и изменяет, преобразует и преображает всю их жизнь,делая их верующими из неверующих, святыми из грешных, спасающимися из погибающих.
Пусть праздникРождества Христова станет праздником рождения Христа в нашей душе и нашего возрожденияво Христе. Умолкнем для мира, чтобы в душе нашей родилось Божие Слово и наполнилонас Божеством, светом и святостью.
Епископ Венский и Австрийский ИЛАРИОН
«Журнал Московской Патриархии»
Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.
Священствобыло установлено в Ветхом Завете Самим Богом (Исх. 28, 1–14).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.