Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
История возникновения и развития медицины в человеческом обществе тесно связана с историей религии. Как культура не отделима от религии, так и наука, в частности медицина, тоже имеет своим источником религию.
Православная медицина имеет в России почти тысячелетнюю историю. Православный взгляд на болезнь хорошо известен нам из учения Святых Отцов Церкви.
Святые Отцы полагали, что болезни и скорби могут послужить духовному возрастанию человека помочь ему приблизиться к Богу.
С православной точки зрения, болезнь является нормой земной жизни, поскольку в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества — стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению Болезнь — закономерное явление еще и потому, что человек вольно или невольно впадает в грехи, которые также ведут к болезням.
Безусловно, что некоторые болезни бывают от беспечности человеческой — чревоугодие, пьянство и бездействие. «Болезни вместо епитимии идут, терпите благодушно, они будут как мыло у прачек» — говорил святой Феофан Затворник Преподобный Иоанн Лествичник писал, что «болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение».
Таким образом, святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов. Православное понимание болезни шире узкого медицинского, понимающего болезнь как только телесное страдание.
Ученые-медики прекрасно знают, что более половины всех нарушений в организме, развивающихся при болезненном состоянии тела, имеют «функциональную» природу, т.е. связаны с нарушением душевного и духовного гомеостазиса больного. Недаром считается, что если боль тела «доказывает» его существование, то «душевная боль», переживаемая человеком неопровержимо доказывает существование души. Логичная связь исцеления духовного и телесного была нарушена семь десятилетий назад Ведь как ранее рассматривался долг врача? «Приводить больного телесно к здоровью духовному, а потом уже к телесному здоровью». Основой медицинской деятельности было христианское милосердие, недаром считалось, что все от Бога и врач от Бога. И не только врач, но и сестры милосердия.
Елеосвящение, соборование, молитва об излечении недугов, действий лекарств, молебны о здравии, использование святой воды, принятие Священных Даров, все это было в арсенале православной медицины. Не следует забывать, что несомненные успехи сделала в свое время и святоотеческая психология.
Телесная болезнь и страдания болящего, без сомнения находятся в тесной связи с состоянием его духа и души Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) пишет «Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного — общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней».
Именно в христианстве можно найти единение религии и медицины, т.е. и та, и другая тело ценят как святость, целостность с душой, рассматривая плоть и тело как разные понятия, а под плотью понимая плотские помыслы души при святости тела.
Что же случилось с нами? Для современного здравоохранения характерно отчуждение врача от больного, кроме барьера бумажек, существующего давно воздвигается еще один барьер всевозможной аппаратуры, которая пока что притупляет интуицию врача, а врачебное искусство превращает в ремесло.
На сегодня научная медицина в целом не противоречит христианской нравственности, поэтому нет никаких оснований отказываться от возможностей науки. Для врачевания болезней с успехом могут применяться и методы народной медицины. Может быть использован и опыту накопленный различными, в том числе и восточными народами, но он компрометируется, если его начинают связывать с философскими и псевдонаучными представлениями, производными от различных восточных, языческих или нехристианских верований. Этого нельзя допустить. Православная доктрина отечественной медицины должна быть неизменной, несмотря на все попытки западных и восточных «целителей» использовать наши сегодняшние трудности, нашу бедность и духовную растерянность для насаждения своего взгляда на болезни тела, души и духа. Православная Церковь всегда была опорой отечественной медицины, подкрепляя ее усилия своим духовным окормлением, давая больным чудесные исцеления, останавливая народные бедствия, в том числе и эпидемии, давая надежду и силу в борьбе с недугами и больным, и медицинским работникам.
Характерно и появление различных экстрасенсов — людей часто душевно больных, шарлатанов или тех, кто только по названию относит себя к христианам и поддерживает в больном суеверие приносящее ему огромный вред, несмотря на временное улучшение состояния, ибо, по словам Иоанна Златоуста, «кто ходил к волхвам сам себя лишил помощи Божией, пренебрег ею и поставил себя вне промысла «Псевдонаучное целительство обращено всегда к духу лжи, т.е. противнику Бога, является тяжелым преступлением заповедей, грехом и усугубляет болезнь, а может привести к тяжелым душевным страданиям или ее запущенности, когда врачебная помощь уже неэффективна. Однако, и методы научной медицины, особенно вновь применяемые в практике, а также цели обращения к ним, требуют внимания и нравственной оценки, как со стороны медицинских работников, так и со стороны больных. Свойства лекарств могут быть сильно преувеличены или несуществующими, а некоторые приемы лечения — безнравственными.
Особой болезнью даже и с медицинской точки зрения является старость как процесс постепенного физического одряхления человека с общим ослаблением всех телесных функций. Часто в этом состоянии выявляются особым образом свойства личности (души и духа человека), которые могут в противоположность физической дряхлости иметь необыкновенную сипу, привлекательность и красоту перед нами не старик, а старец, вызывающий благочестивые чувства. Благообразие, однако, не приходит само, а является следствием их трудов и терпеливо понесенных болезней, твердой веры, которая редка сейчас и среди пожилых людей и стариков.
Стремление выздороветь должна включать духовный подвиг-молитву, пост (немало болезней, особенно в хирургии лечатся ограничением тех или иных видов пищи или даже голодом), а также обращение болящего к Таинствам Исповеди, Елеосвящения, Причащения Тела и Крови Христовых.
Некоторые больные этим и ограничивают свое желание поправить здоровье, отказываясь от врачебной помощи, полагаясь во всем на волю Божию. Такое решение, если оно принято без ведома духовника, является греховным, так как в отношении себя мы не всегда правильно понимаем волю Божию. Кроме того, существованием врачей и методов врачевания уже обозначена воля Божия «Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир 38, 12). И так лечиться необходимо, важнее другое — как и у кого.
Больной, призванный к подвигу терпения и смирения, сейчас почти не получает духовной поддержки. Слово как лечебный фактор постепенно исчезает из арсенала медицинского работника, у которого обычно «нет времени» разговаривать с боль-ным, а ведь ранее кроме слова соболезнования, утешения и надежды, в арсенал лечебный входили и Таинства Церкви, в частности, молитвы врачей (В.П. Филатов, В.Ф. Войно-Ясенецкий) о своих пациентах.
«Возврат к корням», выход из тяжелого духовного кризиса, в котором находится современная медицина, безусловно, может произойти, но не на основе общих призывов и пропаганды, а в результате личных усилий каждого человека. «Перемена ума» и изменение образа действий необходимо прежде всего медицинским работникам, работа которых (особенно у постели больного) должна быть служением, своего рода священнодействием, потому что служение больному Господом Иисусом Христом приравнено к служению Богу «Я был болен, и вы посетили Меня так как вы сделали это одному из всех братьев Моих меньших, то сделали Мне» — Скажет Он в день Суда (Мф 25, 36, 40). Возвысить духовно и нравственно труд медработника — это и будет возвратом к корням, т.е. к утраченным христианским традициям русской медицины.
Душепопечение о больном — область весьма ответственной духовно-душевной работы, которой должны заниматься профессионалы, лучше всего священнослужители. Но условия современной жизни таковы, что этот идеал не может быть реализован, поэтому некоторую подготовительную работу могут и должны проводить родные и близкие больного. Цель этой работы — подготовить больного к встрече со священником. Весьма эффективно такой работой могут заниматься и верующие медицинские работники, и мы видим этому убедительные примеры.
Следует поддерживать в больном и развивать веру в Бога, пусть даже неопределенную, на уровне чувства, что в мире есть что-то святое, страх Божий как осознание более или менее выраженной ответственностью перед Богом и, наконец, признание бессмертия свой Души.
Нужно в корне изменить отношение к умирающим людям, «трудящимся последним земным трудом», создать для них подобающую и достойную обстановку.
Следует возродить почитание чудотворных икон, особенно икон Божьей Матери «Владимирская», «Смоленская», «Тихвинская», «Донская», «Избавительница». Все эти надежды мы пита ли, добиваясь создания нашего общества, попытались вложить эти идеи в его устав.
Закончить свое выступление я бы хотел словами молитвы врача «Очисти меня от духовной проказы и удостой со всеми благоугодившими Тебе святыми врачами прославлять милость Твою Спасителю мой, и человеколюбие безначального Твоего Отца со Единосущным Тебе Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.
Профессор, доктор медицинские наук, зав. кафедрой педагогики и психологии УГМА,
диакон Свято-Троицкого Архиерейского подворья Сергий ВОГУЛКИН
Более 40 человек — врачей, медицинских сестер, преподавателей медицинских учебных заведений, собралось в Православном культурном центре «Родина»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.