Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
О БЕССМЕРТИИ
(Окончание. Начало в № 22, 23, 24 за 1999 г.)
Весьма заслуживающим внимания из наблюдений над реанимированными больными вытекает тот факт, что возвращение из потустороннего мира в земное существование было по указанию высшего существа или Бога и обуславливалось жизненно важной причиной, а с этим и просьбой умирающего. Вот два конкретных примера.
«Я окончил три курса колледжа, и мне оставалось учиться только один год. Я подумал: «Я не хочу умирать сейчас.» Но я чувствовал, что если все это продлится еще несколько минут и если я побуду около этого света еще немного, я совсем перестану думать о своем образовании, так как я, наверное, начну узнавать о других вещах».
«Я находилась над столом и видела все, что люди делали вокруг меня. Я знала, что умираю, что именно это происходит со мной. Я очень беспокоилась о моих детях, думала о том, кто теперь будет о них заботиться. Так что я не была готова идти. Господь позволил мне вернуться к жизни. Господь послал меня обратно, но я не знаю, почему. Я, несомненно, чувствовала Его присутствие там, и я знаю, что Он узнал меня. И все же Он не позволил мне уйти на небо. Почему, я не знаю. С тех пор я много раз думала об этом и решила, что это случилось либо потому, что у меня двое маленьких детей, которых надо растить, или же потому, что еще не была готова к тому, чтобы идти туда. Я по-прежнему ищу ответа на этот вопрос, так что я не могу выбросить это из головы.»
Итак, приведенные научные наблюдения врачей-реаниматологов, в книге одного из них, Раймонда Моуди, можно считать весьма аргументированным доказательством наличия у человека души и бессмертия его. Над этим можно поставить точку и закончить статью, в которой приводятся доказательства бессмертия. Однако надо дать некоторые комментарии к третьему разделу доказательств. Судя по книге Р. Моуди, может создаться впечатление, что смерть не страшна, даже выглядит как приятное переживание и человеку ничего не угрожает. С этим согласиться нельзя, это противоречит христианскому, православному вероисповеданию. Надо сказать, что у некоторых наблюдавших клиническую смерть не складывалось такое впечатление. Таким был исследователь Георгий Ритчи. Кстати, свою книгу Р. Моуди «Жизнь после жизни» посвящает доктору Ритчи и «Тому Единственному, которого Он называет». В 1978 году Г. Ритчи выпускает книгу под названием «Return from tomorrow», в ней он описывает личные наблюдения.
«В возрасте 20 лет, готовясь поступать в университет, Ритчи заболевает. После длительной и тяжелой болезни он слышит, что врачи объявляют его мертвым. Его душа выходит из тела, некоторое время странствует и наконец оказывается в маленькой комнате, где на больничной кровати лежит закрытое простыней тело. Он не сразу понял, что это его тело и что, значит, он умер. Он представлял себе смерть как какое-то небытие, а он был жив, видел и думал.
Свет в комнате усилился, он настолько ярок, что физические глаза его не вынесли бы. Ритчи начинает чувствовать «присутствие» и потом видит Иисуса Христа.
Христос любит его полной и безграничной любовью, и Ритчи испытывает покой, радость и такое удовлетворение, что он хочет остаться в таком состоянии навсегда.
Перед его взором проходят все годы его жизни, здесь было все — в данный момент и в течение времени; он видел знакомых людей, которые двигались и говорили. Время шло очень быстро — вся жизнь за несколько минут. Ритчи воспринял вопрос: «Как ты использовал свое время на земле?» Вся его жизнь была видна — Христос спрашивал не о фактах, а об их значении — что важного сделал Ритчи за свою жизнь. Ему было показано, что важны не его личные достижения, а любовь ко Христу и людям.
Потом — полет в сопровождении Христа и несколько видений загробной жизни на земле и в потустороннем мире. Улицы, дома, фабрики, люди и бестелесные существа.
Он видел самоубийц. Они страдают. Они прикованы к жертвам своего акта. Они причинили страдания другим, плачут, просят прощения у тех, перед кем они виноваты, но их не слышат. Ничего сделать нельзя.
Он видел и другие картины ада — привязанность к земным желаниям, которые там неутолимы. «Где лежит твое сердце, там и ты сам».
Потом он увидел небесный мир, где процветает наука, искусство, музыка. Библиотека всеобъемлющего знания. Существа по виду такие, как люди, трудятся, не думая о себе. Они росли в земной жизни и продолжают расти.
Он вернулся в тело против своего желания. Его рассказ встретили с недоверием, но пережитое изменило его жизнь и его самого».
Поэтому он написал в предисловии к своей книге: «Иисус — это не только сила, это невероятная, безусловная любовь… Я не имею понятия о том, какой будет следующая жизнь. Я смотрел, можно сказать только из прихожей, но я видел достаточно, чтобы полностью понять две истины: наше сознание не прекращается с физической смертью, и время, проведенное на земле, и отношения, которые мы выработали к другим людям, много важнее, чем мы можем думать.»
Мы посчитали необходимым дать оценку научных данных о состоянии души после смерти реанимированных людей известного американского Иеромонаха Серафима (Роуз), апологета Православной Церкви, богослова весьма образованного и богатодуховного автора книги «Душа после смерти». В ней он рассматривает вопросы, касающиеся явления ангелов и бесов в час смерти, видения «неба». Пишет о воздушном царстве духов, о воздушных мытарствах. Раскрывает подлинно христианский опыт «Неба» и показывает смысл современных «посмертных» опытов, т. е. дает им критическую оценку, что мы приводили в качестве научного доказательства бессмертия человека. Показывает христианское отношение к смерти. В ней он ставит вопрос, что доказывают современные опыты? И отвечает. Они совершенно не похожи на подлинные опыты иного мира, которые отмечены в жизни богоугодных мужей и жен. Они доказывают, что душа человека живет вне тела и духовная реальность существует, но не дают информации о природе нематериального царства. Если доктор Кублер-Росс, одна из исследователей «посмертного опыта», считает, что есть жизнь после смерти и она оставляет приятные впечатления, где нет суда, а только «рост» и потому не надо бояться смерти, то она глубоко ошибается. Серафим Роуз предупреждает об опасности такого суждения о жизни после смерти, он пишет: «Весь христианский посмертный опыт подтверждает существование Неба, ада и суда, необходимость покаяния, подвига и страха вечной гибели души», а значит, не легкого отношения к смерти, без покаяния, умирания без молитвы и обращения к Богу, что может тяжело отразиться на будущей судьбе души.
Таким образом, мы для неверующих и маловерующих привели доказательства о бессмертии, ссылаясь на современные научные данные, полученные реаниматологами в так называемых «посмертных» опытах. Верующих же отправляем к более глубокому изучению «посмертного опыта» по трудам христианских, православных богословов. И в житии Святых можно много найти об этом.
Итак, следует задать несколько вопросов и дать ответы на них.
- Какие выводы вытекают из сказанного о бессмертии?
Человек состоит из тела и души.
Тело смертно, душа бессмертна.
Существует материальный и духовный мир (физическое различие нам не известно).
После телесной смерти сознание сохраняется и обостряется.
После умирания тела душа обретает «духовное» тело, обладающее необычайными способностями.
- Можно ли говорить о Боге, Высшем Разуме и его Творении?
Да, по человеческому разумению.
- Имеют ли или могут иметь значение полученные данные о бессмертии для полноты жизни человека?
Несомненно!!!
- В чем они выражаются?
В отношении к себе как личности и к окружающим, а главное, должно явиться устремление к Богу, Добру, Любви и устранение дурного в себе.
- Что еще необходимо для полноты жизни земной и благоприятной, будущей духовной?
Помимо знаний — вера!!! Вера углубляет знания, а знания — веру.
О ХАРАКТЕРЕ СНОВИДЕНИЙДушевная жизнь человека не прекращается и во сне. Да она и не может прекратиться, поскольку душа бессмертна. Только во сне отнята наша воля по отношению к телу, и вместо обычного сознания появляется так называемое подсознание.
ПЕЧАЛЬ И РАДОСТЬ Грешна ли печаль? Да, если она переходит в уныние и тоску о мирской славе. Нет, если это печаль о своих грехах, печаль, которая подвигает нас к покаянию, добрым и милосердным поступкам. Такая печаль граничит со светлой радостью, с Верой и Надеждой.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.