Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (217) → Утешительница наша. 6 ноября — празднование иконе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радосте»

Утешительница наша. 6 ноября — празднование иконе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радосте»

№40 (217) / 22 октября ‘02

Цветник духовный

Духовное покровительство и ходатайство пред Богом мы получаем по великому милосердию и любви к нам Божьей Матери. С тех пор, как по воле Божественного Страдальца произошло усыновление человеческого рода Божьей Матерью в лице ученика Иоанна Богослова: “Жено, се сын Твой”, это покровительство не прерывается и не прекращается. С тех пор мир наполнился многими знамениями покровительства Божьей Матери – знаками Ее материнской любви к нам. Примеров тому нет числа, начиная из глубины времен и до наших дней.

Но в тех кратких словах Сына – «се, сын Твой» – Матерь Божия услышала и предупреждение: «Знай, Мати Моя, что эти люди будут горды, самолюбивы, непокорны и неблагодарны. Будут сребролюбивы, злоречивы, недружелюбны. Будут жестоки, невоздержанны, не любящими добра. Наглы, напыщенны, сластолюбивы. Будут иметь лишь вид благочестия, нежели боголюбивы. Но Ты не оставляй их, ибо они – наши дети».

Ныне мы привыкли к славе Божьей Матери. Ее могуществу. Непостижимой для человеческого разума любви к людям. Мы так привыкли просить и получать от Нее просимое, что совершенно забываем о Ней, как о живом человеке, подобном нам. Забываем, что Ее нынешняя слава, — это плоды Ее земной жизни, которые родились любовью к людям. Богоподобным терпением, смирением и бесконечным страданием.

Она страдала, принесши очистительную жертву за обряд посвящения Своего Первенца в храм Божий. Страдала от того, что принесла не ту жертву, какую приносили богатые люди – однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя. Ее жертва состояла из двух горлиц. Но то, чего не доставало для богатой жертвы, было с преизбытком восполнено чистейшей душой Богоматери.

Вместе с жертвой за очищение Она, передавая священникам Свою жертву – Сына божия, мысленно обращалась к Богу Отцу, говоря: “Се Сын Твой, Отче Предвечный, Которого Ты послал воплотиться от Меня для спасения человеческого рода. Ты родил Его прежде всех веков без матери, а Я по Твоему благоволению, родила Его не познав мужа. Он – Мой Первенец, но прежде всего Твой. Сошедший от тебя, но не отшедший от Твоего Божества. Прими же Твоего Первенца, с Которым сотворил землю, небо и повелел воссиять свету. Прими воплотившееся от Меня Твое Слово, Которым утвердил небеса, создал землю и собрал воедино воды морей. Прими Твоего Сына от Его земной Матери. Устрой Его и Меня по Твоей святой воле, и да будет искуплен Его безгрешной плотью и кровью весь человеческий род.

В день принесения Предвечного Младенца в храм, Святой Дух повелел праведному Симеону идти туда и дал понять значение всего совершающегося. Приблизясь к Благодатной, Симеон взял из Ее рук новорожденного Иисуса и, возблагодарив Бога, в священном восторге воскликнул: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром!». Теперь уже нет причин держать меня на земле. Я увидел Тебя, и могу быть спокоен. Ныне отойду я к праотцам с благовестием о Твоем рождении, “яко видеста очи мои Твое рождение”. Я держу на своих руках и осязаю жизнь и свет всего мира. Вижу славу Израиля. Вижу утеху всех верующих”.

После этого св. Симеон, возвращая младенца Божией Матери и благословляя Ее, провидя крестные страдания Богочеловека и скорбь Его Матери, сказал: “Тебе же Самой душу пройдет оружие”. И она безропотно выслушала это, сказав мысленно: “Се, раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему!”

Она шла ко кресту Сына, неся Свой крест скорбей задолго до Его голгофских страданий. Она восходила на Свой крест медленно и постепенно. Всю жизнь терния и страдания уязвляли Ее чувства, ум и сердце. Но Святая Дева избрала для Себя страдать молча. Она молчала, укладывая новорожденного Младенца Царя Вселенной в скотские ясли. Страдала, когда воины Ирода “искали души Ее Младенца”. Когда страх за его жизнь обратил святое семейство в бегство из родной страны в Египет.

Она молчала и терпеливо несла Свой крест в трудах и заботах о Младенце. Пред Ее глазами Он взрослел. Был отроком, юношей. И все материнские заботы, свойственные Его возрасту, были Ее уделом и радостью. Но в минуты радостей, когда каждая мать, взирая на свое чадо, живет мечтой о его светлом будущем, обещающем ей утешение, отраду и опору в старости, Пресвятая Дева и в эти минуты видела в Сыне Агнца Божия, пришедшего в мир, чтобы взять на Себя его грехи.

Воспитанная в храме Божием, Она знала Писание. Знала, для какой великой цели явился в мир Сын Божий. И с каким душевным трепетом Она видела Его взросление, а вместе с ним и приближение того великого и страшного часа. Но Матерь Божия, склоняясь пред волей Всевышнего, всегда повторяла: “се, раба господня, буди Мне по глаголу Твоему!”

В момент страданий Сына, когда все оставили Его, когда даже Бог Отец, давая место полноте подвига Христа, оставил Его, Матерь Божия, прискорбная, но мужественная, стояла у креста. Своей любовью Она поддерживала Сына в Его великом подвиге. А что происходило в Ее сердце, то знал и ведал лишь Бог и Сын.

После воскресения и вознесения Сына, Она не вышла на проповедь вместе с апостолами, хоть и могла рассказать о нем, как Мать, значительно больше всех. Но вновь в молчании несет подвиг материнства и подвиг веры. В земной жизни Матерь Божия просила апостолов не упоминать ее имени в Писаниях и проповедях, поскольку это будет очень обременять и беспокоить Ее. Зато после Ее успения она стала прославляться всеми народами за чудотворения, происходящие от Ее икон, да сбудется Писание: “Тайну цареву должно хранить, а славу божию открывать славно” (Тов. 12, 7). Вот лишь один из многих примеров Ее помощи людям.

…В то время мне было не более десяти лет. Мы стояли с матерью в храме во время литургии. Служба шла к концу. Пропели «Отче наш» и «Верую», причастники стали тесниться к алтарю для принятия святых Таин. И вот я вижу идущую вдоль стены высокую старуху в черном халате и черном платке. Лицо в глубоких морщинах. Тонкие губы. Впалый, беззубый рот. Взгляд холодный, недружелюбный. Она останавливается возле каждой иконы. Прикладывается. Вот она поравнялась со мной. Я отодвинулся. Она же, протянув руку, погладила меня по плечу. Ее прикосновение было столь неприятно, что я вздрогнул. Отошел еще дальше, и она прошла мимо.

Но после ее прикосновения во мне что-то произошло. Исчезло хорошее настроение. Стало знобить. Накатило уныние. Появился неведомый страх. Свет солнца стал неприятен. Заболела голова. Почувствовал тошноту и слабость. Мать заметила произошедшую во мне перемену. Бледность лица. Холодная испарина. Трясение головы. Мать встревожилась. Вывела на улицу. Но мне становилось все хуже и хуже. Пошли домой. Дорогой я рассказал ей все. По приходе домой, она умыла меня святой водой, но это не принесло мне облегчения.

Вскоре я почувствовал себя так плохо, что не мог стоять. Почувствовал, как стало уходить сознание. Стали холодеть руки и ноги. И вот первый приступ. Тело мое ломало, изгибало, подбрасывало. Мной овладел безумный страх. Я стал кричать. Глаза выходили из орбит. Лицо почернело. Я скрежетал зубами. Изо рта шла пена. Тело сводило колесом, точно я стал бескостным. Мне хотелось убить себя. Я стал рвать на себе одежду и волосы. Царапать лицо. Родители хотели удержать меня, но во мне появилась звериная сила и они были вынуждены связать меня.

Приступ продолжался около часа. Наконец, я стал приходить в себя. С удивлением смотрю на склонившихся надо мной родителей. Но мной овладело полнейшее равнодушие. Я отвернулся к стене и заснул. Но это было только начало. На другой день снова припадок, еще более сильный, чем первый. В добавление ко всему у меня свело ноги к животу и я не мог ни сесть, ни повернуться без посторонней помощи.

Страдания родителей были невыразимы. Были испытаны все меры и лекарства. Припадки стали повторяться все чаще и чаще. Я слабел. Пропал аппетит. В сутки я мог проглотить лишь несколько ложек теплого молока. И это все. Знакомые стали советовать матери обратиться к народным целителям, поскольку врачи не могли оказать какой-либо помощи. Сначала она отказывалась, но видя мои страдания, согласилась.

И вот меня повезли куда-то. Ехали долго. Наконец внесли в избу. Стены увешаны пучками трав и кореньев. Я вижу над собой чернобородого мужчину. Холодный взгляд. Лицо полное, одутловатое. Он пытается разогнуть мои сведенные к животу ноги, но я кричу от боли, и он отходит. Он просит родителей оставить меня на ночь. Родители согласились.

Наступили сумерки. За окном дождь. Я задремал. И вот в полусне вижу старика, склонившегося над столом. Пред ним как бы огненный шар. Он светится и мерцает. Он колеблется и вращается. Внутри его появляются неясные тени. Возникают лица людей и зверей. И вот я вижу образ той старухи, которая коснулась меня в храме. Глаза ее сверкнули недобрым блеском. В злорадной улыбке открылся беззубый рот, и она что-то сказала.

Стали появляться и другие лица. Черные. Страшные. В струпьях и язвах. И вот я увидел звероподобное существо столь невыразимо страшное, о чем и рассказать невозможно. От одного его вида у меня помутилось сознание, но я продолжал все видеть и слышать. Я видел старика, внимательно всматривающегося в глубину шара. Он видел там то, что было доступно только ему. Губы его шевелились, творя заклинания.

Вот он взял со стола горсть травы и кореньев и бросил в тот шар. К потолку поднялся столб огня и дыма, и я увидел в нем старика. Он уменьшился до размеров годовалого ребенка, но в то же время сохранил свой прежний образ. И вот я вижу как то облако стало выходить в открытую форточку окна и вместе с ним как бы плывущего в нем старика. Это было последнее, что я помню. Я впал в глубокий сон и очнулся лишь через сутки уже дома.

Но исцеления или облегчения болезни не было. Напротив, припадки участились и стали еще страшней и продолжительней. Родители потеряли всякую надежду на мое выздоровление и были готовы к самому худшему. Меня исповедали, причастили. Родители были в отчаянии. Состояние мое ухудшалось. Я находился в совершеннейшем изнеможении и расслаблении. Не мог даже открыть глаз. Чувствую, как начали холодеть ноги. Холод поднимается все выше и выше. Мной овладевает совершеннейшее равнодушие. Я чувствую, что ухожу из жизни. Ухожу в небытие. Ухожу в вечность. Чрез опущенные ресницы вижу мокрое от слез лицо отца. Вижу коленопреклоненную в молитве мать.

Слышу ее молитву к Пресвятой Богородице: “Всемилостивая Владычица моя, Пресвятая Матерь Божия. На Тебя лишь уповаю. Надеюсь на Твою помощь и заступничество. Все мы грешны пред Тобой и Сыном. Все в грехах и язвах. Но Господь приходил на землю не ради праведников, но ради грешников. Приходил исцелить больных, слабых и немощных. Пролил за нас грешных, Свою драгоценнейшую кровь, чтобы искупить от греха. Сам сказал: “не хочу и не желаю смерти грешника, но всем желаю спасения”.

Мы, родители, согрешили пред Тобой и Сыном. Редко посещали храм Божий. Редко исповедались в грехах и причащались святых Таин. Прости нас! Ты – Матерь Божия. Сама познала радость материнства. Познала любовь к детям. Познала привязанность к ним. Познала тяготы земной жизни. Познала помощь человека. Познала слабость плоти его. Прости нас, Матерь Божия. Прости грехи наши. Мы, родители, виноваты во всем, нас и накажи, но оставь в живых нашего единственного сына. Нашу радость. Утеху. Надежду. Опору в старости.

Мать склонилась к самому полу. Плечи ее вздрагивали. Голос прервался. И в этот момент мы услышали: “Слышу тебя, дочь Моя! Слышу твою молитву. Чувствую твою скорбь. У тебя есть икона “Всех скорбящих радость”. Ее положи на грудь сына, да исцелится от недуга”. Мать тотчас вскочила. Она метнулась в другую комнату и через мгновение вернулась с иконой. Сначала приложила к моему лбу, уже покрытому предсмертной испариной. Трижды окрестила ею и положила на грудь.

В этот миг я почувствовал легкое покалывание в ногах. Почувствовал тепло. Мои сведенные ноги начали расслабляться и выпрямляться. Я слышал хруст в суставах. Ощущал возвращение к жизни. Чувствовал приток сил. Почувствовал жажду. Открыв глаза, я попросил пить. Мое желание было тотчас исполнено. Почувствовал невыразимый голод и попросил есть. Мне принесли теплый бульон, который я выпил с величайшим наслаждением и, отвернувшись к стенке, уже самостоятельно без посторонней помощи, с выпрямленными ногами, тотчас уснул…

Что можно добавить к сказанному? Остается лишь воспеть хвалу Господу Богу, Творцу нашему и Его Всепресвятой Матери: Радуйся, Благодатная, избавляющая нас от бед и скорбных обстоятельств. Радуйся, Матерь милосердия. Радуйся, матерь миротствующих. Радуйся, утоление всякой печали. Радуйся, всех скорбящих радость!

Георгий Звонарь

 
Жизнь Епархии

Заместитель министра путей сообщения РФ посетит монастырь Святых Царственных Страстотерпцев

Екатеринбург, 23 октября, «Православная газета». В пятницу, 25 октября, в монастыре святых царственных страстотерпцев побывает заместитель министра путей сообщения Рф М.П. Акулов.

 
Церковный календарь

2 ноября — память праведного отрока Артемия Веркольского

Родившийся в тихом, мало кому известном уголке далекого Севера, мальчик Артемий стал угодником Божиим, получившим благодать творить дивные чудеса на протяжении многих столетий. Он широко почитался всей православной Россией, и почитание это не прекращается и поныне.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс