Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (217) → Жизнь по совести. О вере

Жизнь по совести. О вере

№40 (217) / 22 октября ‘02

Цветник духовный

Всегда ли нужно исполнять желания больных, умирающих?

Вредными последние желания могут быть. Например, завещание не хоронить, а сжечь свое умершее тело. Это древний языческий, противохристианский обряд, которого христианам исполнять не должно. Может от умирающего последовать завещание отомстить кому-то за свои обиды или иное что-то похожее. Такие желания исполнять, конечно, не нужно, а самого умирающего, если он еще способен понимать, нужно постараться отговорить от таких повелений, поскольку от них будет, несомненно, только вред его душе за гробом.

И все же у всех народов последнее негреховное желание умирающего окружается особым почтением и подлежит точному исполнению. Это касается распоряжений имуществом, советов ближним, как нужно жить и чего в жизни добиваться. Христианин, умирая, дает свое завещание с самого порога вечности; вряд ли в этот час он будет желать своим ближним что-то пустое и суетное. И мы, чувствуя святость смертного часа, благоговейно относимся к его последним просьбам и наставлениям. Быть может, душе, отходящей в вечность, каким-то образом станет легче от того, что ее последнее благочестивое желание исполнено.

Что ждет меня в будущем? Полезно ли человеку знать свое будущее?

Неполезно. Человек развивается и телесно и душевно от младенчества до старости. Меняются его разум, опыт, душевные расположения, физические силы. Если наше будущее показать нам таким, каковы мы теперь, то мы, скорее всего, его не примем правильно, или впадем в уныние, или, наоборот, в самодовольство. Чтобы мы восприняли наше земное будущее правильно, нужно нас “переодеть” в такое тело и в такую душу, которые будут у нас в тот час, а не сегодня. Но даже если бы это было возможно, увидеть себя старым для нас, видимо, еще вреднее. В нас, таких, как мы теперь, непременно укоренится или уныние, или тщеславие, или просто греховная успокоенность, что жить нам еще долго.

Впрочем, очень редко, очень немногим Своим избранникам Господь открывает их будущее, но и то, по выражению апостола Павла, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (Кор. 13, 12). И непременно для этого должна быть какая-то важная цель, прямое указание, что нужно делать верным рабам Вседержителя.

Если же человек, не имея истинного откровения Божия, пытается узнать свою судьбу вопреки воле Господа, то это, конечно, неполезно, не говоря уже о том, что это тяжкий грех. Почему? Потому что, если было бы нужно, Господь Сам все открыл бы человеку, а если не открыл, значит это вредно нам, и человек, гадая о судьбе, идет против воли Божией. А к кому он тогда обращается, если противится Богу? Естественно, к силам нечистым. Про любого предсказателя и вещуна, который открывает человеческую судьбу по заказу, можно безошибочно сказать, что он или сочиняет от себя, или передает сказанное бесами. Истинные святые провидцы ни по заказу, ни от себя лично никогда ничего не говорили. Сам Господь подавал им, поэтому одним они открывали немногое из их будущего, другим не говорили ничего.

По заказу же говорят только бесы. Они обслуживают целую армию астрологов, гадателей, вещунов, которых ныне в России развелось числом в сотни тысяч человек. Прибегать к их услугам — значит, общаться с нечистой силою, а это тяжкий грех. Кроме того, нужно помнить, что бесы не всеведущи. Один Бог ясно знает будущее, а бесы только догадываются о нем, частично прогнозируют, частично раскрывают свои планы — какие злодейства они задумали. Потому их предсказания сбываются довольно часто, но не всегда. Никогда не обращайтесь к ним за советом!

Есть ли на этом свете у людей двойники, или каждый уникалени неповторим?

Итак, даже отпечатки пальцев у каждого из нас совершенно особые. Наука ясно свидетельствует, что каждый из нас генетически неповторим, то есть совокупность всех наследственных признаков у каждого человека особая. Тем более это относится к душе, настолько у каждого свой особый характер. Казалось бы, самые генетически близкие люди, похожие друг на друга внешне настолько, насколько это возможно, — однояйцевые близнецы — до чего же разными характерами они подчас обладают! И это притом, что воспитываются они в одних и тех же условиях, одними и теми же родителями, одновременно и в одном месте. И сами родители при этом видят, что душевные склонности близнецов различаются с рождения. Отчего так? Это тайна Божия, но это вполне ясно наблюдаемый факт, из которого только остается сделать правильный вывод: душа каждого единственна в мире, другой такой нет и никогда не будет. Создавший ее, Искупивший ее от греха Своею Кровию, очевидно, не безразличен к ней, она нужна Ему. Грешно забывать об этом. Грешно, распоряжаясь душой своей по собственному произволу, скрадывать тем самым Царство Небесное.

Почему человек имея не ценит, а потерявши плачет?

Среди важных жизненных ценностей вы, конечно, назовете саму жизнь, здоровье, наличие родителей, друзей, близких. Более вдумчивые добавят сюда и собственный разум, сердечные чувства — свои душевные способности. Иные, быть может, вспомнят, что и весь окружающий мир, земля и небо, и все, что в них, как бы специально приготовлены для потребностей нашей жизни. Все это нам крайне необходимо и ценно. И все это дается нам от Бога даром, совершенно незаметно, как нечто само собой разумеющееся. Благодарить за все эти дары, ценить их должна всякая вдумчивая, верующая душа.

Есть, конечно, ценности и более высокого порядка. Это благоволение Божие к человеку, возможность общаться с Богом, блага будущего века, обещанные верным после этой жизни и в предначатках вкушаемые святыми еще на земле. Эти драгоценности несравнимо большие, чем все блага земные.

Может быть, помнишь сказку Андерсена, как один солдат нашел в пещере сундук медных монет, набрал сколько мог унести, но пройдя чуть дальше, нашел сундук с серебром. Выбросив всю медь, он набрал серебро, а потом тут же подобным образом презрел серебро и набрал золото.

Вот так же и христианину должно уметь ценить вещи, соответственно их действительной стоимости. Иной раз следует бросить малоценное и малозначащее ради более ценного и истинного. Нет ничего дороже Царства Небесного, но оно берется верою и усилиями. Эти усилия волей-неволей приходится делать за счет каких-то увлечений и занятий. Запас сил у человека ограничен, как и срок его земной жизни. Золото, серебро и медь одновременно унести невозможно, приходится что-то выбирать.

Наша молодость — это такой период, когда земные блага: здоровье, телесные и душевные силы, богатые душевные переживания — даются нам даром, без всяких условий, по меткому церковно-славянскому выражению: независтно. При этом Бог все-таки ожидает от нас благодарности, но как часто бывает, чем больше человеку достается даром, тем менее он благодарен, а зачастую и просто начинает наглеть по отношению к дарящему. Дерзость — частая спутница юности.

Пренебрежение дарами Божиими начинается с того, что человек растрачивает их на греховные развлечения: губит здоровье курением, алкоголем, наркотиками; губит чистые душевные порывы блудом и развратом, ум засоряет мелкими или ложными сведениями, сердце травит впечатлениями скверными и пошлыми. За такое отношение к Божиим дарам они отбираются, и тогда в силу вступает вторая половина приведенной пословицы: потерявши плачем.

Разбазаривая блага земные, временные (хотя и ценные сами по себе), человек обыкновенно нисколько не заботится о благах вечных, которые не может отобрать смерть. Эти блага более ценны, они не даются всем сразу: в них нужно верить, ради них нужно потрудиться. Верующий в Бога и стремящийся к вечности познает цену даров временных, но не губит их, а благодарит за них Бога. Однако, если нужно, он ради Царства Небесного охотно жертвует здоровьем, силами, удобствами, привязанностями, несчастной любовью, то есть той, которая не может осуществиться в законном христианском браке, и многими подобными вещами, наконец, даже жизнью. Каждая такая жертва не есть пренебрежение Божиим даром, она есть благословенное и заповеданное Господом предпочтение Небесного и вечного всему земному и временному. Земные блага, законные и непредосудительные, Сам их Даритель оценил так: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк. 8, 36). Ради Царства Небесного и спасения души Христос повелел не жалеть никакой цены. Он сравнил это Царство с жемчужиной, ради которой купец продал все, что имел, чтобы только купить ее (Мф. 13, 45–46). Несомненно, такой купец (то есть всякий христианин) не теряет, а приобретает от такого обмена, но чтобы совершить его, требуется изрядная вера и мужество.

Поверьте, что жертвующий земным ради Небесного, имея временные ценности, хранит их, а добровольно потерявши, плакать не станет, но будет радоваться вечно.

Почему я не всегда понимаю, что делаю, что говорю и думаю?

Человек — существо, поврежденное грехом. В нашей душе и в духе мы часто обнаруживаем разлад всех сил. Ум понимает, положим, что хорошо, а что дурно, греховно, а сердце между тем сочувствует греху. Совесть будоражит душу, но не в силах оказывается приказать что-то воле, и человек грешит как бы против своего же желания. И так получается довольно часто, особенно в юности.

Задача всей христианской жизни состоит в том, чтобы с Божией помощью исцелить это наше пагубное расстройство; подчинить совести все движения душевные: и ум, и чувства, и волю, а тело с его потребностями в свою очередь подчинить душе. У такого исцеленного, цельного человека уже нет внутреннего разлада; он знает, чего от него хочет Бог, всем существом повинуется Ему, а Господь укрепляет верного раба Своего.

Первое средство на этом пути состоит в отсечении своих греховных мыслей, чувств и желаний, во всяком ограничении своего самовольства, с тем чтобы совесть постепенно становилась в душе госпожою, то есть вставала на свое законное, предназначенное ей Богом место, а не была бы на положении затравленной Золушки.

Что такое секта? Как действуют сектантские идеи на психику?

Чувство собственной исключительности на церковном языке именуется гордыней. Считающие только своих единоверцев избранниками Божиими, а всех прочих людей чем-то вроде мусора или ошибки Божьего творчества, никогда не смогут избегнуть ее. Гордыня свойственна в той или иной мере почти всем людям, но непомерная гордость зачастую приводит к сумасшествию. Сумасшествие же, как психическое явление, буквально никогда не обходится без гордыни. Потому психическое заболевание сектанта — дело обычное, вполне для него нормальное, если, конечно, так можно выразиться. Однако выраженность психического заболевания может быть разною. Не всех психически больных сразу определяют в лечебницу, многие живут подолгу среди обычных людей, пока их душевные расстройства не являются общественно опасными.

Путь к сумасшествию открывает и обычный во всех сектах закон беспрекословного подчинения руководителю секты: вождю, старейшине и тому подобное, которого почитают богом или полубогом. Такое неистовое послушание часто укрепляется бессонницей, голодовкой, физическим надрывом, гипнотическим воздействием и другими подобными психофизическими средствами, практикуемыми в сектах. Эти воздействия ведут человека к сумасшествию еще быстрее.

Возникает вопрос: а считают ли себя православные исключительными в роде человеческом, и если нет, то как они при этом относятся к исключительной истинности только своей Православной веры?

Ответ несложен: истина может быть только одна. Если мы веруем во Христа, то не можем, конечно, считать магометан, иудеев или язычников верующими правильно, пребывающими в истине. Тем не менее, за некоторыми исключениями сектантского толка, православные христиане не впадают в гордыню, хотя единственно истинною почитают только веру православную. Потому что в отличие от сектантов, мы не почитаем себя достойными избрания Божия или обладающими уже всей истиной и святыней нашей веры. К нехристианам мы должны относиться с сочувствием и при возможности стремиться проповедовать им о Христе. У неправославных христиан нам нужно замечать и их сильные, искренние, жертвенные религиозные порывы, и их искажения в вероучении, в духовной жизни, которые часто уводят весь жар их верующей души куда-то в сторону. Уважая в их душевной жизни то, что достойно уважения, мы, в свою очередь, должны своим словом, жизненным примером и кротостью свидетельствовать о высоте и красоте Православия, понимая при этом, что мы сами-то недостойны его чистоты и святости. Потому, держась своей веры неукоснительно, не смешивая ее с ложным или искаженным иноверием, не будучи равнодушными в вопросах веры и Церкви, мы не должны считать себя вполне достойными своего великого православного звания. С такими расположениями и чувствами мы сумеем устоять и против сектантского уклона, и против религиозного безразличия.

Возможно ли крещение в тридцать лет?

Крещение — это вступление человека в Новый Завет с Господом. Иисус Христос искупил нас от греха и вечной смерти, принес нам дар новой благодатной жизни, вводящей в Царство Небесное. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, — а кто не будет веровать, осужден будет, — говорит Сам Христос (Мк. 16, 16). Крещеный человек — это тот, кто принимает сей дар Божий и желает потрудиться для спасения души.

Крестящиеся взрослыми должны сознательно и свободно прийти к христианской вере. Они свидетельствуют о своем желании стать христианами в крещенских обетах, то есть в тех обещаниях, которые даются ими при совершении таинства крещения. Перед купелью крестящиеся отрицаются от сатаны и всех дел его — от своей прежней безбожной и греховной жизни. Здесь же они обещают быть верными Христу, всю жизнь посвятить Ему, чтобы неразлучными быть с Ним и в вечности.

За крещаемых младенцев обеты приносят их крестные восприемники. Они берут на себя обязательство перед Богом воспитать своих крестников христианами. Без крестных восприемников, которые должны быть близкими детям и близкими к Богу, крещение совершать по церковным правилам не разрешается (за исключением особых обстоятельств, например, смертной опасности, тяжкой болезни).

Достигнув сознательного возраста, крещеные во младенчестве должны хорошенько поразмыслить о своих крещенских обетах с тем, чтобы сознательно, от всего сердца повторить их в душе своей.

Но крещение не только связывает человека обяза- тельствами перед Богом. Обеты наши для того и приносятся, чтобы в ответ на них подал нам Господь самый великий духовный дар из всех подаваемых на земле человеку. Допустим, какой-нибудь отец хочет подарить сыну драгоценный памятный подарок на всю жизнь. Ясно, что он вручит его сыну не сразу и не без подготовки, чтобы сын по незнанию или по небрежности не испортил дара. Младенцу в руки не стоит давать, например, изящную хрустальную вазу, потому что через минуту на полу останутся лишь ее осколки. Но если ценный подарок предназначается младенцу как бы на будущее, то вручается он обычно воспитателю, который может предохранить драгоценность от случайной небрежности, а также постепенно научит самого младенца правильно пользоваться полученным даром. При крещении роль такого воспитателя и выполняет крестный восприемник.

Крещение — дар, несравнимый ни с чем земным. Святые Отцы учат, что оно очищает человека от грехов, покрывает его особым Небесным покровом, открывает доступ к благодатным источникам Церкви, вручает его заступлению Ангела-хранителя. Эти слова таинственны и не во всем нам понятны. Проще сказать так: крещение подает нам спасение, все Небесные блага будущей жизни. Но это спасение содержится в крещении, как дуб в желуде. Желудь не какая-то часть дуба, а весь дуб, но которому нужно еще вырасти. Одни желуди могут не прорасти, другие могут дать ростки, которые потом засохнут — все зависит от того, как ухаживать за растением.

Итак, в каком же возрасте лучше всего принимать крещение? — Нужно это сделать тогда, когда есть решимость исполнять крещенские обеты. Если родители и крестные — православные христиане, живущие церковным бытом, то, конечно, они крестят своего ребенка в младенчестве и приучают его к христианскому благочестию с пеленок. Счастливы христиане, воспитанные в вере с самого детства! Детские впечатления — самые яркие, запоминающиеся на всю жизнь; детские сердца наиболее доверчивы ко всякому наставлению и уроку, однако не только доброму, но и злому — поэтому так важно, чтобы с самого раннего детства уроки веры и добродетели запечатлелись в юных душах. А еще дети более взрослых восприимчивы к благодати, сообщаемой во всех церковных таинствах, к которым приступают только крещеные.

Предсказывают, что будет конец света. Какую точку зрения имеет на это Православная Церковь?

Наш земной мир тленен, а сама планета достаточно изношена, истощена и осквернена. Переселиться человечеству на другую планету, где была бы такая же жизнь и сносные условия, невозможно. Это все выдумки фантастов, не более. С каждым поколением, с каждым годом жизнь на земле становится все тяжелее, а главное – все греховнее. За две тысячи лет, когда земля была по большей части не заселена и не освоена, Евангелие вполне точно предсказало человечеству скорби настоящего времени. С научной точки зрения человечество ждет гибель. И даже не поймешь, что лучше: внезапная смерть всей планеты или долгое мучительное существование в борьбе за жизнь, в постоянном грехе.

Но Бог милостив. И ждет нас после скорбей последних лет земли ее полное очищение Божественным огнем. Предсказано, что дни последней земной агонии человечества сократятся. Придет снова Христос, Сын Божий, придет во славе на суд рода человеческого. Тогда воскреснут мертвые, каждый в своем теле, и для праведников и всех верных Господу наступит вечное блаженство, а для отвергших Христа – вечное мучение. В Царстве Небесном исчезнет тление, исчезнет и самое время, будет вечный день и вечная радость. И чтобы получить нам будущее блаженство, требуется сохранить свою верность Господу исполнением Его заповедей.

Печатается по книге священника Тимофея и Т. Берсеневой (Окончание следует)

 
Цветник духовный

Из духовных наставлений старца Макария Оптинского

“Мы, ища внутренних утешений, ищем не Бога, а себя. Ежели мы смиримся, силен Бог и утешит нас Своею милостью, только убоимся искать и будем считать себя сего недостойными: как здесь, так и во многих случаях потребна есть преданность Богу чрез веру”.* * * “Где ж искать христианину утешение в находящих ему искушениях и скорбях, как не в вере в Бога?

 
Социальное служение

«Мы обращаемся к Вам с надеждой на Вашу помощь…» В сосьвинской колонии заключенные хотят построить храм

Дорогие во Христе братья и сестры!Мы обращаемся к вам с надеждой на вашу помощь в домостроительстве Божием – Свято-Троицкого храма в ИК-23 п. Сосьва Серовского района Свердловской области (Туб. больница для осужденных).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс