Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (190) → На вопроы посетителей интернет-сайта Екатеринбургской епархии отвечает инспектор Духовной Семинарии иеромонах Аркадий (Логинов)

На вопроы посетителей интернет-сайта Екатеринбургской епархии отвечает инспектор Духовной Семинарии иеромонах Аркадий (Логинов)

№13 (190) / 1 апреля ‘02

Вопрос — ответ

Хотелось бы побеседовать со старцами. Но съездить по святым местам не представляется возможным. Можете ли Вы дать адрес (или E-mail — если таковой есть) старца, который мог бы письменно общаться.

Сергей

Если нет возможности побеседовать со старцами, то настоятельно советую вам обратиться к чтению духовных книг (например, «Письма игумена Никона Воробьева» и других такого рода). Это поможет вам определиться в духовном мире, хотя и не даст, быть может, ответы на ваши конретные вопросы, но это уже дело времени. Что касается адресов старцев, боюсь, в этом не смогу вам помочь, т.к. не знаю их. Напоследок совет — бойтесь лжестарчества, избегайте «младостарчества». Не думайте, что разум человека – лишний инструмент в нашей жизни, в том числе и духовной.

Каково отношение Православной Церкви к кулачным боям на Масленицу?

Борис

Думаю, что никакого отношения. В том смысле, что Церковь никогда не благословляла их. Напротив, скорее осуждала такого рода развлечения, тем более в канун Великого поста. Недели, предшествующие посту, должны быть проводимы нами в постепенном вхождении в состояние поста. Чтобы утро Чистого понедельника мы встретили исполненные покаяния, но не от «похмелья» после разгульного заговенья, а от осознания своей немощи и склонности к греху.

В Екатеринбурге много высококвалифицированных специалистов по хоровому искусству, которые хотят работать в Церкви — готовить профессиональные кадры по программе музыкальных училищ. Неужели в Екатеринбурге — крупном городе — невозможно создать такое регентское училище или хотя бы филиал? Краткие церковно-певческие курсы на уровне ликбеза дают информацию только по изучению Устава. А музыкантская подготовка, жизненно необходимая любому грамотному регенту, находится практически в зачаточном состоянии.

Профессиональные музыканты

Спасибо вам за заботу о подготовке профессиональных кадров для церковных хоров. Создать регентское отделение при Екатеринбургской семинарии не только возможно, но и нужно. Единственным, но очень серьезным препятствием является отсутствие материально-технической базы. Иначе говоря, решение об открытии в Екатеринбурге регентского отделения принято еще в 1995 году, однако, до сих пор мы не можем найти здание или хотя бы помещение для занятий. Если вы сможете оказать деятельную помощь в этой области, то все мы будем вам благодарны. Впрочем, в любом случае спасибо вам за интерес к этой проблеме и, надеюсь, что ваши профессиональные качества будут востребованы нами в самом ближайшем будущем. Поэтому будет неплохо, если вы сообщите возможные варианты связи с вами.

Подскажите, пожалуйста, сохранилась ли в настоящее время Пророко-Илиинская церковь Екатеринбургской Епархии, что в Березовском заводе. В этом храме была крещена в 1887 г. моя прабабка Елизавета Петровна Логинова и посему мне хотелось бы узнать о судьбе храма, а также церковных книг.

Андрей Турчанинов

Сведения о храмах Екатеринбургской епархии помещены в разделе «История» нашего сайта. Информацию по интересующей вас Пророко-Илиинской церкви вы можете увидеть там же. Пророко-Илиинская церковь каменная. Двухпрестольная. Заложена в июне 1810 г. Построена на средства казны. Придел во имя свтт. Петра, Алексия и Ионы, митр. Московских. Освящен 30 января 1812 г. Главный храм во имя прор. Илии освящен 28 августа 1813 г. Закрыта в 1930 г. В здании размещается ДК рудника.

В Прощеное воскресенье на слова «прости меня» принято отвечать: «Бог простит, и ты меня прости». Некоторые говорят по-другому: «Бог простит, я тебя прощаю, и ты меня прости». Но на такие слова многие обижаются, гордыня, мол. А, может быть, так более верно? А то получается, что Бог-то простит, а про себя человек ничего не говорит. Так как же положено отвечать?

Валерий

Важным мне кажется не форма, в которую мы облекаем слова прощения, а то, с каким чувством мы произносим их. Есть различие между смирением и «смиреньицем». Первое рождено от осознания своей немощи и исходит от покаяния, второе — лишь только лживая личина гордости, за которой скрывается презрение ко всем окружающим и самолюбование. «Ах, простите меня грешную, я такая грешная, я самая грешная». Запомните, покаяние не в словах, а в плодах, которые они приносят. В Евангелии есть притча о том, как отец послал одного своего сына на работу в поле, а тот отказался, но позже раскаялся и пошел. Послал он другого своего сына, тот сказал, что сделает, но сам не пошел и не сделал. Кто из них двоих исполнил волю отца? — вопрошает Господь. Поэтому важно не только на словах испросить прощение, но и самим делом засвидетельствовать свое благорасположение к добродетели смирения. А какие это будут слова, не столь уж важно. Главное, чтобы было явно намерение просить прощения и простить искреннего своего.

Возможно ли венчание без регистрации брака? Если нет, то почему? Ведь Церковь отделена от государства?!

Сергей

Венчание без регистрации брака конечно же возможно, но в любом храме у вас спросят свидетельство о браке и это, на мой взгляд, правильно. Отделение Церкви от государства, в данном случае, актуально в той части, что брак, заключенный в Церкви, юридически не состоятелен, а значит – не рассматривается как таковой. В результате дети, рожденные в незарегистрированном браке, незаконнорожденные. Далее, родители получают право на налоговые вычеты в двойном размере, как воспитывающие ребенка в одиночку, а это обман, который нравственный христианский закон отвергает. Но самое важное на мой взгляд — это избежание прямой хулы на Таинство Церкви. А обоснована моя позиция примерами из жизни. Например, мне известны обращения в храм людей, которые являются любовниками и хотели бы обвенчаться, имея при этом свои семьи. Поэтому требование представить свидетельство о браке — это минимальный барьер для случайных, а иногда прямо незаконных (с точки зрения христианского закона) обращений в храмы.

Можно ли после Причастия прикладываться к руке священника? Существует распространенное мнение, что нельзя. А как на самом деле? И попутно второй вопрос. Как только священник появляется в храме, все бегут к нему благословляться. Даже очередь выстраивается. А для чего? Если взять благословение на какое-то дело, это понятно. Взять благословение у знакомого иерея при встрече — тоже (за руку ведь не поздороваешься), но нужно ли брать благословение у каждого священника при встрече?

Валерий

Причастие мы должны запить теплотой с той целью, чтобы омыть уста. Чтобы частицы Святых Даров не остались во рту. А после этого ничто не возбраняет вам приложиться к иконе или облобызать благословляющую десницу священника. Человека, по слову Господа, оскверняет не то, что входит в него (читай, чего прикасается он), а то, что исходит из уст его. Ибо исходящее из уст исходит от сердца. В отношении благословения замечу, что христианин испрашивает благословения Божия. Когда мы говорим: «Благослови, отче», — то имеем в виду, что священник благословляет нас не от себя, а во имя Божие, произнося: «Благословен Бог наш. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Конечно, создавать суету в храме Божием не подобает и приветствовать священника, обращаясь к нему за благословением, нужно не создавая шума или толкания, в общем, суеты. Тогда будет возможность в двух словах спросить его о каких- либо своих недоумениях или просьбах.

Согласно Символу веры Творцом всего является Бог Отец. Блаженный Феофилакт в толковании на 1 главу Евангелия от Иоанна пространно разъясняет слова евангелиста «Все чрез Него начало быть», что Само Слово сотворило все. То есть, как я понимаю, Сын Божий сотворил все видимое, невидимое, небо и землю. Конечно, этому некоторому несоответствию есть объяснение. Какое? Отец Аркадий, прошу разрешить мое недоумение. Спаси Вас Господи.

Светлана

Ваше недоумение, как я полагаю, происходит из-за не совсем точного понимания природы Бога. Православная Церковь исповедует, что Бог един по существу, но познается нами в трех Лицах — Отца, Сына и Святого Духа. Сын и Святой Дух единосущны Отцу. Не три Бога, но едино Божество в трех Ипостасях. Мы знаем примеры, как святые начертывали образ бытия Божия в едином существе, но в трех Лицах. Св. равноап. Кирилл, изъясняя догмат о триединстве Бога, употребил образ Солнца, которое, являясь нам в образе диска, и светит, и тепло дает. Конечно, все подобные образы есть только тень Истины, но они отчасти помогают уяснить нам главное. В Боге мы различаем естество — сущность и Ипостась или Лицо. Это объяснение необходимо, чтобы понять, что Бог творит по Своей воле, не по принуждению или по природе (так учил в III в. Ориген). Воля есть свойство природы. То есть Бог имеет одну волю. Поэтому Церковь учит, что Бог Отец творил все Своим Словом (через Бога Слово, по-гречески Логос) в Духе Святом (мы именуем Святой Дух — животворящим). Каждое из трех Лиц участвовало в творении, но движимые единой волей. Рассмотрите такой образ: мысль облекается словом, которое производит действие. Этим примером, наподобие образу Солнца в изъяснении Святой Троицы или раскаленному железу (тоже один из образов изъяснения тайны Святой Троицы), можно начертать картину творения. Для полноты уяснения не лишним будет заметить, как Церковь в Своем учении различает Лица Пресвятой Троицы. Бог Отец — Безначальный рождает Сына и изводит Духа. Бог Сын — вторая Ипостась — рождается от Отца. Бог Святой Дух — исходит от Отца. Причем не пытайтесь сравнить эти термины, обозначающие ипостасные свойства Лиц, с их земным, тварным содержанием. Заметьте, святые отцы не говорят: родил Сына, но рождает. Кстати, внимательно перечитайте слова апостола Иоанна Богослова «все через Него начало быть». Они указывают на участие Слова в творении, но не отрицают того, что Отец – Творец мира видимого и невидимого.

По просьбе своего товарища: ему уже 30 лет, а спутницу жизни он пока еще не встретил. Спрашивает, как можно молиться об этом Господу? Есть ли специальные молитвы для холостых мужчин?


Борис

О таких молитвах мне не доводилось слышать. В издаваемых теперь молитвословах я встречал молитвы девушки о замужестве, а вот для мужчин нет. Знакомые мне священники благословляют в таких случаях обращаться к молитвенному предстательству преп. Серафима Саровского. Пусть ваш товарищ возьмет себе в правило ежедневное чтение акафиста преп. Серафиму. И от себя присовокупляет прошения. Если сердце его возжаждет любви Божией, а молитва будет искренней, я верю, что Господь утешит его.

На мою маму навели порчу… или это как-то само собой получилось. Она уже больше чем полгода нормально спать не может, спину жжет, внутри тела какой-то шар движется. Я тоже себя ненормально чувствую после того, как она мне рассказала, что с ней происходит. Все это на грани фантастики… так просто не описать. Прочитала, что существует «отчитка». Как на нее попасть?

Людмила

Прежде чем ставить «диагноз», следует задуматься о причинах. Знайте, что «ни один волос не упадет с головы вашей без воли Отца Небесного». Всякая скорбь и немощь в нашей жизни есть попущение Божие к нашему вразумлению и врачеванию. Поэтому всегда верным путем будет изучение внутреннего, духовного состояния нас. Что это значит? Болезни людские — это, как правило, следствие грехов. Первейшее лекарство от греха – покаяние, исповедь — вот, что нужно вам обеим в первую очередь. А если грех настолько укоренился, что удоборасположил к бесовскому воздействию, то и средство к избавлению – пост и молитва. Великий пост пусть будет для вас обеих началом пути к оздоровлению прежде всего духовному. А на отчитку нужно идти с верой и упованием на силу Божию, а не как в аптеку за лекарством. Помоги вам Бог укрепить веру и надежду.

Мои родители не венчаны и разведены. Как происходит венчание в повторном браке с другим человеком?

Александр

Ваш короткий вопрос требует, однако, довольно обстоятельного ответа. Во-первых, обычно теперь венчают всех одним чином — для новобрачных, кроме случаев разводов браков венчаных. Во-вторых, прежде чем говорить о венчании, уместно вопросить о воцерковлении тех, кто желает венчаться. Начинать нужно со становления духовной жизни, познания, по крайней мере, азов веры, воцерковления своей жизни. Так много было за последнее десятилетие людей, которые стремились обвенчаться, не думая о той ответственности, какую берут на себя, произнося обещание хранить верность и слыша в ответ божественные слова «оставит человек отца своего и матерь, и прилепится жене своей, и будета два в плоть едину». Поэтому советую в случае с вашими родителями в первую очередь прийти в храм для беседы со священником, в которой, как я думаю, можно будет получить ответ на поставленный вами и другие вопросы.

У меня маленький ребенок, дочка, ей 4 месяца. Больше года назад я встретила человека, близкого мне по душе. Мы оба верующие люди. Мы любим друг друга, но так как он — мой троюродный брат, мы не встречаемся и понимаем, что брак не может быть венчан. Возможно ли обвенчать нас? Кровосмешение — тяжкий грех! Но что это значит? Можно ведь жить и предохраняться и не иметь общих детей, ведь моя дочка ещё совсем маленькая.

Аполлинария

В вашей ситуации, если вы верно определили степень вашего родства (т.е. у вас и вашего троюродного брата общий прадед или прабабка), нет оснований для смущения. С XIX в. в Русской Православной Церкви действуют нормы, которые допускают вступление брак лицам, состоящим в родстве не менее чем в пятой степени. Ваш троюродный брат состоит по отношению к вам в шестой степени родства. Таким образом, ваш брак может быть обвенчан без ограничений. Но должен предупредить, что в Византии в средние века действовала более строгая норма, ограничивающая близость родства семью степенями родства. Не исключаю, что священник в том храме, куда вы обратитесь за советом, сошлется именно на эти ограничения. Хочу остановить вас от влечения плоти, а именно это видится в ваших последних словах. Поймите, первой и главной целью в христианском браке должна быть взаимная помощь в спасении. Супружеские отношения не самоцель, но по слову ап. Павла: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1Кор. 7, 2)

Очень мне надо составить экскурсию о часовне святой Екатерины на площади Труда. Помогите мне найти ее историю.

Андрей

История часовни великомученицы Екатерины, находящейся ныне на пл. Труда, не богата. Но если вы имеете в виду некогда стоявший на этом месте собор святой Екатерины с двумя придельными церквями, то тогда обратитесь к разделу «История» на сайте и посмотрите историческую справку по Екатерининскому собору. Строительство часовни на месте разрушенного Екатерининского собора было определено еще в первой половине 90-х годов, а закончено к 275-летнему юбилею г. Екатеринбурга в 1998 году. Она поставлена на том месте, откуда положено начало строительству града во имя святой Екатерины, дабы освятить его и стать свидетельством веры наших предков, полагавших основание всякого благого дела под благословением Божиим. Потому что самая первая церковь – мазанковая – была сооружена на левом берегу Исети близ Екатеринбургского завода в 1723 г. и освящена в честь святой великомученицы Екатерины.

Как Вы объясните тот факт, что в изданиях, распространяемых Епархией (книга Сергея Нилуса), встречаются выражения: «Такими врагами для христиан являются евреи», «вера в пророка Магомета есть вера в дьявола»? Можете не писать ссылку на Социальную концепцию, я её читал. Прошу прокомментировать статью на http://www.sem40.ru/anti/a113.shtml (в статье на центральном еврейском интернет-ресурсе “Sem.40” Екатеринбургская епархия обвиняется в антисемитизме. Ее изложение опубликовано в прошлом номере “Православной газеты” – ред).

Павел

Прежде всего, я хотел бы задать вам встречный вопрос. Вы знакомы с книгой С.Нилуса? Или единственным источником о содержании ее для вас является указанная вами статья? По поводу статьи должно заметить, что ее автор, очевидно, прекрасно представляет себе цели ее написания. Само ее название четко определяет связь «екатеринбургского дела» с решением вопроса об отмене поправки Джексона-Веника. Прокомментировать статью «Екатеринбургские прокуроры могут закрыть России путь в ВТО» я попросил протоиерея П.И. Мангилева.

“Действительно, поправка Джексона-Веника была принята конгрессом США в отношении СССР за препятствия, чинимые выезду евреев в Израиль. СССР обвинялся как бы в государственном антисемитизме. Сейчас Конгресс США обсуждает вопрос об отмене этой поправки. Несомненно есть противники. Противникам отмены на руку скандал с «антисемитизмом», и в связи с этим на историю возникновения этого скандала можно посмотреть совсем под другим углом зрения, отличным от того, который видим в указанной статье. По крайней мере, было бы весьма любопытно совместить фазы развития скандала с фазами обсуждения в конгрессе США вопроса об отмене поправки Джексона-Веника. Однако, хотелось бы спросить автора статьи: на каких «многих судебных процессах» в каких «многих странах мира» «Протоколы сионских мудрецов» были признаны «опасной фальшивкой»?

Для более полного и обстоятельного представления позиции Русской Православной Церкви в отношении книги С.Нилуса «Близ есть при дверех …» довожу до Вашего сведения текст, любезно предоставленный протоиереем Валентином Асмусом. Отец Валентин – видный историк Православной Церкви, преподаватель византологии и общей церковной истории Московской Духовной Академии и Семинарии, декан Свято-Тихоновского Богословского института, клирик храма во имя свт. Николая Угодника в Кузнецах (г. Москва). Этот комментарий был приобщен к материалам завершившегося недавно следствия. В нем вы сможете найти ответы на ваши вопросы, а также косвенно и комментарий по некоторым аспектам, затронутым в статье «Екатеринбургские прокуроры могут закрыть России путь в ВТО».

«В заявлении Конгресса национальных объединений России («Свердловское» отделение) Православной Церкви предъявляется обвинение в разжигании «национальной и религиозной вражды к евреям и иудаизму». В таком общем виде обвинение смехотворно: уже давно Россия — страна, где среди евреев больше христиан, чем иудеев. Евреи есть не только среди мирян, но и в клире РПЦ, и Екатеринбургская епархия не представляет исключения. Евреи становятся христианами вовсе не ценой отречения от своего народа. Наоборот, многие из них говорят, что, став христианами, они в большей мере чувствуют себя евреями и лучше понимают универсальное значение своего народа.

Высказывая обвинение в общей форме, заявление КНОР конкретизирует его несколькими примерами. В частности, «Православная Церковь в 2000 г. издала антисемитскую книгу Сергея Нилуса «Близ есть при дверех»». Здесь опять мы видим неправомерное обобщение. Не называется издательство, выпустившее книгу, и неизвестно даже, церковное оно или светское. Правда, называется имя архиепископа, якобы благословившего это издание, но всякому, знакомому с современной издательской практикой, известно, что в условиях современной анархии имя иерарха на обороте титульного листа вовсе не означает, что этот иерарх действительно благословил данное издание.

Теперь о С.А. Нилусе. О нем в заявлении КНОР говорится так, будто это какой-то профессиональный антисемит. На самом деле Нилус — один из выдающихся русских духовных писателей начала XX века. Его перу принадлежит целый ряд книг («Сила Божия и немощь человеческая», «На берегу Божьей реки», «Святыня под спудом» и т.д.), где ни слова не сказано о «еврейском вопросе». Основное содержание этих книг — духовная сила и красота Православия и трудный путь возвращения русской интеллигенции к вере отцов.

Что же до книги «Близ есть при дверех», она, как явствует уже из названия (это — цитата Мф. 24, 33), посвящена не «антисемитизму», но эсхатологии — учению о конечных судьбах мира. Не один Нилус, многие чуткие люди видели знак приближения конца в русской революции, в разрушении традиционной русской государственности. Они предсказывали те безмерные страдания, которые претерпит русский народ, если допустит революцию. В то время подобные предсказания воспринимались как бред безумцев. Только теперь подсчитывая итоги гражданской войны, коллективизации, ГУЛАГа и т.д., мы можем оценить те предсказания по достоинству. Нилус указывает несколько факторов, по его мнению, разрушительно действующих в мире. Это и мировое масонство, и различные формы оккультизма — теософия, «гностицизм», спиритизм. Гадая о будущем антихристе, Нилус говорит о уже явившемся антихристе — индийском юноше Кришнамурти, которого теософы убедили взять на себя зловещую роль «Нового Мессии». В числе врагов существующего миропорядка Нилус называет также сионистов. Подчеркиваем — не евреев как таковых, а сионистов. При добросовестном отношении к текстам Нилуса должно констатировать, что он не был расистом-юдофобом. А сионизм был новым, загадочным явлением, и его трудно было отождествить с традиционным иудаизмом. Как бы ни относиться к происхождению «Протоколов сионских мудрецов», несомненно, что Нилус, публикуя этот франкоязычный документ, был полностью уверен в их подлинности и в этом смысле действовал добросовестно. Целью Нилуса было не разжигание антиеврейских чувств, а отвращение народа от революции, той революции, которая нанесла смертельный удар не только христианству всех конфессий, но и иудейству, и исламу, и всякой религии вообще, чтобы заменить традиционные религии новой, коммунистической псевдорелигией.

Утверждая, что книгу Нилуса «царское правительство использовало для стимуляции еврейских погромов», авторы заявления КНОР клевещут и сами «разжигают национальную вражду», в чем они обвиняют других. Такую клевету на легитимное Правительство России можно было безнаказанно распространять до 1917 г. Но когда к услугам обличителей «царизма» распахнулись двери архивов Царских ведомств, не обнаружилось никаких следов «стимуляции погромов». Вообще говоря, великорусский народ никогда не совершал еврейских погромов; они случались только на невеликорусских окраинах Империи.

Авторы заявления обвиняют Православную Церковь также в разжигании вражды к мусульманам, цитируя ту же книгу Нилуса. В последнем ее издании, вышедшем в 1917 г., в разгар первой мировой войны, в которой России противостояла Османская империя, Нилус писал, что вера в пророка Магомета не есть «вера в Бога истинного». Эти слова адресовались не мусульманам, и уже потому они не являются оскорблением мусульман. Различия между вероучениями разных религий — объективный факт. Христиане могут иметь самую тесную дружбу и с мусульманами, и с иудеями, но было бы бессмысленно ожидать, что в этой дружбе произойдет некая «ротация» религиозных воззрений. Наши современники могут иметь гораздо более точные сведения о мировых религиях, чем то, что знали религии друг о друге прежде, от средневековья до 1-й половины XX века. Но и изживая прежние неточные знания, мы должны знать прошлое. Об этом, в частности, убедительно говорит арабский ученый А.-Т. Хури в фундаментальном исследовании «Византийские теологи и Ислам (VIII-XIII вв.)» (франц. яз.), Париж 1969. Цитируя весьма суровые оценки Ислама у византийских авторов, ученый не солидаризируется с ними и считает, что своим трудом прокладывает путь для лучшего взаимопонимания в настоящем и будущем.

Вообще говоря, можно сожалеть, что современные издатели работают на скорую руку и не снабжают книги, перешедшие в разряд исторических памятников, необходимыми комментариями, которые помогли бы читателю ориентироваться и избежать кривотолков. В пользу отечественных издателей говорит, однако, то, что они никогда не акцентируют те же «Протоколы», как это делают, напр., некоторые современные иностранные издательства, выпускающие отдельные издания «Протоколов». А некоторые русские издатели даже выпускали «Близ есть…» без «Протоколов».

Издавать и солидаризироваться с каждым словом издаваемого — вещи тождественные только в тоталитарном мире. Даже откровенно антигуманная, антихристианская и антиеврейская книга Гитлера «Моя борьба» издается на большинстве европейских языков и на иврите в Израиле. По этому поводу покойный писатель В. Максимов писал: «Это и есть демократия, которая, кроме многих других прав, предполагает еще и право знать» (Континент 80, Москва-Париж, С. 381, 1994 г.)

Если политическая корректность заставит нас цензурировать тексты, принадлежащие прошлому, нам придется начать с Библии: не только в Евангелии, но в Ветхозаветных пророчествах мы находим множество самых суровых обличений еврейского народа. Но будем хотя бы минимально добросовестными, и не будем вырывать эти обличения из контекста.

Протоиерей В.В. Асмус. Москва, 6 февраля (24 янв.) 2002 г.»

Мы всей семьей любим слушать пение под гитару православных исполнителей. Допустимо ли в дни Великого поста слушать архидиакона Романа, иеромонаха Романа, Александра и Елену Михайловых и других?

Константин

Ваш вопрос допускает, как минимум, два ответа. Если говорить, имея в виду строгое следование уставу о посте, то скорее нет, не допустимо. Но я также понимаю насколько отличается наше благочестие, его мера от тех высоких образцов, которые видим мы в жизни подвижников, святых отцов. Мы должны стремиться к этим высотам духовной жизни. Нам было бы приличнее петь (или читать) Псалтирь в дни поста. Но не зная вас и вашей семьи я все-таки не берусь определить лично для вас полезность или неполезность слушания названных певцов. Советую вам обратиться с таким вопросом к вашему духовнику. С другой стороны, для многих наших ближних, проводящих жизнь в суете, слушание духовных кантов и песнопений могло бы стать ступенькой к их обращению к вере и благочестию. То есть я хочу сказать, что во всем есть мера нашего духовного совершенства, в котором мы должны возрастать от силы в силу. Да поможет вам в этом Бог!

На улицах Екатеринбурга слышал, что Белое братство объявило конец света на 17 июля 2002 года. Ваше мнение? Ведь времени осталось немного. На сайте propovednik. ru никакой информации об этом не нашел. Именно туда Вы отсылаете с вопросами о сектах. И еще. Расскажите, пожалуйста, о Екатеринбургском филиале Белого братства. Читал о том, что они обращались к Чернецкому по поводу регистрации.

Юрий

Конец света в последнее время объявляется разными сектами чуть ли не каждый год. А иные имеют в своей практике такой опыт уже на протяжении столетия. Я думаю, что нам грешно даже задумываться над такого рода «предсказаниями», дабы не смущать свое сердце. Господь Иисус Христос сказал: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13, 32). Но не зная времени второго и славного пришествия Господа, которым ознаменуется конец этого света, мы должны тем более быть всегда готовыми к Его встрече. Не случайно первые христиане и многие подвижники проводили ночи в молитве, чтобы ожидать Господа, уподобляясь «девам мудрым» (Мф. 25, 1–12), ожидавшим прихода Жениха, в отличие от «юродивых», которым мы чаще всего уподобляемся в своей жизни, являя духовную леность и нерадение о воспитании в себе добродетелей. Времени у нас всегда очень мало, потому что не ведаем мы, в какой час нашей жизни разлучимся от души. А значит, должны его теперь уже употребить на покаяние, вспоминая слова Христовы «в чем застану, в том и сужу». В отношении Екатеринбургского филиала «Белого братства» мною дано поручение подготовить соответствующую справку, которая, по мере готовности, будет помещена на сайте.

Разрешено ли во время поста употребление в пищу морепродуктов: мяса криля, креветок, кальмаров?

Сергей

Вопрос о морепродуктах не значится в уставе о посте. По этому поводу можно было бы привести разные цитаты, но главное в том, что соблюдение поста зиждется не на гастрономических тонкостях, а на самом принципе воздержания. Поэтому в пост мы должны воздерживаться от того, что привлекает нас, что услаждает нас или нашу плоть. Ограничивать себя, в первую очередь, в чувствах, а для большего успеха в молитвенном делании ограничивать себя и в пище. Конечно, в наше время многие продукты стали доступнее, и то, что когда-то было заморским деликатесом, теперь является обычной составляющей нашего меню. Например, теперь довольно разнообразный перечень продуктов из сои, которые по сути своей постные. Резюмируя свои рассуждения, скажу, что перечисленные вами морепродукты могут быть отнесены к категории постных продуктов, хотя я бы сделал это с оговоркой. Каждый должен стремиться к большему, но в меру своего духовного роста, т.е. такие вопросы лучше всего обговаривать с духовником.

 
Вопрос — ответ

«Что такое „Лествица“? Что означает праздник Благовещения»? Отвечает Архиепископ Викентий

Расскажите, пожалуйста, побольше о празднике Благовещения. Так всегда выпадает, что во время Великого поста, 7 апреля, мы всегда празднуем дивный праздник нашей Святой Церкви – Благовещение Пресвятой Богородицы.

 
Культура

Кузнечное ремесло — дело соборное, православное. Интервью с А.А. Лысяковым, руководителем артели «Кузнецы»

Нечасто журналисту выпадает такая удача. Пообщаться не просто с человеком увлеченным, но с настоящим мастером своего дела.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс