Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (188) → Как победить депрессию

Как победить депрессию

№11 (188) / 15 марта ‘02

Исцели, Господи, люди Твоя

ДЕПРЕССИЯ: ДУХОВНЫЕ ПРИЧИНЫ

Для понимания духовных причин депрессии сначала назовем ее истинным именем - уныние. Для духовного исцеления уныния обратимся к наставнику монахов преподобному Иоанну Лествичнику.

Об унынии и лености

Уныние часто бывает одною из отраслей, одним из первых исчадий многословия. Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение духовного подвига, ненависть к данному в Крещении обету и своему долгу.

Уныние – ублажатель мирских помыслов и влечений, оно оболгатель Бога, будто он немилосерд и нечеловеколюбив; при псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении оно крепко, как железо, в послушании лицемерно.

Муж послушливый не знает уныния, чрез чувственные дела исправляя мысленные и духовные делания.

Общежитие противно унынию, а человеку, пребывающему в безмолвии, оно всегдашний сожитель.

Уныние подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделия; усердно побуждает посещать больных: напоминает о Том, Который сказал: боленъ бехъ, и приидосте ко Мне (Матф 25, 36); увещевает посещать скорбящих и малодушествующих; и будучи само малодушно, внушает утешать малодушных.

Ставшим на молитву сей лукавый дух напоминает о нужных делах, и употребляет всякое ухищрение, чтобы только отвлечь нас от собеседования с Господом каким-либо благовидным предлогом.

Каждая из прочих страстей упраздняется одною, какою-нибудь противною ей добродетелью; уныние же для инока есть все поражающая смерть.

Когда нет псалмопения, тогда и уныние является; и глаза, которые закрывались от дремоты во время правила, открываются, как только оно кончилось.

Родительницы уныния – иногда бесчувствие души, иногда забвение небесных благ, а иногда и чрезмерность трудов. Исчадия уныния, с ним пребывающие: перемены местопребываний, пренебрежение повелений отца духовного, непамятование о последнем суде… А противники уныния, которые связывают уныние, суть псалмопение с рукоделием. Враг уныния есть помышление о смерти; умерщвляет же его молитва с твердою надеждою сподобиться вечных благ.

Разберем же причину уныния — многословие.

О многоглаголании и молчании

Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточитель внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы. Познавший свои прегрешения имеет силу и над языком своим; а многоглаголивый еще не познал себя, как должно. Любитель молчания приближается к Богу и, тайно с Ним беседуя, просвещается от Него.

Молчание Иисусово постыдило Пилата; и безмолвие уст благочестивого мужа упраздняет тщеславие.

Многоглаголание рождается непременно от которой-нибудь из сих причин или от худой и невоздержной жизни и привычки (ибо язык, будучи естественным членом сего тела, чему научится, того по навыку и требует); или, что наиболее бывает в подвизающихся, от тщеславия, а иногда и от многоядения. Посему часто бывает, что многие, с некоторым насилием и изнеможением укрощая чрево, обуздывают вместе и язык и многословие. Кто возымел попечение об исходе из сей жизни, тот пресек многословие, и кто приобрел плач души (о грехах), тот отвращается многоглаголания, как огня.

Поскольку многоглаголание проистекает от тщеславия, то обратимся теперь к этому исчадию страстей.

О многообразном тщеславии

Тщеславие, по виду своему, есть изменение естества, развращение нравов, наблюдение укоризн. По качеству же оно есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости. Дух отчаяния веселится, видя умножение грехов; а дух тщеславия, когда видит умножение добродетелей, ибо дверь первому множество язв, а дверь второму изобилие трудов.

Всем без различия сияет солнце; а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побуждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды, но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побуждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился.

Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям. Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он и то и другое делает для похвалы человеческой.

Тщеславный подвижник сам себе причиняет двойной вред: первый, что изнуряет тело, а второй, что не получает за это награды.

Господь часто скрывает от очей наших и те добродетели, которые мы приобрели, человек же, хвалящий нас, или, лучше сказать, вводящий в заблуждение, похвалой отверзает нам очи, а как скоро они отверзлись, то и богатство добродетели исчезает. Когда услышишь, что ближний твой или друг укорил тебя в отсутствии или присутствии твоем, тогда покажи любовь и похвали его.

Великое дело отвергнуть от души похвалу человеческую, но большее — отвратить от себя похвалу бесовскую.

Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает сам себя (ибо кто не стерпел поношения от себя самого?); но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви. Тщеславие предпочитаемых делает гордыми, а презираемых памятозлобными.

Тщеславие часто бывает причиною бесчестия вместо чести; ибо разгневавшимся ученикам своим приносит великий стыд. Тщеславие делает гневливых кроткими перед людьми. Оно весьма удобно присоединяется к естественным дарованиям, и чрез них нередко низвергает окаянных рабов своих.

Если мы усердно хотим угождать Царю Небесному, то, без сомнения, и славы небесной вкусим; вкусивший ее будет презирать всякую земную славу, и удивился бы, если бы кто, не вкусивши первой, мог презреть последнюю. Кто возносится естественными дарованиями, т. е. остроумием, понятливостью, искусством в чтении и произношении, быстротою разума и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит выше естественных благ, ибо неверный в малом — и во многом неверен и тщеславен. Кто просит у Бога за труды свои дарований, тот положил опасное основание, а кто считает себя должником, тот неожиданно и внезапно обогатится. Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием. Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчестия; средина же — отсечение всех помышляемых ухищрений тщеславия; а конец (если только есть конец этой бездне), состоит в том, чтобы делать перед людьми то, что нас унижает, и не чувствовать при этом никакой скорби. Не скрывай своих погрешностей с той мыслию, чтобы не подавать ближнему повода к преткновению; хотя может быть и не во всяком случае будет полезно употреблять сей пластырь, но смотри по свойству грехов.

Когда хвалители наши или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу. Часто случается, что тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и совершительницу.

О безумной гордости

Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак 6есплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.

Начало гордости — конец тщеславия; средина — уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец — отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав.

Услышим все, хотящие избежать рва сего: весьма часто сия страсть получает пищу от благодарения, ибо она сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога.

Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость; ибо провозвестник первого есть второе.

Высокоумный человек желает начальствовать; да иначе он и погибнуть совершенно не может, или, правильнее сказать, не хочет.

Бог гордым противится (Иак. 4, 6); кто же может помиловать их? Не чист пред Господом всяк высокосердый (Притч. 16, 5); кто же может очистить его?

Наказание гордому его падение, досадитель — бес, а признаком оставления его от Бога есть умоисступление. В первых двух случаях люди нередко людьми же были исцеляемы, а третье от людей неисцельно.

Отвергающий обличение обнаруживает страсть, а кто принимает оное, тот разрешился от уз ее.

Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумие — гордиться Божиими дарованиями.

Не уповай на себя, пока не услышишь последнего о тебе изречения, памятуя, что и возлежавший уже на брачной вечери был связан по рукам и по ногам, и ввержен во тьму кромешную (Матф. 22, 13).

Если не перестанем сами себя испытывать и сравнивать житие наше с житием прежде нас бывших св. Отцев и светил, то найдем, что мы еще и не вступали на путь истинного подвижничества, ни обета своего, как должно не исполнили, но пребываем еще в мирском устроении.

От гордости происходит забвение согрешений; а память о них есть ходатай смиренномудрия. В сердцах гордых рождаются хульные слова, а в душах смиренных небесные видения.

Кто пленен гордостью, тому нужна помощь Самого Бога; ибо суетно для такого спасение человеческое.

Гордость и тщеславие не имеют ни начала, ни рождения, ибо сами начальницы и родительницы всех страстей. Немало ратует против них сокрушение сердца, рождаемое от повиновения. Они весьма часто следуют за терпением поруганий, за исправлением послушания и безгневия, непамятозлобия и служения ближним. Их исчадия суть падения мужей духовных: гнев, клевета, досада, раздражительность, вопль, хула, лицемерие, ненависть, зависть, прекословие, своенравие, непокорство. Есть только одно, чему они не имеют силы противиться; если будешь искренно укорять себя пред Господом, то презришь их, как паутину.

НАШИ УБЕЖДЕНИЯ ПРИЧИНА НАШИХ СТРАДАНИЙ

Ниже приведен перечень 10 основных убеждений, способствующих возникновению и усилению депрессии:

1. Полярное мышление — склонность видеть все либо в черном, либо в белом свете. Склонность считать все неудачным, если были допущены мелкие недочеты. Это также склонность быть чрезмерно настойчивым и требовательным в отношениях с людьми.

2. Чрезмерные обобщения — склонность делать общие выводы по одному отрицательному факту. Свидетельствует о неумении видеть различие между конкретными ситуациями и оценивать каждую по отдельности.

3. Избирательное восприятие — отрицательный фон эмоций настраивает мысли на осуждение, фиксирует внимание на плохом.

4. Игнорирование положительных фактов — человек отказывается от поддержки окружающих ради сохранения своего пессимизма. Это также склонность упиваться своим горем.

5. Безосновательные выводы — человек подходит к оценке окружающих со своей меркой, берет малое количество информации и дополняет ее своими домыслами.

6. Преувеличение или преуменьшение значения происходящего (катастрофичное или упрощенное мышление) — человек склонен преувеличивать значение своих недостатков, преуменьшая данные ему Богом достоинства, таланты.

7. Использование эмоций вместо логики — человек склонен излишне доверять (потакать) своим чувствам, не проверяя их разумом, логикой и исповедью. Склонен приписывать другому свои желания.

8. Утверждения типа “Я должен” — человек печется и заботится о многом вместо того, чтобы разобраться: в чем действительно состоит долг? Человек также склонен принимать на себя излишнюю ответственность от других и за других, забывая о своей собственной.

9. Навешивание на себя и других ярлыков, в том числе ошибочных - человек склонен обозначать себя и других ярлыками типа “неудачник”, “двоечник” и т. д., тем самым лишая себя возможности действовать по преодолению ситуации (“Все это бесполезно, раз я “неудачник”).

10. Сосредоточенность на себе - склонность все, что не нравится в поведении других, расценивать как их желание специально навредить человеку. Человек забывает, что другие могут делать что-то ради своих целей, не преследуя при этом намерения навредить данному человеку.

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ

Не замыкайтесь в своем прошлом. Оно прошло, и его уже не переделать. Теперь для вас важнее, что произойдет с вами завтра и послезавтра. Измените свою жизнь сегодня, и завтра вы увидите результаты этих изменений. Найдите способ преодолеть то, чему вы научились в прошлом и что было неправильным или неэффективным. Осознайте ошибки, снимите этот груз на Таинстве Исповеди и растите духовно дальше.

Не сравнивайте себя с остальными. Вы уникальны и сопоставление себя с другими людьми отвлекает вас от более важных дел – определения конкретных задач, которые вам необходимо решить, и конкретных навыков, которые вам надо приобрести для того, чтобы продвигаться вперед в вашей жизни. Всегда найдутся люди и немного лучше, и немного хуже вас. Но для вас важнее всего полностью использовать все свои возможности. Если уж ориентироваться на кого-либо, то лучше ориентироваться на Иисуса Христа: истинного Бога и совершенного человека.

Не сосредотачивайтесь на картинах возможного негативного исхода. Безусловно, вам будет полезно предвидеть в своих планах возможные неудачи, но в более широкой перспективе вы должны видеть прежде всего конструктивные шаги, которые вам предстоит сделать, а не неприятности, которых вам надо избегать. Не зря говорят: “Препятствия — это то, что вы видите, когда перестаете смотреть на цель”. Цель же наша — Царствие Небесное!

Не оставляйте важные для вас вещи без внимания. Необходимо привнести немного анализа в реальную жизнь и более определенно видеть глобальные вещи в вашем повседневном бытии. Прежде всего, научитесь видеть то, что напрямую определяет ваше мнение о себе — ваша жизнь во Христе, ваши отношения с другими людьми, ваше здоровье, ваша работа и т. д. — и научитесь осознанно строить эти взаимоотношения.

Не отвергайте важные составляющие самого себя. Каждая черта вашего характера представляет ценность раньше или позже, в той или иной ситуации. Не пытайтесь избавиться от тех частей своей натуры, которые вы однажды сочли порочными. Вместо этого примите их существование как данное и определите, как эти свойства можно духовно очистить и использовать на пользу людям. Например, гнев не есть ваш недостаток: это важная и необходимая эмоция. Но метать громы и молнии на людей — это вряд ли эффективный способ его применения. Лучше направить его на бесов, искушающих вас и ваших окружающих.

Не игнорируйте свои собственные интересы. Депрессия часто возникает тогда, когда ваш внутренний мир оказывается неуравновешенным из-за того, что вы слишком много увлечены суетными занятиями, либо собственным эгоизмом.

Умение найти баланс между вашими собственными духовными и физическими интересами и также интересами других людей жизненно важно для вашего умственного здоровья.

Не игнорируйте реальность в угоду своим желаниям. Если вы сосредоточитесь исключительно на своих собственных желаниях и не будете учитывать реальности сложившейся ситуации, вы не сможете правильно реагировать на то, что происходит вокруг вас.

Не сдавайтесь. Если вы пытаетесь сделать что-то и не достигаете успеха, не пытайтесь просто повторить то же самое еще раз с удвоенными усилиями, а попробуйте сделать что-то другое (например, покаяться в собственных несовершенствах и попросить духовного вразумления). Если вы не можете самостоятельно найти способ сделать это, спросите совет у того, кто это умеет.

Не расходуйте время беспорядочно. Ваше время может стать самым верным вашим союзником, если вы правильно распорядитесь им. Сознательно распределите свое время так, чтобы использовать все свои возможности. Организуйте свое расписание таким образом, чтобы оно включало не только работу, но и отдых, общение с другими и молитвенное уединение, физический отдых и физическую нагрузку и т. д.

Не прекращайте работы над собой, когда ваша депрессия проходит. Постоянно следите за своими чувствами, мыслями, отношениями с другими людьми, восприятием происходящего, за своим пониманием контроля и ответственности. Если вам слишком трудно самому определить, какие стереотипы вашего мышления и поведения предрасполагают к ней, воспользуйтесь помощью Церкви. Для того, чтобы обезопасить себя от депрессии, лучше постоянно прибегать к Таинству Исповеди, иметь духовного отца, причащаться, жить полнокровной духовной жизнью.

ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ

1. Не пытайтесь полностью исключить все источники стресса из своей жизни. Конечно, стрессовые ситуации — наиболее вероятные источники депрессии. Но в ваших силах управлять этим стрессом. Прогнозируйте сложные ситуации, учитесь расслабляться, не давайте неотложным делам захлестнуть вас. Все это поможет вам поддерживать равновесие в своей жизни и быстро восстанавливать его после сильных потрясений.

2. Учитесь эффективно решать свои проблемы. Без этого вы не сможете управлять своей жизнью. Отправной точкой для вас должна быть та ситуация, которая складывается в реальности, а не ваши представления о том, какой она могла бы или должна была бы быть.

3. Лучше узнавайте себя, особенно свои индивидуальные ценности и интересы. Человеку крайне необходимо действовать таким образом, который соответствует его — именно его собственным! — жизненным ценностям и интересам.

4. Всегда, когда это возможно, организуйте свою жизнь вокруг тех факторов, которые поддаются вашему контролю. Это умение особенно важно, если вы склонны к депрессии. Обращайте особое внимание на тех людей и те события, от которых вы зависите. Если вы склонны занимать позицию жертвы или, наоборот, брать на себя слишком много ответственности, то любая ситуация, в которую вы вкладываете свой эмоциональный капитал, становится потенциально опасной.

Марк Ицкович
православный психолог

(Окончание следует)

 
Культура

Епархиальный отдел культуры объявляет о проведении областной выставки декоративно-прикладного творчества «Пасха Красная»

В рамках подготовки к Фестивалю Русской Православной культуры в городе готовится проведение выставки декоративно-прикладного творчества «Пасха Красная».

 
Исцели, Господи, люди Твоя

В УрГУПсе проходят лекции по профилактике наркомании

Екатеринбург, 21 марта, «Православная газета». В Университета путей сообщения прошла очередная беседа священника с молодежью. Такие встречи проходят регулярно. Вот уже третий года ректор УрГУПСа Александр Васильевич Ефимов дает возможность представителю Епархии встречаться со студентами

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс