Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (186) → Как ответственно быть человеком…

Как ответственно быть человеком…

№9 (186) / 1 марта ‘02

Искусство и культура

Истинно верующие люди всегда скромны: почти все, как один, просят не называть имени. Даже если по роду деятельности должны бы обладать честолюбием, как например моя собеседница – актриса, проработавшая на сцене Свердловского государственного драмтеатра целых четверть века. Позволю себе хоть разок ослушаться: зовут её Вера Ивановна Волкова, и старожилы города, в особенности театралы, наверняка помнят это имя.

- Почему мне до сих пор снятся театральные сны? – недоумевает актриса. – Почему все воспоминания вновь и вновь возвращаются к театру? Ведь так давно это было… А помнится всё: и прекрасные актёры, с которыми довелось играть, и все роли, и даже незначительные эпизоды…. Наверно потому, что всё самое яркое было прожито именно тогда, в эти двадцать пять лет, отданные сцене. И вот теперь – сны: то перед выходом начисто забываю текст, то принесли не те туфли…

… В далёком 1943 году, в разгар войны, среди голода и разрухи, в Свердловске открылась первая студия драматического искусства. Ещё до поступления в неё юная Вера уже пробовала свои силы в госпиталях: выступала перед эвакуированными ленинградцами-блокадниками, пела для этих измождённых, полуживых людей, а потом как на крыльях летела домой, неся первую свою скромную награду – полные руки сухариков…

Интерес к будущей профессии пришёл из детства: мать училась в консерватории, бабушка была драматической актрисой, — часто рассказывала о спектаклях, актёрах, встречах и совместной работе с легендарным Мамонтом Дальским. Поэтому в своём выборе Вера не сомневалась: пройдя два вступительных тура, она стала «студийкой» и позднее ни разу не пожалела об этом.

Много лет спустя внук спросит её: кем бы она стала, если бы можно было вернуть молодость?

Она подумает и ответит: если бы можно было начать всё с начала – она бы всё повторила.

Ей нравилось жить жизнью других людей, играть детей, разучивать трудные роли «от обратного»: попробуй сыграть серьёзную, разочаровавшуюся во всём Татьяну из «Мещан» Горького, когда в самой плещутся жизненные силы! А как ответственно было участвовать в шумах за кулисами ещё в первые дни ученичества: водить пробкой по мокрому стеклу, изображая пение птиц, пересыпать горох, подобно каплям дождя. Да ещё и получать за это похвалы мэтров! Эти милые моменты – первые прикосновения к миру театра, помнятся не менее отчётливо, чем например роль Ульяны Громовой в «Молодой гвардии», когда занавес поднимали до 27-й раз!

В том же 1943 году Веру случайно увидела известная кинорежиссёр Телешова. Попросила сыграть несколько этюдов и сразу же пригласила учиться в Алма-Ату, куда был переведён на время войны институт кинематографии. Дома, на семейном совете, постановили, что учиться стоит. Вера радостно собрала свои немудрёные пожитки, закрыла чемодан и тут увидела лица своих родных…

Она была единственной и любимой. Скрыть боль от предстоящей разлуки родители не смогли.

Через несколько минут всё содержимое чемодана было возвращено обратно: «Я никуда не поеду!» — твёрдо и окончательно сказала она.

…Мы сидим в скромной комнате Веры Ивановны, где ещё словно бы живёт то время: бережно хранимые фотографии, пожелтевшие письма, любимые книги, рояль… На самом видном месте – старая икона с изображением Спасителя («это мамина», — поясняет актриса), рядом – Библия и изданный ещё в дореволюционные годы Новый Завет.

- Больше всего мне близка заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, и благо будет тебе», — говорит Вера Ивановна. – Потому и не поехала тогда в Алма-Ату. Зато театр стал моей судьбой. Жалею о другом. Мать моя была верующей, бабушка тоже, но меня в детстве никто не подготовил духовно. Это – моя боль. Родители в то время ходили в церковь прячась. Мама, правда, старалась мне толковать Библию, но потом всякий раз отступала: видела, что я ещё не готова. А когда нет веры, понятия Бога, много можно сделать ошибок…

И всё-таки какое-то глубинное чутьё истины, правды вело актрису по жизни. Она не умела фальшивить – ни перед зрителями, ни перед близкими, ни просто перед чужими людьми. В пору её работы лектором в обществе «Знание» (уже после того, как оставила сцену), перед каким только контингентом людей не приходилось выступать! Однажды направили в женскую колонию строгого режима в город Тагил. Начальник колонии убедительно просила поговорить с осуждёнными, так, чтобы это имело воспитательное значение. …Шла мимо бараков-отрядов, ловила на себе разные взгляды. Вроде бы и женщины, и не похожи на женщин. Тёмные телогрейки, одинаковые глаза, давно не видавшие воли. Срок наказания – от пяти до пятнадцати лет, и никакие нравоучения им уже не нужны. И вдруг словно подсказка пришла свыше: «Надо говорить с ними так, словно это обычные люди, а не заключённые». И она неожиданно для себя обратилась к ним: «Милые женщины!» Стало совсем тихо. И уловив эту тишину-внимание, опытная актриса начала читать стихи, отрывки из рассказов о женщинах, матерях, читала так, словно выплёскивала свою душу в зал, чтобы отогреть этих, заблудших… Никаких записей с собой не было. Привыкшая к ролям, актриса знала все тексты наизусть. «Очень ответственно быть человеком», — так называлась тогда её композиция. В зале плакали. Холодные, настороженные, а иной раз и циничные лица на глазах приобретали человеческое выражение. И вдруг актриса опомнилась: как же это она не сказала им ничего «воспитательного»? Что скажет начальница? Но говорить уже ничего не надо было: её обступили, стали задавать вопросы. Как жить дальше? Дождутся ли родные или откажутся от них?… И снова надо было искать-находить единственное утешительное слово.

- Я сейчас хочу помочь каждому человеку стать нравственным, войти в жизнь настоящую, — волнуясь, продолжает Вера Ивановна. – Особенно это нужно молодым. Хочу, чтобы была на первом месте душа, сердце доброе… В работе надо всегда идти от чувства правды. Сама я живу только тогда, когда чувствую, что необходима другим, а без этого жизнь пустая, белое пятно. … Ужасно не подготовить духовно молодое существо к вступлению в жизнь. Сама я пришла к этому поздно. Поздно пришло осознание, что ни в одной ситуации меня не оставлял Бог: и когда лежала в реанимации и шансов на выживание почти не было, и когда начались потери, умерла верный друг – мать… Господь давал силы пережить тревоги, болезни… Разве легко было остаться одной с сыном? Пережить крах любви, предательство? Уход из любимого театра? И сейчас я день и ночь молюсь за судьбу сына – он храним моими молитвами.

Её жизнь – плюсквамперфект, давно прошедшее время, — любит шутить Вера Ивановна. Но эта жизнь осталась не только на фотографиях, запечатлевших разнообразные роли. Она осталась добром, щедро посеянным в души встречавшихся на дороге людей. Много писем с хорошими словами в свой адрес хранит Вера Ивановна Волкова. А кто-то не написал, не позвонил, но через всю жизнь пронёс благодарность в сердце.

- Сейчас я стала всё больше задумываться: а как я приду к последнему дню? – делится своей сокровенной мыслью моя собеседница. – Читаю «Православную газету», о многом думаю, многое теперь поняла. Надо покаяться, надо постоянно очищаться, помогая людям – словом, делом, теплом души. Ходить в церковь мне теперь трудно из-за здоровья. Болят ноги, сказывается возраст. Но когда прихожу – всегда плачу. Плачу и каюсь…

Не так давно В.И. Волковой исполнилось 78 лет. Отметила скромно, в семейном кругу, но день этот запомнился неожиданностью. Кто-то позвонил в дверь и, не называя себя, передал для виновницы торжества празднично оформленный букет цветов. Позднее выяснилось: букет был от театрального общества, из Дома актёра. Живые цветы среди суровой зимы, живая память…

Людмила Косовскаяl

 

В других номерах:

Искусство и культура

«Классик советской прозы» Владимир Войнович возмущен «нападками Екатеринбургской епархии»

На Урале небывалый скандал: Екатеринбургская епархия выступила против гастролей театра на Таганке, который привез в областной центр спектакль «Иван Чонкин».По мнению уральских священнослужителей, образ Чонкина – пародия на русского солдата, оскорбляющая само понятие армии.

 
Исцели, Господи, люди Твоя

В Екатеринбургском храме целителя Пантелеимона состоялся крестный ход и молебен по случаю начала монтажа куполов

Екатеринбург, 24 февраля, «Православная газета». В воскресенье, 24 февраля, после Божественной Литургии из ныне действующего на территории Областной психиатрической больницы

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс