Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Один из интереснейших памятников о синайских подвижниках первой половины VII века – «Различные рассказы о синайских отцах», впервые опубликованные в начале ХХ века. Их автором в рукописи назван Анастасий, но это не может быть знаменитый преподобный Анастасий Синаит, поскольку автор, судя по многим указаниям текста, относился к более старшему поколению, чем преподобный.
Вероятно, это был иной Анастасий, как предположил издатель текста Ф. Нау.
«Различные рассказы о синайских отцах» повествуют о чудесах, произошедших в Синайской пустыне и скалах по молитвам православных монахов. Эти рассказы полны живыми подробностями духовной жизни синайских отцов со всеми ее особенностями – например, сугубым духовным покровительством пророка Моисея и другими. В некоторых историях встречаются сюжеты, которые нельзя признать традиционными для подобного жанра, однако в целом перед нами произведение того же духа, что и написанный святым Иоанном Мосхом «Луг духовный», – в нем все дышит благоговением перед святыней, явлены смирение и любовь к ближним.
1. Десять лет назад два неких отца святой горы Синай поднимались на поклонение в святую обитель. Один из них еще [и ныне] жив по плоти. Когда они приблизились на расстояние двух выстрелов из лука к [пещере] святого [пророка] Илии, они ощутили благоухание, не подобное никакому благоуханию в мире. Тогда ученик подумал, что кто-то, живущий здесь, воскурил ладан. [Но] старец, его духовник, который еще жив, сказал: «Это благоухание не сей земли».
Затем, приближаясь к церкви, они увидели, что внутри она подобна огненной пылающей печи с языками пламени, вырывающимися из окон и дверей. Тогда, видя это, ученик испугался. Но старец успокоил его, говоря: «Чего ты боишься, чадо мое? Это ангельская сила и наш собрат служитель; не теряй мужества. Они почитают нашу природу на небесах, а не мы – их». И так они бесстрашно вошли в церковь, как если бы [шагнули] в [пылающую] печь. Они помолились и затем поднялись к обители утром.
Разглядывая их, привратник увидел, что их лица прославлены и сияют подобно лицу Моисея, и сказал им: «Что увидели вы, поднимаясь [сюда]?» Желая скрыть произошедшее, они ответили: «Ничего». Тогда он сказал им: «Поверьте, вы видели некое видение, ибо вот, лица ваши светятся славой Духа Святого». Тогда они поклонились ему и открыли произошедшее, прося никому не рассказывать.
2. В другой раз в этой святой обители – еще до святотатства и разорения, устроенных пришедшими язычниками, – был брат, помощник пономаря, который неблагочинно спрятался в храме, считая, что спать в нем не беззаконие. Тогда пономарь, думая, что его ученик ушел раньше его, покадил святое место и, закрыв двери, удалился. Когда наступила ночь, ученик, который спрятался в храме, вышел почистить лампады. Когда он подошел к первой лампаде, [вышла] искра, которая по повелению Божиему поразила его, иссушив весь его бок и руку и ногу, и он остался наполовину парализованным до самой своей смерти.
3. Однажды во время праздника Пятидесятницы была литургия в святой обители. [И] когда священник возгласил: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще», горы ответили с устрашающим звуком, говоря троекратно: «Свят, свят, свят». И звук эха, раздаваясь, повторялся около получаса. Этот возглас слышал не каждый, но только те, кто имели уши, как Господь сказал: «Имеющий уши да услышит» (ср.: Мф. 11, 15).
4. Несколько лет назад по попущению Господа случилась смертная болезнь в нашей пустыне, и некоторые добродетельные благословенные отцы, придя к своему концу, были погребены на кладбище отцов. На следующий день умер один из нерадивых братий, и был похоронен над телом благословенного мужа. Когда через день другой отец пришел к своему концу, то [братия], войдя [в склеп], чтобы поместить его мощи, обнаружили, что блаженный муж сбросил тело нерадивого брата. Думая, что это произошло случайно, а не что это нечто чудесное, взяли и снова положили [нерадивого] брата сверху тела [праведника]. И прибыв на следующий день, снова обнаружили, что [блаженный] отец изгнал брата.
Узнав об этом, прибыл игумен монастыря и, войдя в склеп, сказал умершему: «Авва Иоанн, при жизни ты был кроток и медлителен на гнев и поддерживал всех, а сейчас ты изгоняешь брата?» И взяв останки брата, своими собственными руками поместил их на [тело] старца. И сказал ему снова: «Терпи брата, авва Иоанн, даже если он грешник, так же, как Бог терпит грехи мира». И с того дня старец не сбрасывал тело брата.
5. Примерно в 6 милях от святой обители есть трудная и неприступная местность, которая называется Турван. В этом месте обитал некий удивительный старец, у которого был один ученик. Когда наш святой отец Иоанн был игуменом, на святую гору, отвергнув все, пришли из Константинополя братья-близнецы, принадлежащие к [одному] знатному семейству. Пробыв два года в монастыре и покинув его, они ушли, чтобы подвизаться в безмолвии, в Турван, где обитал великий старец с его учеником. Через несколько лет они умерли. Взяв тела, старец и его ученик погребли их в пещере.
Спустя несколько дней старец также умер. Желая почтить его, ученик положил его [тело] между двумя знатными [людьми]. Придя на третий день чтобы воскурить ладан для старца, ученик обнаружил, что тело удалено с прежнего места, и очень огорчился. Он [опять] поместил его между двух братьев, но придя снова, увидел, что тело снова отодвинуто. Это случилось и в третий раз. Тогда ученик сел, сокрушаясь, и сказал себе: «Неужели старец имел некую ересь в своей душе или некий грех, что эти новоначальные выбросили его три раза?» И как только он начал плакать, думая так, этой же ночью два брата явились ему, говоря: «Поверь, человече, твой старец не был еретиком и ни в чем не имеет порицания, и он есть совершенный слуга Божий. Как же ты не сообразил, что мы вместе были рождены, вместе сражались в земном царстве, вместе пришли к монашеству, вместе были погребены и вместе отправились ко Христу? Почему же ты разлучаешь нас и помещаешь другого между нами?» Когда брат услышал и понял это, он с усердием прославил Бога.
6. Авва Мартирий, когда постриг нашего преподобного отца Иоанна, игумена, в возрасте 20 лет, пошел с ним к столпу нашей пустыни авве Иоанну Савваиту в пустыню Гуда, где он был со своим учеником Стефаном Каппадокийским. Когда старец-савваит увидел их, он покраснел и взял воды, налил ее в небольшой таз, омыл ноги ученика [аввы Мартирия] и поцеловал его главу; но не умыл ноги [самого] аввы Мартирия, который был старше.
Авва Стефан соблазнился этим. После отшествия аввы Мартирия с его учеником авва Иоанн заметил, что его собственный ученик смущен, и сказал ему: «Почему ты соблазняешься? Поверь мне, я не знаю, кто этот юноша, но сегодня я принял игумена Синая и омыл его ноги». Спустя 40 лет он действительно стал игуменом, согласно предсказанию этого старца.
Также авва Стратигий Затворник, который никогда не выходил, появился [в обители] в тот день, когда авва Иоанн принял монашеский постриг.
7. Однажды пришла группа из шести голодных странников, и когда они сели, наш преподобный отец Иоанн увидел кого-то с короткими волосами и одетым в еврейскую одежду. Этот человек расхаживал как обладающий властью и отдавал приказы поварам, и экономам, и кладовщикам, и другим рабочим. После того как гости ушли и когда все служившие [им] сели есть, они искали того, кто расхаживал, надзирая [за делами], но нигде его не нашли. Тогда раб Божий наш преподобный отец сказал: «Оставьте его. Господин Моисей не сделал ничего необычного в том месте, где он служил прежде».
8. В области Арселау жил также авва Михаил Ивериец, который отошел ко Господу пять лет назад. У этого Михаила был ученик по имени Евстафий, пришедший из Вавилона. Он рассказал нам следующее.
Когда авва Михаил заболел, авва Евстафий заплакал от горя. Могилы отцов в этом месте были очень трудными и опасными, потому что спуск [к ним] был усыпан маленькими скользкими камнями. Авва Михаил сказал Евстафию: «Чадо, налей [воды], чтобы я умылся и заснул». Когда это было сделано, он сказал ему снова: «Чадо, ты знаешь, что спуск к могиле сложный и скользкий, и если я умру здесь, для тебя будет опасно нести меня и спускаться. Возможно, ты упадешь и погибнешь сам. Но [давай] мы [вместе] пойдем потихоньку». И спустившись вниз, старец сотворил молитву и, облобызав Евстафия, сказал: «Мир да пребудет с тобой, чадо, молись обо мне». И, закрыв сам себя в могиле, он отошел ко Господу с радостью и ликованием.
(Продолжение следует)
Анастасий Синайский Перевел
с древнегреческого Василий Львов
Православие.ру
Сколько бы людейни пришло, служба состоится Приход в честь Сретения Господня села Колюткина Белоярского района по своей структуреотличается от многих других православных приходов. Он – сборный, то есть объединяетжителей нескольких населенных пунктов. Летом число прихожан возрастает за счетдачников, а зимой, когда дачники разъезжаются, духовная жизнь в селе замирает.
Из доклада председателя Синодального отдела по церковнойблаготворительности и социальному служению митрополита Воронежского и БорисоглебскогоСергия Обозначенныев программе нашей встречи темы, относящиеся к здоровью матери и ребенка, важныдля всех матерей и детей. Но они имеют чрезвычайную актуальность в тех случаях,когда мать и дитя нуждаются в медицинской помощи.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.