Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Керамика издавна занимала ведущее место в народных промыслах России. Наверное, не было ни одной русской ярмарки, где бы на продажу не выставлялись обожжённые глиняные кувшины, корчаги, миски, плошки, другие предметы домашней утвари. Здесь же было бесчисленное множество разнообразных игрушек — от глиняных свистулек, до забавных фигурок людей, животных, персонажей русских народных сказок.
Массовость изготовления изделий из глины объяснялась очень просто: глина — тот самый легкодоступный материал, который был, что называется, всегда под руками, если не сказать — под ногами. Не было проблем и с обжигом. Всегдашняя помощница — русская печь — раньше находилась в каждой избе. С нынешней муфельной печью её, конечно, не сравнить, но чем не место для обжига?
… Шло время. Постепенно керамические изделия вытеснял металл, стекло, пластмасса. А рост урбанизации и лукавая политика ликвидации так называемых неперспективных деревень приводили к тому, что из национального быта постепенно исчезали такие привычные прежде виды русского народного промысла, как резьба и роспись по дереву, бисеро– и лозоплетение, кружевное производство, ручная вышивка, домашнее ткачество, та же керамика….
Сейчас, когда мы вновь возвращаемся к традиционным, исконно русским корням, своим духовным истокам, происходит возрождение прежде забытых народных промыслов. Педагоги и мастера-умельцы, нередко в одиночку, старательно и терпеливо учат детей изготавливать своими руками то, что так хорошо умели делать их деды и прадеды.
Один из таких энтузиастов своего дела, человек большой и светлой души — Ольга Францевна Криг-Хилова. Сегодня она обучает детей самых разных возрастов искусству изготовления изделий из керамики и руководит сразу двумя детскими художественными студиями. Одна из них, студия «Керамик», находится в языковой гимназии № 99. Другая — художественная студия «Глазурь» — расположилась в средней общеобразовательной школе № 171 Верх-Исетского района.
Увлечение Ольги Францевны керамикой — давнее, и имеет свою предысторию. Сама она из Перми. В 1985 году, заканчивая художественно-графический факультет Пермского педагогического училища, темой своей дипломной работы она взяла изготовление изделий из керамики. Но, как рассказывает сейчас Ольга Францевна, в то время она никак не могла предположить, что это станет делом всей её жизни.
Закончив педучилище с «красным» дипломом, она переезжает в Екатеринбург и поступает на факультет искусствоведения Уральского Государственного Университета имени Горького. Позже в одной из школ города ей предложили вести кружок изобразительного искусства. «А печка у вас есть?», — был первый вопрос Ольги Францевны. К счастью, муфельная печь, столь необходимая в керамическом производстве, в школе была.
Наверное, именно от этой «печки» берёт своё начало и последующая увлечённость работой с детьми, и первая совместная радость от успехов, и появившаяся вскоре художественная студия.
«… Я тут же съездила, купила глину, и у нас с детьми начались первые занятия, — вспоминает Ольга Францевна. — Это сейчас в нашем районе несколько студий художественной керамики, а в то время наша была первой и единственной.
Вскоре после этого мы участвовали в первой в нашей жизни районной выставке детского творчества. Сейчас немного смешно вспоминать, что на этой выставке были только три маленькие фигурки из керамики — наши первые работы. Но мы ими очень гордились».
Первоначально Ольга Францевна пробовала заниматься с детьми самыми разными видами декоративно-прикладного искусства. Вместе они делали гипсовые отливки, работали с батиком и учились плести из лозы. Однако, спустя какое-то время, весь «творческий коллектив» решил — будем заниматься только керамикой. Ведь глина была и остаётся тем пластичным, податливым и легкодоступным материалом, который позволяет в относительно короткие сроки воплотить в жизнь самые разные творческие фантазии детей.
Сегодня Ольга Францевна ведёт одновременно сразу две художественные студии керамики, где обучает детей самых разных возрастов этому затейливому ремеслу. В одной из них, что на Эльмаше, занятия проводятся вот уже в течение шестнадцати лет. Другая располагается в Верх-Исетском районе, совсем на другом конце города. Однако, обе эти студии объединяет одно, общее свойство: здесь всегда царит дух доброжелательности, любви и полного взаимопонимания. Именно здесь Ольга Францевна старается передать своим воспитанникам частичку того таланта, который достался ей от Бога.
«… Когда дети в ходе наших занятий достигают каких-либо успехов, я ощущаю гораздо большее удовлетворение, чем от своих удавшихся работ, — говорит Ольга Францевна. — Это — большая радость, когда ты смог кого-то научить ремеслу, которым владеешь сам. А для детей — это такая радость, такое счастье, когда у них что-то получается, что не передать словами.
… Иногда идёшь на занятия после трудного дня — кажется, что ни на что сил не хватит. А войдёшь в нашу студию — ребятишки тут же обступят, облепят тебя — и куда только усталость девается. Я их каждого и поглажу, и ласковое слово скажу. Ведь некоторым детям в семье этого сейчас, видимо, просто не хватает…
Мы друг друга очень любим, и они всегда мне рады-радёшеньки. Наши взаимоотношения — это не отношения «учитель-ученик». Я для них — старшая подружка прежде всего, а уже потом — педагог. И конечно, такой способ общения благоприятно сказывается на нашей совместной работе».
… То, что сегодня изготавливают своими руками воспитанники Ольги Францевны, описанию не поддаётся. Это нужно видеть своими глазами. Каждое такое творение — это маленькое произведение искусства.Порой изделия столь высокохудожественны и изящны, что трудно представить: материалом служит обыкновенная глина! Однако даётся это непросто. С любовью и терпением подводит Ольга Францевна каждого ребенка к выбору той темы, которая впоследствии будет удаваться у него лучше всего. Именно поэтому в студии среди детей есть те, у кого излюбленный предмет творчества — лошади, у других лучше всего получаются фигурки людей, зверей, птиц, у третьих — почти настоящими получаются цветы, деревья и даже целые натюрморты.
Большое место в творчестве ребят занимает православная тема, это — изумительной красоты пасхальные яйца, каждое — со своим неповторимым рисунком и узором, изящные керамические колокольчики, светильнички, подсвечники и даже целые житийные иконы.
То, как руками ребят изготавливалась одна из таких икон — икона святой Екатерины — отдельная история. Забегая вперёд, скажем только, что именно с этой работой юные воспитанники Ольги Францевны выступили на конкурсе детского творчества в рамках празднования в Екатеринбурге дней святой великомученицы Екатерины. И именно за это произведение они получили гран-при и диплом лауреатов от Екатеринбургской епархии.
«Когда мы только ещё приступали к этой работе, — вспоминает Ольга Францевна, — я много рассказывала ребятам о том, что такое икона, кто такие святые и как изображается их житие. Конечно же, прежде всего мы познакомились с житием самой великомученицы Екатерины.
Но когда мы уже совсем было хотели начать работу над иконой, выяснилось, что тут нас ждут многие препятствия. Прежде всего, нам ничего не было известно о том, какие тогда носились одежды, как выглядели интерьеры, каким образом нам изображать саму казнь. Ведь мы решили сделать для конкурса житийную икону святой Екатерины, куда бы вошли все основные события её жизни.
Для того, чтобы разобраться во всём этом, мы поехали в Духовное училище, и там батюшка нам всё подробно рассказал, показал и объяснил. Только после того мы смогли приступить к работе. Ведь даже я, будучи уже взрослым человеком, многих тонкостей просто не знала. Нужно сказать и о том, что когда мы с ребятами начинали эту работу, в наш город ещё не прибыла сама икона святой Екатерины. Ведь это сейчас на ней можно увидеть фрагменты жития, а в то время мы всё это придумывали сами.
Это был громадный, колоссальный труд ребят. И я рада, что он получил такую высокую оценку».
… Увлечение детей православной тематикой — далеко не случайное явление. В числе самых первых работ, ранее выполненных руками ребят в студии, были так называемые плакетки — скульптурно-рельефные изображения действующих храмов Екатеринбурга. Позже пришло увлечение ребят колокольчиками, причём не бутафорскими, а настоящими, где каждый — со своим, присущим только ему звоном.
«… Сегодня очень важно приобщить детей к истокам нашей национальной культуры. Ведь она у нас настолько богата и многогранна, что ей позавидует любая, даже самая развитая страна мира, — говорит Ольга Францевна. — Но в то же самое время — посмотрите, что происходит вокруг. Сегодня наших малышей усиленно пичкают по телевидению низкосортными мультсериалами, а Ватикан в это время закупает наши, отечественные мультфильмы, и по очень простой причине — они учат детей добру и милосердию.
… То, чем я сегодня занимаюсь с детьми, можно назвать дополнительным образованием. Ведь порой школа — в силу разных причин — его дать не может. А наши совместные занятия дарят ребятам очень многое — начиная с формирования художественного вкуса и до воспитания в них чувства добра по отношению друг к другу. Дети, которые приходят к нам в студию, приобщаются к прекрасному и меняются на глазах.
Я абсолютно точно знаю, что мои воспитанники не будут разбивать лампочки в подъездах, грубить взрослым, колоться наркотиками, мучить или убивать животных…
… И ещё я знаю, что они обязательно вырастут славными, добрыми и милыми людьми, понимающими красоту и гармонию окружающего их мира».
Подготовил
Юрий Анипченко
Вот уже два года прошло с того времени, как в Екатеринбурге был создан и ныне действует Музей невьянской иконы. Расположенный в самом центре города, вначале он никак не привлекал к себе внимания. Однако никто из тех, кто попадает сюда впервые, не может остаться равнодушным при виде шедевров церковного искусства, которые здесь выставлены.
Театр оперетты Урала, что в городе Новоуральске, празднует в нынешний театральный сезон свое 50-ти летие. Полувековому юбилею посвящены бенефисы балета и оркестра театра. И вот 22 ноября — бенефис хора театра.Казалось бы, оперетта — жанр легкий, не претендующий на серьезные, глубокие по содержанию духовные произведения.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.