Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В этом убеждена организатор концерта вузовских хоровых коллективов в Екатеринбурге “Любовь святая” А.А. Кузнецова
- Я — внучка Александра Юрлова по профессиональной линии, — и в шутку и всерьез говорит Александра Кузнецова, художественный руководитель Большого хора Уральского госуниверситета и организатор концерта “Любовь святая”. – Я не застала то время, когда по инициативе Юрлова до 500 человек пели на площади нашего города. Но хотелось бы возродить эту традицию.
В 50–70-х годах в УрГУ была знаменитая капелла Серебровского, и Юрлов имел к ней непосредственное отношение. Именно этот коллектив был выбран, чтобы представить студенческую самодеятельность России тех лет в Вене. Но “в период затмения хорового искусства”, как говорит А. Кузнецова, хоровая капелла перестала существовать, остался лишь ансамбль старинной музыки “Хорал”.
В 2001 году молодую выпускницу Уральской консерватории им. Мусоргского Александру Кузнецову пригласили возглавить новый коллектив – Большой хор УрГУ.
- Моим педагогом была Алла Григорьевна литвина, ученица Юрлова, — вот и получается, что я — его “профессиональная внучка”. Сейчас в университете четыре человека продолжают традиции Юрлова. Поэтому мы и организовали концерт “Любовь святая”, посвятив памяти этого подвижника, музыканта-хоровика. Я почувствовала гордость и была взволнована до слез, когда 200 молодых голосов могучей волной передавали свое вдохновение. А ведь если говорить о таких мощных произведениях как “Патетическая оратория” Георгия Свиридова, например, — Сам Бог велел исполнять подобные сочинения большим составом.
- Саша, наверное, не просто найти в наше “рокпопсовое” время студентов-единомышленников, чтобы создать большой хоровой коллектив?
- Мы объявили первый набор в феврале 2001 года, и в течение одного месяца пришло 100 человек. Ребята шли с горящими глазами, потому что соскучились по такому пению. Нередко это связано и с хоровым студенческим опытом родителей. В 1-й набор мы брали всех, без особых данных, но кто остался, делают успехи.
Для меня работать с самого начала было очень интересно и сложно. Студенты — народ особый. Они ищут истину, стремятся найти ее самостоятельно, и любое натаскивание, нравоучение отталкивает. Мне найти “ключик” помог один просмотренный фильм: там опытный гонщик позволял ученику пройти трассу так, как тот хочет, и новичок приходил к финишу на “голых” шинах. А затем старший показывал, как можно пройти профессионально. И я делала так же: ребята пели так, как хотели, и видели, что не получается. – Почему? – Все просто: дирижер через замысел делает общие усилия единым целым. – И все согласились, что так легче, получается качественно и хорошо.
- Как вы подбираете репертуар, как с ним работаете?
- Важно, чтобы поначалу было интересно, увлекало. Затем приходит понимание, что и популярную музыку не просто исполнять, нельзя допустить неточность и, значит, нужно пройти через более сложный репертуар. Очень важно исполнять русскую музыку, познать свое музыкальное наследие, которое несет всю энергетику души народа, — без этого невозможно понять и музыку других народов.
В первый же год существования хора мы стали лауреатами 1 степени среди любительских коллективов на Втором открытом конкурсе “Возрождение Верхотурья”. Но если на первых порах положительно сказывается сам эмоциональный подъем, то дальше важно нарабатывать профессиональный навык, отрабатывать каждую деталь. И самое трудное для ребят — терпение, только расслабился — и наработки уходят.
Важно, чтобы хоровых коллективов было больше: необходимо иметь возможность сравнивать себя с другими, — когда просыпается соревновательный дух и можно придти к чему-то значительному. И при этом не быть “белыми воронами”, чтобы не говорили другие: “Да ты что, в хоре?! Иди лучше в КВН!…” Наш концерт “Любовь святая” показал, что уже восемь хоровых коллективов в Екатеринбурге, хоровое искусство не в забытии. Это исконно русское искусство — и традиции, которые у нас были, нужно возрождать. Особенно в вузах. Хоровое искусство — это воспитание личности, индивидуальности. Несмотря на то, что поют вместе, работа над образом требует от каждого проявить свою индивидуальность, внутреннее чувство. Иначе хоровой музыки не получится. Организуя концерт памяти А.А. Юрлова, мы стремились объединить студентов, особенно будущих музыкантов-педагогов. Показать, насколько хоровое пение действенно, чтобы у нас появились такие деятели, как Юрлов, чтобы молодые ребята нашли себя в хоровом пении, как дирижеры.
Сделан один, но твердый шаг. А планы у молодого художественного руководителя Большого хора УрГУ А. Кузнецовой и ее соратников немалые. Уже в декабре этого года должен состояться 1-й из тематических хоровых фестивалей. Он будет посвящен духовной музыке. (А с ней Александра Кузнецова знакома хорошо: в студенческие годы пела в церковном хоре, через музыку пришла к крещению). Предстоящий фестиваль будет данью памяти Г. П. Рогожниковой, учителя уральских музыкантов-хоровиков и соратницы Юрлова.
- Мы должны быть истинной столицей Урала, а в хоровом движении стать примером для всей России, — убеждена А.А. Кузнецова.
Прошедшая неделя Великого поста была отмечена двумя знаменательными событиями в культурной, а точнее – в музыкально-хоровой жизни Екатеринбурга. Эти события не нарушили правила поста, но утешили, открыв слушателям и зрителям перспективу единения в добром деле. Так назван концерт, прошедший 19 марта в стенах Уральского госуниверситета.
Екатеринбург, 1 апреля, «Православная газета». Пасхальные праздники в Музее литературной жизни Урала ХIХ века проводятся ежегодно. Известно, что люди, работающие здесь — творческие
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.