Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вот уже два года прошло с того времени, как в Екатеринбурге был создан и ныне действует Музей невьянской иконы. Расположенный в самом центре города, вначале он никак не привлекал к себе внимания. Однако никто из тех, кто попадает сюда впервые, не может остаться равнодушным при виде шедевров церковного искусства, которые здесь выставлены.
… Интерес к творениям невьянских мастеров иконописи возник у исследователей давно, ещё в начале прошлого века. Первую попытку подойти к изучению данного вопроса с точки зрения науки предприняло Уральское общество любителей естествознания, на заседании которого в 1923 году и прозвучал специальный доклад о невьянской школе иконописцев.
Ранее считалось, что история древнерусской иконописи заканчивается XVIII веком. И каково же было удивление учёных и исследователей в области церковного искусства, когда они узнали, что в самом центре Урала, в Невьянске, в XVIII-XIX веках нашего столетия трудилась целая плеяда русских иконописцев.
Своеобразие и уникальность невьянской школы иконописи заключается в том, что вдали от крупных культурных центров России, на периферии, возникло и в течение 200 лет существовало своё собственное, уральское направление в русской иконографии.
Оно не только впитало в себя лучшие традиции древнерусской иконописи, но и привнесло в неё свои неповторимые, уникальные черты; то своеобразие, которое так проявлялось в работах невьянских изографов.
… Большинство нынешних собирателей икон предпочитает держать свои коллекции под спудом, не выставляя их на всеобщее обозрение. К счастью, в наши дни находятся люди, которые не идут общепринятым путём.
Одним из таких людей стал Евгений Владимирович Ройзман. Именно с его частной коллекции и начинался музей невьянской иконы.
Со временем эта коллекция росла, пополняясь новыми экспонатами. И сейчас, по прошествии двух лет, можно с уверенностью говорить о полновесных музейных фондах, которым может позавидовать любой столичный музей.
… О сегодняшнем дне музея невьянской иконы мы попросили рассказать его директора, Максима Петровича Боровика.
– Максим Петрович, почему Ваш музей носит именно такое название — музей невьянской иконы? Ведь в прошлом существовали и другие иконописные школы…
– Прежде всего, он назван так потому, что все мы жители Урала. И было бы достаточно нелепо, если бы мы выставляли в экспозициях, например, палехскую икону.
Помимо этого, нужно всегда помнить о том, что два столетия назад здесь существовала своя иконописная традиция. Она развивалась не то чтобы совсем в другом русле, но несколько параллельно общей тенденции развития русской иконописи. Иконы невьянских мастеров — очень самобытны по своей сути. И их всегда легко можно отличить от других икон, написанных в тот же самый промежуток времени другими мастерами. Вообще же невьянская икона — это уникальное и самобытное явление, и мы можем им по праву гордиться.
– Много говорится об уникальности невьянской иконописи. В чём заключается её своеобразие? Что это — особые краски, манера письма, уникальность сюжета?…
– Прежде всего, это особый подход к иконе. Одной из характерных черт работ невьянских мастеров, в частности, является обильное золочение. И именно этот приём играет огромную роль в технике исполнения невьянской иконы.
Другой отличительной чертой является то, что специалисты называют «истовостью письма». Под этим следует понимать особое отношение невьянских мастеров к иконе — от изготовления доски для написания до самой последней стадии изготовления самой иконы. Всё делалось очень тщательно и качественно, на высоком художественном уровне.
Нужно помнить и о том, что поздняя русская икона — это прежде всего массовое производство. Достаточно сказать, что в селе Холуй Владимирской губернии в прошлом веке изготавливалось до полутора-двух миллионов икон в год. Конечно, ни о каком своеобразии иконы речи здесь идти не может.
Количество же икон, написанных невьянскими мастерами, было несоизмеримо меньше. И поэтому каждая такая работа — по-своему уникальна и совершенна по исполнению. Невьянская икона сделана с той любовью и тщанием, которые так характерны для невьянской школы иконописи и которые были неотъемлемой чертой русской иконописной школы в XVI-XVII веках.
Есть здесь и чисто художественные особенности. Это белоликое письмо, использование местных архитектурных, интерьерных и географических элементов. Например, изображение палестинских деревьев под кистью уральских иконописцев превращалось в изображение дуба, елей, сосен, кедра, столь характерных для уральской местности. Есть икона, где в изображении библейского Иерусалима можно увидеть знаменитую невьянскую башню.
Очень много на иконах изображено реально существовавших интерьеров. К примеру, на одной из икон можно увидеть демидовские палаты, причём в том виде, как их в своё время описывал иностранец Купфер. Существенным является и то, что в своё время Урал был краем старообрядческим, и это тоже наложило своеобразный отпечаток на работы невьянских иконописцев.
– В каждой школе иконописи были свои мастера. Сохранились ли имена таких мастеров в невьянском направлении иконописи?
– На сегодняшний день известно около тысячи таких имён. Бесспорно, самыми известными были братья Малыгановы, иконописная семья Богатырёвых, Чернобровкиных, Филатовых, братьев Романовых…. Есть в архивных данных имена и других самобытных невьянских мастеров.
Проблема заключается в другом. Свои авторские подписи, инициалы оставили на иконах очень немногие мастера. Считалось, что иконописцем в его работе движет Святой Дух, и большинство считало себя не вправе подписывать иконы собственными инициалами. Были и другие причины.
Здесь нужно упомянуть тот факт, что большинство невьянских икон обращалось в старообрядческих кругах, а иконописцы-старообрядцы преследовались в то время гораздо жёстче, чем просто старообрядцы. Поэтому так называемых «подписных» икон мало ещё и по этой причине.
В нашем музее сегодня имеется около десяти таких икон, с пятью-шестью фамилиями тех, кто их изготовил.
– Какие иконы представлены сегодня в экспозиции Вашего музея?
– Экспозиция музея является постоянной, хотя время от времени мы дополняем её экспонатами, прошедшими реставрацию. Здесь можно увидеть иконы невьянской школы XVIII-XIX веков, причём XVIII век представлен самой ранней датированной иконой. Это образ «Богоматери Египетской», написанный в 1734 году.
Всего в нашей экспозиции — более 150 икон. Часть из них — в киотах и металлических окладах. С уверенностью можно сказать о том, что представленные экспонаты не только дают возможность познакомиться с шедеврами работ уральских изографов, но и отчасти позволяют овладеть азами иконографического искусства.
Помимо лучших образцов невьянской школы иконописи, у нас можно увидеть некоторые старинные древнерусские иконы XVI-XVII веков. Правда, это — единичные экземпляры. Одна из таких икон середины XVII века, «Единородный сын», находится сейчас в нашем зале.
– Какие сюжеты представлены на иконах?
– Очень много у нас так называемых однофигурных икон. Это прежде всего поясные изображения Спасителя и Богородицы, многих святых. Есть у нас и собственно сюжетные иконы, несмотря на то, что повсеместно в музеях их можно увидеть далеко не в большом количестве. Среди таких икон, представленных у нас в экспозиции — «Богоматерь Казанская», «Николай Чудотворец». Много икон с изображением усекновения главы Иоанна Предтечи и Богородичных икон «Не рыдай Мене, Мати».
Среди изображений различных святых часто можно видеть иконы с изображением святых апостолов Петра и Павла, Флора и Лавра. Много икон святого апостола Иоанна Богослова. В принципе, по набору сюжетов, имеющихся в нашей экспозиции, можно отчасти судить о предпочтениях того времени. Хотя делать это можно относительно, ведь достаточно полной картины того, что писали невьянские мастера, мы до сих пор не имеем.
… Конечно же, в целом в иконографии можно встретить очень много по-своему сложных и крайне интересных сюжетов. Такие иконы можно рассматривать часами, и «читать» их, как книгу. Это такие иконы, как «Страшный Суд», «О Тебе радуется» и другие. К сожалению, можно только догадываться о причинах того, почему в целом по музеям их можно встретить крайне редко.
– Какие иконы в вашей экспозиции можно отнести к числу редких?
– У нас есть икона «Минея» на сентябрь-октябрь, датируемая 1802 годом. Она — из разряда уникальнейших. По сути, это двухмесячный церковный календарь. Достаточно сказать, что на относительно небольшой площади иконы (это где-то 50 на 70 сантиметров) уместилось 296 фигур! Причём, все они имеют свои особенности — и по ликам, и по одеждам.
«Миней» такого уровня вообще мало встречается в русской иконографии. Уникальность же именно этой иконы заключается ещё и в том, что таких икон должно было быть ещё шесть, с тем, чтобы они «закрывали» весь год. Но, к сожалению, из них пока имеется только одна.
Есть в музее и другая уникальная икона, которая в данное время не представлена в экспозиции. Это двухстворчатый складень, датируемый 1785 годом. Там тоже очень редкий подбор сюжетов — святой Георгий Победоносец и Архангел Михаил. Нужно сказать, что икон с изображением Георгия Победоносца изготавливалось вообще очень мало. Что это — нелюбовь к сюжету у мастеров того времени или антагонизм к центральной власти, проявлявшийся в такой необычной форме, сказать трудно.
– Как у Вас обстоит дело с посетителями?
– Здесь у нас проблем нет. Иногда их бывает больше, иногда — меньше. Но за количественными показателями мы не гонимся. Тем более, что пока у нас работает только один зал, где и выставлена наша экспозиция. Второй мы собираемся открывать в начале декабря.
Я считаю, что иконы не терпят суеты. С ними нужно знакомиться не торопясь, без спешки. И десять посетителей в день — думаю, это оптимальное количество.
Проблема заключается в другом. Иногда к нам приходят люди, по-видимому, из числа новообращённых, которым не нравится, что в экспозиции выставлены именно иконы. Работать с такими посетителями крайне тяжело. От них нередко приходится выслушивать незаслуженные обвинения в наш адрес, а иные призывают чуть ли не проклятье на нашу голову.
Причём, для таких людей не является существенным фактом даже то, что наш музей работает по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия. Письмо с благословением и подписью Владыки Викентия находится у нас сразу же при входе в музей.
Хочу ещё раз подчеркнуть — все обвинения и упрёки в наш адрес являются незаслуженными. Ведь мы, работники музея, стараемся донести до людей прежде всего культурно-историческую, образовательную и научную ценность нашей экспозиции.
– Как можно попасть в музей невьянской иконы?
– За исключением понедельника и вторника, он открыт ежедневно с 12 до 20 часов. К нам можно приходить и в составе экскурсий, но желательно, чтобы группа была не меньше десяти человек. Записываться на экскурсионное обслуживание лучше заранее.
Всех, кто ещё здесь не был, я хочу пригласить в наш музей. Думаю, каждый, кто интересуется историей родного края, его культурой, должен придти сюда и увидеть нашу экспозицию. Находимся мы на улице Толмачёва, дом 21.
Телефон для справок — 65–98–40.
Подготовил
Юрий Анипченко
Екатеринбург, 15 ноября. Отдел церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии провел семинар для преподавателей пения. Цель занятий — создание церковных хоров из числа воспитанников воскресных школ и непременное участие детей в богослужении.Семинар провела кандидат искусствоведения, руководитель сводного детского хора
Керамика издавна занимала ведущее место в народных промыслах России. Наверное, не было ни одной русской ярмарки, где бы на продажу не выставлялись обожжённые глиняные кувшины, корчаги, миски, плошки, другие предметы домашней утвари. Здесь же было бесчисленное множество разнообразных игрушек — от глиняных свистулек, до забавных фигурок людей, животных, персонажей русских народных сказок.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.