Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (162) → Валеология… против челолвека

Валеология… против челолвека

№21 (162) / 1 августа ‘01

Церковь и образование

Рецензия доктора медицинских наук, профессора Пермской Государственной Медицинской Академии, заведующего кафедрой госпитальной терапии № 2 В. В. Щекотова на учебное пособие для преподавателей “Валеология человека. Здоровье — любовь — красота” (под редакцией В.П. Петленко).

Выпущенное пособие позволяет, наконец, проанализировать данный курс. Необходимость подобного анализа обусловлена еще и тем, что названное издание претендует на роль учебного пособия и дает наиболее полную информацию о предмете. Поскольку наши педагоги, безусловно, в состоянии оценить достоинства нового учебника с точки зрения педагогики, представляется целесообразным сделать акцент на медицинском аспекте издания. Это важно еще и потому, что валеология апеллирует, в первую очередь, к естественному для человека стремлению избежать болезней.

Итак, руководство “Валеология человека” на первый взгляд имеет внешние признаки полноценного учебного пособия. Структура издания, охватывающая широкий комплекс поведенческих проблем, его язык, доступный для широкой читательской аудитории, практическая направленность руководства делают его, казалось бы, настольной книгой любого здравомыслящего человека, пекущегося о собственном здоровье и здоровье своих близких.

Все современные издания подобного рода (т.е. исповедующие санитарно-просветительскую направленность) обычно начинаются с описания структуры заболеваемости и смертности населения. В нашей стране, как известно, на первом месте находятся сердечно-сосудистые заболевания. Затем приводятся данные широко известных эпидемиологических исследований, направленных на выявление факторов риска неинфекционных заболеваний. Это отягощенная наследственность, пожилой возраст, курение, нарушение жирового обмена, артериальная гипертония и т.д.

Затем приводятся данные фундаментальных научных исследований, посвященных оценке эффективности вмешательства, направленного на уменьшение выраженных факторов риска. Так, систематическое лечение артериальной гипертонии приводит к уменьшению частоты мозгового инсульта почти в два раза, снижение концентрации холестерина в плазме предотвращает развитие инфаркта миокарда.

В рецензируемом пособии, напротив, нет никаких упоминаний об исследовательских работах подобного рода, выполненных на современном научном уровне (а их не мало, и они широко представлены в специальной печати).

Это свидетельствует о том, что “Валеология человека” апеллирует, главным образом, к эмоциональной сфере читателя, в известном смысле нивелируя рациональный компонент изложения в пользу суггестивного.

Во всяком случае, глубиной анализа материала, серьезностью осмысления фактов изложение не отличается.

При столь пренебрежительном отношении к принципам доказательной медицины вполне объяснимой становится и эклектичность содержания, что, в свою очередь, влечет за собой хаотичность структуры. От общих позиций (которые трудно назвать принципами) дисциплины автор перескакивает к описанию конституции, далее к психогигиене, диететике, двигательной активности и вновь возвращается к психогигиене. Далее, в 4-ом томе декларируются постулаты о целесообразности красоты и любви. Пятый том посвящается сексологии и началам социологии.

Собственно медицинским проблемам сохранения здоровья, таким как целесообразность врачебного диспансерного наблюдения, взаимоотношений с больными членами семьи и т.д. не уделяется никакого внимания.

Кроме того, целый ряд высказываний свидетельствует не только о свободном манипулировании фактами, но и о безграмотности в элементарных вопросах физиологии. Например, из п. 11 (параграфа) 1 главы 5 части мы довольно неожиданно узнаем, что мышцы являются генератором энергии во всех органах и тканях. Но из курса физиологии известно, что мышцы главным образом расходуют энергию, получаемую при расщеплении питательных веществ, а отнюдь не генерируют ее. При мышечной работе различные органы действительно принимают в ней непосредственное участие. Наиболее значимо оно представлено в системах кровообращения и дыхания. Процессы, происходящие в легких, сердце и сосудах при физических упражнениях, хорошо известны.

Поэтому рассуждения об “энергетике” органов выглядят не только псевдонаучными (с оттенком оккультизма), но и просто неверными. Таких примеров можно привести множество.

Любопытно, что все без исключения перечисленные разделы объединяются на основе одного принципа — бездоказательности изложения. Каких-либо других поводов к объединению под флагом валеологии разрозненных фрагментов усмотреть не удается. Отсюда — отсутствие логических связей между частями.

Сама аргументация того или иного тезиса в пределах каждого раздела носит случайный характер. Замысловато перекликаются отдельные фрагменты восточной медицины с высказываниями русских и зарубежных писателей, обрывки из работ западных психоаналитиков и философов — с откровенно оккультными установками.

Авторы периодически (довольно фривольно) привлекают для “убедительности” высказывания и суждения религиозного толка. При этом явным парадоксом выглядит использование полученного в наследство от эпохи воинствующего атеизма утверждения о том, что христианство являлось необходимым для диктаторов Рима новым духовным идеалом (т. 3 стр. 12).

Не удивительно, что такая интеллектуальная всеядность не позволяет с детальной основательностью проработать хотя бы одно из представленных направлений. В целом данный коллективный труд при ближайшем рассмотрении выглядит не только слабо аргументированным, но и легковесным. Складывается впечатление, что апелляция к триаде “любовь — красота — здоровье” является скорее данью моде увлечения свежепривнесенными в национальную культуру и чуждыми для нее разрозненными системами и системками.

Безусловно, издание, претендующее на роль учебного пособия национального масштаба, просто обязано соответствовать таким основным требованиям, предъявляемым к литературе подобного уровня и назначения, как научность, системность (и другие принципы дидактики). Однако невозможность соблюдения этих требований обусловлена, по-видимому, спецификой самого предмета валеологии. В связи с изложенным уместным выглядит высказывание Петра 1: “Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну изрядно не разорять и отечеству ущерба не чинить”. Что же касается причиняемого валеологией ущерба, то о нем недвусмысленно и конкретно говорят видные российские ученые, психологи и педагоги.

Так что же все-таки понимается под ВАЛЕОЛОГИЕЙ? Как видим, собственно говоря, “науки” такой нет. Это плохо соединенная смесь дисциплин естественно-научного цикла: анатомии, физиологии, санитарии, гигиены, микробиологии, географии, природоведения и других с медицинскими и псевдомедицинскими — сексология, контрацепция, сексопатология, дерматовенерология. Все пронизано оккультным содержанием, валеология активно “обогащается” опытом йоги, торы, рерихианством и т. д. Поскольку она внедряется не только как отдельный предмет в школах, но активным компонентом или отдельными фрагментами проникает в различные школьные дисциплины, ее вполне можно уподобить ОРУДИЮ ДУХОВНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ, ИНФОРМАЦИОННОМУ ОРУЖИЮ, орудию по воспитанию человека с “новым сознанием”, человека “новой эры” — ведь она касается всех сторон жизни человека (физической, психической, интеллектуальной и духовной). И по большому счету ИМЕННО ВАЛЕОЛОГИЯ ПРИЗВАНА СМЕНИТЬ ДУХОВНУЮ ОСНОВУ нашего народа.

В. В. Щекотов,
доктор медицинских наук, профессор Пермской ГМА,
заведующий кафедрой госпитальной терапии № 2

 
Церковь и образование

Катехизаторские курсы

Сегодня большинство людей приходят в храм уже в зрелом возрасте и сталкиваются с многочисленными трудностями воцерковления, уяснения тех или иных истин православия. Далеко не сразу появляется духовник, не всегда священник может ответить на все волнующие вопросы большей частью из-за самой элементарной нехватки времени

 
Церковные праздники

Три Спаса — три праздника, обрамляющих успенский пост

Три праздника — Всемилостивому Спасу (он называется в народе «медовый Спас»), Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (так называемый «яблочный Спас»), перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс