Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (132) → О вере и спасении

О вере и спасении

№16 (132) / 8 августа ‘00

Проповедь

Почему в мире так много зла и Бог не остановит насилие?

В одной книге описан такой эпизод. Однажды собрались люди, вышли в поле и бросили вызов Богу. “Если Ты, Бог, есть, — сказали они, — то почему в мире царит такая жестокость, почему столько войн, убийств, насилий, грабежей?” Бог спросил: “А вам это нравится?” — “Нет, конечно”. — “Я вам дал свободную волю, зачем же тогда вы воюете, насилуете, грабите?”.Господь зло не создает. Люди сами творят его. Одежда порождает моль, и моль поедает одежду. Железо рождает ржавчину, и ржавчина поедает железо. Зла как такового нет. Человек рождает зло, и это зло пожирает его душу. Когда человек грешит и не кается в грехах (грешит делом, словом, мыслию), тогда он излучает огромный поток отрицательной энергии. Представьте себе теперь, что грешен не один человек, а многие, какое великое количество собирается отрицательной энергии — целые океаны! От этого происходят всякие земные катаклизмы: землетрясения, наводнения, смерчи, войны.

Почему же Бог, спрашивают многие, если Он всемогущ, не сделает так, чтобы на земле не было зла? Почему не заставит людей быть добрыми, жить в мире и любви?

Представьте себе, что Вы гипнотизер и хотите, чтобы ваши дети слушались и любили вас. Для этого Вы приводите их в сомнамбулическое состояние, в котором они не способны ни к какому разумному выбору, и приказываете: “Сидите здесь, пока я не вернусь”. — “Ешьте!” — “Перестаньте есть!” — “Пожелайте мне спокойной ночи!”. Дети как во сне повинуются вам: бесчувственные руки обвиваются вокруг вашей шеи, немые губы прижимаются к вашему лицу… Понравилось бы вам такое послушание, порадовала бы вас такая любовь? Вряд ли. Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети сами, по своей воле, слушались и почитали вас. Желая им только добра, вы хотите, однако, чтобы у них была свобода выбора. Вот таких детей желает иметь и Бог: Он дал нам, созданию Своему, свободную волю, чтобы мы сами выбирали между добром и злом.

Если Бог есть, то почему Он не исполняет наши просьбы?

Когда человек свое “я” ставит на место Бога, тогда он начинает ждать, что Бог будет исполнять все его капризы. А если Он не исполняет их, тогда человек и говорит, что Бога нет. Для тебя Его нет! Потому что твоя душа нечистая, оскверненная грехами, в такой душе Он не может жить. А в ком Бог есть, те люди говорят, что Он есть. А как Его увидеть? Христос сказал: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят!” (Мф.5, 8). Потому, когда мы очистим свое сердце, тогда и войдет в него Господь.

Святитель Игнатий Богоносец постоянно молился Господу, молитва все время звучала в его сердце. Он призывал имя “Иисус” — читал молитву Иисусову. Его спрашивали: “Почему ты постоянно молишься?” Он отвечал: “В моем сердце Иисус”. Когда святителя вместе с христианами вывели на арену, а затем пустили на них диких зверей, звери разорвали их. В песке нашли сердце святителя — оно осталось невредимым, и все увидели, что внутри сердца золотыми буквами было начертано “Иисус”. Потому и называют святителя Игнатия “Богоносец” — он имя Божие носил в сердце своем.

Человек, дожив до тридцати лет, не чувствует Бога. Какова причина?

Причина одна — этот человек не работает Богу, а работает своим страстям: питает их, лелеет и места для Бога в его душе нет. Поэтому человек и не чувствует Бога. “Царство Божие внутри вас есть” (Лк.17, 21), — говорит Христос. Еще здесь, на земле, начинается оно. Когда душа уязвляется божественной любовью, начинается небесная жизнь в душе. Преподобный Амвросий Оптинский говорит, что наша жизнь подобна колесу, которое катится по земле, — одна точка соприкасается с землей, а все остальные стремятся к небу. Когда человек начинает жить для вечной жизни, для Бога, то у него только одни мысли — как угодить Господу, как Его не оскорбить, не обидеть. Вот тогда у человека начинается новая интересная жизнь, жизнь в полноте, с Господом.

Человек состоит из тела, души и духа. Что такое тело — понятно. А какая разница между душой и духом?

Для примера возьмем свечу. Она имеет тело-воск. Имеет ниточку-фитилек, это подобие души. А когда ее затопляют огнем, она как бы обретает дух, оживает. Если свеча лежит, она никакой цены не имеет. Но если ее затеплить, от нее идут свет и тепло. Она сгорает пред Богом. В этом назначение свечи. Человек тоже состоит из плоти, души и духа. Господь — это Чистейший Дух. В каждой частице человека есть частица Божества, он получает ее в крещении при миропомазании, с благодатью дара Духа Святаго. Человек может этот дар через молитву, любовь к Богу и ближним, через добрые дела развивать. А может и забросить его, забыть о нем; когда человек в церковь не ходит и Богу не молится, то он подобен незажженной свече. Такой человек — духовный мертвец. Человек жив душой и духом, когда в нем живет молитва, живет Божия благодать. Дух Святой живит его. Он весь в трудах, в добрых делах. Его жизнь кипит, он служит Господу и живет во славу Его, потрудившись, уходит в тот мир. В этом назначение человека. Господь создал человека из праха земли и вдунул в его лице дыхание жизни. Душа, дух — дыхание Божие. Мы должны уподобляться Богу своей жизнью; должны быть образом и подобием Его. Бог, будучи добр и свят, ждет и от нас того же: святости и доброты.

Так что взращивайте в себе всеми силами образ Божий — и будете истинными сынами Бога.

Когда наступит конец света, скоро ли?

Тогда, когда Евангелие будет проповедано всей твари, когда наполнится людьми число отпавших от Бога ангелов. Какие признаки конца света? В Священном Писании дата не указана, но написано о признаках, знаменующих приближение конца света. В последние времена народ будет больше сребролюбивый, нежели боголюбивый; любви между людьми не станет, вера оскудеет, они будут “горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны” (2 Тим.3, 2–4). Но пока на земле совершается Божественная Литургия, приносится Бескровная Жертва, мир будет существовать; как только прекратится служба в Православной Церкви, прекратится и существование мира.

И католики, и мусульмане, и православные говорят, что их вера истинная. Кому верить?

Верить Святому Писанию. Апостол Павел пишет в Послании к эфесянам (Еф.4, 5): “Один Господь, одна вера, одно крещение”. Не одна вера, но три с половиной тысячи вероисповеданий-конфессий насчитывается сегодня в мире. Многие из них называют себя христианскими, говорят от имени Иисуса Христа, проповедуют Евангелие. Православие, католицизм, протестантизм — ведущие среди христианских конфессий, каждая из них предлагает свой путь спасения. Но Господь много конфессий не создавал, Он даровал нам только одну веру, одну Церковь. Иные церкви основаны не Господом, а самими людьми, они плод человеческого самочиния. До Рождества Христова хранителем истинной веры был израильский народ, но вот уже две тысячи лет он не имеет права считать себя богоизбранным народом, потому что не принял Христа, дал согласие на Его распятие и взял ответственность за Кровь Христову на себя и своих детей. Поэтому истинная вера только одна — та, которую заповедал хранить Иисус Христос.

Мусульмане появились спустя шесть веков после Рождества Христова. Ислам представляет собой смесь иудаизма, язычества и христианства. Мусульмане верят в аллаха, в пророков, обожествляют своего пророка Магомета. Иисуса Христа они считают простым пророком, меньшим, чем Магомет, а Матерь Божию — матерью пророка. Ни один из мусульманских пророков не был распят на кресте, не пролил свою кровь, взяв все грехи рода человеческого на себя, не воскрес в третий день; никто из пророков ислама не обещал и Царства Небесного.

Многие, кто исповедовал веру православную, еще при жизни силой Божией творили чудеса. Великому множеству святых людей даровал Господь прозрение, знание кончины своей жизни, ближних, будущего России. Такие святые есть только в Православной Церкви. Когда довелось быть в Константинополе, зашли в Софийский собор, где служил Богу святитель Иоанн Златоуст. После службы меня догнала мусульманка и, показывая себе на грудь, о чем-то просила. Я понял, что она больна (рак груди), осенил ее три раза крестом… Мусульмане часто обращаются к православным священникам за молитвенной помощью, они знают, что в Православной Церкви есть то, чего нет у них. Но в апостольских правилах сказано, что мусульман не следует принимать, совершать над ними Таинства Крещения, Соборования, потому что они идут на это только ради исцеления, а как поправятся, тут же возвращаются в свою веру.

Почему западные страны живут материально лучше, чем Россия?

Много богатых стран на свете, но богатство еще никому не давало радости и внутреннего счастья.

Есть страны, которые стоят на первом месте по жизнеобеспеченности граждан, но они и по самоубийствам занимают первые места. Первые места занимают по тоске, унынию и отчаянию. Многие люди, имея огромные богатства, от тоски и уныния пьют горькую водку, употребляют наркотики и нет у них ни мира, ни покоя, ни радости в душе. Материальная обеспеченность — это не богатство, это лишний груз души. Самое главное богатство — благодать Божия.

Почему говорят, что без Церкви нельзя научиться правильно верить в Бога?

Мы без школы не можем научиться правильно читать, писать, без учебы в институте не получим образования, точно так же и без Церкви нельзя научиться вере. В Церкви совершаются все таинства, здесь Господь — наш Отец и Учитель — принимает общую молитву и покаяние каждого. Начиная с таинства Крещения, человек здесь проходит всей жизнью и отправляется в вечность. Церковь — это школа, которая готовит граждан для неба. Потому святые отцы говорят: кому Церковь — не Мать, тому Господь — не Отец.

Когда в церкви много народа, мне это не нравится: все шумят, разговаривают, ходят туда-сюда, это отвлекает. Наверное, было бы лучше, если бы церковь была индивидуальной. Возможно ли такое?

Возможно. Каждый человек — это индивидуальная церковь; трудно тебе, встань в уголке, затвори двери своей души и никого, кроме Господа, не впускай. В Москве, в час “пик”, в метро огромные потоки людей, а каждый сам по себе, народу много, а мы считаем, что никого нет, как в пустыне: кто-то по эскалатору едет, газету читает, кто-то конспекты изучает, а ты читай молитву Иисусову:

“Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного (или грешную)”. Есть православные христиане, которые всегда, на любом месте молятся; если знают молитвы на память, так их и читают, а не знают — читают по книге — на обложке «Сказки”, а внутри “Молитвослов”… А в церковь нужно ходить каждую субботу вечером и воскресенье утром, и все праздники. Если есть возможность, то чаще. А нет на буднях возможности на службе побыть, просто зайдите в храм, сделайте земной поклон и скажите: “Господи, благослови меня на работу”. И Господь вас благословит, с Божиим благословением любое праведное дело будет спориться… Иди, трудись во славу Божию.

Почему одному дается больше дарований, а другому меньше?

Господь знает, кому что дать. Одному дает десять талантов, другому пять, а третьему один. Каждому по силам. Но и спрашивать Он будет с каждого по-разному. Кто обрел десять талантов, будет отвечать, как он использовал эти десять талантов на добрые дела, не зарывал ли их в землю?

Почему у некоторых людей много страстей, а у других — мало?

Те, кто работают над собой, имеют меньше страстей в душе. А те, кто полностью отдались на служение диаволу, исполняют его злую волю — в страстях. И страсти эти связаны друг с другом, как звенья одной цепи. Если человек любит поесть, у него и другие страсти есть — блудные помыслы, гнев, раздражение, ревность… Огромный поток страстей идет друг за другом. Помните, все в духовной жизни взаимосвязано! А когда человек начинает служить Господу, упражняется в какой-нибудь добродетели, точно так же — звено к звену — прилепляются новые добродетели. Одна добродетель цепляет вторую, третью, … десятую. Все в жизни идет по-иному. Человеческая душа уже не страдает. Гордые же, самолюбивые, упрямые, непослушные люди берут на себя страшную ответственность. Они здесь страдают, мучаются и в том мире страдать будут. Их ждут только вечные адские муки, преисподня ада, вечный огонь.

В чем преимущество церковно-славянского языка перед русским?

Славянский язык создали святые церковные люди Кирилл и Мефодий. Славянский язык — благодатный, одухотворенный. Само начертание букв несет в себе Дух Божий. Когда человек читает текст по-церковнославянски, каждое слово входит в душу. Поэтому все православные славянские народы служат на церковно-славянском языке. Это — богослужебный язык, и ни в коем случае нельзя текст службы переводить на русский, белорусский, украинский. В обыденной жизни мы пользуемся русским и славянским, но не замечаем этого, например: голова и глава, ворота и врата. Многим знакомо выражение “тьма кромешная”, но не все знают, что “кроме” по-славянски означает не “сверх того”, а “вне” (вне света, вне Бога). Многие приходят в церковь и говорят: “Мы не понимаем славянского языка”. Отвыкли люди от него, а некоторые просто не хотят понимать. Нецензурная брань всем понятна, а богослужебный язык, славянский, понять не могут. Надо приучать детей в церковь с малых лет ходить и самим в церковь ходить; не заходить, а ходить, стать прихожанами, а не прохожанами (как называет таких людей один батюшка). Тогда Божия благодать коснется сердца, и человек будет разуметь все слова на славянском языке.

Почему в церкви не используют музыкальные инструменты, например, как орган у католиков?

Потому, что это излишне. Благодать Божия действует и наполняет душу. Тот, кто уже очистил сердце покаянием, чувствует, как благодать касается струн его души, у человека появляются слезы радости. Один святой человек так говорил о себе:

“Когда я вхожу в храм и слышу пение и чтение Слова Божия — они проникают в мою душу, — я погружаюсь в океан такой любви, что забываю, что нахожусь на службе”. Святогорец Серафим пишет: однажды он так натрудился, что пришел в свою келию и хотел прилечь отдохнуть, но тут позвонили в колокол, приглашая к службе: “Когда я пришел на службу, мне так тяжело было! А как только началась служба, я погрузился в такую милость Божию, что эта служба мигом прошла”. Музыкальные инструменты для тех, кто живет без благодати и не знает, как эту благодать найти. Душа по природе своей христианка, она требует благодати, живет ею: Словом Божиим, молитвой Иисусовой… Но если человек истины не знает, живет вне Церкви, тяжело ему, он пытается пустоту душевную спиртом, музыкой, наркотиками заполнить, но ничто ему не помогает…

Может ли человек не грешить?

В соленом море живет рыба, и она не соленая. В миру — человек, и он может жить и не осаливаться, не грешить. Есть же люди, которые свято живут… Но наша святость, конечно, относительная. Сказано: “Один Господь безгрешен” (Откр.15, 4), а мы, люди, — грешные. Но грех греху рознь. Есть тяжелые грехи, есть мелкие, есть телесные, душевные, мысленные… Главное — осознавать свое недостоинство пред Богом и стараться жить по заповедям, никого не осуждать, себя не превозносить…

Как сохранить душевный мир?

Это нетрудно, надо только себя настроить, сказать себе, что с сегодняшнего дня я больше не буду обращать внимание на пустяки, не буду раздражаться, обижаться, сердиться на ближних, а все, что бы ни случилось, буду принимать с благодарностью и не буду роптать; начну считать, что посланное мне — по грехам моим. Если мы так себя не настроим, то вся жизнь пройдет впустую: какими мы были — с пороками и страстями — такими и останемся. Для того чтобы в душе всегда были мир и покой, надо всецело предаться Богу, чтобы Господь жил в нас, а мы — в Нем. Когда мы будем жить не по своей воле, а по воле Божией, тогда все станет на свои места, душа умиротворится и успокоится.

Отчего бывает душевная усталость? Может ли душа быть пустой?

А почему не может? Если молитвы нет, — будет и пустой, и усталой. Святые отцы поступают следующим образом. Человек устал, молиться нет сил, он говорит сам себе: “А может быть, твоя усталость от бесов”, — встает и молится. И у человека силы появляются. Так Господь устроил. Для того чтобы душа была не пустая и были силы, надо приучить себя к Иисусовой молитве — “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного (или грешную)”.

Если человек в земной жизни счастлив и богат, благополучен, то значит ли это, что он большой грешник и обязательно будет в аду?

Знаете, премудрый Соломон был очень богат. Сколько святых людей в земной жизни были царями, князьями, боярами. Они были богаты, но они угодили Господу. Все богатство, которое нам Господь дает, Он дает не нам, а ближним, дает для того, чтобы мы делились с ближними. Сказано: “Когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца” (Пс. 61, 11). Сердце должно быть в Боге. Но богатому сложнее спастись, у него больше соблазнов, искушений, не каждый может выстоять и не повредить душу. Это очень сложно…

Говорят: “На все воля Божия”. Но есть ли воля Божия на то, чтобы погибали младенцы?

Сейчас прекрасная возможность — прийти к Богу. Повсюду открываются храмы, монастыри, идет усиленная молитва, печатается много православной литературы, а народ занят погоней за богатством. У многих души уснувшие, не знаешь, как их разбудить. Уже и огонь адский клокочет под этим человеком, геенна огненная совсем рядом, а он все о временном печется, о земном. Вот тогда последнее средство пробудить такого человека — какая-то чрезвычайная ситуация: тревоги, беды, войны, потери близких, детей. Когда гибнут дети, люди начинают вспоминать о своих грехах, о возмездии за них… Только тогда придет благословение на нашу страну, когда будем исполнять заповеди Божии; тогда всего будет в изобилии, земля будет плодоносить, скот умножаться, благосостояние расти. Но пока об этом можно только мечтать, потому что многие россияне спят в атеистическом гробу и никак не могут проснуться.

Человеку во время богослужения становится плохо — почему это?

Обычно всем, кто еще полностью не раскаялся, не совершил генеральную исповедь, бывает в храме плохо. Благодать Божия действует, а душа грязная не вмещает ее, вот человеку и становится плохоя. Особенно часто это бывает во время венчаний. Храм свободный, светлый, воздух чистый; начинается венчание — женщине дурно, она теряет сознание, падает… Тому же, кто чистосердечно покается во всех грехах, начнет молиться, благодать Божия помогает возрастать духовно; такому человеку в храме хорошо. Слыша церковное пение и чтение, он погружается в океан Любви. И Любовь Божественная такова, что человек в ней утопает, забывая о том, где он — на Небе или на земле. И долгая служба (а на Афоне она по четырнадцать-пятнадцать часов) пролетает для него мигом, незаметно. Он только вошел в храм, очнулся от молитвы — а уж и служба кончилась! Но это только у тех, кто постоянно пребывает в молитве, кто настраивает себя на молитву с утра. Придет в храм, а его внутренняя молитва подхватывается службой…

Можно ли без креста ходить в Церковь?

Как храм, так и человек не могут быть без креста… Когда священник освящает крест, то он читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Крест имеет огромнейшую силу. Не только нельзя ходить в церковь без креста; крещеному человеку вообще крест снимать никогда нельзя. Даже когда моемся, идем в баню, в рентгенкабинет, к врачу, нельзя снимать крест.

Ко мне один человек приезжал; он себе крест так плотно надел, что он через голову не снимается. Говорит: “Я часто ныряю, чтобы крест не потерять, завязал на короткую тесьму”.

А про другого слышал такую историю. Носил человек крест всю жизнь, не снимая. А тут пошел в баню, и крест снял. А в бане на осколке мыла поскользнулся и ударился головой об пол. Сотрясение мозга получил. Хорошо, что Господь оставил в живых для покаяния.

Так что крест — это оружие. На ком крест есть, к тому демоны трепещут подступить. Поэтому и говорится в пасхальных стихирах, что “… крест — хранитель вселенной, крест — красота Церкви, слава ангелам и язва демонам”. Креста снимать с себя никогда не надо. Когда спать ложимся, в вечерних молитвах читаем “Да воскреснет Бог…”, тогда надо вынуть свой крестик и приложиться к нему. Очень полезно утром, осеняя себя крестом со словами “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь”, крестить все, что нас окружает. И, выходя из дома, также перекрестить дорогу на весь день.

С крестом мы живем всю жизнь и умираем. Его нам ставят в ноги на могиле. Когда все воскреснут, мы восстанем ко кресту.

 

В других номерах:

Проповедь

Из бесед Иоанна Златоуста на первое послание св. Апостола Павла к коринфянам

Видишь ли, что такова должна быть вся жизнь христиан, а не один или два дня? Ибо и из борцов кто увенчан за победу в одной только борьбе, тот не удостаивается венца, если падет в другой борьбе. * * * Но, может быть, скажет кто-нибудь: я хочу; нет никого столь безумного, чтобы не хотеть

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Освящение школы милиции в Нижнем Тагиле

Екатеринбург, 3 августа, «Православная газета». Руководитель епархиального миссионерского отдела священник Владимир Зайцев совершил освящение Специальной средней школы милиции в г. Нижний Тагил. Батюшка не только отслужил молебен и окропил освященной водой корпуса милицейской школы, но и напутствовал 250 лейтенантов, выпускающихся в этом году.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс