Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В канун 2000-летя со дня рождения Господа Иисуса Христа, сына Божьего, Богочеловека, принесшего в человеческий мир Новый Завет, который можно назвать Заветом Любви, хочется сказать о значении главной евангельской заповеди, этой благой вести для жизни человека.Раскройте Евангелие от Матфея и в 22 главе прочтите о том, как ответил Иисус Христос на вопрос законника:
«Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» Иисус сказал ему: «Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим».
Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (стих 36- 40). Итак, любовь заложена в основе Нового Завета. И не просто Любовь, а Любовь к ближнему, даже врагу своему как к самому себе. Об этом подтверждение найдете также в Евангелие от Матфея в главе 5. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю Вам: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Далее Иисус Христос говорит: «Да будете сынами Отца Вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуйте только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (стих 43- 48).
Подумайте хорошенько, люди добрые, какую Любовь благословляет Иисус Христос, Любовь к врагам и ненавидящим нас, а не просто к ближнему своему. Какая же должна быть сила Любви, чтобы преодолеть ненависть к врагу своему? Невероятно! Но Бог призывает нас к такой великой Любви. А что значит такая Любовь для нас? Это значит любя — побеждать врага своего, обезоружить его козни, направленные на нас, и даже более того — сделать его другом. В этом и проявится сила нашей Любви к ближнему. Исходя из этого завета Христа, и врагов не будем иметь. Или они для нас станут как язычники или как заблудшие, о которых надо просить Иисуса Христа, чтобы он просветил их светом своего учения о Любви.
В историях человеческого общества, со времени пришествия Христа на нашу грешную землю, много наблюдалось чудесных примеров жертвенной любви, совершенной в прошлом святыми людьми и наблюдаемой в наши дни. Почитайте жития святых и вы найдете много фактов, подтверждающих возможность любя победить свою греховность, телесную немощь, духовного и мирского врага. Что же касается любви жертвенной к Богу, когда через любовь спасаем от греха душу свою и приближаемся к Богу, то сие можно видеть в жизни святых.
Из прошлого (16 век). В жизни святой Герман, архиепископ Казанский, был истинным служителем Богу с удивительной любовью к братиям, скромным и кротким, при этом пастырем, стремящимся к распространению истинной веры Христовой между магометянами и язычниками. Когда же был посвящен в сан митрополита столкнулся с опричниной Грозного, он безбоязненно порицал безбожные действия властолюбивого царя и принял гонения, относясь с любовью к своим убийцам. Ведь претерпеть смерть за святую правду, при этом с любовью к врагам есть открытие двери в Царство Небесное. Это говорит о том, что любящий человек побеждает, не в прямом смысле врагов-убийц, приносящих смерть телесную, а исходом победы является приобретение Царствия Небесного.
Обратимся к описанию жизни преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца (14 век). В ней мы найдем много удивительного. Еще будучи в утробе матери, этот будущий святой реагировал на херувимскую песню возгласом, а в младенческом возрасте не принимал грудь матери в постные дни — среду и пятницу. Затем чудесное вразумление в детском возрасте. Однажды в поле, под дубом увидел Варфоломей (мирское имя) старца — черноризца, саном священника и обратился к нему отрок: «Меня отдали учиться грамоте, и больше всего желала бы душа моя научиться читать слово Божие; но вот сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться, не понимаю, что мне толкуют, и очень печалюсь о том; помолись за меня Богу. Отче святой — попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение книжное; я верю, что Бог примет твои молитвы». Какая уже тогда была вера у дитя! Разве не удивительно! «Старец бережно взял тремя порогами (пальцами) частицу св. просфоры, и, благословляя ею Варфоломея, промолвил: «сие дается тебе в знамение благодати Божией и разуменья Священного Писания». С восторгом принял отрок этот благодатный дар. И совершилось чудо. И сбылось слово Пророка: «Тако глаголет Господь — се дах словеса Моя во уста твоя"(Иерем. 1, 9). В отроке Варфоломее раскрылось чувство любви к молитве и готовность к подвигам для угождения Богу. Дальнейшая его судьба всем известна. Он стал угодником Божиим, монахом Сергием. В его жизни основным была любовь к Богу и ближним. Его непрестанные монашеские труды основали Свято-Троицкую обитель, и ныне преславную и торжествующую своей Любовью к Богу, к Богом избранным Святым и к мирским людям. Его святость продолжает сохраняться и доныне. А его любовь к православным христианам еще при земной жизни проявилась в великой победе над Мамаем, на Дону, через русское воинское руководство Дмитрием Донским. Разве этот исторический факт не раскрывает величия и значимости принципа «Любя — побеждай». Если монахи-воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя и упали мертвыми на поле боя, то все-таки победа над полчищами Мамая осталась за русскими, идущими в бой с девизом «Любя — побеждай», а погибшие за правду Божию удостоились Царствия Небесного.
К нашему времени ближе, в Саровской пустыни, появился великий святой преподобный отец Серафим, в народе именуемый Святой Серафим, Саровский чудотворец. В период его юношеской и старческой жизни вседневно проявлялась Любовь к Богу и к ближним. Для него все люди были братьями. Он даже приветствовал всякого приходящего к нему возгласом: «Христос воскресе!» Даже в этом внешне выражаемом приветствии ощущалась Любовь к ближнему. Он действительно всю жизнь свою провел по принципу «Любя — побеждай». И врагов он оправдывал, молился за них. Вспомним из его жизни случай, когда двое крестьян решили ограбить келью Серафима, надеясь найти в ней деньги. Когда забрались в келью, нашли в ней молящегося Серафима и, естественно, решили его убить. Хотя Святой Серафим был крепкого телосложения и имел в келье топор, он мог бы вполне прогнать этих двух мужиков, не разбойников по существу, но св. Серафим не воспротивился насилию пришедших, памятуя евангельское сказание о непротивлении злу злом. И принял телесное повреждение с потерей сознания. Грабители ничего дорогого не нашли. Раздосадованные скрылись. Св. Серафим ожил и стал молиться за обидчиков. Последних власти нашли и должны были их судить. Но св. Серафим упросил этого не делать и простил заблудших крестьян. В этом проявился принцип Люби врага своего и прощай ему. Значит «Любя — побеждай.» После случившегося, наверняка изменилось отношение к Богу и к жизни у этих двух бедных человеков. А св. Серафим был исцелен Божией Матерью от этого тяжелого, почти смертельного ранения. Единственно, что осталось напоминанием этого события со св. Серафимом, так это его сгорбленная походка. Нужно ли дополнение к сказанному? Едва ли. Все ясно. На это он и св. Серафим Саровский, чтобы поступать так. Этому можно подражать, если будут духовные силы и большая вера в Бога.
В нашем уральском регионе был в недалеком прошлом человек, живущий во второй половине жизни, по принципу «Любя — побеждай», которого за его Святой образ деятельности канонизировали. Это Святой праведник Симеон Верхотурский. Из его жизнеописания мы знаем, что он молился Богу, любя Его, и все время своего пребывания на Урале, помогал бедным из любви к ним. Он делал добро нуждающимся. Шил одежду безвозмездно. И этим помогал бедным людям. Ведь добро — это Любовь. Ибо всякое добро будет тогда лишь добром, когда совершается с Любовью. И Любви без добра не мыслится. Значит, св. преподобный Симеон Верхотурский стремился через добро, делаемое людям, выразить им свою Любовь.
И сегодня, в 20 веке, можно найти людей, проводивших свою жизнь по принципу: «Любя — побеждай».
Так, выдающийся хирург, педагог, видный ученый, профессор Войно-Ясенецкий, он же Архиепископ Лука может служить примером тому. Он, будучи профессором Ташкентского мединститута и главным врачом областной больницы, принял сан священника, а затем, после смерти жены, пострижен в монахи, и иеромонахом служил в церкви и одновременно, по благословению патриарха Тихона, осуществлял хирургическую деятельность в больнице. Подробно о его жизнедеятельности можно прочитать в книге Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Я полюбил страдание» (Москва, 1995). В этой автобиографии Архиепископа Луки можно найти много поучительного для нас верующих и неверующих. Приведу письмо Владыки Луки к знаменитому физиологу, глубоко верующему человеку, академику И.П. Павлову: «Возлюбленный во Христе брат мой и глубокоуважаемый коллега, Иван Петрович! Изгнанный за Христа на край света (три месяца прожил я на 400 верст севернее Туруханска) почти совсем оторванный от мира, я только что узнал о прошедшем чествовании Вас по поводу 75-летия Вашей славной жизни и о предстоящем торжестве 200-летия Академии Наук. Прошу Вас принять и мое запоздалое приветствие. Славлю Бога, давшего Вам столь великую силу ума и благословившего труды Ваши. … Примите любовь мою и благословение мое за благочестие Ваше. … Благодать и милость Господа нашего Иисуса Христа да будет с Вами. Смиренный Лука, епископ Ташкентский и Туркестанский (б. профессор топографической анатомии и оперативной хирургии Ясенецкий-Войно). Туруханск, 28.08.1925.» (стр. 128–129). И вот еще, однажды Владыка Лука после службы в храме сказал: «Братья и сестры, никого нельзя осуждать. Я сегодня не молился о Вас, а молился о согрешившем собрате. Но вам всем я говорю: никогда не осуждайте духовенство. Лучше осудить весь мир, чем одно духовное лицо» (стр. 137). Много страданий перенес Владыка Лука в жизни своей и всегда терпел как подобает христианину. Многократные аресты, тюремные камеры, пересыльные дома заключения, ссылки в далекие северные края, допросы и избиения и издевательства переносились с молитвой за мучителей. Одна верующая рассказывает, как пересылали Владыку Луку из одной тюрьмы в другую. «Нас собралось несколько человек, шли и издали смотрели: его, как хулигана, дергали за бороду, плевали ему в лицо. Я как-то невольно вспомнила, что вот так же и над Иисусом Христом издевались, как над ним». Видимо, и Владыка Лука безмолвствовал и переносил смиренно ругательства ближних. Но главное было в жизни Владыки Луки, что можно выразить словами: Любя — побеждай. Будучи гонимым работниками ОГПУ Владыка Лука, с удивительным терпением и настойчивостью продолжал служить как врач-хирург нуждающимся больным. При этом нередко оказывал хирургическую помощь своим настоящим врагам-огэпэушникам, делая это с любовью к страждущему, как учил Христос. В начале войны Владыка Лука послал телеграмму Председателю Президиума Верховного Совета М.И. Калинину: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку по такой-то статье в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта и тыла, там, где будет доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука» (стр. 147). И вскоре стал консультантом всех госпиталей Красноярского края. «Раненые офицеры и солдаты очень любили меня», — писал Владыка Лука своему сыну. Это уже победа. А дальше триумфальная стезя жизни с окончанием ее в сане Архиепископа Симферопольского. Подражая святым архипастырям, Владыка Лука неустанно заботится о стаде своем. «О, как страшусь я того, чтобы хотя один из вас не потерял горячей веры в Спасителя и вторично не стал распинать Его!» Утром 11 июня 1961 года, в воскресение, когда празднуется память всех святых, в земле Российской просиявших, Архиепископ Лука скончался. И это знаменательно. Поистине — святой, живший по Христовой заповеди: «Любя — побеждай».
И еще приведу один пример «любовью-побеждающий». В дни алапаевской трагедии 4 июля 1918 года Великая Княгиня Елисавета Федоровна приняла венец великомученичества.
Елисавета Федоровна была супругой князя Сергея Александрова, убитого террористом в 1905 году в Москве. Она тяжело пережила потерю любимого мужа. Очень много посвятила времени благотворительной деятельности, через Марфо-Мариинскую обитель, в которой стала монахиней, отдавая себя Богу и ближним. В революцию 17 года была арестована и вместе с сыновьями Князя Константина Романова была вывезена на Урал, в г. Алапаевск и помещена в каменной школе на краю города. Первое время узники трудились в огороде и в саду. Работами руководила Елисавета Феодоровна. Вечерами молились все в ее комнате, посещали кладбищенскую церковь. Но 21 июня вдруг ужесточился режим. Надвигалась трагедия. В ночь 5 июля узников разбудили и повезли якобы в деревню Синячиху. Проехав около двадцати верст, свернули в сторону и остановились у заброшенного рудника. Здесь и совершилась казнь невинных людей. «Великой Княгине завязали глаза, заломили руки назад, она стала громко молиться: «Господи! Прости им, ибо не ведают, что творят.» Ее ударили несколько раз и, приподняв, с размаху бросили в темную пасть ямы. За нею стали бросать других, избитых почти до смерти». Вес стихло. Вдруг послышалось из-под земли: «Спаси Господи, люди Твоя». В ярости и страхе палачи стали бросать гранаты в яму, куда были сброшены тела мучеников, а оттуда продолжалось пение — иже Херувимы. Страх объял палачей, они как безумные стали кричать и яму забрасывать сучьями, которые подожгли. Убийцы в ужасе ускакали домой, а протяжное пение продолжалось. Через мучительную смерть достигли победы — Царствия Небесного. Можно ли иначе думать, что великомученица Елисавета не победила смерть телесную силой своего духа, с любовью относящаяся к врагам. Это и есть то, о чем мы пишем: «Любя — побеждай».
(окончание следует)
Новым подмосковным губернатором, как известно, был избран Борис Громов, обошедший на несколько процентов своего конкурента, Геннадия Селезнева.
(начало в предыдущем номере)БРАКОСОЧЕТАНИЕ«Венцы, — объясняет св. Златоуст, — полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстию до брака, таковыми приступают и к брачному ложу, т.е. в состоянии победителей похоти плотской.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.