Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (132) → Урожай растим с молитвой

Урожай растим с молитвой

№16 (132) / 8 августа ‘00

Проповедь

(Продолжение. Начало в № 11–15)

А еще говорят, что нужно готовить еду и раскладывать ее по закоулкам дома для домовых, а не то обязательно случится какое-то несчастье: пожар или еще что-то.

Как относиться к этим обычаям?

о. Алексий: В доме, где живут православные, никаких домовых не должно быть в помине. Когда дом освящен, когда в доме молитва, никаких непонятных духов в нем нет. Кто такой домовой? Это бес, который поселился в избе. В том доме, где живут люди безбожные и распутные, этот бес развлекается, творя различные мелкие пакости, называемые ныне мудреным иностранным словечком «полтергейст» (по-русски это называется просто и ясно — «бесовщина»). Самое печальное начинается в том случае, если хозяева дома начинают заискивать перед ним, служить ему, общаться с ним различными способами: стуком, загадыванием желаний и тому подобными способами. «На, вот, возьми покушать, — говорят хозяева, раскладывая еду, -только сильно не вреди».

Вот где домовому бесу потеха!

о. Борис: В наше время люди совершенно потеряли чувство духовной осторожности. Домовых часто изображают милыми потешными существами, и кому-то наверняка может показаться, что такое общение с ними — невинная шалость или даже увлекательное приключение. Действительно, существуют демоны разной степени падшести и разной силы. Но при всех своих различиях у всех их есть одна основная общая черта — злоба и ненависть к роду человеческому. Среди них нет тех добрых и даже забавных чертенят, которых так живо изображают современные мультфильмы. Бесы есть бесы, хоть они бывают разными по злонамеренности и силе. Среди падших ангелов есть специализация. Каждый из них творит то зло, которое ему наиболее приятно. Есть блудные бесы, есть бесы сребролюбия, бесы ненависти, зависти. А при доме поселяются домовые бесы, которые получают удовольствие от семейных ссор, обид и т. п. неурядиц. Человек верующий всегда внимателен к духовному, он всегда помнит, что вокруг него живут духи. Поэтому он с осторожностью подходит к любым видимым проявлениям их присутствия. Он никогда не станет разговаривать с таинственными собеседниками, а тем более выполнять их приказания, предлагать им еду или служить каким-либо другим образом. Христианин помнит: в мире духовном идет непрерывная война, и человек находится в самом ее центре. За души людские борются силы света и силы тьмы. Нет таких духов, которые бы не принадлежали ни к одной из иерархий — божественной или бесовской. И, предлагая угощение домовым, мы делаем очень важный выбор. Вступая в контакт с бесом, мы становимся причастны через него ко всему демоническому миру и сами отторгаем себя от благодатной помощи ангельских сил.

Так что нужно усердно молиться, а вовсе не искать дружбы с домовым. Нужно призвать священника, чтобы он освятил дом и двор, молиться всей семьей к Божией Матери, покровителям семейственности Гурию, Самону и Авиву, небесным покровителям членов вашей семьи, ангелу-хранителю вашего дома. Особые ангелы-хранители есть не только у людей, но и у домов, храмов, целых городов и стран. Ангел-хранитель дома поставляется Господом при его освящении и пребывает в нем всегда, сохраняя от зла, при условии, конечно, если христианская семья живет в мире, согласии и молитве.

Об устранении семейных неурядиц и Божием покровительстве над домом молятся следующей молитвой мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву:

О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощникам и теплым молитвенникам, мы, немощнии и недостойнии, прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблудшия, исцелите страждущия и скорбящия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровители супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощныя исповедницы, вся православныя Христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагого Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмь бо достойнии нечистыми усты призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете: сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междуусобныя брани, смертоносныя язвы и всякого душепагубного обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати, и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

Как молиться против пожара?

о. Алексий: Пожар — одно из частых бедствий, постигавших людей с давних времен. Пожар, случившийся в крестьянском доме, лишал семью крыши над головой и всего нажитого имущества. Погорельцам помогали всем миром. Отказать в подаянии погорельцам значило показать крайнее немилосердие. Но если бедствие постигало крестьянина в голодный год, семья оказывалась на краю гибели. Потому люди во все времена искали заступничества от этой страшной беды у Господа, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих. Со временем люди стали замечать, что помощь от пожара часто ниспосылается после молитв перед иконой Божией Матери «Неопалимая Купина». Из истории известен чудесный случай, когда во время сильного пожара в Москве икону крестным ходом обнесли вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня.

Сложилась особая молитва ко Пречистой ради чудотворного Ее образа «Неопалимая Купина»:

О Пресвятая и преблагословенная Мати сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа: припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненного запаления и молниеносного грома жилища наши спасаеши, недужныя исцеляеши, и всяко благое прошение наша во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего заступнице, сподоби нас, немощных и грешных, Твоего матернего участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь святую, всю страну нашу православную и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими, и не имеющих дерзновения ко Христу Господу просити Его о помиловании и прощении: но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти: Ты же, всеблагая, простри к Нему богоприимнии руце Твои, и предстательствуй за нас пред благостию Его, прося нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и доброго ответа на страшном суде Его. Наипаче же в час грозного посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивое Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем, вечное же блаженство райское тамо унаследуем, и со всеми святыми воспоем пречестное и великолепое имя покланяемыя Троицы, Отца и Сына, и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков, аминь.

Боюсь резать скотину. Думаю, не грех ли губить животных?

о. Алексий: Согласно Божию устроению растительный и животный мир служит человеку. Некоторые животные для того и выращиваются человеком, чтобы использоваться в пищу. Христианский взгляд на употребление в пищу мяса животных серьезно отличается от взглядов так называемых вегетарианцев, считающих злом само вкушение мясной пищи. Во время, последовавшее за всемирным потопом, Бог благословил человека употреблять мясо животных, а в Новом Завете даже повелел не почитать нечистыми никаких тварей и не гнушаться никакой пищей. Поэтому традиционный православный стол обычно включает в себя и мясные, и рыбные блюда, а исключаются они только на период установленных Церковью постов, так как растительный рацион более подходит для времени строгой воздержанной жизни и усиленной молитвы.

Греха в том, чтобы резать скотину, нет. Но вот если человек бьет и мучит животных по своему произволу, только из-за своей жестокости, тогда это обязательно вменится ему в грех. Православным следует также воздерживаться от забоя скотины во время говения, т. е. в пост и в дни подготовки к принятию святого причащения, когда человек должен быть по-особенному мирно настроен. Священникам и монахам также запрещено проливать любую кровь.

Вы говорили о христианском отношении к природе. А как относиться к животным по-христиански?

о. Алексий: Чтобы сказать об этом, вновь нужно обратиться к моменту грехопадения первых людей. Не только человеческая жизнь изменилась после этого, но и жизнь всего живого на земле. Словно черная печать легла на все окружающее. Животный мир и человечество во многом стали противостоять друг другу. Большинство животных стали дикими, непослушными человеку, а некоторые из них даже превратились в хищников, угрожающих самой жизни человека.

Отчего же, удивится кто-нибудь, проклятье пало не только на человека, но и на животных, невиновных в грехе Адама и Евы? Справедливо ли это? Но давайте посмотрим, как случается в нашей жизни, когда вместе с главой дома, совершившим тяжкое злодеяние, позор ложится и на всех его домашних и даже на его хозяйство. «Чей это сын? — случается слышать между людьми. — Да это Васьки-вора!» Или еще: «Откуда корова? Видать, Николая, того, что брата своего убил!» Подобно этому и после падения Адама и Евы, которым Господь как бы перепоручил мир, печать греха легла на все творение. Но чувствуем ли мы эту свою ответственность и вину? На протяжении всей истории люди не только не уменьшили свой долг, а лишь увеличивали его. Все терпят несчастные животные, за что и именуются бессловесными. Правда, был в древности случай, описанный в Библии, когда Господь отверз уста ослице, и та на короткое время заговорила. Что же, как вы думаете, сказала она своему хозяину? От лица всех мучимых людьми животных она укорила его: «Что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?… Не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? Имела ли я привычку так поступать с тобою?» (Числ. 22, 28, 30).

Из этого-то сознания вины и величайшей ответственности за судьбу всей твари и должно исходить наше христианское отношение к животным. Правда, должно остерегаться и противоположной крайности — балования животных и боязни использовать их в своих хозяйственных целях. Нельзя забывать, что только трудясь на благо людям, животные выполняют роль, предназначенную им Творцом. Даже после грехопадения Бог не отнял у человека прав владеть и управлять животными, использовать их способности и силу в своих нуждах. Только нельзя этой властью оправдывать собственную жестокость и равнодушие. Добрый человек и к бездушным орудиям — машинам, инструменту — относится бережно и с любовью, а тем более к одушевленным тварям, которые способны чувствовать как любовь, так и неприязнь. В житиях святых есть примеры того, как Бог наказывал человека за небрежное или жестокое обращение с животным. Так святой Ефрем Сирин был наказан за то, что по невниманию и без нужды выгнал из загона корову, ожидавшую в скором времени отела.

У ласковых и заботливых хозяев домашняя скотина ведет себя совершенно по-иному, чем у хозяев грубых и беспечных. Из практического опыта известно, что одна и та же корова, переходя из одних рук в другие, в ответ на заботу и ласку начинает лучше доиться. Наоборот, если новые хозяева управляются с ней окриками, матерной руганью и побоями, молока становится меньше даже у самой блестящей рекордсменки. Более того, от душевного состояния хозяйки во время дойки зависит не только количество, но и качество молока. Таким образом, получается, что чуткое отношение человека к скотине служит его собственным интересам. Тот, кто содержит свою домашнюю скотину бережно и со вниманием, тем самым как бы восстанавливает первоначальный райский образ отношений с ними, и за это животные воздают ему добром.

Состояние души человека неизбежно сказывается и на растительном мире. Согласно научным данным, дерево, к которому подходит человек с топором в руках, реагирует на его приближение. Оно боится человека! Оно воспринимает его как угрозу! Несомненно, имеет место и обратное влияние: когда человек с заботой и любовью ухаживает за своим садом и огородом, это в лучшую сторону сказывается на состоянии растения и положительно отражается на урожае.

Таким образом, мы видим, что тяготение первородного греха над миром может усугубиться, а может и ослабиться, в зависимости от того, как живут люди. В человеке, исполняющем заповеди Божии, все живое узнает первого Адама и начинает по-особенному служить ему. В истории Церкви есть многочисленные примеры тому. Многие люди святой жизни входили в такую гармонию с окружающей их природой, что даже самые свирепые звери рядом с ними становились кроткими и доверчивыми.

Известно, например, что к лесной келье преподобного Серафима Саровского часто приходил огромный бурый медведь, и великий угодник Божий делил с ним свою скромную трапезу, кормя его прямо из рук. Святой отшельник старец Герасим, много лет проживший в пустыне, не раз оказывал милость диким животным, а однажды, вынув занозу из лапы у льва, так подружился с царем зверей, что тот на многие годы сделался его верным спутником, и так тяжко скорбел о кончине преподобного, что через несколько дней после смерти отшельника и сам издох прямо на его могиле. Даже на иконах святая Церковь изображает преподобного Герасима вместе со львом как символ победы христианской любви и кротости над злобой и дикими страстями. Подобные случаи известны и в более близкие к нам времена. В жизнеописании петербургского подвижника священника Владимира Шамонина, которого мне по милости Божией довелось знать лично, есть удивительный рассказ о том, как в ссылке этот тихий и смиренный человек своим кротким видом производил такое воздействие на сторожевых псов, рвущих друг друга в клочья, что те расходились в разные стороны, виновато опустив уши и поджав хвосты. На этом примере можно понять, насколько тягостным и неестественным является для животных теперешнее их состояние. Недаром апостол Павел говорит о стремлении всего живого избавиться от проклятья: «Вся тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8, 22), т. е. восстановления людьми своего прежнего райского достоинства — звания сынов Божиих.

Войдут ли животные в Царство Небесное? Окажутся ли в раю после второго пришествия Христова?

о. Алексий: «Откровение сынов Божиих», о котором упоминалось выше, в полной мере произойдет в будущем Царстве Небесном, наступления которого чают христиане. Именно к этому времени относится предсказание древнего пророка Исайи о том, что «и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11, 6–7). Нет никаких сомнений в том, что в грядущей Вселенной будет представлена вся полнота живого мира: все животные, птицы, рыбы, растения, которые существуют в природе.

Каждого человека, который удостоится попасть в Царство Небесное, ожидает радостная встреча с родными, друзьями и близкими, если, опять же, те по милосердию и снисхождению Божию смогут войти в райские обители. А с животными ситуация иная. Христианин понимает, что человек и животное сильно различаются между собой по сущности и строению. Человек несет в себе образ Божий, и это выделяет людей среди всего сотворенного мира. Помимо тела и души, у нас есть дух. Духом мы общаемся с Богом и близки Ему. Дух определяет и другие наши свойства — бессмертие, индивидуальность, творческие качества. Животные же духа не имеют. Они имеют только душевную, эмоциональную часть — психику. Поэтому невозможно говорить о том, что именно конкретная особь кошки, лошади или обезьяны войдет в жизнь вечную. В будущей жизни животные и растения будут нести в себе как бы собирательный, коллективный образ всего своего рода, так сказать, будут полноправными представителями в Божием Царстве всех кошек, всех лошадей и всех обезьян, живших на земле во все времена.

Нужно отметить и другое. Вопрос о том, войдут ли животные в Царство Небесное, мне как священнику нередко приходится слышать от прихожан. К глубокому сожалению, чаще всего он задается людьми от какого-то легкомыслия по отношению к собственной душе, и от пустой сентиментальности. Спрашивает такой человек о будущей участи животных, а сам подразумевает вполне конкретное: увижусь ли я в загробном мире с моей любимой кошечкой или собачкой? И вот приходится долго объяснять такому мечтателю, что вопрос о Царстве Небесном для него самого еще далеко не решен. И вместо того, чтобы путаться в разных второстепенных подробностях, ему самому нелишне подумать о том, как наследовать это Царство. Ведь задача спасения своей души очень и очень трудна. Священное Писание предупреждает нас о том, что даже праведник едва спасается от сетей ада, а уж тем более нельзя рассчитывать на свои мнимые добродетели и оставаться беспечными нам, грешникам.

Есть ли небесные покровители у домашних животных? Как молиться, когда захворает коза или корова?

о. Алексий: Сказать, что у животных есть небесные духовные покровители, было бы неверным. Только человек является существом духовным, а животные имеют только тело и душу, и потому небесных покровителей у них нет. Однако замечено, что по молитвам людей определенные святые имеют особую благодать помогать животным в болезнях. Таковы, например, святые Флор и Лавр, великомученик Георгий Победоносец, мученик Власий. В старину на Егорьев (Георгиев) день и на Флора и Лавра крестьяне пригоняли к церквам свою скотину, а священник служил молебен и окроплял скот святой водой. Таким образом Церковь благословляла использование скота в крестьянском хозяйстве.

В случаях болезней скота читают обычные молитвы святым, прибавляя после их прочтения свои личные прошения об избавлении от недуга того или иного животного:

МОЛИТВА СВЯТОМУ ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ ГЕОРГИЮ ПОБЕДОНОСЦУ

О святый, славный и всехвальный великомученице Христов Георгие! Собраннии во храме твоем и перед иконою твоею святою поклоняющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и да укрепит же данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разрушит силы восстающих враг, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имамы Божественную помощь; и всем в скорби и обстоянии сущим многомощне яви твое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ВЛАСИЮ

О преблаженне и приснопамятне священномучениче Власие, дивный страдальче и предстателю наш тёплый, по отшествии твоем в жизнь вечную тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго царствия Христова святыми твоими молитвами: да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа в Троице славимого и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

(Окончание следует)

 

В других номерах:

Проповедь

Любовь божественная и человеческая

(Продолжение. Начало в № 9–15) ЛЮБОВЬ И МОЛИТВА Это особенно понятно и органично в молитве за ближних. В такой направленной молитве за ближних любовь выражается, может быть, даже более, чем каким-либо иным образом, именно в силу напряженности этого делания.

 
Проповедь

Из бесед Иоанна Златоуста на первое послание св. Апостола Павла к коринфянам

Видишь ли, что такова должна быть вся жизнь христиан, а не один или два дня? Ибо и из борцов кто увенчан за победу в одной только борьбе, тот не удостаивается венца, если падет в другой борьбе. * * * Но, может быть, скажет кто-нибудь: я хочу; нет никого столь безумного, чтобы не хотеть

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс