Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Этот вопрос не является риторическим уже хотя бы потому, что статистика подтверждает: люди, регулярно посещающие церковь, болеют примерно в восемь раз реже, чем непосещающие. По отдельным, наиболее распространенным заболеваниям, эта величина колеблется от 2 до 12 раз.
Случайно ли это?
Конечно, можно было бы ограничиться тем рассуждением, что Господь видит духовные труды человека и посылает ему здоровье телесное, чтобы он мог, например, «правильно славить Бога», то есть был человеком православным и его душа жила в здоровом «храме» — телесной оболочке. Но для человека неверующего это показалось бы неубедительным.
Давайте подробнее рассмотрим понятие «здоровье» с точки зрения Православной веры. Как бы ни запутывали вопрос о сущности здоровья современные валеологи, на первом месте у них все равно окажется здоровье телесное, со всеми его физиологическими, психологическими и социальными проявлениями. Отсюда следуют и соответствующие рекомендации по «здоровому образу жизни». Вместе с тем, есть нечто общее в подходе к пониманию здоровья и болезни, что объединяет научные и религиозные представления. Ведь одной из наиболее частых причин болезней ученые считают разобщение входящих в состав человеческого организма систем, но ведь это давным давно известно людям верующим.
Например, Православие рассматривает здоровье как гармонию между телом, душой и духом человека при главенстве духовных, то есть чисто человеческих, его свойств. Именно «духовное измерение» , по мнению основателя Венской психологической школы В. Франкла, «делает нас людьми», а извращение природы человека, подчинение души телу и есть основная причина греха и болезни. Архимандриты Алипий и Исайя пишут по этому поводу: « Неразумная плоть стала управлять разумом, а разум стал жить по желаниям плоти. Человек из духовного сделался плотским… Способность питаться превращается в наклонность к объядению и лакомству, сила желания — в прихоти и похоти; сила гнева или душевная энергия — во вспыльчивость, ярость, злобу, ненависть; свойство скорбеть и печалиться — в малодушие , уныние и отчаяние; естественное свойство презирать унижающий естество грех — в презрение к ближним, в гордость и прочее». Зависимость от своего тела, утрата Любви и духа Свободы, свойственного вере приводит, по мнению архимандрита Платона, к тому, что «человек погружается в мрак ценностной пустоты и абсолютного одиночества, от которых не могут избавить внешняя среда и природный мир». Не это ли состояние современные психиатры называют «ноогенными неврозами»?
Вот они — причины наших болезней, наиболее распространенными из которых являются «психогенезы» — заболевания практически целиком зависящие от состояние души — «психики» человека. Так значит у человека верующего нет этих проблем ? Нет, у него проблемы все те же, но взгляд на них и возможности их решения совершенно иные, чем у человека неверующего. Зная, что причиной всех его несчастий и болезней является его духовная немощь, его греховность, верующий человек стремится избавиться от грехов, расхаять их и передать в руки Всемилостивого Бога. Не просто слепая вера, а искренняя надежда на милость Божию, на Его долготерпение и помощь в богоугодном деле спасения своей души заставляют человека отказаться от таких недопустимых для православного грехов как пьянство и курение, употребление наркотиков, одуряющее слушание тяжелого рока, пустое времяпровождение, просмотр порнографических журналов и видеофильмов, судорожное дергание на ночных дискотеках.
Православный человек избегает осуждать других людей, гневаться на них, ругать или наказывать кого-то, поскольку каждого человека любит Господь и возмущение на человека — возмущение против Бога. Зная, что впереди у его души бессмертная жизнь, православный человек не суетится и не мечется в поисках богатства или славы, он не унывает и не печалится излишне, стойко переносит поношение и обиды, несчастья и болезни, если они приключатся, потому что видит их промыслительное и спасительное значение, а не находит их бессмысленным стечением обстоятельств.
Все ли верующие достигают в этом успеха? Нет конечно. Я ведь недаром в самом начале нашего разговора сказал о хорошем здоровье тех, кто регулярно посещает церковь, а вовсе не тех, кто, крестившись, многие годы не исповедуется и не причащается Христовых Тайн, не постится, не помнит о Господе и несет те же грехи и пороки, что и неверующие. Как писал протоиерей Александр Ельчанинов: «Человеческая природа так искривлена, что на нее приходится жестоко нажимать, если хочешь выровнять себя по евангельским меркам, и выравнивать приходится каждый день, каждый час…» Вот в этом постоянном «выравнивании», постоянной борьбе с самим собой и своими грехами и заключается тот «здоровый образ жизни», которого придерживаются православные люди, достигая, в конечном счете, не только духовного просвещения, душевного спокойствия, но и, если будет угодно Господу, телесного здоровья.
Настоятель Храма во имя
Святого Пророка Божия Илии г. Екатеринбурга
священник Сергий Вогулкин, доктор мед. наук, профессор
Екатеринбург, 9 июня. Полгода назад, 16 декабря, при Областной клинической больнице№1 г. Екатеринбурга (ул.Волгоградская, 185) архиепископом Викентием по просьбе Главного врача клиники
Комиссия в составе Ю.И. Полищука, доктора медицинских наук, профессора, руководителя клинического отделения Московского НИИ психиатрии МЗ РФ (председатель) и членов
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.