Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (128) → Заключение комиссии по медико-психологической и юридической оценке некоторых религиозных организаций

Заключение комиссии по медико-психологической и юридической оценке некоторых религиозных организаций

№12 (128) / 8 июня ‘00

Мир сект

Комиссия в составе Ю.И. Полищука, доктора медицинских наук, профессора, руководителя клинического отделения Московского НИИ психиатрии МЗ РФ (председатель) и членов:

Ю.И. Антоняна, доктора юридических наук, профессора, главного научного сотрудника НИИ МВД РФ, заслуженного деятеля науки РФ; Н.В. Вострокнутова, кандидата мед. наук, доцента, руководителя отделения ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского; А. В. Грязного, кандидата юридических наук, члена адвокатской палаты Московской коллегии адвокатов; В. Б. Гурвича, кандидата мед. наук, старшего научного сотрудника Московского НИИ психиатрии МЗ РФ; И.А. Коробейникова, кандидата психологических наук, руководителя отделения клинико-психологических исследований нарушений психического развития Московского НИИ психиатрии МЗ РФ; Е. Б. Кузнецовой, врача-психиатра психоневрологического диспансера № 21 г. Москвы, считает необходимым отметить прежде всего следующее.

За последние годы на территории Российской Федерации, в том числе в Москве, все больший размах приобретает неконтролируемая деятельность многочисленных, нетрадиционных для России религиозных и псевдорелигиозных организаций и объединений, которая во многих случаях наносит ущерб нравственному, психическому, физическому здоровью человека и его личности. Чаще всего в них вовлекается молодежь. Данные, полученные Центром по правам человека в Женеве, свидетельствуют о том, что в мире, включая Россию и страны СНГ, в настоящее время существует большое количество псевдорелигий, эксплуатирующих или нарушающих свободу совести, вероисповеданий или убеждений. Одни из них настаивают на слепом повиновении их руководителям, другие учат своих приверженцев подавлять всякое критическое мышление, третьи проповедуют единство группы в ущерб развитию личности и семейным отношениям, четвертые — и то, и другое, и третье. При этом используются такие методы психического и психологического воздействия, которые оказывают вредное влияние на психическое и нравственное здоровье, деформируют личность человека.

По единодушному свидетельству христиан разных конфессий, участников Международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России» (Москва, май 1994 г.), выраженный антигуманный и антихристианский характер деятельности имеют такие организации как «Белое Братство», «Богородичный Центр», «Аум Синрике», «Сознание Кришны», «Церковь Христова» и ряд других.

Целью данной комиссии явилась медицинская, психологическая и юридическая оценка деятельности «Белого Братства», «Богородичного Центра», «Аум Синрике», «Сознания Кришны», действующих в Москве и многих городах России, на основании собранных фактических данных.

В задачи комиссии входило:

1. установление фактов нанесения ущерба психическому, физическому, моральному здоровью и личности людей, вовлеченных в указанные организации;

2. определение характера и степени тяжести причиняемого вреда здоровью и личности человека со стороны этих организаций;

3. выяснение способов и методов, а также механизмов причинения ущерба здоровью и личности человека, попавшего под влияние этих организаций;

4. оценить, ущемляет ли деятельность указанных организаций права и охраняемые Законом интересы граждан.

Для решения поставленных задач комиссией были проанализированы 56 писем и заявлений родителей, направленных в «Комитет по спасению молодежи» Москвы, редакцию газеты «Рабочая Трибуна», прокуратуру, МВД и другие инстанции, чьи дети были вовлечены в перечисленные организации в 1990 — 1994 гг. Приведены фамилии, имена, отчества, адреса и телефоны родителей и их детей. Комиссии был предоставлен дневник прихожанина «Богородичного Центра» с подробным описанием своих переживаний, дневник матери члена «Аум Синрике» с описанием его состояния на протяжении нескольких месяцев. Проведен анализ трех историй болезни молодых людей, которые поступили в психиатрическую больницу в состоянии психоза с бредом псевдорелигиозного характера, возникшим после посещения «Богородичного Центра» и «Аум Синрике». Проведена оценка психического состояния 11 (одиннадцати) пациентов, обратившихся к психиатру после посещений указанных организаций и участия в их деятельности. Проведены собеседования с 5 членами этих организаций и их родителями, которые сообщили об особенностях своего психического состояния во время пребывания в них и после выхода из них. Комиссия проанализировала содержание книг руководителя «Богородичного Центра» И. Береславского «Цветы трезвения» (1992) и «Родовой поток» (1993), лекции руководителя «АУМ Синрике» С. Асахары «Отмывание кармы — парадоксальный путь к счастью» (1990), «Близится царствие Христово» (1993), «Интенсивная практика безумия» (1993), а также книгу основателя международного общества «Сознание Кришны» А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабубхада «Наука самосознания». Председатель комиссии побывал на литургии (Собора) «Богородичного Центра» и на инициации в «Аум Синрике», в которых принимали участие тысячи людей. Были проведены беседы с «отцами» «Богородичного Центра». Комиссия проанализировала многочисленные газетные публикации, освещающие медико-психологический аспект деятельности упомянутых организаций.

Детальный анализ собранных материалов позволил установить, что у молодых людей в возрасте от 16 до 35 лет, как мужчин, так и у женщин, в основном студентов вузов или молодых специалистов с высшим образованием (всего учтены данные относительно 77 человек) спустя 2–3 месяца после вступления в указанные организации возникали выраженные изменения в поведении, психическом состоянии и структуре личности. Они отличались довольно однотипными и характерными особенностями: отчуждением от родителей и других родственников с появлением нередко враждебного к ним отношения, уходом из родительского дома на короткое или длительное время; отказом от учебы и работы с полным погружением в деятельность религиозной организации (в «Аум Синрике» допускается учеба и работа); прекращением чтения газет и журналов, художественной литературы, отказом от пользования телевизором и радио; наступлением замкнутости, потерей друзей, многочасовым исполнением религиозных ритуалов, молений, медитаций; полной утратой интереса к противоположному полу; утратой часто прежних интересов; резким изменением питания с систематическим недоеданием, исключением мясных и рыбных продуктов, что приводило часто к физическому истощению; резким ограничением сна до 3–4 часов в сутки, что приводило к психическому истощению; полной убежденностью в правоте учения руководителя организации; частыми пожертвованиями в их адрес денежных средств и материальных ценностей.

Такого рода изменения в психическом состоянии и поведении людей характерны для больных с бредовыми, бредоподобными или сверхценными идеями, возникшими психогенно в результате индукции, наведения со стороны человека-индуктора или группы людей, оказывающих массивное внушение с использованием своего особого положения. Такие же или сходные изменения поведения наступают при повторных гипнотических внушениях, интенсивных внушениях в бодрствующем состоянии в коллективе людей, а также при патологическом психогенном развитии личности. Бредовый характер переживаний одного из прихожан «Богородичного Центра» ярко раскрывается в его дневнике, в котором высказывается намерение убить по бредовым мотивам псевдорелигиозного характера свою мать и бабушку, а самому покончить жизнь самоубийством. Враждебное отношение к матери и бабушке находится в полном соответствии с «учением» И. Береславского.

Комиссия отмечает, что одним из важных условий формирования указанных болезненных (психопатологических) состояний с псевдорелигиозными переживаниями является состояние повышенной внушаемости, что создается в практике религиозных организаций за счет физического и психического истощения людей путем недоедания и недосыпания. Это приводит к легкому развитию просоночных состояний сознания (особых состояний сознания) с появлением гипноидных фаз в коре головного мозга, характерных для некоторых психических заболеваний. Индукция бредовых, бредоподобных или сверхценных идей и представлений облегчается при введении человека в гипнотическое состояние даже легкой степени. О широкой практике активных, массированных внушений в бодрствующем и гипнотическом состояниях свидетельствует характер и форма проводимых в «Белом Братстве» и «Богородичном Центре» литургий и обрядов с ритмичными ритуальными движениями рук и тела, стереотипными заклинаниями и возгласами, однообразной музыкой, хождением в экстазе толпы людей по кругу, наряду с прямыми и косвенными внушениями проповедника и его помощников, использующих известную технику массовой гипнотизации. Срабатывает и механизм психического заражения, взаимной индукции психического состояния между членами организации, находящимися вместе.

Важным условием поддерживания и закрепления указанных изменений психического состояния и личности человека является относительная или полная социальная изоляция, чего добиваются и осуществляют руководители этих организаций, помещая «новичков» в специальные общежития в арендуемых квартирах, загородных храмах, в отдаленной сельской местности.

В организациях «Аум Синрике» и «Сознание Кришны» широко практикуются психотехники воздействия на человека, взятые из мистического учения и практики йоги, — так называемые инициации и многочасовые медитации, целью которых является глубокое изменение сознания человека с полным отключением его от реальной действительности. В результате длительных психофизических упражнений в определенных позах развиваются состояния самогипноза экстаза со зрительными и слуховыми иллюзиями и галлюцинациями, утратой чувства своего тела и личности, тяжестью в голове и другими неприятными (или приятными) ощущениями. При этом полностью утрачивается способность к критическому мышлению, резко повышается внушаемость, что используется в религиозных организациях для подчинения людей определенным догмам и своему влиянию. Под видом новой религии людей склоняют к отказу от земной жизни, естественных потребностей, прежних убеждений, критического мышления и любых сомнений, от родителей и детей, от любви к родине. Накладывается запрет на самостоятельное мышление. Фактически людей доводят до психического самоуничтожения, когда прежняя личность человека перестает существовать, резко меняется в отрицательную сторону ее направленность, побуждения, снижаются творческие способности, способность к созидательному труду. Некоторые из этих изменений, хотя и в меньшей степени, отмечаются длительное время и у тех людей, которым удалось выйти из-под влияния религиозных организаций. Люди, втягиваясь в деятельность вышеуказанных организаций, становятся психологически и духовно зависимыми от проповедников, от того духовного наркотика, который им предложили в красочной упаковке. У человека возникает тяга к нему, потребность в нем, в том «кайфе», который он вызывает. Эта потребность вытесняет другие естественные потребности. Исчезает половое влечение у молодых людей. У женщин прекращаются менструации, у мужчин наступает половая импотенция, что свидетельствует о прекращении функции половых желез, об искусственном ее подавлении, что можно обозначить как психическую кастрацию с прекращением детородной функции.

Анализ историй болезни людей, попавших в психиатрическую больницу и оценка динамики психического состояния людей, обратившихся за психиатрической и психотерапевтической, психологической помощью после их участия в деятельности рассматриваемых организаций, позволяет комиссии прийти к заключению о том, что у психически больных шизофренией, которые часто вовлекаются в эти организации в силу своей беспомощности в состоянии светлого промежутка (ремиссии) или на начальной стадии заболевания, под влиянием медитаций, гипнотизации, недосыпаний возникает обострение болезни вплоть до острого бредового психоза с галлюцинациями псевдорелигиозного содержания и необходимостью помещения в психиатрическую больницу.

На основании всего изложенного комиссия приходит к следующим выводам:

I. Деятельность организаций «Белое Братство», «Богородичный Центр», «Аум Синрике», «Сознание Кришны» сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности.

2. Наносимый ущерб здоровью в этих организациях проявляется в форме индуцированных бредовых, бредоподобных расстройств, патологических сверхценных идей и патологического развития личности, а также физического и психического истощения, создающих предпосылки для иных заболеваний; прекращения детородной функции человека.

3. Возникающие нарушения сопровождаются грубой семейной и социальной дезадаптацией личности, ставящей ее вне семьи, общества и государства.

4. Деятельность перечисленных организаций наносит выраженный ущерб здоровью вовлекаемых в них психически больных и лиц с аномалиями личности, приводя к развитию у них более тяжелых психических нарушений.

5. Деятельность указанных организаций наносит тяжелый моральный и имущественный вред семьям людей, вовлеченных в эти организации.

6. Ущерб здоровью и личности человека наносится в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей, обрядов, ритуалов, вследствие массивных внушений в состояниях искусственно измененного сознания вплоть до глубокого гипноза и самогипноза, наступающих в результате применения определенных психотехнических методов во время литургий, обрядов, инициаций, медитаций.

7. Деятельность учредителей указанных выше религиозных организаций (объединений) по реализации своего права на свободу совести и вероисповедания противоречит части 3 статьи 17 Конституции РФ, определяющей, что осуществление прав и свобод человеком и гражданином не должно нарушать права и свободы других лиц.

 
Церковь и медицина

Почему верующие болеют реже?

Этот вопрос не является риторическим уже хотя бы потому, что статистика подтверждает: люди, регулярно посещающие церковь, болеют примерно в восемь раз реже, чем непосещающие. По отдельным, наиболее распространенным заболеваниям, эта величина колеблется от 2 до 12 раз.Случайно ли это?

 
Мир сект

Патриарх Алексий II о сайентологии

Вы часто публикуете негативную информацию о «Церкви сайентологии». А как к ней относится Патриарх?С. Попова, Екатеринбург«Стоит упомянуть и «Церковь сайентологии», проповедующую учение «дианетики». Последователи сайентологии, открывшие читальный зал на факультете журналистики МГУ

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс