Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
(Продолжение. Начало в №6)
ПОЛНОТА И ЭТАПЫ ПОКАЯНИЯ
Только человек с очищенным, обновленным сердцем и духом имеет право просить у Бога главного результата покаяния: постоянного пребывания Бога с ним. «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня».Это постоянство взаимопребывания Бога и человека есть норма жизни, утраченная в грехопадении, а состояние утраты называется гибелью, и, следовательно, обратный тому процесс — спасение: «Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня».
Покаявшийся человек приносит плоды своего покаяния. Третья часть псалма — указание на эти плоды. Первый из них — «научу беззаконные путем Твоим и нечестивые к Тебе обратятся».
Что значит любое неложное обещание человека? Во-первых, то, что он хочет выполнить обещанное; во-вторых, то, что он может это выполнить. Тот, кто покаялся и получил от Господа и прощение, и очищение, имеет опыт и разрушительного действия греха, и спасающей милости Божией, объемлющей его благодарное сердце. И он не может не видеть гибели других грешников, нечестивых и беззаконных. Ему горько их видеть, его сердцу так естественно поделиться с другими даром благодати всепрощающей Божественной любви.
Но откуда такая уверенность, что он может научить беззаконных путям Божиим и обратить к Богу нечестивых? Да оттого, что он приобрел опыт, который учит лучше всего. Как говорит апостол Павел: кто «претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18). Он по конкретному опыту знает, что значит — ходить по путям нечестия, и каковы способы возвращения на путь Божий, и что дает ему это возвращение.
Покаяние чем больше возрастает, тем большие приносит плоды.
Следующий результат покаяния — стремление восхвалять правду Божию и Самого Бога. И это не такое простое дело, как может показаться. Для этого, прежде всего, нужно освободиться от страстных эмоционально-душевных восприятий жизни, генетически связанных с сердечной искаженностью (это то, что в Евангелии называется «плоть и кровь»). Для того чтобы восхваление Бога было чистым, необходимо, по просьбе кающегося, дальнейшее действие Бога над ним: избавление от наследственной дурной природы. «Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою».
Только в наивном самомнении можно полагать, что чистое прославление Бога возможно помимо действия Божия, одними человеческими усилиями. Человек совершает дело Божие, лишь получив Его соизволение, и в этом знак, что он получил очищение от Бога и может говорить не от себя, а как уста Божии, то есть чисто: «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою».
Подлинная и чистая хвала Богу — одна из высочайших жертв, равно как созидание смиренного и сокрушенного духа. Рядом с этими жертвами ничтожны и пусты все традиционные жертвы, имеющие только ритуальный характер: «Ибо жертвы Ты не желаешь — я дал бы ее; и всесожжение не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь. Господи».
Объективная ценность духа сокрушенного в том, что он лишен всякого самодовольства и потому так угоден Богу. Дух несокрушенный — это дух самодовольный, самоуверенный. В нравственном отношении этот дух всецело ощущает свою непогрешимость, и потому такому «духу» Бог не нужен. Сильные нравственные падения, попускаемые Богом, действуют на гордый дух сокрушительно, он начинает сознавать свое ничтожество и неспособность собственными силами восстать от этих падений, а потому смиренно кается и смиренно ищет помощи Божией.
В этом смиренном делании он обретает мир с собой, с Богом, с миром Божиим, и потому Бог не презирает его, но принимает. В этом мирном движении кающегося душа сознает и просветленно чувствует значимость и величие Церкви, преодолевает свой индивидуализм в поиске живой соборности: «Облагодетельствуй по благоволению Сион и созижди стены Иерусалима». Сион и Иерусалим — символы Церкви. Только жертва, имеющая церковный характер, угодна Богу: «Тогда благоугодны Тебе будут жертвы правды, тогда возложат на алтарь Твой тельцы».
Такова серьезная и динамичная структура психологии религиозного покаяния.
ТРИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОКАЯНИЯ
В этой психологии раскрывается некая объективная серьезная церковная сущность. Внимательное рассмотрение дает возможность увидеть эту сущность в трех основных проявлениях.
Во-первых, покаяние есть некое внутреннее изменение личности, когда она из одного нравственного состояния переходит в принципиально новое.
Во-вторых, покаяние — это Богочеловеческое совместное действие, таинство, в котором решающую роль исполняет Бог. Это акт, в котором при согласии человека Божьей силой от человеческой личности отделяются все греховные напластования.
В-третьих, покаяние — это не прекращающееся никогда, даже до конца жизни человека, делание, в котором напряженно выявляются и подвергаются болезненному изъятию конкретные грехи, различные по содержанию, степени и качеству.
Очевидно, что эти три «ипостаси» покаяния связаны между собой, хотя на первый взгляд может показаться, что они находятся в некотором взаимном противоречии. Так, если совершилось изменение не только нравственного центра личности, но и основных нравственных установок, если затем Бог всесильным действием утвердил кающегося человека в его новой природе, то какой смысл в постоянном покаянном делании? Разве недостаточно собственной решимости человека и утверждения его на новых принципах жизни? Разве так немощна Божественная помощь? И вообще — меняется ли человек реально в покаянии или не меняется?
Для того чтобы полно ответить на эти вопросы, надо рассмотреть каждую из «ипостасей» покаяния — так, как они рассматриваются в рамках христианского сознания. Для более удобного понимания целесообразно обозначать их разными терминами. В святоотеческой нравственно-богословской традиции более всего говорится о первом значении покаяния, которому наилучшим образом соответствует известное греческое слово «metanoia», что означает изменение ума и сердца. Самый же подходящий к делу русский эквивалент — это возрождение. В пятидесятом псалме это проявление покаяния раскрывается более всего в словах: «Сердце мое чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей».
Второе значение слова «покаяние», в отличие от первого и третьего, нигде, кроме христианской церковной традиции, не принято, и даже непонятно. Речь идет о покаянии как о таинстве, которому, кроме того, в церковной традиции усвоено слово исповедь. В ветхозаветной церкви такого явления не существовало, и потому прямо в псалме оно нигде не выражено, но намек на будущее христианское таинство слышится в строках: «Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся».
Наконец, значение третьей «ипостаси» покаяния, напротив, повсеместно известно и не чуждо даже безрелигиозной нравственности. Оно является нормальным результатом работы совести, и очень часто по отношению к нему применяют слово раскаяние.
Человеческие личности неповторимы, и христианское нравственное бытие знает, как по-разному могут взаимодействовать разные проявления покаяния. Порою человек может многократно раскаиваться, а подлинный нравственный переворот произойдет только к концу жизни. Порою он может даже прибегать к церковному таинству, не переживая глубокого раскаяния. Но все же более нормальным является положение, когда собственно христианская жизнь начинается с возрождения.
ПОКАЯНИЕ КАК НРАВСТВЕННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Безусловно, в Евангелии, в Новом Завете, о покаянии более всего говорится именно в этом смысле. При этом возрождение ставится в прямую связь с возрождением мистическим, через Богочеловеческую личность Иисуса Христа, и этому мистическому возрождению человека придается преимущественное значение. Мистическое возрождение тесно связано с воскресением из мертвых Иисуса Христа («Бог… возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых» — 1 Пет. 1, 3). Потому что, если Христос не воскрес, нет никаких причин, чтобы грешная человеческая история перестала идти своим чередом, приближаясь бессмысленными кругами к концу. Это возрождение всегда совершается только от Бога, и таинственным образом «рожденный от Бога побеждает мир» (1 Ин. 5, 4).
Когда в Новом Завете, особенно же в Апостольских посланиях, говорится о рождении от Бога, то имеется в виду прежде всего таинство крещения. Но в любом случае, идет ли речь о сознательном возвращении к Богу крещенного в детстве человека или о начале духовной жизни после крещения взрослого человека, в рождении от Бога совершается явление нового творения, иного по отношению к прежней «плотско-душевной» индивидуальности. Именно потому «рожденный от Бога» побеждает мир, что он сначала личным согласием на новое рождение, а затем своею новою жизнью преодолевает законы этого мира, косной материи и самого времени. И возрожденная жизнь становится подлинно новой во всех отношениях, особенно же явственно — в нравственном.
Обманчивость видимой евангельской простоты — простого понимания простых слов — нередко вводит в заблуждение: кажется, что все понятно. На самом же деле, люди умные и образованные, но «по образу» невозрожденного человека, обычно честно признаются, что именно того, что такое второе рождение или возрождение, они понять совершенно не могут.
В этом отношении характерна беседа Христа с весьма образованным фарисеем Никодимом (третья глава Евангелия от Иоанна), в которой Никодим узнает о «рождении свыше» и ничего не понимает как нравственно и душевно глухой. (Позже, однако, он преодолевает свой рационализм и становится тайным учеником Иисуса Христа).
Никодим пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты — учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не сможет творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божьего. Никодим говорит Ему: как человек может родиться, будучи стар? Неужели он может войти второй раз во утробу своей матери и родиться? Иисус же отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: «ты — учитель Израилев и этого не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе. Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете; если Я сказал вам о земном, и вы не верите, как поверите, если буду вам говорить о Небесном?» (Ин. 3, 2 — 12).
По такому образцу происходят встречи людей приземленного сознания с христианством. Только далеко не всегда честность рассуждения, высокая интуиция и живой опыт побеждают косность дискурсивного разума (как в случае с Никодимом), перед человеком так и остается никодимовский вопрос: как это второе рождение может быть?
В глубокую тайну возрождения с Божественной стороны («рожденное от Бога») проникнуть трудно, и потому более целесообразно попытаться увидеть, что же происходит с человеческой стороны.
По нормальной схеме происходит следующее: отвержение прежних, греховных установок в области нравственной и приятие новых, предлагаемых Божественным откровением. Почему происходит этот процесс с человеком, каковы его нравственно-психологические мотивы — всегда загадка. Ясно только, что и здесь не обходится без Бога, еще точнее — без слова Божия, что и подтверждается самим словом Божиим: «Родил Он нас словом истины» (Иак. 1, 18). Слово истины таинственным образом оплодотворяет душу, и она уже не может жить многими словами лжи, как она жила прежде. Поэтому прежняя душа с этими многими словами лжи, иначе говоря — со многим грехом, перестает существовать, и в ней начинает говорить святое и чистое слово истины.
Этот переворот очень точно отражает ситуацию возвращения от сумасшествия к здравомыслию, что трогательно и убедительно показано в знаменитой притче о блудном сыне.
В ней рассказывается о том, как некий сын весьма почтенного родителя, промотав с блудницами и грешниками выданную ему отцом часть наследства, стал нищенствовать в далекой стране, нанявшись работником, был доволен похлебкой, которую ели свиньи. Но затем он «пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги, и приведите откормленного тельца и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 17–24).
Нравственно и психологически переломный момент этого и всякого подобного покаяния-возрождения заключается в словах: пришед в себя. Это означает, что прежняя жизнь была по сути «бытием-не-в-себе», что в глубоком языковом сознании означает: сумасшествие. Человек сошел с ума своего и бытийствует не в себе: не в своей воле, не в своем сознании, не в своих чувствах, хотя со стороны психологической он полностью погружен в свои переживания и не хочет знать и видеть ничего и никого. Это наиболее страшный и наиболее повсеместный вид плененности души, когда такая плененность не ощущается.
Тогда может казаться, что человек вполне нормален, в своем уме, довольно добрый, и очевидного зла никому не творит, и живет не по чьей-то чужой, а по своей, в общем, нормальной воле, конечно, несколько ограниченной условиями существования и правилами общежития. И какая страшная катастрофа оказаться перед полной ничтожностью своей жизни; прийти в себя и увидеть глупость и пустоту своих мыслей, мелочность и животно-эгоистическую направленность как бы своих чувств, бессилие своей воли, как бы своей, потому что она представлялась порою могучей и сметала на своем пути огромные ветряные мельницы и человеческие судьбы.
Но прийти в себя, значит, не только увидеть безумие, бесполезность и безобразие своего существования. Покаяние — полупокаяние, если в нем не будет умной решимости: встану, пойду к отцу моему и скажу отче! Я согрешил перед небом и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим, прими меня в любом возможном, хотя бы и самом низком качестве («в число наемников»).
В этих словах огромное содержание, глубоко характеризующее человеческую личность: в них и стыд, и правда, и смирение, и поиск милости, и крепкая надежда. И более того: «Прими в число наемников» — означает готовность не выходить из воли того, перед кем виноват; решимость на коренное изменение: от греха, разврата, своеволия и жизни не в себе — к святости, послушанию, чистым нормам нравственного бытия.
Но и такое покаяние еще не завершено. Оно еще только в возможности, по милости Того, Кто имеет в себе мощь не только очистить от прошлого и дать силы для будущего, пока не будет услышано в ответ на прошение:
«Прими» — любовно-утвердительное: «Ты принят». Именно так и происходит в притче: сын принят в прежнем достоинстве (особый символ — перстень на руку); а теперь «будем веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Возрожденная — в крещении и покаянии — личность, воссоединившаяся с Богом, становится новым творением («кто во Христе, тот новая тварь» — 2 Кор. 5, 17), обладающим особым дарованием. Такая личость творит (заметим: не просто говорит) правду (1 Ин. 2, 29). Личности особенной высоты могут сказать о себе: «Мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2, 16) и даже: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Это не просто и не столько личностные характеристики выдающихся личностей, сколько указатели движения, направления всех душ, возрожденных Богом.
Еще более прямое и практическое значение имеют слова апостола Павла, в которых содержится главная нравственная характеристика возродившихся через покаяние: «…мертвые для греха, живые же для Бога» (Рим. 6, 11). Вся нравственная история Христианской Церкви наполнена такими образцами умерших для греха и оживших для Бога.
И первый из них — благочестивый разбойник, о котором рассказывается в Евангелии от Луки. Когда Иисуса распинали на Голгофе, справа и слева от Него были повешены на крестах два злодея, схваченных и осужденных на позорную смерть за свои разбойничьи дела. Но в то время, как один из них вместе с беснующейся толпой поносил Богочеловека, другой, унимая его, произнес великие слова: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни мя, Господи, когда придешь во Царствие Твое!» И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со мною в раю» (Лк. 23, 39–42).
Вместе со своим Главою, Христом, Святая Церковь в своих прекрасных песнопениях высоко почитает нравственный подвиг благочестивого разбойника, сказанные им слова, в которых только на поверхностный взгляд не содержится ничего особенного. Но при серьезном непредвзятом внимании невозможно не увидеть в них подлинного перерождения — и когда! — в минуты мучительной смерти. В этих словах слышится и неожиданно овеявший его страх Божий, к которому он призывает и своего товарища; и сознание своей вины и заслуженности принимаемого наказания; и вдруг появившаяся вера в Божественное достоинство Того, Кто висит рядом с ним, как злодей; и проснувшаяся от этой веры смиренная молитва, в которой только и содержится, что просьба помянуть во Царствии. Но так очевиден здесь нравственный и духовный переворот, что, по обещанию Спасителя, разбойник становится первым из тех, кому вслед за Христом открываются двери рая. И можно основательно предположить, что, останься этот разбойник в живых, вся его последующая жизнь была бы наполнена напряженной духовной и нравственной работой.
Разбойник начинает нескончаемый ряд возрожденных воскресением Иисуса Христа из мертвых, творящих правду, имеющих ум Христов новых творений. Можно привести длинную цепь святых христианской Церкви: и мучеников, и святителей, и преподобных, и благоверных князей (один только просветитель Руси, равноапостольный князь Владимир — какой высокий пример удивительного перерождения); длинная цепь житий этих святых может стать для изучающего христианскую этику главной частью живой хрестоматии к полусхоластической теории.
А обращаясь к нашему времени — второй половине двадцатого века, когда вся жизнь, связанная специфическим большевистским, а затем — постсоветским атеизмом, призывала к тому, чтобы быть мертвыми для Бога, живыми для греха, мы видим тысячи наших современников, возрожденных покаянием к жизни, мертвой для греха и живой для Бога. Эти примеры свидетельствуют, что ряды возрождаемых никогда не кончатся.
Рассматриваемое здесь покаяние-возрождение связано, прежде всего, с коренным изменением центральных установок ума и сердца. Обычная нерелигиозная установка состоит в том, что самым существенным личностным центром является собственное «я» в его падшей данности. В нравственном аспекте это означает, что отношение к себе, к другим людям, Богу, миру и прочее — и соответствующие этому отношению типы поведения — определяются исключительно критериями индивидуалистического центра, лишь до некоторой степени связанного с общественными нормами.
Непринципиально меняется дело при замене индивидуального центра коллективным: коллективный субъективизм ничуть не лучше индивидуального; более того — личность всегда богаче коллектива.
Покаяние перестраивает все: центром личности становится высшая объективность — Бог, Который как Создатель и определяет, каким должен быть созданный Им человек. Человек в покаянии говорит: прав всегда Бог, а не я. И следующий шаг: я сам по себе почти всегда не прав. По крайней мере, малой ложью пронизаны все мои слова, поступки и внутренний мир. И это сознание есть уже очень решительный шаг в покаянии-возрождении. Потому что прежде человеку свойственно видеть свою правоту, а уж если неправоту, то неправоту лишь отдельных поступков, а не личностного содержания в целом.
Покаяние властно принуждает человека принять закон, данный Богом, и заменить усвоенные принципы и установки на новые, часто совершенно противоположные. До покаяния своеволие, ограниченное по необходимости волями других личностей и общества, является ведущим жизненным принципом. Покаяние вводит в жизнь возрожденной личности установку на Божественную волю и на ее исполнение. Сверхудовлетворение материальными благами — один из важнейших принципов невозрожденной личности. Покаяние меняет этот принцип на прямо противоположный -воздержание.
Определяющим началом в отношениях к Богу становится вера, определяемая на материале догматическом как уверенность, на материале мистическом как доверие, на материале нравственном как верность. Уверенность, доверие и верность связаны друг с другом (и объединены общим именованием — вера), а в практическо-жизненной сфере выражаются как подвиг, потому что всякое изменение внутренних смыслов бытия реализуется подвижнически. Реализация внутренних возможностей требует прорыва из сложившихся умственно-душевных структур, а значит — чрезвычайного и постоянного напряжения. И это тоже дело покаяния.
Покаяние начинает духовный труд, который был неведом прежде. И не только духовный. Реальность свершившегося покаяния удостоверяется решимостью, всегда выражаемой в конкретных намерениях, а затем в исполнении, не просто прекратить греховную жизнь, особенно в наиболее очевидных ее проявлениях, но каким-то образом искупить ущерб, нанесенный ею прежде.
Евангельским примером такого покаяния служит рассказ о Закхее (Лк. 19, 1–10). Старший мытарь (сборщик податей, начальник налоговой инспекции, сказали бы мы теперь) Закхей был очень богат и, по-видимому, нажил свое богатство неправедными нещадными поборами и взятками. Когда он услышал об Иисусе, что-то перевернулось в его сердце — собственно, что и есть сердечный момент покаяния-возрождения. Он, находясь на дороге, по которой должен пройти Иисус, забежал вперед и влез на дерево, чтобы лучше увидеть Его. Когда же Иисус проходил мимо Закхея, то пообещал ему быть в этот же день в его доме. И принимая Иисуса, Закхей, в удостоверение своего покаяния, обещал половину своего имения раздать нищим, а тем, кому нанес материальный ущерб, воздать вчетверо.
Однако и в смысле конкретных плодов покаяние не ограничивается оставлением греховной жизни (быть мертвым ко греху), но принимает решение «быть живым для Бога», то есть идти путем нравственного совершенствования. И этот путь бесконечен, потому что нравственные идеалы, по их абсолютности, в условиях временной человеческой жизни бесконечно высоки; но все же начальный момент покаяния-возрождения — самый существенный, потому что он отделен от прошлого пропастью подвига, а последующая жизнь есть органическое выражение и осуществление начального переворота.
Но хотя душа и возрождается в покаянии, новая жизнь и в переживании и в нравственном делании продолжает осуществляться в покаянном духе.
ПОКАЯНИЕ КАК ЖИЗНЬ
Личный опыт тех, кто, покаявшись, возродился к новой жизни, и весь опыт Церкви свидетельствует, что каждый день совесть, работающая достаточно тонко и серьезно, показывает, что есть, в чем каяться.
Великий знаток и учитель любви, святой апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8). И когда Господь Иисус Христос говорит: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», — имеется в виду прежде всего первое покаяние-возрождение, но не исключается и то непрестанное ежедневное покаяние, которое продолжается после возрождения, то медленное преображение души, которое совершается и после того, как человек стал «мертв для греха». Иначе невозможно понять: если мертв — то почему же продолжается действие греха? Почему душа так печально видит свое несовершенство и тоскует о совершенстве и покаянно взыскивает его?
Апостол Павел пишет: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7, 22–24). Эту мысль апостола можно еще выразить следующим образом: в результате первоначального сознания меняется «внутренний человек», так что сознание, ум, установки меняются настолько, что этот «внутренний человек» даже находит удовольствие в законе Божием. Исполнение этого закона, однако, связано с постоянным самоотвержением, отказом от многих прежних привязанностей, желаний, образа мыслей, чувств и действий. В том числе и таких действий, которые не обязательно могут быть оценены отрицательно, даже с позиций самой взыскательной морали.
Известно, что обычно у людей традиционно нераскаянного, падшего типа, как принято говорить в христианском богословии — «ветхого», даже если они живут, по общественным представлениям, «порядочно», ведущим мотивом действий является исполнение желаний, приводящих к удовольствию, радости — поверхностно-животной или психологически насыщенной.
Исполнение многообразных «хочется» в таком случае и составляет содержание жизни; покаяние же состоит в аскетических преодолениях этих многообразных «хочется».
Протоирей Владислав Свешников
«Очерки христианской этики»
(Окончание следует)
Наша наука о человеке крайне ограниченна и одностороння. Наука изучает не целого человека, а лишь полчеловека — его тело; душа же человека (и ее высшая часть — дух, с его духовными отправлениями), которой подчинено тело, наукой не охватывается и потому, естественно, и не изучается.
После Крестопоклонной Недели — воскресенье преподобного Иоанна Лествичника. Пост достигает вершины. В следующую среду вечером — Мариино стояние. Мы услышим целиком покаянный канон святого Андрея Критского, с которого в течение первых четырех вечеров начиналось наше вхождение в пост.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.