Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста — то есть 6, 13 и 20 марта в этом году — Православная Церковь совершает сугубую молитву за усопших.
В целом суббота в еженедельном кругу богослужений всегда отмечена поминанием дорогих наших близких, уже отшедших в жизнь вечную.
В этот день Церковь молится «со святыми, упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».
В сущности, для православного человека нет смерти. Действительно, мы разлучены с дорогими нам усопшими. Лишены житейского, телесного общения с ними. Но духовное общение наше не прекращается, ибо вознося молитву об упокоении душ рабов Божиих, нами поминаемых, мы твердо веруем, что и они в эти минуты молятся за нас. Всякий православный человек в той или иной мере сталкивается со случаями, когда усиленная молитва об усопших, казалось бы, неожиданно помогала ему обрести разрешение собственных проблем.
С другой стороны, всякий из нас понимает, что рано или поздно он тоже будет нуждаться в молитвенном заступничестве живущих. Там, за чертой земной жизни, мы уже не сможем приносить покаяние за свои грехи, и только молитва сродников и близких может послужить к облегчению нашей участи. «Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя, и елика в житии согрешиша, прости; никто же бо безгрешен, токмо Ты, могий и преставленным дати покой.»
Кроме келейного (то есть домашнего) ежедневного молитвенного поминовения и совершения панихид по усопшим в храме поминовение совершается и за Божественной Литургией. «Еще молимся об упокоении рабов Божиих, зде лежащих и повсюду православных христиан…» Такая соборная молитва в обычное время совершается ежедневно. Если она длится сорок дней, то называется сорокоустом.
Но Великим постом подобное поминовение становится невозможным, ибо оно связано с совершением полной Божественной Литургии, которая в святую Четыредесятницу (Великим постом) не совершается ежедневно, а только в субботу и воскресенье. Кроме того, несколько суббот Великого поста отмечены особыми празднованиями: первая — посвящена святому великомученику Феодору Тирану, пятая — похвале Пресвятой Богородице (эта суббота так и называется — суббота акафиста), а шестая — воспоминание воскрешения праведного Лазаря.
Значит ли это, что в дни Великого поста, в дни покаяния нашего можем ли мы не радеть об оставлении грехов и упокоении душ дорогих нам? Совсем наоборот, последняя суббота перед Великим постом — суббота мясопустная — отмечена поминовением «всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». В дни же Великого поста, когда вновь и вновь вспоминаем мы о всех членах Церкви Христовой — о пророках, апостолах и святых, о всех живых и умерших, — нам особенно необходимо единство в молитве, стремление испросить друг другу оставление прегрешений вольных и невольных. Отсюда и обычай Православной Церкви трижды совершать Великим постом Вселенские поминовения.
Те, кто уже обладает церковным опытом, конечно, подали в храмах особые записки о поминовении. Такое поминовение в просторечии называется «на весь пост», то есть поданный помянник будет вычитываться церковнослужителями во всяком необходимом случае на протяжении всех дней поста. Дело в том, что далеко не все из нас по немощам телесным или по заботам житейским могут поспеть в храм в нужное время.
Однако, субботний-то день у подавляющего большинства из нас ведь свободен? Почему бы не вырваться из круга повседневных забот и не прийти в храм Божий? И лучше сделать это вместе с детьми и внуками, ибо если с малых лет мы приучим их заботиться не только о живых, но и об умерших, то и сами будем иметь надежду на их молитвенное заступничество. Как образно и точно написал об этом святой Ефрем Сирин, покаянную молитву которого мы совершаем ежедневно Великим постом.
«Для умерших благодетельны поминовения, совершаемые святыми во время их жизни. Смотрите, вот и пример тому представляют некоторые творения Божии: как-то виноград — его зреющие гроздья в поле и выдавленное вино в сосудах; когда созревают ягоды на виноградной лозе, тогда вино, стоящее в доме неподвижно, начинает пениться и волноваться, как бы желая убежать. То же бывает, кажется, и с растением — луком: ибо как скоро начнет созревать лук, посаженный в поле, в то же время дает отпрыски (ростки) и лук, в доме находящийся. Итак, если и растения имеют между собой такое соощущение, то не более ли для умерших ощутительны молитвенные приношения? Когда же благоразумно согласишься с тем, что это происходит сообразно с природой тварей, то представляй себе, что ты — начаток (начало) тварей Божиих».
Для Творца всяческие все мы живы — прибывающий здесь и переселившийся в иные обители. Это хорошо понимали первые христиане. В те далекие века язычники писали на своих надгробиях цветастые эпитафии. Например: «Человек, еще недавно живший вместе с нами, теперь перестал быть человеком, так что никаких следов не остается от него, стоит только камень с его именем». Сохранившиеся до наших дней христианские надгробия просты и исполнены светлой надежды и утешения: «Мир духу твоему», «Почивай в мире», «Таковых есть Царствие Небесное». В сущности, за двадцать веков на кладбище мало что изменилось. Одни воздвигают небывалые обелиски со скульптурными и иными портретами, окружают могилы коваными решетками. По сути, они озабочены только одним — привлечь внимание к себе еще живущих, хоть на малую минуту, хоть какой-то частичкой зацепиться в этом мире. А рядом простой деревянный крест — символ нашего упования и спасения, призыв к крестному знамению и малой, посильной всякому молитве: «Упокой, Господи, души усопшего раба Твоего».
Поминая усопших в православном храме, мы слышим слова апостола Павла, обращенные некогда солунянам: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом же оставшиеся в живых вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами.» (1 Сол. 4, 13–18).
Будем же сохранять это утешительное упование и предстоящую субботу отметим общей молитвой о всех православных христианах, от века почивших и об оставлении «вольных и невольных прегрешений верою преставляшихся человек и вечном их упокоении со святыми».
Борис КОСИНСКИЙ,
руководитель пресс-службы Екатеринбургского епархиального управления
К сожалению, совсем немногим из нас довелось с детства получить необходимое православное воспитание, редко кого учили отцы и матери молитве, поведению в храме, подготовке к исповеди… И потому, приводя сына или дочь на занятия в воскресную приходскую школу, родители или бабушки с дедушками так часто стараются занять укромное место где-то в уголке: не хочется отставать от ребенка, не хочется оказаться вдруг в положении ученика, не знающего урока. И слава Богу! Такая совместная учеба часто перерастает в совместное участие в Богослужении, и получается, что дети приводят к Православию своих матерей и отцов, бабушек и дедушек.
Этот призыв Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа Православная Церковь напоминает нам в середине Великого поста, третье воскресение которого называется по-спавянски Неделей крестопоклонной. На всенощном бдении в субботу, 13 марта, из алтаря будет вынесен крест и совершится поклонение ему.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.