Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (123) → Надо поститься, чтобы оставаться человеком

Надо поститься, чтобы оставаться человеком

№7 (123) / 1 апреля ‘00

Идет Великий пост

В этой теме:

Идет Великий пост
Ничто не может заменить личный опыт
Идет Великий пост
Покаяние

«Cила молитвы всегда велика; но если молитва соединяется с постом, то делает душу еще более сильною»,- говорит свт. Иоанн Златоуст (15, 587).

«Глава добродетелей — молитва, их основание — пост,- читаем у епископа Игнатия Брянчанинова.-Чудное совокупление поста с молитвой! Молитва — бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва».

Примите пост, больные,- это матерь здоровья. Примите его, здоровые,- это охранитель вашей телесной крепости.

Пост — самое приличное убранство женщины, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель девства.

Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца. Ибо седина, украшенная постом, достойнее уважается.

Пост рождает пророков, укрепляет сильных, пост умудряет законодателей. Моисей на горе пробыл сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятисловие (Исх. 34, 28). И вторично повергшись пред Господом, — говорит Моисей,- молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа Бога вашего и раздражив Его (Втор. 9, 18).

Пост — добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблестных, училище подвижников. Он отражает искушения, делатель целомудрия, учит безмолвию, совершает священника. Ибо без поста невозможно отважиться на священнодействие.

Пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов — через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных телесностью, и этим облегчить свое приближение к Богу (58, 82).

Апостолам пост нужен; нам ли не нужен? Чудотворцам он помогает; можем ли мы пренебрегать его помощью? Победе над мучительным духом зла он способствует; не будет ли он способствовать и укрощению плоти, воюющей против духа? Как правило, сытое тело мешает чисто молиться, и Дух Божий не приходит в насыщенное чрево. Постись, чтобы не согрешить; постись, когда согрешишь; постись, чтобы принять благодатные дарования; постись, чтобы не потерять принятого.

Полезнее и тверже со всем усердием любить всегдашний пост.

Нелегко овладеть бесстыдным чревом, ибо оно есть бог для побеждаемых им, и невозможно быть невиновным тому, кто повинуется ему. Невоздержные в пище и питии подвергаются разным болезням и греховным страстям, во главе коих блуд, рождающийся от пресыщения. «От роскоши пришел ты в дурное состояние? — постом уврачуй пресыщение. Необузданность нанесла вред душе твоей? — целомудрие да будет лекарством недуга. Корысть вещественная причинила духовную лихорадку? — милостыня пусть опорожнит излишек: ведь очистительное средство от чрезмерного избытка — в уделении другим» (Свт. Астерий Аммасийский).

Итак, чтобы тело всегда пребывало в полном спокойствии и не возмущалось никакою происходящею от пресыщения страстью, мы должны вести строжайший образ жизни и определять меру и предел наслаждения не удовольствием, но потребностью в необходимом. Хотя нужда и удовольствие часто соединяются между собою (потому что голод, обыкновенно, все делает приятным, услаждая сильным желанием пищи той, которую случится употреблять в пищу), но мы не должны ни отказываться от удовлетворения необходимости по причине следующего за ним удовольствия, ни преимущественно гоняться за удовольствием, но, избирая из всего полезное, должны презирать то, что тешит чувства. «Не сквернит пища, по нужде употребляемая, но излишне приемлемая скверные мысли рождает».

На вопрос о соблюдении поста лицами, находящимися в заключении, патриарх Тихон дал такой совет. Человек, лишенный возможности самостоятельно добывать и избирать себе пищу, бывает вынужден довольствоваться тем, что для поддержания жизни ему предлагается. Вследствие своей невольности человек, находящийся в тюрьме, не несет греха за нарушение поста. Человек ответственен за нарушение поста, когда он, имея возможность питаться постной пищей, своевольно все же потребляет пищу, в дни поста запрещенную.

«Не тяготит нас пища, хотя и ели пленники предложенное им от обладающих ими» (Каноническое Послание свт. Григория Неокесарийского. Правило 1).

Истинное совершенство и состоит в том, чтобы никогда не останавливаться в приращении к лучшему и не ограничивать совершенства каким-либо пределом.

Ведь, по сотворению, человек есть существо, челом обращенное в вечность. Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего (Прем. 2, 23). Так как Господь Бог есть твердыня вечная (Ис. 26, 4), есть Отец вечности… вечно Живущий — Святый имя Его (Ис. 9, 6; 57, 15), Который говорит: Живу Я вовек! (Втор. 32, 40),- отсюда и предназначение человека: жить на земле по законам вечности -по слову Божию, пребывающему вовек (1 Пет. 1, 23, 25; Ис. 40, 8; Пс. 118, 89), чтобы христоподражательной жизнью стремиться и достигать совершенства вечной жизни в единении с Богом.

Я живу,- говорит Господь чрез пророка Исаию,- на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных… Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис. 57, 15; 66, 2).

Надобно, чтобы надменное (от духа мира сего) и ожесточенное (от греховности) сердце в человеке было сокрушенно — чрез добровольное смирение, привлекающее дух благодати Божией на обновление его сокровенной сути. Сердце сокрушается вследствие своего смирения и становится благоприятной жертвой в очах Божиих. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50, 19). Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс. 33, 19). «Сердце сокрушается от тройственного воздержания: от сна, пищи и телесного покоя.- Ибо излишество оных производит сладострастие, сладострастие же принимает злые помыслы и противится молитве и подобающему служению Богу». Правила о добровольном возложении на себя кем-либо обета воздержания от таких излишеств, которые способны помрачать ум и соблазнять к нарушению предписанных израильтянам правил святости Господу, изложены в законе о воздержности — о назорействе (Чис. 6, 1–21). Ветхозаветный закон его только допускает, но никому не предписывает. Человек сам должен вкусить духовную радость от соблюдаемого поста. Церковь от имени христианина молится: «Даруй и мне, Слове, почувствовать наслаждение от воздержания».

Несколько слов о вкусной и невкусной пище. Наиболее вкусной бывает та пища, которая с любовью и молитвою к Богу приготовляется и которая с благословением Божиим, молитвою и благодарением съедается. Ибо только Господь может изменять вкус пищи по желанию вкушающего и насыщать ею.

У нечестивых — невкусны яства, хотя они и приготовляются первоклассными поварами. Именно к нечестивым обращено слово Господне: едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь (Агг. 1, 6). Люди постарались создать искусство есть, или, говоря словами Фурье, философию еды. Они искусственно умножают в себе количество вкусовых ощущений, чтобы наслаждаться самим процессом еды. «Мы только и думаем о том, как бы побольше и послаще поесть и попить, и наслаждаемся этим, насколько можем; это значит, что наш бог — чрево».

У нас, христиан, исключается забота о вкусном приготовлении пищи, и поварам, даже самым искусным, на наших кухнях делать просто нечего, поскольку мы убеждены, что и вкус пищи, и насыщение ею — от Бога. Практически это значит, что нам для того, чтобы пища была вкусной и насыщала нас, следует обращаться к Богу с молитвой и просить Его благословения на пищу перед вкушением, а затем — благодарить Бога за насыщение ею. Когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего (Втор. 8, 10).

 

В других номерах:

№4 (96) / 8 февраля ‘99

Идет Великий пост

Такой трудный первый шаг

 

Идет Великий пост

У Бога все живы

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

«Нужно двигаться вперед». Интервью с начальником УрЮИ МВД России генерал-майором внутренней службы В.И. Деминым

В Свердловской области высшее юридическое образование имеют 18% сотрудников милиции, среднее юридическое — 12%.

 
Идет Великий пост

Ничто не может заменить личный опыт

Наша наука о человеке крайне ограниченна и одностороння. Наука изучает не целого человека, а лишь полчеловека — его тело; душа же человека (и ее высшая часть — дух, с его духовными отправлениями), которой подчинено тело, наукой не охватывается и потому, естественно, и не изучается.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс