Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (96) → Возьми Крест свой и следуй за Мной

Возьми Крест свой и следуй за Мной

№4 (96) / 8 февраля ‘99

Идет Великий пост

В этой теме:

Идет Великий пост
Такой трудный первый шаг
Идет Великий пост
У Бога все живы

Этот призыв Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа Православная Церковь напоминает нам в середине Великого поста, третье воскресение которого называется по-спавянски Неделей крестопоклонной. На всенощном бдении в субботу, 13 марта, из алтаря будет вынесен крест и совершится поклонение ему. Затем крест будет находиться на аналое посреди храма, и поклонение ему будет совершаться за всяким богослужением до вечерней службы пятницы, 19 марта.

«И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее; ибо какая польза человеку, если приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов о роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.» (Мр. 8, 34- 38)

Эти слова Господни стоит почаще вспоминать всякому из нас, так как в повседневной жизни мы поступаем чаще всего как раз наоборот! Мы стыдимся исповедовать себя православными, стесняемся помолиться в обеденный перерыв перед едой и после нее, не можем отказаться от веселого празднования дня рождения в Великий пост, да еще в пятницу. Молчим, когда в нашем присутствии хулят и поносят нашу веру. Мы всячески укрепляем себя в своих исключительных качествах, в привычках и пороках, холим душу свою вместо того, чтобы очистить ее. Мы откладываем на завтра, на послезавтра, на начало той недели свой приход в Церковь, потому что мы заняты на работе или учебе, потому что ныне решается та или иная наша проблема. Вот уже практически половина Великого поста позади, а сколькие из нас все никак не соберутся приступить к исповеди? А мы, уже сподобившиеся этим постом причащения Святых Христовых тайн, разве не торопимся вместо хранения великого дара, нам преподанного, вновь стать «как все»? Всякий день мы изо всех сил стараемся приобрести мир, а он подсовывает нам вопрос за вопросом, дело за делом, развлечение за развлечением, забирает от нас самое главное и единственное, что мы имеем, то, что нам надо готовить для вечности!

Прислушаемся к наставлению святителя Феофана, Затворника Вышинского: «За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все, идущие за Ним, непременно идут со крестом. Что такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и изнутри, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних, в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина.»

22 марта Православная Церковь совершает также память святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Это воспоминание события, имевшего место в 320 году при массовых гонениях на христиан.

Была дружина воинов, причем все они были христианами, и кроме присяги и дружбы ратной их соединяло единство веры. Поэтому так же, как прежде, они выступали против врага, воины-христиане плечом к плечу встали против гонителей Христа. Однако, теперь им предстояло выстоять в битве духовной, выбрать между самоугождением и принятием тяжести креста своего. Можно было горькой ценой отречения от веры сохранить свое устоявшееся — почетное положение в обществе, достаток, уверенность в завтрашнем дне — или предстояло потерять, перечеркнуть все и даже саму жизнь завершить в страшных мучениях ради той, может быть, самой малости в душе, которая уже очищена Богом для Царствия Небесного.

Сперва дружина была осуждена на побитие камнями. Но воины-пращники оказались бессильны: посылаемые их умелыми руками камни неожиданно для всех летели мимо цели или возвращались к метателям, поражая их самих.

40 воинов-христиан вернулись в темницу. Они молились, чтобы Господь укрепил их в предстоящих мучениях, которые им готовили. И тогда раздался утешающий глас Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Претерпевший до конца, тот спасен будет.»

А судьи придумали новое испытание — воинов раздели и под стражей оставили на льду замерзшего озера. Для искушения малодушных на берегу были устроены бани, где горел жаркий огонь.

Только в полночь один из сорока не выдержал. Сломя голову, он бросился к дверям бани, но едва вошел, как упал замертво… Остальные по-прежнему предпочитали смерть от холода предательству Веры Православной.

Под утро на стражу на берегу озера заступил воин Аглай. Ему было непросто выполнять такой приказ: хотя Аглай не был христианином, но товарищам по оружию, твердо стоявшим в своей вере, он сочувствовал. Неожиданно открылись его внутренние очи, и он узрел светлые венцы над главами мучеников. Он пересчитал их и увидел, что их 39. Тогда Аглай заявил другим стражникам: «И я христианин!» По доброй воле присоединился он к мученикам.

Утром на берег Севастийского озера пришли жестокие судьи, чтобы видеть исполнение своего приговора. Но они нашли дружину христиан по-прежнему в полном составе — 40 человек. Ни один не умер, кроме того малодушного. Тогда мученикам перебили голени, и они один за другим отошли в обители небесные, а тела их сожгли.

«Все воинство мира оставльше, на небесах Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозь огонь и воду прошедше, блажении, достойно восприясте славу с небес и венцов множество.»

Имена всех их мы знаем, все сорок, последним среди которых называют Аглая. А вот имя малодушного изгладилось из памяти людской.

Ныне от нас не требуется такого мужества и твердости в испытаниях. Отчего же и сделать немногое усилие над собою, потерять хотя бы часть внешнего, наносного, навязанного нам извне мы боимся? Из за неудобств, из-за косых взглядов людей, которые не признают за нами права следовать вере отеческой, а грубо стремятся перекроить нас на свой манер? Нам надо молиться за таких, следовать им для нас погибельно.

Потому сделаем все же усилие над собою — в предстоящее воскресение, в дни последующие придем в храм, чтобы поклониться святому Кресту Господню, в молитве испросить себе укрепления в трудах духовных, терпения в скорбях житейских, наставления и сил для очищения души своей.

«Огради мя, Господи, силою честнаго и животворящего Твоего Креста и сохрани мя от всякого зла.»

Борис КОСИНСКИЙ,
руководитель пресс-службы Екатеринбургского епархиального управления

 

В других номерах:

Идет Великий пост

У Бога все живы

Во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста — то есть 6, 13 и 20 марта в этом году — Православная Церковь совершает сугубую молитву за усопших.В целом суббота в еженедельном кругу богослужений всегда отмечена поминанием дорогих наших близких, уже отшедших в жизнь вечную.

 
Православная педагогика

«Гуманистическая роль образования: Православие и воспитание.» Выступление министра общего и профессионального образования России В.М. Филиппова

Выступление Министра общего и профессионального образования Российской Федерации В.М. Филиппова на Седьмых Рождественских чтениях 24 января 1999 г.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс