Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
К сожалению, совсем немногим из нас довелось с детства получить необходимое православное воспитание, редко кого учили отцы и матери молитве, поведению в храме, подготовке к исповеди… И потому, приводя сына или дочь на занятия в воскресную приходскую школу, родители или бабушки с дедушками так часто стараются занять укромное место где-то в уголке: не хочется отставать от ребенка, не хочется оказаться вдруг в положении ученика, не знающего урока. И слава Богу! Такая совместная учеба часто перерастает в совместное участие в Богослужении, и получается, что дети приводят к Православию своих матерей и отцов, бабушек и дедушек.
В этом примета нашего времени — великая трагедия старших поколений: даже приняв Святое Крещение, многие так и остались за церковным порогом, не узнали спасительной силы Таинств: тепла молитвы, радости паломничества и встречи со святыней… Страшно подумать успеем ли мы — такие многоопытные и всезнающие — догнать этих маленьких прихожан, чистым сердцам которых открыты сокровенный тайны Царствия Божия? Еще страшнее, если наши дети и внуки повторят — из-за нашего нерадения об их душе — наше невежество.
Мы так любим оправдываться: «Нас этому не учили!». Это, действительно, так, но что нам мешает сегодня сделать шаг через церковный порог? Ведь храмы открыты, в них совершаются Богослужения, часто работают приходские библиотеки и церковные школы для детей и взрослых, выходят и даже распространяются по подписке православные газеты и журналы. Но сделать первый шаг так трудно! Темная сила, владеющая нами, даже если мы и пытаемся отрицать ее власть, не хочет отпускать свои жертвы. И самой крепкой цепью тут становится гордость, которую святые старцы называли матерью всех пороков.
Именно гордость мешает нам прийти в храм Божий: «Что я буду там делать со стариками и старухами? Что отвечу знакомым, если встречу их по дороге в церковь?». И, наконец: «Я же ничего там не знаю, кого мне спрашивать, как себя вести?» Только когда в скорбях и напастях, которыми так богата наша жизнь, особенно в последнее десятилетие, слетает с нас шелуха гордости, когда видим мы полное бессилие свое перед обстоятельствами, эти вопросы перестают нас связывать по рукам и ногам. И оказывается, что по милости Божией всегда встретится человек, который подскажет, как правильно поставить свечу перед образом, как заказать поминание, к кому обратиться со сложным вопросом.
Конечно, и тогда гордость постарается не отпустить вас из своих цепких лап. Она будет нашептывать, что все вам уже известно, что в храме вы уже как у себя дома, а сама тем временем подтолкнет другого такого же гордеца сделать вам грубое и обидное замечание с высоты «его церковного опыта». Глядишь и появится у вас новая «причина» не идти в храм Божий… Сколько людей споткнулись о евангельские слова: «Блаженны нищие духом», сколько не захотели признать себя нищими, ничего не имеющими за душой, и только потому не испытали блаженства этого признания, не вступили на следующую ступеньку — «Блаженны плачущие» о нищете своей и далее — «Блаженны алчущие и жаждущие правды»! А ведь уже первая заповедь блаженства обещает нам: «Тех есть Царствие Небесное»!
Нет, мы стараемся искать ответы на свои вопросы за церковной оградой, вне спасительных традиций Православия — в книгах, написанных такими же, как мы, гордецами, в поверхностных газетных публикациях, в путаных рассказах своих знакомых. И чему мы можем научиться таким образом, кроме ошибок? Не являются исключением и эти заметки. Их ни в коем случае не надо рассматривать как урок Закона Божия, их цель — только показать, где и как можно обрести подлинный духовный опыт Православия — в Церкви, в Таинствах Ее, в Богослужениях.
Странное дело — гордость стремится приучить нас питаться суррогатами, использовать что угодно, только не первооснову! И она преуспела в этом.
Второе воскресение Великого поста, в этом году 7 марта, называют еще Неделей святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. За что удостоен этот угодник Божий такой чести? Почти двадцать лет святитель Григорий вел подвижническую жизнь в монастыре на Святой горе Афон. Венцом этого духовного подвига поста и молитвы стало стяжание осияния Небесным Светом, тем самым, который был открыт апостолам во время Преображения Господня на горе Фавор.
Однако такой милости Господней удостаивались и другие великие подвижники. Святитель же Григорий на основании этого благодатного собственного опыта выступил против еретических заблуждений Варлаама Каламбрийского. Под маской обличения человеческой греховности этот способный человек пытался уверить, что в земной жизни никто не может стяжать Духа Святаго, очистить себя от плотских вожделений и достигнуть Света Фаворского. А отсюда следовал вывод, что ни к чему не могут нас привести ни пост, ни молитва, ни милостыня, ни добрые дела, совершаемые ради Господа нашего Иисуса Христа. Получалось, что и святости нет.
Святитель Григорий на основании собственного подвижнического опыта доказал, что явление Фаворского Света согласно Евангельскому учению, что первыми были освящены Духом Святым Пресвятая Богородица и апостолы, но и нам при благодатной помощи Божией не закрыт путь к этой духовной вершине. Потому во вторую Неделю Великого Поста в церковных песнопениях звучит не только сокрушение о греховности человека, но и восхваляется пост, как средство к благодатному внутреннему очищению и озарению.
Трудами святителя Григория Паламы еретическое заблуждение Варлаама было преодолено Церковью. Неужели сегодня оно вновь обретает сторонников?
Даже если дело так и обстоит, да не будем мы с вами, дорогие читатели, в рядах новоявленных еретиков. Попытаемся сделать первый трудный шаг в преодолении собственной гордыни: определим степень ограничений своего первого — или даже не первого — Великого Поста не по собственному усмотрению, не по газетным «рекомендациям», а посоветовавшись со священником, которому честно откроем и малую глубину собственного церковного опыта. Поверьте, это усилие будет вознаграждено, ибо станет первой ступенькой к нашему подлинному вхождению в спасительные глубины Святого Православия. А сделать это самое время сегодня.
Борис КОСИНСКИЙ,
руководитель пресс-службы Екатеринбургского епархиального управления
МОСКВА, 18–20 февраля. (По материалам ИТАР-ТАСС).
Во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста — то есть 6, 13 и 20 марта в этом году — Православная Церковь совершает сугубую молитву за усопших.В целом суббота в еженедельном кругу богослужений всегда отмечена поминанием дорогих наших близких, уже отшедших в жизнь вечную.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.