Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Батюшка, искренне рад нашей первой встрече в прямом эфире в студии телеканала «Союз», возможности с Вами познакомиться и поговорить. Тем более, что повод – выставка «Небесные покровители императорского дома Романовых», которую Вы здесь представляете. Выставка доступна для посещения всем жителям Екатеринбурга и гостям города вплоть до 31 августа в Музее Святой Царской Семьи Культурно-просветительского центра «Царский» по адресу: г. Екатеринбург, ул. Царская, 8.
В сопроводительной программке Вы записаны как куратор выставки. Расскажите о ней чуть подробнее: как родилась идея, почему сейчас и здесь, на уральской земле, Вы представляете эту уникальную экспозицию?
– Выставка «Небесные покровители императорского дома Романовых» – это проект, который носит прежде всего просветительский характер. Он зиждется, с одной стороны, на церковной глубокой традиции почитания святых. С другой стороны, этому предшествовал определенный научный поиск, потому что тема далеко не избитая. По крайней мере, в области искусствоведения. Чтобы эту тему разработать, пришлось поднять определенные знания, провести исследования, привлечь большое количество специалистов.
Центр этой выставки – Царственные Страстотерпцы: Царь Николай, Александра Феодоровна, их дети и все Романовы, представители правящей династии. Удалось с Божией помощью, не без Промысла Божия найти иконы, которые уходят в глубь истории нашей страны. До XVII века мы не добрались, не удалось найти такие иконы, а иконы конца XVIII – начала XX века в частных собраниях, церковных собраниях удалось найти и сформировать их во временную экспозицию.
Начинали мы с Барнаула. Наш Владыка митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий благословил это начинание, и первую выставку мы провели в Барнауле. Там было больше экспонатов. По разным причинам сюда не получилось привезти часть экспонатов, потому что это очень большая ответственность, – и материальная, и моральная. Иконы, здесь собранные, по нашим предположениям, имеют непосредственное отношение к Царской Семье. Они могли употребляться в семье, либо связаны с молитвой о Царской Семье, о правящем доме Романовых простых людей, граждан Российской империи.
Мы прекрасно знаем, что памятные даты Царской Семьи (например, рождение наследников, восшествие на престол) сопровождались масштабными народными празднествами по всей стране. Тема очевидна, она существует и должна существовать. Очень много архивных документов на эту тему. Допустим, прихожане какого-нибудь далекого села писали через своего священника прошение архиерею с просьбой дать благословение на то, чтобы заказать икону, допустим, святителя Николая и Царицы Мученицы Александры для установления икон в определенном месте (школе, гимназии, храме) для молебных пений; или заказать синодик с именами правящего дома, Великих князей, чтобы поминать их за богослужением. То есть эта традиция была очень распространена. И это был фактор, объединяющий правящую часть общества (Великих князей, вплоть до императора) и простых людей. Это очень важный фактор.
Это идет из Византии. Царь на Руси – помазанник Божий, этот обряд проходил каждый император, когда совершалась интронизация. Так что это очень интересная тема. И мы занялись этим вопросом.
Мне помогло общение с некоторыми искусствоведами, собирателями. В Барнауле есть люди, с кем я общаюсь, коллеги в каком-то смысле, и через общение родилась эта мысль, которая в течение ряда лет реализовывалась. Для меня большая честь оказаться с этой выставкой на Царских днях в Екатеринбурге. Хвала Богу и благодарение людям, которые помогали этому реализоваться.
Открытие состоялось, слава Богу, все получилось. Я с этой выставкой знаком благодаря вот этому буклетику, где представлены иконы... А это подлинники икон?
– Да, конечно, все иконы исторические, дореволюционные. Некоторые даже снабжены соответствующими подписями или надписями, которые привязывают данные иконы к конкретным историческим событиям. Допустим, к рождению Цесаревича Алексия. Или к чудесному спасению семьи Александра III в железнодорожной катастрофе в Борках в 1888 году. И так далее.
Я к тому, что это уникальное собрание. Мне страшно даже представить, с какими сложностями пришлось встретиться, чтобы собрать все это.
– Любое дело такого рода делается идейными людьми (мне нравится этот оборот). Главное, чтобы были идейные люди, для которых идея является первичной, а потом уже все остальное. Марксизм-ленинизм учил, что материя первична. Мы в этом смысле идеалисты, то есть двигаем идею вперед. Это идея служения Богу, идея служения, миссии, идея почитания святых угодников, идея возрождения знаний, наследия, чтобы это было доступно ныне живущим. Люди сегодня как живут? Большинство вынуждено решать какие-то текущие вопросы. Людям нужно помогать. В этом смысле духовенство должно, с одной стороны, воспитывать прихожан; с другой стороны, помогать жить в реальном историческом материале, когда можно не просто услышать историю Царской Семьи, но еще и соприкоснуться с религиозными артефактами – иконами, молебными образами. Это очень сильный дополнительный аргумент, он заставляет этим проникнуться. Главное, донести до людей информацию, чтобы они получили возможность соприкоснуться с этим удивительным материалом.
Хочу обратить внимание телезрителей на заставку в студии. Это тот самый Иоанно-Богословский храмовый комплекс, настоятелем которого Вы являетесь. Видно, что это огромная территория. Это ведь тоже плод ваших трудов. Идея идеей, но от рождения идеи до ее реализации – всегда большой и сложный путь. До начала программы Вы сказали, что храмовому комплексу 20 лет. Все началось примерно с 2002 года.
– Да, с 2002 года. Первый храм (нижний престол) мы освятили в 2007 году, потом в 2009-м, 2015-м, 2018-м. Пять престолов в храмовом комплексе.
Что включает в себя храмовый комплекс на данный момент помимо храмов?
– У нас три храма, пять престолов и уже привычный для современного времени набор, что должно входить в храмовый комплекс. Это воскресная школа, духовно-просветительский центр, где для всех возрастов есть возможность трудиться, заниматься рукоделием. Даже огород у нас есть, бабушки приходят и трудятся в огороде. Мы их в трапезной кормим. Представляете, 80-летние бабушки ежедневно приходят как на работу и от этого получают радость. Это исключительно добровольческий труд.
Гуманитарный центр у нас достаточно активно и разнопланово работает, здесь и гуманитарная помощь оказывается, и консультативная. У нас есть Центр звонарского мастерства, единственный в митрополии, своеобразный филиал Барнаульской духовной семинарии. То есть факультативно студенты семинарии по желанию учатся навыкам звонарского мастерства. К нам приходят звонари из разных приходов и те, кто хочет быть звонарями, и учатся у нас с нуля. У кого-то более быстро идет продвижение, но звонарский центр открыт для всех, у всех есть возможность освоить звонарское мастерство.
Еще у нас есть благотворительная ярмарка «Добродел». Все объединяются. Например, бабушки научились так делать расписные пряники, что никто не верит, что это делают непрофессионалы. То есть это произведение декоративно-прикладного искусства, и каждый пряник не похож на другой. Этих пряников делают сотни в течение года, на праздники и так далее. Пряники отдают за пожертвования, и вся выручка идет на роспись храма, оплату работы иконописцев, которые у нас трудятся, на поддержание детской площадки. На детской площадке у нас очень любят мамочки гулять с детьми. Там есть аттракционы, их надо поддерживать в должном состоянии. Храм открыт с утра до вечера.
Понятно, что у нас есть церковная лавка. Музейный комплекс – отдельная тема. По сути, у нас три музейные экспозиции (три музея). Один музей связан со звонарским центром, то есть это музей колоколов, где представлены колокольчики и старые, и современные, и декоративные. Можно рассказывать об истории колокольного творчества. У нас есть даже аллея, где из алтайского гранита сделаны монументы с мемориальными табличками самых крупных колоколов России. Там есть Царь-колокол, Успенский колокол, «Реут» и так далее. На Алтае самый большой 10-тонный именной колокол – «Николай». Этот колокол находился в кафедральном Петропавловском соборе, который, к сожалению, разрушен и пока еще не восстановлен. Почему колокол называется «Николай»? Потому, что император Николай I в 1827 году пожертвовал соответствующее количество (по-моему, 700 пудов) металла на изготовление этого колокола. Правда, колокол изготовили через три десятка лет, потому что очень долго искали мастера. То есть это была целая история, мы ее изучили по архивам.
Еще у нас есть разноплановая музейная экспозиция, где представлен и дореволюционный быт. Экспозиция связана с тем, что Сибирь (и особенно Алтай) заселялась в том числе благодаря столыпинским реформам, которые осуществлялись при Николае II. Там есть переселенческая одежда, предметы быта (все это аутентичные вещи), очень большой набор глиняных горшков, стеклянных емкостей. Это все собиралось естественным образом, кое-что мы даже покупали, когда была возможность, но большей частью это то, что нам пожертвовали.
Я не музейный работник, и часто спрашивают: зачем тебе это надо? Вообще, эта интерактивная экспозиция нужна для того, чтобы мы могли рассказать детям, которые живут в квартирах и всего этого не знают, как жили их бабушки, дедушки, как они стирали, гладили, кормили птицу, дробили зерно (и такие экспонаты есть). Со времен Великой Отечественной войны есть экспонаты. Даже есть набор гармоник, их нам подарил заслуженный артист, наш прихожанин, есть коллекция фотоаппаратов – ее тоже нам отдал наш прихожанин.
И отдельно получилась неплохая гостиная середины XX века. Мы собрали экспонаты, среди них есть немного дореволюционных, и какие-то фотографии, открытки того времени. От одного геолога достались минералы, пишущая машинка, карты, которые на кальке рисовались (в советское время карты были для служебного пользования, и на кальке прорисовывались от руки так называемые километровки, двухкилометровки). Это уже экспонаты, потому что им больше 40 лет. По сути, это предметы быта того времени. И многие люди старшего поколения, когда заходят туда, говорят: как будто в бараке у бабушки побывал (многие в советские годы жили в бараках). И такая хорошая атмосфера у тех, кто знает эту эпоху, вызывает ностальгию, а у детей – неподдельный интерес. Мы там и литературные гостиные проводим (матушка, в частности, проводит).
Глядя на эти постройки, можно сказать, что это страницы жизни территории храма и вашего прихода?
– Вы правильно обратили внимание на то, что здесь целый комплекс, что жизнь должна кипеть, иначе приход не собрать. Хорошо: построили, нашли спонсоров и так далее. А что дальше, если не работать с людьми? Богослужение у нас ежедневно совершается, никогда не пропускали (по-всякому бывало, не всегда и священников хватало, но богослужение здесь, естественно, первоочередная задача). Но дальше, чтобы приход все-таки формировался и укреплялся и была возможность все это содержать, людей нужно организовывать.
Вы знаете, есть несколько храмов, куда я периодически хожу (так сложилось, особенно в последние три года). Но в рабочие дни, даже в нашем городе-миллионнике, в спальном районе, где огромное количество застроек, в храме в это время дай Бог, если три-пять человек на службе. И общаешься по-дружески с настоятелем, а он говорит: ну, вот так у нас…
А придешь в другой храм, там и воскресная школа, и детский садик, и какой-то клуб, и еще что-то. И как ни зайдешь туда в любой день, там всегда либо на детской площадке крики, либо бабушки песни разучивают, готовятся к очередному концерту, либо какое-то количество трудников (кто-то подметает, кто-то цветочки сажает, кто-то асфальт подчищает). Я к тому, что само здание, в котором совершается Евхаристия, – это, безусловно, важно. Но если нет людей (Урал – тому пример), огромное количество величественных храмов находятся в заброшенном состоянии. Они разрушаются. Всегда важно, когда территория наполняется и детским смехом, и улыбкой пожилых людей, и приятным голосом людей среднего возраста.
– Да, первая задача – чтобы в церкви совершалось богослужение, была евхаристическая жизнь. Но вторая – предоставить возможность, площадку, условия для людей, у которых, может быть, внутренний потенциал есть, а они не могут ему найти точку приложения. Таких людей надо выискивать, или поддержать вовремя, или вовремя заметить у них этот потенциал. Понятно, не может быть все сделано трудом одного настоятеля, ему это не поднять. Можно иметь какие-то идеи и сногсшибательные организаторские способности, но если не будет людей, то некого будет организовывать.
В этом смысле, конечно, люди – основа православного прихода. Средства – это уже вторично. Начиная какой-то проект, ты должен понимать – важно не то, какие деньги тебе надо собрать, а люди, с которыми ты будешь это реализовывать, а потом уже искать поддержку материального характера.
Я благодарю Вас за этот разговор. Давайте еще раз напомним нашим уважаемым зрителям, что до 31 августа в Екатеринбурге доступна выставка «Небесные покровители императорского дома Романовых». Это тематическая выставка икон из частных собраний. Была проделана огромная работа научно-изыскательского характера, и сейчас есть возможность прикоснуться к этому проекту, увидеть его вживую. Буклетики – это прекрасно, но увидеть эти артефакты, историю, которая жива в них, – наверное, это удивительное счастье. Спасибо большое, что подарили нам, екатеринбуржцам, жителям Среднего Урала, гостям города святой Екатерины, такую уникальную возможность.
– Все-таки артефакты, наверное, не очень хорошее слово. Моленные образы. Здесь другого не дано. Это иконы, перед которыми молились живые люди, наши предки, до революции (может, кто-то и в советские годы молился). Чудо, что они сохранились, потому что все, что было связано с Царской Семьей, с Царем Николаем, уничтожалось беспощадно. Иметь у себя дома портрет Царя Николая или Царицы Александры – этого уже было достаточно, чтобы тебя арестовали и подвергли суду и репрессиям.
И в этом смысле то, что эти иконы дошли до нас, – чудо. С одной стороны, это живые свидетели той эпохи, а, с другой стороны, – это связь с той православной империей, которую мы во многом потеряли, но сегодня хотя бы духовно можем в какой-то степени ее восстановить. Это соприкосновение с живой духовной историей.
Еще раз приглашаю всех в Музей Святой Царской Семьи Культурно-просветительского центра «Царский»: г. Екатеринбург, ул. Царская, 8.
Выставка доступна для посещения. Пришло время попрощаться. Может быть, скажете несколько слов для наших уважаемых зрителей?
– Я первый раз в студии телеканала «Союз». И, конечно, если это интересно вам, зрителям, то мы не зря провели этот час здесь.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.