Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (1312) → Протоиерей Алексий Сорокин: Подвиг святого Серафима Саровского – пример для нас

Протоиерей Алексий Сорокин: Подвиг святого Серафима Саровского – пример для нас

№31 (1312) / 11 августа ‘25

Беседы с батюшкой

Тема нашей беседы – подвиг святого Серафима Саровского как пример для современного человека и общества. Вы не один раз были в Дивеево. Что заставило Вас поехать туда в первый раз? Почему Вы туда уже неоднократно ездили в паломничество?

– Православный человек с именем преподобного Серафима Саровского знаком если не с детства, то по крайней менее с раннего периода воцерковления. В моей личной жизни первая икона, которую я увидел в доме бабушки, как выяснилось, когда я уже воцерковился, была икона преподобного Серафима. Он строго смотрел на меня на кухне и не разрешал делать какие-то детские шалости. По крайней мере, внутри у меня было ощущение, что он за мной очень строго наблюдает и, если что, накажет.

Когда я стал молодым священником, конечно, захотелось побывать в том месте, которое благословил преподобный Серафим, и где находились его мощи. Но первая поездка в Дивеево пришлась на самый конец 1990-х

годов, когда обитель еще только-только восстанавливалась и внешне не была такой благолепной, как сейчас. Я помню, мы шли по какой-то грязной тропинке к паломническому дому в темноте. Сбились с дороги. Нас приняли очень сурово, потому что мы опоздали. Но радость от богослужения превзошла все житейские неурядицы. Вот это первое впечатление внешней строгости, а потом благодатной помощи Божией, и заставляло приезжать, и не один раз.

Да, наладились бытовые условия, наладилось транспортное сообщение. Священников всегда принимают в Дивеево с особым вниманием. Этим мы все, конечно, пользуемся. Но сейчас, наверное, главное – это ощущение присутствия благодати Божией, оно очень явно действует в твоей жизни в этом маленьком паломническом путешествии. Самое серьезное впечатление лично на меня, а также на многих других людей, с которыми я разговаривал, оказывает Канавка Пресвятой Богородицы. В тот первый приход это была просто тропинка вокруг деревьев, мимо каких-то советских зданий, мимо людей неопрятного вида, сидевших под этими деревьями и распивавших соответствующие напитки. А сейчас это красота! Ты идешь по Канавке и действительно чувствуешь Небо на земле.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга. У меня вопрос по Евангелию от Матфея (16:25). Есть разночтение между Синодальным переводом и славянским текстом. По Синодальному переводу: душу надо сберечь, а по славянскому тексту: душу нужно спасти. По Синодальному переводу: потерять, а по славянскому тексту: погубить. У меня вопрос к слову: погубить. Это дать свидетельские показания на суде против преступника. Человек является и преступником, и свидетелем своего преступления. Если он критически отнесется к душе, то он ее спасет. Вот такое мнение. Как Вы считаете, адекватен ли Синодальный перевод?»

– Мне кажется, телезритель уже сам ответил на свой вопрос. Потому что погубить свою душу – это значит погубить свою самость, погубить свой эгоизм, ту самую жизнь без Бога. А когда человек губит самость, свое «я» и вручает себя в руки Божии, тогда он спасает свою душу. Здесь смысловой перевод даже не на греческие термины, а на местоимение «свою». Речь идет именно о том, чтобы погубить свою самость. Мне кажется, так.

Вернемся к подвигу Серафима Саровского. Когда мы смотрим на икону, мы видим сгорбленного старца, не пышущего здоровьем. Но при этом его умение преодолеть собственные немощи было велико! Представим, что у каждого из нас дома будет стоять камень, как в келье святого, и во время утреннего или вечернего правила мы будем вставать на этот камень и молиться. Вытерпим секунды две, а дальше сойдем с камня и скажем: «О, нет!» А он же молился на камне все время. Что Вас, сначала как ребенка, а потом как священника, больше всего поражает в подвиге святого Серафима – аскетика, молитва, умение прощать, умение разговаривать с животными? Что Вас больше всего трогает в его житии?

– На самом деле, трогает все. Потому что без каких-либо элементов это не было бы житие преподобного Серафима Саровского. Но каждый православный человек, который хочет спастись и взять пример святого для себя, когда читает житие любого святого, выбирает для себя то, что может применить в своей жизни. Что из жития преподобного Серафима мы можем применить в своей «миниаскетической» христианской жизни? Кормить медведей не можем, так голубей кормить? Не можем стоять на камне, так хотя бы читать утреннее и вечернее правило полностью? У каждого это свое.

Утром после богослужения у меня родились мысли, которыми я поделился с прихожанами, касательно того, что главный совет преподобного – это стяжать дух мирен, то есть мирный дух, когда человек чувствует себя примиренным с Богом, а значит ценит великую любовь Господа к нам. Только по любви Божией мы получаем прощение и мир. Через это нам надо научиться прощать других людей. Потому что, если ты в душе злишься, завидуешь, раздражаешься на людей, то какой же у тебя мир? А если ты имеешь мир в душе, то и все люди тебе добры, милы. Такое ощущение иногда бывает, когда человек выходит после Причастия. Тогда хочется всех любить. Я думаю, у наших телезрителей такое ощущение, по крайней мере у большинства, было. Поэтому они понимают, о чем идет речь, когда на душе так легко и радостно.

Расскажу о своей первой Пасхе здесь, в Санкт-Петербурге, когда я воцерковлялся. Мне было 20 лет, и я был студентом. Весь Великий пост строго постился. После Пасхи поехал на трамвае в сторону университетских общежитий. У меня на душе была такая радость, всех люблю. Этим так хотелось с кем-то поделиться. А в трамвае кроме вагоновожатого никого нет. Я подошел к нему, вручил пасхальное яйцо и сказал: «Христос Воскресе!» Мне было очень хорошо, и он так улыбался! Мирный дух способствует вот такой любви между людьми. Вот такого радостного отношения к жизни и нужно просить у преподобного Серафима Саровского. Да, оно бывает не всегда. Оно бывает по милости Божией в определенные моменты, когда Сам Господь судит нам так ощутить. Но к этому надо стремиться. А святые – в этом помощники.

Вопрос телезрителя из Гатчины: «Святой Серафим говорил такие слова: „Надобно всегда терпеть все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью”. Какой путь к тому, чтобы научиться терпеть с благодарением все, что ни посылается, и не возроптать?»

– Краткий ответ на этот вопрос – слова святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все, что с нами происходит!» А научиться терпению – это задание на всю христианскую жизнь. Человек в какой-то степени к этому может подойти, если старается вести духовную жизнь. Когда благодать Божия помогает нам преодолевать неприятие той или иной ситуации, когда ты потом видишь, к чему это могло привести и привело в конце концов по Промыслу Божию, ты благодаришь Бога за то, что случилась та или иная ситуация, которая вначале была неприятной для тебя, а потом, с течением времени, ты видишь, что она послужила тебе на пользу.

Просто нужно внимание к своей жизни в соответствии с Евангелием. Тогда, наверное, это все будет приходить. Но опять же не в миг, не сразу. Это целая программа нашей христианской жизни до ее земного конца. Конечно, еще и благодать Божия. Ее можно получить через участие в таинствах, а прежде всего в таинствах Причастия и Исповеди. Также помогает совет священника, который, может, раскроет ту или иную ситуацию с другой стороны. Это все хорошо на словах. А когда человеку тяжело от каких-то лишений, неприятностей, тут помогает просто покаянный вопль к Господу: «Господи, помоги! Господи, научи! Господи, дай понять! Господи, утиши эту боль!» Тогда все равно все потом утихомирится.

Я вспоминаю, как однажды митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий рассказывал про свое детство. Им в храм нужно было идти очень далеко, даже с ночлегом. Они не могли добраться до храма, что называется, «одним путем». Я тогда подумал, что у нас сейчас ситуация несколько другая. Даже есть такая программа «Храм в шаговой доступности». В этом случае, наверное, наши храмы должны быть заполнены до отказа, но зачастую в храме очень мало прихожан. Насколько пример наших святых, преподобных, в том числе и прежде всего, преподобного Серафима Саровского, для нас может быть должным примером? Вот Вы рассказывали про икону, с которой на Вас смотрел строгий старец. А сейчас у нас этих икон в каждой лавке десятки. Но, может, мы как-то теряем благочестие? Может, нам необходимо что-то с собой сделать? Может, нам необходимо идти в это паломничество пешочком?

– Этот вопрос включает в себя бесконечное количество вариантов ответов. Потому что христианский путь многогранен, и у каждого он свой по Промыслу Божию. Кого-то в храм привлекает личный пример. Если кто-то в другом человеке увидел тот самый «дух мирен», о котором мы уже говорили, этот отблеск Небесного мира, доброты, радости и любви, то ему уже не нужны никакие контраргументы или какие-то СМИ, выступающие против Русской Православной Церкви. Он просто увидел свет любви Божией в другом человеке. Получается опять стяжание благодати в конкретной личной жизни.

Иногда человеку действительно нужно претерпеть какие-то лишения ради Бога, ради Христа для того, чтобы достичь какой-то святыни. В пример можно привести те знаменитые паломничества, которые были в исторической России, на Афон, в Святую Землю, в Иерусалим, когда люди полностью отдавали себя в руки Божии, уходили, напутствуемые всем селением, как мы знаем по воспоминаниям людей, добирались до Святой Земли и там молились за всех близких и за всех, кто их окружал. Потому что они шли к этой цели, преодолевая трудности.

Может быть, сейчас для кого-то это тоже будет путем преодоления трудностей. У нас в России достаточно много святых мест, находящихся не в шаговой доступности. В той же Вологодской области, где было огромное количество монастырей и подвижников (Северной Фиваидой часто называют эту землю), есть святые (к примеру, преподобный Онуфрий Катромский), к ним можно дойти, только пройдя какое-то расстояние, преодолевая болотистую местность и так далее.

Недавний пример – освящение храма на месте подвигов Дионисия и Амфилохия Глушицких. Там игумен Дионисий выстроил удивительный деревянный двухшатровый храм по образцу древней архитектуры. Попасть туда можно только преодолев вброд небольшую речушку или на машине. В общем, условия очень суровые. Но есть люди, которые туда идут, преодолевают трудности, радуются, помогают строить это храмовое здание. Храм готовили к освящению всем миром. То есть иногда нужна и трудность.

Бывает, и скорби приводят ко Господу, и тогда храмы заполняются. Путей множество. И как кого Господь приведет в храм – неизвестно, у каждого своя история.

В житии преподобного есть история про разбойников. У нас сейчас в жизни много скорбей, связанных именно с убийствами. Преподобный Серафим не только простил, но и просил за этих разбойников, которые его практически искалечили. Скажите, сколько нужно молиться на камне, чтобы дойти до такого состояния, чтобы простить разбойника?

– Сложный вопрос. Не дай Бог нам испытать то, что испытал преподобный Серафим. И хватит ли у нас сил на такое, если мы даже соседа по площадке простить не можем? Если сосед что-то не так сделал, грохнул сильно дверью, нарушил наш покой, мы уже против него имеем какую-то злобу. А преподобный Серафим был на грани жизни и смерти, тем не менее нашел силы простить.

Можно вспомнить пример преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, которая собирала останки своего супруга, тем не менее просила о помиловании убийцы. Понятно, что это было уже дело государственного правосудия, тем не менее по-христиански она нашла для себя такой путь. Давайте лучше будем на каких-то житейских примерах учиться прощать и по-христиански молиться за таких людей, чем ждать какого-то грозного вразумления Божия или испытания, которое не каждый может понести.

Когда в нашей жизни происходят несправедливые по отношению к нам обвинения, ругань, мы как православные христиане должны не только простить, но и молиться Господу о том, чтобы святыми молитвами этого человека Господь нас помиловал. Как научиться действительно искренне просить у Господа, чтобы святыми молитвами врага моего Он меня помиловал?

– Может быть, мой ответ покажется слишком простым, но он работает. В личной жизни каждого бывают ситуации, когда не можешь принять человека, все в нем тебя раздражает: его поступки, слова, взгляд, внешний вид вызывают неприятие, хочется ему надерзить...

Хлопнуть дверью...

– Или хлопнуть по нему в соответствующей ситуации. Но ты понимаешь, что ты христианин, и тебе это мешает. Я попробовал следующий способ. Во-первых, молиться об этом человеке: «Господи, спаси и помилуй врага моего духовного» (перефразирую известную песню). Во-вторых, писать его в записках церковных. Ты пишешь имя этого человека, от которого у тебя все болит, который тебя раздражает, который тебе враг, и говоришь себе: «Господи, напишу его имя, а дальше Ты Сам». «Омой, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною...». И этому человеку будет хорошо, соответственно, и тебе легче. По истечении какого-то времени это работает.

Потрясающе! Надо попробовать... Мы знаем о молитвенном правиле Серафима Саровского. Оно довольно простое. Это ради нашей немощи? Или люди, читающие правило Серафима Саровского, просто лентяи, которые не хотят молиться полным молитвенным правилом (утренним и вечерним)?

– Есть несколько аспектов отношения к правилу преподобного Серафима Саровского. Он давал его людям, занятым очень тяжелым физическим трудом, или не обученным грамоте. В то время, мы знаем, было достаточно много неграмотных, и они слушали молитвенное правило по монастырской традиции утром в начале дня или в конце дня вечером. Но не у всех из-за послушаний была такая возможность. Поэтому правило преподобного Серафима было как помощь и облегчение.

Но если еще глубже посмотреть, то ведь это правило касается не только утра и вечера, но целого дня. То есть ты должен в течение дня каждый час иметь в сердце своем кратенькую молитву. Так что правило преподобного Серафима не так легко, как может показаться. При внешней кажущейся простоте это правило умения хранить молитвы в течение целого дня. В этом плане это правило не для лентяев. Если делать по-настоящему, это будет настоящий молитвенный подвиг в течение каждого дня.

С внешней точки зрения все просто: Иисусова молитва, молитва Пресвятой Богородице и «Отче наш» троекратно и Символ веры утром и вечером. Но от усердия твоего сердца зависит, насколько эта молитва будет благодатной. Бывает, одна молитва Иисусова дает человеку больше, чем полностью вычитанное правило, если человек не участвует ни умом, ни сердцем, а просто формально смотрит за текстом и старается все соблюсти, вплоть до придыханий, интонации. Форма здесь не так важна, хотя она дисциплинирует.

Вернемся к подвигу святого и праведного Серафима Саровского. Удивительны и его аскетизм, и умение прощать, и умение видеть, и быть чудотворцем. И так далее. Скажите, можем ли мы у Господа просить: «Господи, дай мне дар чудотворства, дар понимать язык животных. Ты же дал этот дар преподобному Серафиму, тогда и мне»?

– Я бы посоветовал молиться не о том, о чем вы сейчас сказали, а просить: «Господи, дай мне дар разумения Евангелия, который ты дал преподобному Серафиму». Преподобный Серафим прочитывал Четвероевангелие в течение каждой седмицы. Вот об этом даре мы имеем полное право молиться, потому что Евангелие – основа жизни, это слово Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Серафим показал нам пример, доступный каждому, и без медведей, и без молитвенных бдений на камне, и без каких-то подвигов, которые мог понести только он. Нужно, как говорится, по одежке протягивать ножки.

Нам нужно научиться читать Евангелие. Одно дело, когда мы слушаем чтение Евангелия в храме во время Литургии, и хорошо, если нам каждое слово понятно. А бывает так, что мы слышим невнятный текст и не очень понимаем, что диакон читает. В таком случае, может быть, стоит готовиться к литургии и прочитывать отрывок из Евангелия до Литургии? Или это дерзость?

– Нет, никакой дерзости в этом нет. Это нормальное состояние каждого человека, который хочет понимать богослужение, участвовать в нем. А зачем мы тогда слушаем слово Божие? Просто чтобы услышать благочестивые интонации и от этого испытать некую духовную эйфорию, не понимая, к чему призывает Господь в словах Святого Евангелия? Поэтому, когда меня спрашивают, я советую читать заранее.

Нужно читать Евангелие постоянно, чтобы ум плавал в словах Священного Писания. И тогда даже невнятное чтение будет понятным, потому что по отдельным словам будешь понимать, о чем идет речь.

Если мы думаем о Серафиме Саровском, если мысленно обращаемся к нему не с написанной молитвой, а просто по-человечески: «Святой преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас. И помоги мне», – такое прямое обращение к святому без вычитывания молитвы нормально?

– Конечно, это возможно. В любой ситуации человек может искренне обращаться к Богу, к Его святым угодникам. И простое «Господи, помилуй» может принести огромную пользу, и обращение к преподобному Серафиму. «Где просто, там и ангелов со сто»...

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс