Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
1 июня была значимая дата – 1700 лет Первого Вселенского Собора. На самом деле она настолько грандиозная, что ее надо осмыслять целый год. Сегодня больше сосредоточимся на духовном осмыслении связанных с этим событием факторов. В частности, вчера была Неделя отцов Первого Вселенского Собора. К ней приурочено специальное Евангельское апостольское чтение.
Очень интересная мысль прозвучала в Книге Деяний святых апостолов. Апостол Павел собрал своих учеников в Эфесе и обращается к ним с прощальной речью: Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
Понятно, почему это чтение мы слышали в неделю, когда вспоминается Первый Вселенский Собор. Он победил тогда ересь Ария и рассмотрел еще ряд вопросов, связанных с вошедшими в стадо волками и с людьми, превратно толковавшими Евангелие. Мы говорим о разделениях в Церкви, которые были и до Первого Вселенского Собора. В первые три века возникло не только арианство, но и целый «коктейль» ересей. Разделения начались еще при апостоле Павле, продолжались до Первого Вселенского Собора и потом возникали неоднократно. В чем их опасность? Апостол Павел не случайно предупреждает своих учеников, говоря им: «Я три года с вами здесь провел, чтобы вы потом смогли правильно определить эту угрозу и от нее дистанцироваться». Почему это было так важно для апостола Павла?
– Апостол Павел и Сам Господь неоднократно говорят о пагубе разделений. Они обращают на это очень большое внимание, и, конечно, нам тоже следует сделать это. В дополнение к апостольскому чтению, которое вы процитировали, мы можем вспомнить вчерашнее Евангелие с глубоким богословским смыслом, где Господь говорит о единстве учеников. Он молится Отцу о них, просит, чтобы они были едины и унаследовали спасение. Дальше есть очень интересная мысль. Он говорит, что спасение заключается в том, чтобы исповедовать истинного Бога, к Которому Он как раз обращался в этот момент в молитве. То есть тема разделений в роде человеческом, тема опасности греха и погибели очень тесно связана с правильной верой, правильным исповеданием.
В течение первых веков в христианстве было очень много таких искушений. Появлялось множество злобных ересей, расколов, схизм разного рода, недопонимания даже между христианами, не говоря уже о том, что мир восставал на Церковь. Потому и созывались Поместные Соборы, и в конце концов был созван Первый Вселенский Собор императором Константином Великим. В нем участвовали величайшие мужи, учители Церкви, иерархи. Собор заложил основы тех догматов веры, канонов, которым следует Церковь. Часто спрашивают, для чего все эти правила нужны. Правила – это и есть каноны, все восходит к ним. Они нужны для того, чтобы уберечь Церковь от разделений. Понятно, что мир разделен, постоянно умножаются расколы, разломы на теле человечества. Но если такое происходит в Церкви, это во много раз страшнее и опаснее для всех нас. Поэтому Господь предостерегает от такого рода явлений. Опять же тема разделения очень тесно связана с темой ересей, лжеучений, превратных толкований Божественных истин.
Вопрос телезрительницы Елизаветы: «Что является главным для человека в духовной жизни?»
– Каждый, наверное, скажет по-разному. Мне сразу пришло в голову, что самое важное в духовной жизни – понимать свое недостоинство, свою немощь, не ставить себя выше других. Ведь некоторые пытаются себя ставить даже выше Бога, мы это наблюдаем сегодня. Нужно видеть свою немощь, стараться быть смиренным и через это понимать, что без Бога мы совершенно ничего не можем, ничего не имеем и просто пропадем. Такое понимание, наверное, является правильным началом духовной жизни. Все остальное может проистекать из данной постановки вопроса.
Меня всегда интересовал такой вопрос. На Первом Вселенском Соборе победили ересь арианства, и мы сейчас не знаем ни одной арианской общины. На Втором Соборе, помимо всех прочих вопросов, была побеждена ересь Македония – духоборчество, и мы тоже не наблюдаем общин, которые были бы приверженцами этой ереси. Однако после Третьего Собора отделилась так называемая несторианская Ассирийская Церковь, а после Четвертого – целый ряд Древних Восточных Церквей, существующих до сих пор. Нет ли в этом вероятности, что они хранят в себе некое зерно истины, раз еретики типа ариан, которых осудили на Первом Соборе, погибли, а здесь общины все-таки существуют? Почему они не уничтожены так же, как те первые еретики?
– Упомянутые Ассирийская Церковь Востока и дохалкидонские Древние Восточные Церкви не являются прямыми наследниками тех ересиархов, которые были разоблачены на Третьем и Четвертом Вселенских Соборах. Немножко разочарую Вас. Ереси арианства, монархианства и многие лжеучения, возникшие в первые века и разгромленные святыми отцами, учителями Церкви, в том числе и на Первом, на Втором Вселенских Соборах, к сожалению, до сих пор присутствуют. Есть и последователи этих учений. Конечно, они отстоят очень далеко от Церкви и от всякого рода церковной ограды. Возьмем, например, учение свидетелей Иеговы. Это совершенно нехристианское учение, каковым не являлось и арианское учение, но какие-то общие черты в них найти можно. Не буду говорить про другие ереси, но, поверьте, мы найдем те сообщества сегодня – это совершенно не Церкви, их нельзя назвать не только Церквами, но даже христианскими сообществами. В их учении вполне присутствует прямое продолжение ересей первых веков.
Что касается Древних Восточных Церквей, мы не можем проводить здесь прямую аналогию с теми ересиархами, которые были осуждены Третьим и Четвертым Вселенскими Соборами, хотя, конечно, не все так просто. Мы уже частично ответили на этот вопрос. История продолжалась и после Халкидона. Те, кто занимается сейчас изучением данного вопроса, контактами с этими Церквами, понимают, что мы не можем проводить аналогии между, допустим, Коптской Церковью или даже Ассирийской Церковью Востока и теми группами, которые были осуждены Третьим и Четвертым Вселенскими Соборами. Хотя к Ассирийской Церкви Востока в большей степени применим тезис о том, что какие-то следы несторианства в ее учении, возможно, присутствуют, но это скорее касается терминологических особенностей.
Вопрос очень сложный, а ответ на него, почему эти Церкви (их, конечно, мы можем назвать Церквами) существуют и развиваются, как раз и заключается в том, что они не являются прямыми последователями этих ересей, иначе их бы не существовало в таком виде, через века и тысячелетия. Реинкарнации вышеупомянутых ересей то возникали, то совершенно пропадали. Ариане исчезли, это правильно, но в истории периодически появлялись некие сообщества, которые подхватывали их идеи, исчезали, опять возникали. В роде человеческом, к сожалению, всегда сохраняется пагуба увлечься злостными учениями, прямо восстающими против Бога. Там нет преемства из поколения в поколение, но сами учения еще как бы существуют.
Перейдем к следующему вопросу. Получается, важнейшая задача в контексте разделений: как отличить истину от лжеучений?
– Нам важно знать истину. Мы говорим, что мы православные. Большинство из российского народа являются православными людьми. Прекрасно, это дар Божий, наследие предков, доставшееся нам просто так. Господь судил нам родиться в нашей стране, да еще и в те времена, когда уже и гонений нет, и церкви открыты, и литература есть. В каждом храме практически ежедневно совершается Литургия. Приходи, готовься, исповедуйся, причащайся Святых Христовых Таин. Все есть, но о вере мы знаем мало. Что такое вера наша? Это истина. Нам надо стремиться познавать истину и знать, что такое Православная вера, что мы исповедуем. Тогда не будет вопроса, чем отличается истина от заблуждений. Надо знать истину, истина – это Господь наш. Тогда все остальное – не истина.
Поэтому нам надо укореняться в Православной вере, в благочестии, не забывать, когда мы себя называем православными, что это не пустой звук, не просто слово. За ним что-то стоит – определенная ответственность и наши обязанности. Спросит нас кто-то из людей, даже из гостей нашей страны: «Вы тут православные, а во что вы верите?» Сможем ли мы дать ответ на этот вопрос? А мы его должны давать всегда и всем вопрошающим. «Верую во единого Бога Отца Вседержителя». Символ веры мы должны знать наизусть и уметь донести его до сознания того, кто спрашивает. Объяснить, что значит «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя». И так далее по тексту Символа веры. Что значит молитва «Отче наш»? К Кому мы обращаемся в этой молитве? Что значит соединение природ во Христе? То, что мы исповедуем Христа совершенным Богом и совершенным Человеком.
Мы очень часто говорим, что кто-то признает Халкидон, а кто-то нет. Еще раз скажу, что традиционные христиане в основном соглашаются с Халкидонским оросом, а мы-то сами его знаем и можем объяснить? Это все-таки фундамент нашей веры, чуть посложнее, но вполне доступный для нашего понимания. Когда мы празднуем память отцов Вселенских Соборов, это, наверное, для нас звоночек, повод чуть-чуть потрудиться и узнать хоть немножко о том, что эти Соборы решили и почему это для нас важно.
В этом году так удивительно совпало, что в воскресенье отмечалась Неделя святых отцов Первого Вселенского Собора, а накануне, в субботу утром, память святых отцов семи Вселенских Соборов. Можно было целых два дня посвятить тому, чтобы погрузиться во все постановления Соборов, в их историю, борьбу и более тщательно понять, на чем строится наша вера.
– Да, но самое главное – не пытаться самостоятельно толковать все эти соборные постановления. Их много, они разные, это очень сложная наука – понять канонические установления Соборов, к чему они относятся. Многие проблемы возникают от неправильного толкования и применения канонов. Мы, совершенно не задумываясь, о чем на самом деле написан канон, пытаемся применить его направо и налево. Этого не стоит делать. Если мы хотим более глубоко изучить каноническое право, то это уже серьезный труд. Что касается основ нашей веры, мы их должны знать, конечно. Они даны, утверждены Вселенскими Соборами.
Очень распространенный и сложный вопрос заключается в следующем. Есть две точки зрения. Первая говорит о том, что те общины, которые отделяются от Православной Церкви, автоматически становятся еретическими, раскольническими, безблагодатными сообществами. Другая точка зрения говорит, что эти сообщества в разной степени удалены от источника благодати, но при этом частично сохраняют благодать в себе. Проще говоря, Древневосточные Церкви, о которых мы уже вспоминали сегодня, отделились от полноты Православной Церкви, но они не искажают, например, учения о Святой Троице, крестят во имя Отца и Сына и Святого Духа, помазывают миром, хранят апостольское преемство. То есть они не так сильно удалились от православной полноты, поэтому у них частично сохраняется благодать. Другой пример – некоторые протестанты отказались от церковной иерархии, у них прекратилось апостольское преемство, следовательно, у них больше не является действительным Миропомазание, но они исповедуют Святую Троицу. Значит, они больше отделены от полноты Православной Церкви, от полноты истинной веры, но все равно крестят во имя Отца и Сына и Святого Духа, то есть частичка благодати в них присутствует. Или же все, кто в любой степени отделился, автоматически становятся безблагодатными? Какая версия верна?
– Ни первого, ни второго учения в Православной Церкви нет. Мы исповедуем, что веруем во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Основанная Богом Церковь одна, их не может быть даже две. И когда мы говорим: «Русская Православная Церковь», «Иерусалимская Православная Церковь», – имеем в виду, что это части одной Вселенской Церкви. Мы веруем во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Если говорить о христианских сообществах, часть из которых вы упомянули, они сейчас не находятся в единстве с Поместными Православными Церквами – Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской и так далее. Если это объяснить, есть части Вселенской Церкви в определенном месте – в Румынии, России, Грузии, Иерусалиме, Антиохии и так далее.
Вы упомянули самые разные сообщества... Мы не можем сказать, что они находятся в совершенно погибельном и невозможном состоянии, что они не христиане. Одновременно мы не можем сказать, что есть какие-то разные степени приближения к благодати, отдаления от нее и так далее. Этот вопрос решается немножко по-другому: в дискурсе церковных канонов и межхристианских отношений.
Во-первых, применять каноны Вселенских Соборов по отношению к современным общинам не всегда можно на основе прямой аналогии. Иногда все сложнее. Во-вторых, сложилась ситуация, когда есть очень много христианских общин, с которыми мы не находимся в молитвенном общении, но вместе с тем они сохраняют веру во Христа, традицию и так далее, монашескую в том числе. Православная Церковь вступила с этими общинами в диалог, чтобы ответить на важные вопросы: кто они, что исповедуют, можем мы с ними восстановить общение или они уже находятся в погибели и не являются христианами? Целый ряд этих диалогов не привел ни к чему. Например, диалоги с протестантами. Протестантский мир, мы сейчас упрощенно говорим, показал, что он все менее и менее становится христианским, к сожалению. В особенности мир западного протестантизма, потому что там люди семимильными шагами удаляются от Христа. Возможно, наступит момент, когда мы не сможем даже назвать представителей этого мира христианами.
В Восточных Церквах немножко другая картина. Диалоги, наоборот, продолжаются и углубляются. Возникают новые вопросы, но присутствует и понимание, что можно достичь согласия и взаимного понимания. Даже некоторые терминологические вопросы сегодня уже в значительной степени объяснены. Это очень сложная, большая, важная тема, мы не можем обозначить ее простыми формулами: или так, или так. Нет, Церковь никогда этому не учила. Даже сейчас есть несколько чинов приема инославных, эти чины тоже условные. Церковь одна, не может быть двух Церквей, а с теми, что находятся вне церковной ограды, Церковь работает и выясняет, насколько они далеки от Церкви и можно ли их принять в церковную ограду. Так бы я ответил на этот вопрос.
Мы вспоминали вчерашнее Евангельское чтение, и я вновь приглашаю к нему вернуться. Вспомним слова из молитвы Христа, когда Он обращается к Богу Отцу: Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. О чем эти слова?
– О пагубе разделений, о том, почему Господь в эту минуту, обращаясь к Богу Отцу в молитве о Своих учениках, просит, чтобы они были едины. Не о том, чтобы у них все было хорошо, чтобы Господь их сохранил, потому что мы знаем, что практически все апостолы стали мучениками. Просит не о каком-то благе для них, а о том, чтобы они были едины. Потому что грех, пагуба разделений, которая могла бы возникнуть в апостольской общине и в дальнейшем в Церкви, просто погубила бы дело Христово на земле. Это крайне важно. Или еще более важное то, что только в единстве возможна любовь. Она невозможна в разделении, любовь – это Сам Господь. Понять Бога можно только любящим сердцем, через любовь к Нему и друг к другу.
В этот момент Господь как раз создавал Церковь – в каком-то смысле уже начиналась Пятидесятница – и Он положил любовь в основу Церкви, создал ее по закону любви. Мы как Церковь существуем, пока имеем любовь между собой. Если между нами раздор и конфликт, мы раздираем церковное тело. Примеров этому очень много, и даже в наше время, когда такое происходит, это очень часто заканчивается настоящим расколом, что есть совершенно погибельное явление. Раскольники могут исповедовать самые правильные догматы. Первоначально так и происходит, но потом, если раскол усугубляется, уже и догматика искажается. Как правило, вначале с догматикой все в порядке, но происходит грех разделения, разрывания Тела Христова, Церкви. Это безусловный грех, ведущий в погибель. Господь предостерегает от него и призывает к любви.
Мы, братья и сестры, должны почаще вспоминать, что наша церковная община, наша Церковь, по сути, ничем не отличается от первохристианской церковной общины, от Церкви, которая родилась в день Пятидесятницы. Церковь – та же самая, какая была тогда, которую составляли апостолы, Божия Матерь, жены-мироносицы и другие ученики Христовы. Церковь, в которой мы с вами находимся, – одна и та же, она не изменилась. Значит, мы действительно можем эти слова Христа применять и к себе, но достойны ли мы таких слов – это другой вопрос. Апостолы все-таки исполнили завет Христов. Да, они совершали много ошибок, когда странствовали вместе с Господом по земле, многое не могли понять, задавали разные вопросы, но затем исполнили завет Христа в полноте и кровью своей свидетельствовали о Нем. А мы не то что кровью не свидетельствуем, но даже не можем по закону любви строить нашу жизнь, чтобы показывать ею, что мы православные христиане, во главе которых Сам Господь Иисус Христос, совершенный Бог и совершенный Человек.
Отец Стефан, прошу слов напутствия для нас.
– Самое главное сказал Господь словами Евангелия. Давайте обратим внимание на этот призыв Божий: «Да будут все едины, да будем мы едины». Когда враг побуждает восставать брата на брата, друг на друга, на Священноначалие, на родителей, на детей, побуждает нас отстаивать свою правоту больше, чем видеть правоту другого, заставляет считать, что мы лучше, чем наш брат или сестра, – давайте вспоминать об этих словах, о том, что Господь молился о единстве, а наши необдуманные действия иногда разрушают его. Сохраняться оно может только в том случае, если мы будем в своем сердце взращивать любовь друг к другу. Любовь через прощение. А не отвечать злом на зло. Любовь через понимание друг друга и осознание того, что не брат мой, а я все-таки хуже всех.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.