Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Батюшка, поговорим о празднике Троицы, Пятидесятнице. Почему на праздник Пятидесятницы человечество открыло полноту Откровения о Святой Троице?
– Мы знаем из Евангельской истории, что Господь после Воскресения ходил сорок дней со Своими учениками и учил их о Царствии Божием, о Царствии Небесном (Деян. 1:3). Господь учил Своих учеников для того, чтобы впоследствии отправить их на вселенскую проповедь.
В течение этих сорока дней, уникальных в истории человечества и Церкви, Господь по-разному обращался с учениками. Для меня самого иногда бывают открытия в чтении Священного Писания. Господь упрекал учеников за невежество и жестокосердие, потому что они не поверили тем, кто видел Его Воскресшим. Не яша веры, как говорится в Писании на церковнославянском. Вдруг, буквально через пару строчек, Он говорит: шедше в мир весь и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16:15).
Возникает недоумение: как это возможно, что грешные люди идут проповедовать и обращают всю известную тогда вселенную в лоно Церкви Христовой? Дальше все становится понятно. Дух Святой найдет на вас и научит вас (Ин. 14:17).
Действительно, через какое-то время после вознесения Господня, которое произошло на сороковой день (точнее говоря, через десять дней, в праздник Пятидесятницы), ученики собрались вместе в Сионской горнице, и явились языки огненные, почивая над главами каждого из них (Деян. 2:3). После этого все начали говорить на иных языках (есть различие между иностранными языками и иными).
Суть в том, что Дух Святой явился ученикам, тем неверующим, кого Господь обвинял в жестокосердии, людям, которые отказывались поверить свидетелям Воскресения Христова. И вот над этими людьми почил Дух Святой.
Это уникальное время в истории христианской Церкви, потому что с этих пор и началась, собственно говоря, Церковь. Она не может существовать без Духа Святого. Ученики Господние, дотоле разрозненные, боязливые, неверующие и жестокосердные (Сам Господь упрекал их в этом), разбежались, когда Христа распяли.
Потом они превратились в группу людей, которые даже порознь, разойдясь в разные концы земли, обладали великой духовной силой. В один день (при проповеди апостола Петра) уверовало сразу пять тысяч человек. Это было бы невозможно без обладания колоссальной силой, без явления Духа и Истины.
Именно это и дал им праздник Пятидесятницы и Святой Троицы, потому что Дух Святой явился над главами апостолов, Бог Отец и Бог Сын, Которые были явлены при Иордане, незримо здесь присутствовали. Праздник Святой Троицы завершает историю снисхождения Господня в наш дольний мир из поднебесного.
С этих пор начинается уже наша история, история церковная, она полна разных неожиданностей, сложностей, трудностей и проблем. Они существуют и по сей день, но одно мы знаем точно: Дух Утешитель, Дух Истины, Господь Дух Святой пребывает над Святой Своей Церковью. Настолько, насколько мы пребываем в этой Церкви, настолько и Дух Святой с нами.
Это великая благодать, великая честь и ответственность. Потому что и мы оказываемся, несмотря на наше невежество и жестокосердие, посланными в мир подобно апостолам, как соль, которая осоляет всякое вещество и предохраняет его от гниения. Когда отнимется эта сила у соли, когда не останется уже по-настоящему верующих, тех, кто послан в мир Господом, тогда настанет и конец этого мира. Но мы надеемся, что это произойдет не скоро.
Как раскрывается догмат о Троице в богослужебных текстах праздника?
– Каждый праздник (и Троица не исключение) имеет свое отражение в богослужении. В первую очередь тропари праздника – это так называемые догматики. Мы поем: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». И мы все начаша глаголати разными языками (Деян. 2:4).
Святая Троица не просто где-то в поднебесных высях. Мы знаем, что излияние благодати Святой Троицы через Духа Святого над каждым из нас почило. Это и есть основной догматический момент великого праздника. Бог явился не просто как второе Лицо Святой Троицы – Господь наш Иисус Христос. Он явился и гласом Бога Отца при Иордане, и как Дух Святой, Который наставляет нас на всякую истину.
Вот в этом смысле мы и поем, и для нас, конечно, ценна и важна молитва, которую мы поем первый раз после праздника Вознесения: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».
Короткая молитва, но сколько в ней смысла, догматического учения и призывания Духа Святого! Это не просто отвлеченное богословие. Как и везде в литургической практике, это призывание Господа. Мы верим, что Господь слышит наши молитвы, придет, вселится в нас и очистит нас от всякой скверны.
Вопрос от телезрителя: «Согласно Писанию, на Пятидесятницу на апостолов сошел Святой Дух в виде языков пламени. Христос, перед тем как уйти, обещал апостолам: „Упрошу Отца послать к вам Духа Святого, Духа истины”. Но ни о какой Троице Он не говорил, что Троица на них спустится. Это уже домыслы Церкви, искусственно придуманные. Праздник только Духа Святого, Дух сошел, а не вся Троица целиком».
– Чтобы понимать Святую Троицу, важно вчитываться в это более внимательно. Конечно, там говорится и о Боге Отце, и об Утешителе, Духе истины, и о втором Лице Троицы – Господе нашем Иисусе Христе.
Да, преимущественно это праздник Сошествия Духа Святого, но разве мы можем отделить это от Иисуса Христа, Который сказал, что именно Он, Господь, ниспошлет Духа Святого ученикам Своим? Разве можем мы отделить это от Отца, о котором Господь неоднократно говорил в Священном Писании? Сам Господь говорит: Аз и Отец едины (Ин. 10:30).
Мы видим неоднократно в Священном Писании именно Троицу Святую. Самого слова этого мы там не найдем, разумеется, но значит ли это, что Троицы не существует, что это выдумки? Нет. Учение о Святой Троице содержится в Священном Писании, в Новом Завете в первую очередь, потому что в Ветхом Завете все учение о Святой Троице дано прикровенно. Еще как бы только в предвидении того, что Господь придет и откроет все, что нам нужно.
Когда Дух Святой спустился на апостолов, а в конце концов и на каждого из нас, мы познали Святую Троицу именно в полноте. Поэтому праздник и называется праздником Святой Троицы. Частичное Откровение, которое было до этого, восполнилось в праздник явлением Святого Духа.
Вопрос от телезрителя Алексея: «Работаю по сменному графику, поэтому не всегда могу полностью отстоять всю службу. Когда вечерняя служба, я могу быть на смене. Утром пришел со смены, а прошло уже полслужбы. Стоит ли приходить в церковь на неполную службу в праздничные дни или лучше пропустить ее и прийти тогда, когда могу отстоять ее полностью?»
– Могу сослаться на собственный опыт. Я не всегда был священником, разумеется. Когда-то учился, работал на светской работе, и нужно было приходить к определенному времени на учебу и на работу. Я старался всячески освободить время в праздничные дни, но прекрасно помню это ощущение, о котором Вы говорите.
Я вспоминаю то время с радостным чувством. Моменты, которые я мог уделить неполной службе, были особенно для меня ценны. Очень советую вам использовать любую возможность для молитвы (особенно в церкви). Это дорогого стоит. Кто знает, сколько времени отведено каждому из нас, да и в целом всему миру? Никто не знает этого.
Цените моменты, когда вы можете помолиться именно сейчас. Потом этой возможности может и не быть. Столько всяких событий происходит в личной жизни каждого человека и в мире… Посмотрите, сколько тревожного вокруг. Надо использовать любую возможность, чтобы прийти в храм, помолиться, очистить душу покаянием, за других людей тоже помолиться и подготовить свою душу к разным неожиданностям. Если Господь не укрепит нас перед ними, то кто может укрепить? Господь помогает переносить любые тяжести, любые неприятности. Цените время, которое вы можете провести в храме. Пусть даже и неполную службу. Приходите обязательно.
Как православное богословие описывает действия Святого Духа в мире и человеке после Пятидесятницы?
– Господь Вездесущий и Всеисполняющий. Дух Святой действует и конкретно в жизни каждого человека, и в жизни всего мира в целом. Его действия мы можем познать по плодам. Об этом говорится в Священном Писании.
Вот мы принимаем таинство Крещения, а второе таинство, которое совершается над каждым крестящимся, это таинство Миропомазания. В этом таинстве запечатлевается дар Духа Святого.
Недаром священник говорит о том, что помазание святым миром – это печать дара Духа Святого. Господь даровал нам это, но теперь мы должны его принять, запечатать и подтвердить. Это таинство подтверждает, что у нас есть дар Духа Святого. После этого мы должны как-то проявить этот дар. Это именно дар, а не покупка. Иначе это было бы кощунством. Люди, которые хотели купить благодать Духа Святого, пострадали.
Что является свидетельством того, что в нас есть Дух Святой? Об этом говорит апостол, когда перечисляет дары Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие, вера. Все эти дары свидетельствуют о том, что Дух Святой в нас есть.
Желающие могут почитать в Священном Писании, что такое дары Духа Святого. Посмотрите на все эти дары. Есть ли они в вас? Если нет даров, то надо подумать: в чем причина этого? Может, стоит больше молиться, больше каяться, делать больше добрых дел. Вести христианскую жизнь согласно Евангелию. Кстати, и нас по этому же люди посторонние могут отличить от неверующих или людей, лишенных даров Духа Святого.
Однажды ко мне пришел один человек, захотевший креститься. А я всегда спрашиваю взрослых людей, решивших креститься (все-таки, согласитесь, это важный шаг в жизни человеческой), чем вызвано такое желание. Он сказал: «Я смотрю на тех, кто ходит в храм. В них что-то есть, какая-то жизнь течет, к которой мне бы хотелось приобщиться. Я понял, что этот мир загнивает, пропадает без Бога. А в храме я нашел таких людей, кто по-настоящему живет». Это важный момент: посмотреть на других людей и увидеть в них плоды Духа Святого. На нас тоже люди смотрят: есть ли у нас эти плоды? Есть в нас радость, любовь, мир, долготерпение, кротость? Если они есть в нас, то и другие к нам придут. Если нет – не придут.
А вообще, действие Духа Святого в мире подобно действию любого вещества, которое предохраняет этот мир. Без Духа Святого этот мир прекратил бы свое существование в следующую минуту, а, может быть, и секунду после того, как Он отошел бы от нас.
Я общался с подвижником и очень хорошим богословом и проповедником епископом Василием (Родзянко). В последние годы своей жизни он часто приезжал в Россию, и мы с ним беседовали. Он приводил такой пример – наш мир находится как бы в руках Бога, и пока Господь держит нас в Своих ладонях, этот мир существует. А если Он отвернется от нас или разожмет руки, отпустит этот мир, тот сразу рассыплется в прах. Ничего не останется… И, конечно, тут важно действие Духа Святого, Который сохраняет этот мир от гниения, тления, от распада на куски. Мы знаем также и о том, что Дух Святой принимал участие в создании мира. И с тех пор Он не покидает его. Мы знаем, по Василию Великому, что, когда Господь творил мир, то Дух Божий носился над водою, а земля была еще не оформлена и пуста. Это был прообраз явления Святого Духа. И мы верим, что Он не оставит нас до самого конца времен.
А почему на этот праздник читаются коленопреклоненные молитвы? И только в этот день после Пасхи?
– Я очень люблю эти молитвы, они читаются, как известно, на вечерне Троицы. Молитвы очень трогательные, особенно я люблю первую из них – мне как настоятелю приходится часто начинать этот чин. Она является хорошим примером апофатического, если можно так сказать, отрицательного богословия, оно нас часто больше приближает к тайне Святой Троицы, чем прямые утверждения. Первая молитва начинается с перечисления Божественных свойств Троицы. Обратите внимание, когда будете ее слушать: все слова, которые вначале читает священник, начинаются с частицы «не»: нескверне, непостижиме, неизследиме… Во время этой молитвы мы становимся на колени, потому что на Пасху, в течение сорока дней до Вознесения, и от Вознесения до Святой Троицы мы прекращаем все коленопреклонения, потому что мы – дети Божии, что особенно ярко чувствуется в этот период, а дети перед отцом на колени не становятся. Когда вечером мы начинаем молиться этими коленопреклоненными молитвами и когда слышим страшные, пугающие некоторых слова о необыкновенном величии Божием, которое проявляется во всех Его делах, в том числе в явлении Духа Святого, мы можем описать их только в отрицательном виде, потому что Господь настолько превыше всего того, к чему мы привыкли, что мы не можем сказать, что Он – то-то и то-то. Мы можем сказать, что Он – не это и не то.
В этом смысл апофатического богословия. И перед это великой тайной Божественной, которая является нам в праздник Святой Троицы (нисхождение Духа Святого), мы невольно преклоняем колена, и это для нас очень естественно. По крайней мере, я всегда очень остро чувствую, что в этот момент встать на колени – самое лучшее проявление нашего смирения, нашего понимания и нашей веры в Великого и Непостижимого Господа. Так что становитесь на колени по возможности. Кто-то может принести подушечку, потому что иногда на твердых полах очень трудно стоять. У меня, например, всегда в алтаре есть подушечка. Может быть, молодые люди в состоянии выстоять все эти длинные молитвы, а я уже нет, и, наверно, пожилые люди в храме тоже. А в некоторых храмах ковры есть, а также украшают пол зеленью, можно ее немного подгрести под колени.
Зелень – это цветение душ наших. Под действием Духа Святого всякая душа расцветает, и это цветение символизируется травкой, которой украшают храм…
Вопрос от телезрителя Павла: «Я – новоначальный христианин, и меня постоянно мучает тревога о том, что, возможно, некоторые мои действия не совсем угодны Богу. Такая тревога иногда приводит к печали и раздражению. Это нормальное состояние для начинающего или нужно что-то менять?»
– Тревога и раздражение – это ненормальное состояние, тут и говорить нечего. Менять нужно, может быть, сам подход к этому, потому что не надо ничего требовать у Бога. Господь Сам все даст. Не надо чего-то даже ожидать, потому что Господь лучше нас знает, что нам дать, в особенности в духовной сфере. Нужно просто и смиренно даже не просить у Бога чего-то, а стоять так перед Лицем Божиим. И тогда Господь, будучи Сердцеведцем, даст нам все, что нам потребно, о чем мы даже не в состоянии помыслить. Мы не можем заранее понять, что нам требуется в духовной жизни. Важно быть открытым Богу, доверять Ему. И Господь доверяющему Ему даст все, что тому потребно.
Вопрос от телезрителя: «Где границы между вниманием и занудством в борьбе с грехом? Если все, что я ни делаю, практически является грехом, это значит, что я не спасусь?»
– Господь пришел в мир грешников спасти. Читается в молитве перед Причастием: «от них же первый есмь аз». Если у нас есть такое смиренное состояние души – это хорошо, потому что мы в этом случае, например, не будем осуждать других. Кто мы такие, чтобы осуждать других, если сами грешники? Но слишком углубляться в это тоже не стоит. Мы, с одной стороны, осознаем себя грешниками, а с другой (и это очень правильно) – надеемся на милосердие Божие, потому что Господь именно нас, грешников, пришел спасти.
А как различить, спрашивает телезритель, где грех и где не грех? Если он практически все, что делает, считает грехом?
– В известном смысле он прав: по сравнению с Богом, бесконечно чистым, бесконечно безгрешным, любое наше действие, даже, казалось бы, правильное, является не очень чистым, с какой-то примесью. Как вода бывает кристально чистой, а бывает с какой-то взвесью. Наши дела все такие. Поэтому это хорошее состояние, но слишком в него погружаться не стоит. Оно должно быть обязательно соединено с великой благодарностью Богу. Недаром наша главная служба называется Евхаристией, то есть «благодарением». Мы грешники, но Господь нас спасает.
Вопрос: «Можно ли христианину читать современные книги, смотреть фильмы, слушать музыку и другие подобные произведения культуры? Как отличить допустимое развлечение от того, что вредит душе?»
– Раньше я бы даже не задумывался и сказал бы, что это нужно, важно и хорошо. Но в последнее время почти все то, что попадается мне в руки, – именно с примесью чего-то нехорошего. Можно, конечно, но с большой осторожностью. Больше всего я посоветовал бы, если кто-то хочет читать художественную литературу, смотреть фильмы и т.д., делать хороший отбор. Может быть, вернуться в прошлое. Если речь идет о русской классической литературе, я бы советовал ее читать всю, это прекрасный образец стремления души к Богу. Если смотреть фильмы, то очень многие из советских фильмов хороши, несмотря на то что тогда был государственный атеизм. Детям можно старенькие мультяшки посмотреть. А вот современные я бы не рекомендовал.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.