Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы уже говорили, как развивать в ребенке ту или иную добродетель. Я думала, что мы закончим эти разговоры Великим постом, но так получилось, что телезрители стали предлагать свои варианты, о каких бы еще добродетелях поговорить. В этот раз мы поговорим о том, как воспитывать искренность. Это очень важная добродетель с точки зрения психологии, здесь есть о чем поговорить. Но прежде хочется разобраться, что же такое искренность. И тут, мне кажется, будет некоторая проблема – сложнее всего обозначать и давать определение очевидным вещам.
– Большое счастье, что наши передачи нашли отклик у зрителей. Важно говорить о чем-то очень больном, о насущном. Но не менее важно говорить и о чем-то светлом, легком, вдохновляющем, уделять внимание не только проблемам, но и чудесным радостям, как, например, проявлению искренности в наших детях и в нас самих.
В искренности, как и в любой добродетели, очень важна умеренность, потому что крайности проявления добродетелей – это уже не добродетели, это что-то другое. Говоря об искренности, очень важно понять, что это такое, понять, когда человек истинно искренен, а когда ему важно громко прозвучать, и он выпячивает себя под маской искренности.
Мне тоже кажется, что обязательно нужно обозначить границы. Само слово «искренность» как будто бы предполагает, что это что-то светлое и доброе, в то время как слово «правда» звучит уже несколько провокационно, потому что от правды до правдорубства один шаг.
Что такое вообще искренность? Откуда она берется в человеке? В детстве ее нет, и ее надо взращивать, или же наоборот – маленький ребенок искренен от рождения, и только мир его учит выкручиваться, обманывать, где-то юлить, и, преследуя свою выгоду, быть неискренним?
– Искренность от правдолюбия отличается внутренним состоянием. Когда мы говорим правду, и наша задача – обязательно донести ее до нашего оппонента, то это не искренность. Это как раз то самое пресловутое правдолюбие: несмотря ни на что, я должен прозвучать. Искренность – это определенное чувственное состояние человека, его ощущение от соприкосновения с миром, его чувства от того, как он этот мир воспринимает, и трансляция этих чувств. В самом понятии искренности гораздо больше света и радости, чем в правдолюбии. Хотя тут момент неоднозначный: когда человек испытывает боль, он тоже должен искренне звучать.
Давайте мы сначала поговорим об искренности в положительном контексте, когда человека радует этот мир, когда он с восхищением за ним наблюдает и проявляет искренность. Лицо светится, душа поет – искренность особенно видна у маленьких детей: он показывает цветочек, который нашел, искренне ему радуясь и транслируя свою радость людям.
Когда мы говорим о правде, мы чаще всего подразумеваем произнесение слов. А искренность – это нечто, что сопровождает и поступки, и мысли, и отношение к миру. Получается, что искренность может сопровождать человека, который совсем не намерен что-то говорить в этот момент. Искренним может быть поступок, может быть сочувствие, может быть размышление… И совсем трудно становится с обозначением того, что же такое искренность и как объяснить ребенку, почему искренность хороша.
– Если говорить об искренности как о чувствовании, то выходит вот какой момент. Каждый из нас в этой жизни что-то чувствует. Но в тот момент, когда эти чувства и эмоции возникают, мы не можем их контролировать, и, соответственно, еще не знаем, что мы испытываем. Нам надо какое-то время с этими чувствами побыть, чтобы дать им название. Только после этого мы можем сделать выбор (а чем старше человек, тем более это состояние под контролем) в транслировании или нетранслировании этого в мир.
У нас была ситуация, когда мы с семилетним ребенком пошли в оперу, и ей так она понравилась, так красиво пели на сцене, что она стала искренне, громко-громко, на весь зал им подпевать. Очень важен баланс искренности и ее трансляции.
Искренность и деликатность должны идти очень близко друг с другом. Но как искренность с деликатностью можно соединить? Кажется, это настолько сложно, что даже взрослому дается с большим трудом. Как объяснить ребенку, у которого эмоции где-то на поверхности, и он еще не очень умеет ими управлять (и, может быть, даже и не научится, если мы ему в этом не поможем), что деликатность в проявлении своих чувств очень важна?
– Деликатность – это мои границы с окружающим миром. Прежде чем взаимодействовать с окружающим миром, мы должны научиться взаимодействовать с собственными чувствами. А для этого должны их называть. У моих взрослых клиентов большие проблемы с называнием своих чувств, а у детей – тем более. Откройте любой интернет-источник – там есть огромный перечень разных чувств и эмоций, и задавайте вопрос ребенку в тот момент, когда он испытывает возбуждение от чего-то хорошего или не очень хорошего: а что ты сейчас чувствуешь? Ты испуган, ты рад, у тебя восторг, у тебя эйфория? Или у тебя скорбь, расстройство... И после этого спросить (если он уже постарше): «Как ты думаешь, можно ли этим чувством прозвучать и где этим чувством звучать безопасно?» Приятным чувством мы можем звучать достаточно безопасно, а каким-то неприятным чувством звучать гораздо сложнее, потому что оно может ранить других.
Правильно ли я понимаю, что воспитание искренности начинается с того, чтобы маленький человек, так же, как и взрослый, научился быть искренним с собой, внутри себя? Научился правильно распознавать свои чувства, свои реакции, и только потом уже он будет учиться работать с ними дальше. Как можно научить ребенка внутренней искренности – быть честным с самим собой? Ведь если человек не искренен сам с собой, он и на Исповедь принесет то, чем он обычно прикрывает свои слабые места, а совсем не то, что действительно у него болит. Внутренняя искренность – это начало не только здоровой психологической жизни, это еще и начало здоровой духовной жизни. И значит, очень важно воспитать ее в ребенке и в себе самом.
– Да, конечно. Есть определенные механизмы, которые помогут и детям, и взрослым, если они прячут свои чувства и не искренни сами с собой, потихонечку раскрывать и воспитывать искренность. Если дети искренни от рождения, то взрослые уже не искренни из-за тех ограничений, травм и неприятных событий, в которых они участвовали. Если наши эмоции еще могут соврать (наш ум врет потрясающе!), то наше тело не врет никогда. Когда происходит что-то очень неприятное, то это всегда отражается в определенных ощущениях в животе, в горле, в груди, в голове, в руках. Это ощущение дискомфорта всегда можно поймать. У более взрослых, пожилых людей это – повышенное давление… И тогда можно разворачивать цепочку: Что в теле? – Какая эмоция? – От каких действий эта эмоция пришла? – Что я могу сделать по-другому? Это дает возможность и самоисцеляться, и искренне приходить к Исповеди.
Что делать с теми умственными построениями, которыми мы склонны себя защищать? Как и дети – если у них случается конфликт, то каждый с уверенностью будет показывать на своего соперника, оппонента и говорить: «Это он первый начал, это он виноват!» Эта детская позиция в наивной форме выглядит забавно. Но мы, взрослые, прибегаем к таким же конструктам. Уметь их разрушить и найти причину – это важное дело. Как к этому можно подойти?
– Действительно, мы создаем потрясающие конструкты, которые очень четко, ярко, красочно, эмоционально оправдывают любые наши действия и защиты. Это защита нашей психики, и она срабатывает именно в тот момент, когда человек ощущает исходящую от мира опасность. Взрослый таким образом себя защищает. А если так себя ведет ребенок, то взрослые, находящиеся рядом с ним, транслируют отсутствие для него безопасности.
Надо посмотреть, откуда действительно исходит опасность. Это действительно может оказаться опасной ситуацией или даже угрозой жизни. А если так выкручивается ребенок – абсолютно неискренне, с пеной у рта убеждает, что это было не так, и в этот момент чувствует себя абсолютно искренним, – надо посмотреть, что происходит в доме и семье, отчего такую позицию транслирует ребенок.
Когда ко мне приходят запросы на работу с поведением ребенка, в первую очередь я беру в терапию родителей. Обычно дети рассказывают взрослым про все их взрослые травмы, и взрослые проживают вместе с детьми свою травматику вновь и вновь. Когда взрослый исцеляется сам, его эмоциональный фон выравнивается, и дети выравниваются. Поэтому, если в какой-то теме ребенок очень сильно эмоционирует, задайте себе вопрос: а не было ли у вас подобной ситуации в вашем детстве?
Несмотря на то, что все эти советы очень разумные и правильные, увидеть человека, который бы не прибегал к подобным трюкам для того, чтобы оправдать себя, невозможно. Получается, что мы все в той или иной степени неискренни. Что же является искренним для нас, простых смертных, таких неискренних людей? В какой момент нужно все-таки докопаться до той самой искренности, которая выведет нас хотя бы перед самими собой на чистую воду? И как этому обучить ребенка?
– Как обучить ребенка – уметь называть чувства. Среди психологов есть такая формула: сказать словами через рот. Если радостные чувства мы еще можем прочитать с лица, и человек может легче их транслировать, то неприятные чувства он, как правило, транслирует искаженно, а мы воспринимаем еще более искаженно. Очень важно, чтобы дети научились говорить честно: мне обидно, мне больно, мне противно, я злюсь. Важно давать этим чувствам место и возможность их проявить. Есть вопрос, насколько родители выдерживают проявление злости у своих детей. Но это как раз та самая искренность в безопасных условиях.
А если говорить о взрослых, то можно сделать такое упражнение. Можно представить себя, представить мир, в котором я живу, людей, с которыми я взаимодействую, – их всех поставить перед собой. А после поставить перед собой зеркало. Ведь мы, как правило, с самими собой в диалоге не находимся – мы внутри себя разговариваем с кем-то, оправдываясь или обвиняя кого-то, но с самими собой мы не имеем возможности поговорить. И, отодвинув других людей, поставив мысленно перед собой зеркало, сказать себе: а что чувствую я? И таким образом аккуратно, потихонечку возвращаться к самому себе, к своим настоящим чувствам, к своим настоящим желаниям и потребностям.
Увидеть чувства – очень важно. А как от этого этапа перейти к другому – где я был неправ? Мог ли я поступить иначе? Это те вопросы, которые нам, родителям, нужно уметь задавать себе и научить такому же размышлению наших детей, чтобы они не только умели называть свои чувства: «Я злюсь, потому что мир плохой, потому что все меня обидели», – это тупиковый путь. Как научиться делать следующий шаг, чтобы распознать нашу роль в том, что эти чувства родились?
– Наши чувства – это абсолютно субъективная история. В одной и той же ситуации кто-то обижается, злится, а кто-то радуется. Рассматривая ситуацию, в которой возникли эти чувства, важно задать себе вопрос: нормально ли, что я в этой ситуации испытываю эти чувства? Когда человека обижают, он в этот момент злится. Хотя мы воспринимаем это как негативное ощущение, но злиться в этот момент – нормально. Нужно оценить, протестировать ситуацию на нормальность и адекватность своих реакций. Может быть, действительно нормально, когда вы отреагировали так.
Когда происходит что-то трагичное, и люди горюют, детей стараются отвлечь игрушками, конфетами, подчеркивая неважность их искренних чувств в этот момент, заставляя эти чувства засовывать внутрь себя и там штабелировать их стопочкой детских и взрослых травм. Если тебе наступили на ногу и тебе больно – это нормально. А что ты дальше выбираешь, куда развернешь эту злость, посмотрев человеку в глаза, – это твой выбор.
Нужно оценить адекватность ситуации, свои реакции и спросить: почему я так сделал? Если реакция гипертрофирована, можно задать себе вопрос: в каких подобных ситуациях я себя вел точно так же, и мне не нравилось, что я себя так вел? И постараться вспомнить четыре ситуации с подобными ощущениями. Когда этот материал будет у человека перед глазами, он может уже понимать, что происходит, и принося этот материал на Исповедь, может разговаривать со священником и обсуждать, есть ли проблема психологического или духовного характера; решать этот вопрос, чтобы не приходить вновь в подобные ситуации и состояния.
Мне кажется, в семьях очень часто большие проблемы с деликатностью. Это прикрывается такими понятиями как искренность и правда. Мы можем говорить друг другу гадости, и ребенок это видит. Или же мы говорим ребенку, что у него что-то никогда не получится (какая-то его неосуществимая мечта), потому что у него нет к этому таланта. Родитель прикрывает такую позицию: «А кто ему скажет правду, если не я?» И это оправдание звучит почти в каждой семье. Действительно, есть соблазн говорить то, что не скажут даже посторонние люди, потому что кажется, что так мы даем правильное направление ребенку. А по-моему, в этот момент мы ему подрезаем крылышки… Как соблюсти баланс? Ведь если родитель решит пойти другим путем и будет неискренне поддерживать какие-то устремления ребенка, которые ему кажутся несостоятельными, то и он, и ребенок будут чувствовать себя плохо.
– Когда у родителя возникает огромная сердечная потребность что-то протранслировать ребенку и спасти его (это ключевой момент – спасти его), и если есть возможность не прозвучать, а немножко побыть с этим, то я бы сердечно рекомендовала родителям задать самому себе вопрос: зачем я хочу этим прозвучать? Отчего я спасаю своего ребенка? И действительно ли, если он пойдет этим путем, впереди его ждет беда? И еще один вопрос: почему мне сейчас так за него больно?
Как психолог, я очень люблю Православие за то, что в момент Крещения ребенок перестает быть собственностью родителя и передается Богу. И в этот момент происходит та самая история про сепарацию, когда ребенок перестает быть собственностью, которую всецело формируют родители, и в жизни ребенка появляется что-то еще – другие люди, а самое главное – в жизни ребенка появляется Бог. А у родителя возникает глобальное чувство безопасности за своего ребенка.
У нас, православных, есть шикарный инструмент, который называется благословение. Благословил – и дальше ребенок пошел своим путем. Момент, когда родитель своими наставлениями и правдорубством подменяет собой Бога в семье, всегда для меня очень сложный, и понятно, что за этим стоит большая боль. Не можете с ней справиться – благословите ребенка и остановитесь в своей боли. Не делитесь этой болью с ребенком, не надо!
Правильно я понимаю, что чаще всего это происходит от каких-то внутренних страхов? Мы боимся, что ребенок пойдет не туда, что его опыт будет травматичным: он выберет не ту жену, не ту работу, получит не то образование… Получается, что это наши представления о том, какова должна быть его жизнь, и наша попытка все решить за него. В этой схеме мы как будто совсем не полагаемся на Бога, а ведь это есть, к сожалению, и во многих православных семьях: мы вроде как и верим, но решать все хотим сами. Такой контроль над ребенком тоже нужно отпускать, даже когда мы говорим об искренности?
– Конечно, потому что родитель с открытым сердцем, открытой душой, с доверием к Богу, увидит истинные ситуации опасности и найдет те самые важные слова, которыми он ребенку передаст и свои опасения. И сможет с ребенком (и, безусловно, с Богом) разделить ответственность за то, что будет дальше. Или предостеречь ребенка. Но, как правило, – это рьяность в ситуациях, далеких от опасности, где родительская гордыня или сверхопека абсолютно закрывают взор.
Что делать, если мы в какой-то момент поступили нечестно, обманули? Например, написали ребенку записку в школу, что он был болен, а на самом деле просто пошли с ним в гости. Ребенок видит не только нашу неискренность, но и то, что мы способны врать. Конечно, надо учиться тому, чтобы обходиться без подобных ситуаций, но, если они вдруг происходят, как сохранить хрупкое понятие искренности в семье нетронутым?
– Тут к искренности присоединяется честность. И очень важно их разделить. «Я искренне хочу тебя сегодня оставить дома, чтобы ты не пошел в школу, но я не знаю, как это сделать честно». На самом деле все можно делать честно, и к этому нужно стремиться. Можно честно говорить о том, что ребенку нездоровится, что плохое настроение – это признак будущего заболевания, и лучше обратить на это внимание. В каждой ситуации можно найти правду и идти за ней, не подменяя ее экспресс-ложью. Можно потрудиться и понять, зачем я это делаю, и как мне это донести словами, чтобы люди разделили мою искренность и поддержали. Человек на уровне физики чувствует вибрации, когда мы звучим неискренне, нечестно. Даже когда наши слова вроде бы идеальны, неискренность все равно прочитается, и момент недоверия обязательно возникнет.
То есть говорить ребенку о том, что мы поступили неправильно, просить у него прощения, когда это необходимо, – это тоже из разряда воспитания искренности?
– Попросить прощения у ребенка – это отдельная, моя любимая и болезненная тема, поэтому сейчас мы далеко уйдем.
Искренне говорить ребенку о своих чувствах и ощущениях – да, обязательно. Говорить в отношении ребенка: я рад за тебя, я тревожусь за тебя, я горжусь тобой. Говорить о своих чувствах: мне обидно, я расстроен, я опечален, или я веселюсь – очень важно. Дети – не стопроцентно эмпатичны, они не всегда умеют прочитать наши чувства, но этими словами они получают подкрепление. И самое главное – они слышат, что они есть в нашей жизни, и нам это важно.
Записал:
Иван Игнатов
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.