Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №17, 2025 г.
Как распознать, что это именно благодать, а не хорошее настроение или что-то другое?
– Ой, какой драгоценный вопрос! Проблема в том, что новоначальному очень сложно разделить, где добрая эмоциональная разгоряченность, а где действительно благодать Духа Святого. Поэтому новоначальному нужно быть рядом с опытным человеком, который уже на опыте различает. Различение духов – есть такой духовный дар. Этот очень высокий дар дается через много лет подвижничества. Поэтому новоначальному лучше быть с опытным человеком, имеющим дар различать.
А еще новоначальному не стоит желать вообще никаких даров, кроме дара простоты ума, когда да – это да, нет – это нет, или когда правая рука не обращает внимания на то, что делает левая. Меня иногда спрашивают, в чем разница между медитацией и Иисусовой молитвой. В медитации ставится цель – получить состояние умиления, умиротворения, просвещения, откровения. В православной святоотеческой традиции не то, что не рекомендуется, не поощряется, а чаще всего даже строго запрещается искать эти состояния. Никаких состояний, кроме простоты, внимания и покаяния.
У Паисия Святогорца был такой случай, когда к нему из Кутлумуша пришел послушник и говорит: «Геронда, когда нахожусь в келье уединенно, у меня хорошо идет Иисусова молитва, а когда я вынужден выходить на послушание и нахожусь среди людей, в шуме, в какой-то динамике, я теряю молитву, и меня это очень удручает. И Паисий Афонский ему сказал: «Сынок, а чего ты ищешь? Ты ищешь нирваны или Христа?» Он очень точно этот момент подчеркнул. Те, кто ищет нирваны, они найдут нирвану. Но нирвана – это не Иисусова молитва. Это твой эгоизм желает духовного комфорта и каких-то духовных переживаний. Это не бескорыстие перед Христом. Это твоя духовная корысть. Как сказала бы молодежь, он ищет кайфа. Даже в духовном он ищет вот этой нирваны.
Поэтому хорошо бы иметь хорошего наставника, во-первых, а во-вторых, не искать состояния ни в коем случае. Безвидно, безобразно, пусть сухо, сначала это будет невнимательно. Кстати, меня бы насторожило, если бы у кого-то сразу пошла внимательная молитва. Но так не бывает. Для этого очень много труда надо, нужно пот и кровь пролить, чтобы молитва стала внимательной.
Но сегодня и некоторые прихожане-миряне, и священнослужители говорят, что все духовники у нас перевелись, нет у людей духовного опыта.
– Их перевели.
– Правда ли это? И вообще, стоит ли в духовной жизни христианину искать таких людей, которые бы как-то поддерживали? Может быть, это будут не священники, а обычные духовные друзья.
– Мне однажды один священник нашей епархии сказал: «Отец Сергий, ну тебе хорошо, конечно, ты 40 раз на Афоне был, в Эссекс ездил к старцу Софронию, в Аризону к старцу Ефрему». Я говорю: «А кто тебе не дает?» – «Ой, у нас дела». Я говорю: «Я, наверное, главный бездельник епархии». Тогда я был настоятелем кафедрального собора, секретарем епархии, духовником женского монастыря, и все остальное. Я говорю: «Дело не в занятости, а в том, что, если у тебя есть жажда, ты ее будешь стараться утолить. У меня просто есть жажда, и поэтому я ищу, как ее утолить. А ты, наверное, просто не жаждешь, поэтому так».
Конечно, жажда не должна создавать ажиотажа. Нужно трезво относиться, а то можно нарваться на какого-то духовника и повредиться еще хуже, нежели бы ты был один. Нужно всегда как-то выдерживать время в оценке событий, людей. Не спешите, а, с другой стороны, не опоздайте. Как Леонардо да Винчи говорил: поспешаем неспеша.
Есть и такой негативный пример, что люди начинают искать старчества, но не замечают самого главного, кто есть в церкви, – не замечают Бога. Что вы можете сказать таким людям?
– Ой, знаете, я не буду таким категоричным. Я просто представляю, что, если бы я стоял в Дивеево на Причастие и из диаконских врат вышел бы батюшка Серафим, я бы, извините, тоже, наверное, по-человечески отвлекся бы на батюшку Серафима. Конечно, я бы в какой-то мере согрешил, но, с другой стороны, это, естественно, такой порыв может быть.
Или, когда очень сильно любишь кого-то (не обязательно в плане отношений между мужчиной и женщиной), например, своего духовника, но не фанатично, не корыстно, просто искренне. Меня сестры монастыря искренне любили. Я иногда захожу в алтарь с обратной стороны, не через храм. Я закашлял, они мой кашель знают, и уже зашевелились: батюшка пришел! Греховно ли это или нет? Сектантство это или нет? Мне кажется, это естественно. Конечно, приоритет ценностей должен быть выстроен. Но всегда люди остаются людьми. Поэтому не нужно уходить в крайности. Крайности всегда плохи. Золотая серединка нужна. Все должно быть естественно.
Мне Бог дал встречаться с очень духовными людьми. Я обратил внимание, что они остаются естественными. В начале я говорил об Иоанне Крестителе и о Господе. Ведь как естественно вел себя Господь в формате человеческого земного пространства. Все ему было присуще, кроме греха. Ничем он не гнушался. Но все можно извратить.
Был Иоанн Кронштадтский – величайший святой, пол-России его почитало, и была секта иоаннитов, у которых почитание дошло до сумасшествия. Тут виновато не почитание, а чрезмерное почитание. Здоровое уважение и любовь, здоровое почитание – это не только может быть, я думаю, это естественно. Кто-то бы посмотрел, как любили духовные чада Иоанна Крестьянкина. Ведь это было почитание, но трезвое, разумное.
А что главное в отношениях между людьми?
– Знаете, я последнее время не состоялся в любви, и поэтому осторожно говорю такие высокие слова, как «любите друг друга». Я стал говорить: «терпите друг друга». Это, наверное, нам ближе. Хотя бы терпеть, хотя бы не поубивать друг друга (это я уже утрирую). Терпение – главная драгоценность. Терпеливый человек все сложные моменты жизни пройдет, переживет и не испачкается, и выйдет благочестивым. Нужно терпеть, даже самого себя, даже свои несовершенства.
Большое спасибо, отец Сергий, что нашли время для нас, поделились своими мыслями. Что Вы можете пожелать нашим зрителям и слушателям?
– Я бы пожелал не бояться духовной жизни. В нашем современном Православии иногда присутствует такой паралич – чрезмерная осторожность. Осторожность драгоценна и завещана всеми святыми отцами. Но иногда бывает такая переосторожность, от которой в Православии происходит мертвечина, мертвость и какое-то загнивание. Люди стали невдохновенными.
Я иногда привожу пример. Старец Софроний когда-то сказал своим чадам: как бы я хотел, чтобы вы стали поэтами. Поэтами не в литературном смысле, а в духовном. Не бойтесь лететь высоко. Но у них был старец Софроний, который всегда мог за ножку придержать. Все-таки лично мне ползать скучно. Хочется хоть чуть-чуть над землей немного полететь, оторваться от нее.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.