Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1299) → Священник Михаил Проходцев: От чего нас спасает Христос?

Священник Михаил Проходцев: От чего нас спасает Христос?

№18 (1299) / 5 мая ‘25

Беседы с батюшкой

Мы привыкли к тому, что все происходит автоматически. Отметили мы Пасху. Хорошо! До этого постились. Тоже хорошо! Дальше будет Вознесение, Троица и так далее. Мы живем в таком размеренном состоянии, но при этом у меня иногда возникает ощущение, что мы внутренне спим. Хорошо, что мы ждем, чтим, любим праздники. Но иногда кажется, что душа спит даже во время праздников. А Воскресение Христово, все эти дни требуют от нас серьезного напряжения душевных и духовных сил. Поэтому заявленная сегодня тема особенно заставляет задуматься, а что же вообще происходит? От чего меня нужно спасать? Не надо меня спасать! Я прекрасный человек. У меня все хорошо. Почему же Христос пришел спасти грешников, а не праведников? От чего Христос спасает меня? Я настолько грешен, что именно меня пришел спасать Христос?

– Хотел бы поделиться одним своим духовным переживанием, оно очень ярко дало возможность понять, от чего нас спасает Христос, на заре моей церковной юности. Когда я был иподиаконом у митрополита Мурманского и Мончегорского Симона, а ныне Орловского митрополита на покое, мы, конечно, проходили весь богослужебный круг. Нам, иподиаконам, давались службы Страстной седмицы, потому что они трудные, – и утром служба, и вечером служба. А службы Страстей Христовых! Там уже совсем непросто – нужно быть постоянно сосредоточенным, во внимании, так как служит Владыка. Надо все правильно делать, а еще и попытаться помолиться, да и вообще понять, что происходит.

Вот служится утреня Великой Субботы и чин погребения. Мурманск. Это был 2009 год. Не помню, какое число, но это был апрель, и день был хмурый, пасмурный, снежный. Накопилась усталость от зимы, от уже закончившейся полярной ночи. Вот в этот такой длинный, долгий и тяжелый вечер из храма на крестный ход, на чин погребения выходят уставшие люди. Небо было очень тяжелое, низкое, свинцовое. Небо было просто готово нас раздавить. Мы выходим, такие маленькие человечки под свинцовой глыбой северного снежного неба, идем вокруг Свято-Никольского кафедрального собора и поем: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Это скорбное пение, потому что совершается чин погребения. Владыка несет плащаницу, идут священники, идет хор и идет народ.

Когда мы обходили храм, мне стало невероятно тоскливо от атмосферы этого вечера. Я прямо чувствовал, что небо было готово на нас упасть и просто нас раздавить. Это было очень острое ощущение. Было очень грустно. Слезы катились из глаз от того, что я подумал: «Господи, если бы Ты реально умер и не Воскрес ради нас, мы бы были самыми несчастными людьми на земле. Вот этот наш ход был бы совершенно бессмысленным. Мы бы были никому не нужны и сами бы не понимали, для чего нам жить, куда двигаться». Я еще тогда философов-экзистенциалистов почитывал. А тут у меня возникло вот такое ощущение, переживание тяжести и того, что, если бы Господь оставил мир и не Воскрес, – это было бы очень страшно и тяжело.

Но через миг в мое сердце постучал Господь и меня утешил. После этого мое лицо уже залили слезы умиления. Я же знаю, что Он Воскрес для нас, и что после того, как мы совершим чин погребения, будет торжественная тишина Великой Субботы, а потом будет радость Воскресения. Мы эту весть уже знаем. Она не скрыта от нас. Мы, узнав об этом, и стали православными христианами. Это подогревает нашу веру, и мы каждый год спешим в храм для того, чтобы обрадоваться этому событию, и радуемся этому весь год. Тогда так стало хорошо под небом! Я понял, что Господь нас спасает от этой самой страшной бессмысленности бытия. Он наполняет все смыслом, наполняет все жизнью, спасает нас от смерти и дарует нам возможность жить в Нем осмысленно, радостно и вечно.

Вопрос от телезрителя из Санкт-Петербурга: «Я бы хотел немного уточнить тему. Христос нас не только спасает, но Он нас еще и пасет, как овец, с определенной целью. Приставка „сˮ подразумевает совместное действие, то есть без нашего согласия никакого спасения и никакого поступательного движения к Богу не будет. Вы согласны с этим?»

– Очень точно подмечено! Я как пастух с вами абсолютно согласен. Позвольте раскрыть этот вопрос. Дело в том, что священник – это пастырь Христов. Господь наш – общий пастырь, Он ведет нас ко спасению, а каждый священник – это пастырь Христов, который ведет ко спасению вверенную ему общину. Я как настоятель веду свою общину с Божией помощью к Нему. Моя цель – привести в руки Божии всю нашу общину, чтобы мы были с Богом всегда, – сегодня, завтра и во веки веков.

Но я еще и пастух в прямом смысле этого слова. Я – козовод. Живу за городом, и у нас с супругой есть козы. С ними очень тяжело. Не просто так Господь в Евангелии говорит об овцах и козлищах. Козлища играют очень непростую роль. Они могут человека как вывести из себя, так и невероятно умилить. С овцами гораздо проще работать, чем с козами. Овцеводы, может, со мной не согласятся, но мне так кажется. Коз постоянно куда-то несет. Сама главная цель козы – обмануть своего хозяина. Она все время думает, где вылезти, что сломать, проломать, объесть другую козу, которая сидит в соседнем отделении.

К чему это я? Я это к тому, что человек часто себя ведет как коза. Нас несет куда-то, мы обманываем Бога, обманываем ближних и делаем все, чтобы найти лазейку, чтобы исхитриться как-то и найти возможность согрешить. Поэтому пасти коз так, чтобы стадо было послушным, – очень серьезная задача. Решить ее возможно, но она требует очень большого ресурса от пастуха. Я как человек пасу коз, и мне трудно. Я как пастырь своей общины пасу свою общину, и мне трудно. Господь – всемогущий, всеблагий, вечный. Он Бог наш. А представьте, сколько нас у него? Каждый из нас пасется на поле жизни, и Он, Его любовь, Его воля желают лишь одного – привести нас, пасущихся на этом поле, к Нему, и чтобы мы не убежали, не провалились ни в какую бездну и не оказались ошуюю в день Страшного Суда вместе с козлищами, которые иной раз ведут себя самым безобразным образом. Поэтому, конечно, Господь спасает, и Господь пасет, так как Он – Пастырь добрый.

У меня есть маленькое замечание. У пастухов всегда был длинный посох. Чтобы овцы прошли в загон после того, как они попасутся, пастух вставал возле ворот и опускал свой посох. Овцы проходили под ним, потому что они могли наклонить голову. А козлища, которые тоже хотели пройти туда, где можно было поесть, не могли туда пройти по той причине, что козел не может наклонить голову. Он гордый. Вот таким образом очень просто пастух отделял козлищ от овец.

– Это очень важные моменты. Как здорово, особенно когда занимаешься животноводством, читать Евангелие, Ветхий и Новый Завет. В Ветхом Завете тоже много сказано про содержание своего дома и своего подворья. В Новом Завете тем более. Это не просто притчи. Это не буквально, а символично и аллегорично. Самое главное заключается в том, что совершенно точно Господом отмечены все эти пастырские моменты. Он очень хорошо знает, как ведет себя овца, а как ведут себя козлища.

И эти сравнения, конечно, удивительны! Животные на самом деле даны нам в помощь, чтобы мы, наблюдая за ними, работая с ними, работали и над собой. Будучи пастухом, можно погубить себя просто из-за того, что постоянно сердишься на своих животных, а можно трудиться, смиряться и держать стадо в порядке. Это требует и больших внутренних ресурсов, и серьезных внешних действий.

Когда мы говорим о том, от чего, от какой болезни спасает нас Христос, возникает серьезное размышление о собственной готовности к тому, чтобы Христос нас спас. Ведь мы знаем, что Христос не спасает нас без нас. Но у нас может быть та степень гордости, которая была у фарисеев. Они не нуждались во Христе, они нуждались в мертвом Христе. Может быть, и в нас это проявляется, когда мы превращаем Христа в некую магическую фигуру или в некое сладостное изображение, как на пасхальных открытках? Чем замечательна икона «Воскресение Христово»? Тем, что Христос стоит на разрушенном гробе. Этот гроб – это же мы. Получается, Он нас воскресил? Или что происходит? От чего нас спасает Христос?

– Господь Иисус Христос спасает нас от греха, проклятия и смерти. Очень важно понять, что Он спасает нас от смерти. Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав! То есть Он попрал смертью смерть, ту смерть, к которой мы стремимся. Удивительно, что человек рожден для вечной жизни, а стремится к смерти. Я прошу обратить внимание на нашу современную культуру. Молодежная культура, массовая культура практически на 100% мортальна. Кости, черепа, украшенные цветами, – эта символика для молодежи крайне привлекательна, притягательна. Модные бренды не обходят стороной изображение черепа, он обязательно присутствует в разных вариантах.

Христианство же на 100% витально, это религия жизни. Человек рождается для вечной жизни во Христе, и в эту вечную жизнь его приглашает Воскресший Христос. Но, человек, даже приняв Крещение, все равно стремится к смерти, потому что творит всякие беззакония. Так уж мы устроены, что грешим. И каждый раз, когда мы грешим, мы промахиваемся мимо цели, наносим раны самим себе, идем мимо цели. Цель – это Царство Небесное. Господь Иисус Христос – путь, истина и жизнь. Он предлагает нам стать причастниками вечной жизни. Мы же своими поступками, своими действиями, направлением своей жизни часто пытаемся идти мимо. Но идти мимо Христа – значит, идти в смерть.

Так вот, когда мы, к сожалению, стремимся к смерти своими делами, поступками, Христос Воскресает и напоминает нам, что Он смертью попрал ту самую смерть, к которой мы стремимся, Он победил смерть и дал нам возможность стать победителями вместе с Ним, причастниками Его Воскресения. Он спасает нас от смерти и приглашает в жизнь. Он есть жизнь, и Он приглашает нас в жизнь.

Когда мы проходим через Великий пост, когда празднуем шествующую за ним Пасху Христову – праздников Праздник, нам важно помнить, что Христос пригласил нас в жизнь вечную, чтобы мы пребывали в ней вместе с Ним. Путь всей нашей жизни – попасть в жизнь, быть причастными жизни, жить. Для этого нужно бодрствовать. Вы говорили о том, что часто даже в праздник мы спим. И Господь нас будит не только через жизненные обстоятельства, но и через радость праздника. Трудно не проснуться, когда по всей земле звучит эта радостная весть: Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!

В Гефсимании, мы помним, апостолы спали, а Христос просил: «Не спите, бодрствуйте со Мной». Мне кажется, этот призыв обращен к нам все время, вне зависимости от времени года и праздников. Хорошо, если мы не спим. Но ведь, по мнению отцов, нужно находиться в осознанном состоянии, понимать, что происходит. Потому что смерть никуда не делась. Мы называем ее наглой смертью. Действительно, Христос победил смерть. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Все так. Но при этом мы продолжаем видеть, что зло в этом мире творится ежесекундно; происходит очень много боли, которую мы даже не способны осознать. Мы говорим: «Христос Воскресе!», памятуя обо всех кошмарах, которые происходят в жизни. Как от этой осознанности происходит осмысление Воскресения Христова?

– Сначала поговорим об осознанности и о том, насколько это важно. Эта добродетель называется трезвение, и это очень сложно обретаемая добродетель.

И это не связано с алкоголем.

– Естественно. «Вонмем», – возглашает диакон или священник перед чтением Священного Писания во время богослужения. Вот в этом состоянии «вонмем» нам нужно пребывать постоянно. Как? Путем духовного упражнения, постоянно возвращая себя из сонного оцепенения и пребывания непонятно где. Потому что «непонятно где» – самое страшное состояние. «Где ты был?», – спрашивают человека, который задумался. А он даже сказать не может, где был: мысли витают одна за другой.

«Мои мысли, мои скакуны».

– В своих мыслях пребывал, со своими скакунами скакал. А реальность-то здесь, люди реальные здесь, нужда здесь, любовь здесь, все здесь. Придумывать себе какие-то миры, как часто делает человек, создавать свою реальность – неправильно. Это путь в никуда, а значит, путь в смерть, потому что это мимо цели. Здесь и сейчас любовь. Здесь и сейчас жизнь. Здесь и сейчас радость. Здесь и сейчас боль. Здесь и сейчас нужно быть. А для этого нужно постоянно возвращать себя, чтобы присутствовать здесь и сейчас. Это очень сложно, но это то, без чего христианину нельзя сподобиться Царства Небесного.

Вопрос телезрительницы Ирины из Ярославля: «Все церковные праздники мы отмечаем как дату. Например, Рождество Богородицы: установлено какое-то число, когда это произошло, и мы отмечаем это событие как память. А вот Пасха – такое событие, которое происходит, во-первых, в разные даты; во-вторых, оно именно сейчас происходит с нами. Мы переживаем каждый год по-новому страдания Христа, схождение огня. Это происходит во всем мире и каждый год. Получается, что Христос Воскресает каждый год. Это настолько непонятно и таинственно!.. Как это понять? Он вроде бы уже давно Воскрес, но опять происходит Его Воскресение. Это для каждого из нас нужно, для всех поколений? Он дает нам какую-то силу? Почему Воскресение Христово происходит каждый год? Слава Богу, конечно».

– Замечательный вопрос. Прошу обратить внимание, что в Церкви есть очень важный символ – круг. Круг – это символ вечности, он замкнут. Это не беличье колесо, это вечность. Когда венчают пары, их трижды обводят вокруг аналоя. При Крещении уже крещеного человека обводят вокруг купели тоже три раза. Три – число полноты церковной, число Святой Троицы и символ вечности.

Наша богослужебная жизнь устроена так, что каждый день – это тоже символ вечности, как и каждая неделя, как и каждый год. Богослужения в течение дня (часы, повечерие, полунощница, вечерня, утреня), седмичный круг богослужения (то есть круг Октоиха, когда каждый день посвящен тому или иному событию или святому, и воскресенье – всегда день, когда Воскрес Христос), богослужебный год – это как символ вечности.

Христос не только Воскресает каждый год (Он Воскрес единожды, но мистически это происходит каждый год), но Он мистически и рождается каждый год (ведь чтобы Воскреснуть, Ему нужно сначала родиться), крестится в Иордане каждый год. Произойдя единожды, это происходит ежегодно мистически. В вечности это происходит. Это удивительно, и это очень сложно постичь, это фактически непостижимо. Это область молчания, апофатического богословия.

Так же за каждой Божественной литургией Господь за грехи мира закалается и Воскресает. Каждая Божественная литургия уникальна. Христос на Небесах с ангелами и всеми святыми совершает Божественную литургию в то время, когда она служится в каждом храме. Это удивительно! Таково наше святое Православие. Такова суть нашей веры. Все события, которые мы празднуем в течение богослужебного года, мистически происходят. Это и воспоминание, и реально произошедшее событие, которое, произойдя единожды, мистически происходит каждый год.

Как это вместить? Это парадокс. Христианство – религия парадоксов. Но на этих самых парадоксах строится наша вера. Когда окунаешься в это, когда переживаешь эти парадоксы, радость Рождества Пресвятой Богородицы и Ее Успения, Рождества Господа нашего Иисуса Христа и Его Святого Воскресения и все остальные события, произошедшие ради нашего спасения, – понимаешь, как это хорошо.

Представьте, если бы мы только раз в жизни сходили на Исповедь и все. Какой бы багаж у нас был? Как бы мы с этим багажом оказались в Царстве Небесном? Он бы утянул нас на самое дно.

Христос пришел в этот мир ради спасения нас, грешных. Как определить ту степень греховности, когда я все равно готов услышать Господа, а не стыжусь посмотреть на образ Божий, взглянуть Ему в глаза?

– В какой бы степени греховности мы ни находились, Господь призывает нас идти к Нему, просить у Него прощения и пребывать с Ним, в Нем сегодня, завтра и во веки веков. Как бы человек ни нагрешил перед Богом, у него всегда есть возможность покаяться. Мы помним, что Иуда раскаялся, но пошел и повесился. А апостол Петр покаялся и побежал ко гробу, узнав, что Господь Воскрес. Стыдно ему было? Конечно, стыдно. А потом Петр бросился в море, когда узнал, что это Господь стоит на берегу. Вот два примера. Но мы должны всегда выбирать путь апостола Петра. К сожалению, мы предаем Бога своей жизнью довольно часто, но Господь дает нам возможность, принеся Ему покаяние, пребывать в Нем, с Ним всегда: сегодня, в данный момент, завтра и во веки веков.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс