Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда Вы предложили тему нашей встречи, я попытался хоть что-нибудь найти в интернете и задал вопрос поисковой системе: «Где встретить Воскресшего Христа?» Ответы были самые разные: что такое Воскресение Христово, Кто такой Христос... Но ответа на вопрос, где Его встретить, я не нашел. Наверное, здесь можно поговорить и о том, как молиться после поста, потому что мы привыкли уже к великопостным молитвам. Ну и, конечно, что значит для каждого из нас Воскресение Христово? Ведь мы продолжаем жить в мире, в котором Христос победил смерть. Ад, где твое жало? Смерть, где твоя победа? Но смерть-то на земле никуда не делась. И кажется, что Воскресение Христово – это просто очередной праздник, но ничего не изменилось в нашей жизни. Что же такое на самом деле для человека Воскресение Христово, и где найти Воскресшего Христа?
− Да, когда я вам сказал, что мы разберем эту тему, то потом сам задумался, а что я буду говорить? Ведь, чтобы рассказать о своей личной встрече, о знакомстве со Христом, не хватит одной передачи, тут целую книгу можно написать. Каждый из нас к этой встрече когда-то подойдет, либо уже подошел, уже встретил Христа и живет по тем заповедям, которые услышал из уст Христовых.
Христос Воскресе! − Воистину Воскресе! Воистину − это же истина в квадрате! То есть не просто: «да, Он Воскрес», а «Воистину Воскрес!» отвечают люди, не видевшие Воскресшего Христа. Откуда же такое знание? Откуда такая уверенность в том, что Он Воскрес? Да, мы читаем книги, Библию – это прекрасно. Но, когда умирает человек, то говорить его близким о воскресении всего человечества тяжело, я знаю это прекрасно. Вот лежит человек во гробе, для его близких он мертв. О каком воскресении может идти речь? «Батюшка, зачем вы нам эти сказки или фантазии о будущем рассказываете? Чьи-то размышления, философию? Мне сейчас больно потому, что умер близкий человек». И, конечно же, чтобы люди поверили в то, что Христос Воистину Воскрес, надо им взять в руки Евангелие. Если мы не верим Евангелию, а просто размышляем о том, будет воскресение из мертвых, или не будет, если нас это не волнует, или от нас это очень далеко, − то нам даже не нужно пытаться это объяснять, бесполезно. А кто заинтересовался своим будущим, заинтересовался тем, что с ним будет после его временной жизни здесь, то, ища ответ на этот вопрос, он откроет Библию. И тогда-то Господь откроется ему через Евангелие, через те слова, которые мы слышим на Пасхальной Седмице, где говорится о Воскресении Иисуса Христа.
Недаром президенты многих стран во время инаугурации кладут руку на Библию, читают определенную молитву. На Библии клянутся в том, что будут говорить правду и только правду.
Если мы все-таки берем за основу нашего общения с людьми Библию, то в ней мы видим, по сути, весь наш Символ веры. Начиная с того, как Господь говорит змию о жене (Еве), что Семя ее сотрет главу его; и до конца Библии, где есть самые прекрасные слова в Откровении Иоанна Богослова: Ей, гряди, Господи Иисусе! То есть все ожидания Мессии, Его Рождение, Вознесение и Второе Пришествие.
И вот как доказать людям, что Христос Воскрес? А ведь доказательств этому очень много. Есть книга Иосифа Флавия, он описывает это событие как историк. Есть сама Библия, где свидетели тех событий говорят об Иисусе, Который был похоронен в гробнице, о Его Воскресении. Мы сейчас не будем брать исторические данные, потому что если мы будем говорить как историки, то тогда мы должны поехать на то место, где Он был распят, сходить в храм Гроба Господня, зайти в кувуклию, посмотреть гроб, − а он пустой! Как это, гроб пустой? Единственная гробница, помимо еще гробницы Богородицы, где нет костей, где нет тела, нет мумии, где нет вообще ничего. Даже пелен, в которые Он был обернут, нет. Тогда мы задаемся вопросом: а где же Тело? Если мы откроем Евангелие, то там прочитаем про ангела, который сказал женщинам: вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он Воскрес. Мы смотрим на место, где Он был положен, − Его там нет. И слышим ангельский голос: Он Воскрес! И мы тоже можем сказать: «Что вы ищете мертвого среди живых?»
Вопрос от Дмитрия из Донецка: «Скажите, пожалуйста, когда читаешь вечернее и утреннее правило от Пасхи до Вознесения, там есть небольшая молитва. Надо ее читать, а само вечернее и утреннее правило не читать? И еще один вопрос: когда читаешь молитву и вдруг запнулся, или что-то отвлекло, то нужно начать читать сначала, или можно продолжить с того места, где прервался? И Пасхальное песнопение тоже нужно все время исполнять?»
− Вот люди, прошедшие через боль, страх, страдания и смерть. И там, на передовой, находятся наши ребята. И мы молитвенно сопровождаем их всегда. Как второй бронежилет, наша молитва, в каждом храме звучит молитва о наших воинах. И, конечно, о всех, кто находится на этой территории. Это наша Святая Русь.
Вы спросили про молитву. Когда мы с вами садимся за руль автомобиля, мы знаем, что есть правила дорожного движения. Но почему-то мы не читаем эти правила перед тем, как сесть за руль, они находятся у нас в голове. Мы понимаем, что на красный свет ехать нельзя. Я не отменяю чтения вечерних и утренних молитв, эти молитвенные правила должны стать нашим внутренним молитвенным состоянием. Ведь чтение молитв – это разминка, это еще не сама молитва. Это мы читаем, учимся произносить правильно слова, размышлять об этих словах, потому что если вы читаете на церковнославянском языке, то некоторые слова вам могут быть непонятны, для ума будет непонятно, что это за «иже еси на Небеси»? Поэтому лучше всего, как предлагают нам святые отцы, найти те молитвы, которые вы уже запомнили, как «Отче наш», и те молитвы, которые трогают сердце, как великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина. Она тронула сердце даже Александра Сергеевича Пушкина, и уж наверняка и нашего сердца коснулась. Вот эту молитву надо не то, что знать, – ей надо жить! Каждую молитву нужно проживать. Лучше взять сначала несколько молитв, например, «Отче наш», Трисвятое, какие-то вечерние молитвы, понять, о чем там идет речь, а потом попробовать убрать молитвослов. И когда размялись немножечко, почитали, и у вас тишина в сердце наступила, – вот тогда и начинается общение с Богом. Когда тишина, когда мы уже не говорим ничего. Потому что если, например, я буду все время говорить, то вы будете слушать, но вас я не услышу, а должен быть диалог. И здесь суть именно в том, чтобы суметь настроиться на общение с Богом, сочетать наш ум с сердцем.
Афонские старцы, святые и многие исихасты, которые знали молитву Иисусову и ей пользовались, учат нас тому, что бывает момент, когда надо помолчать. И это именно тот момент, когда мы начинаем молиться. Представляете, в тишине творится молитва уже не умом, а сердцем.
Вопрос от Николая из Ярославской области: «Я, бывший атеист, говорю, что Христа я в своей жизни встретил. Удивительно то, что мы даже сейчас порой не понимаем, почему первым вошел в рай разбойник. Да потому, что он первым поверил в Иисуса Христа. В тот момент вообще никто не верил, что есть Царствие Небесное, есть Сын Божий. А он поверил, и поэтому первый вошел в рай».
– Да, есть одно из самых простых мест, где можно встретить Христа, – это Евангелие, Слово Божие. Поэтому Евангелие печатается самым большим тиражом во всем мире. Пока мы разговариваем, несколько сотен экземпляров этой книги издано. Евангелие печатается для того, чтобы люди через Слово Божие встретились со Христом. Трудно просто так увидеть Его на улице, мы не можем увидеть Его друг в друге. Хотя на Афоне братия, когда встречают кого-то, говорят: «Видел брата – видел Христа». То есть они уже дошли до такого духовного состояния, что видят в другом человеке образ Божий. Ведь это самое главное – найти в человеке образ Божий, но для этого надо самому очиститься, сначала надо свое око очистить. Пока я осуждаю брата своего, пока во мне живет какое-то непрощение, нелюбовь, – я не смогу увидеть в другом человеке Христа, даже ангела-то не увижу. Я буду видеть в нем просто человека, который мне мешает жить, или заставляет делать что-то, что я делать не хочу. Но чтобы увидеть в нем Христа? Боже упаси! Поэтому пока мы себя не очистим, мы и Христа не увидим. Чистые сердцем Бога узрят, а другие только готовятся к этой встрече.
Я не говорю, что у меня сердце чистое, я также хожу с покаянием и плачу о том, что я – недостойнейший из всех людей. Но Евангелие дает мне надежду, оказывается, через Евангелие самым простым способом можно встретиться с Богом.
Но давайте подумаем, как мы еще можем встретить Христа? Мы можем встретить незнакомца, который вдруг нам скажет какие-то важные духовные слова. Так, не назидая, иногда Господь посылает нам удивительные знаки в жизни. Это может быть человек, просто проходящий мимо, стоящий рядом с тобой в очереди. И он может дать тебе какую-нибудь иконочку, что-то такое сказать, чтобы ты задумался, а есть ли Бог в твоей жизни? – и начал Его искать.
Как встретиться со Христом? Для этого надо хотеть этого. Ведь иногда получается, как в песне, что мы в кино Его ищем, а Он ждет нас у аптеки. И мы все время проходим мимо этих путей Господних. А Христос-то ждет, конечно же, Он в ожидании. И самое удивительное, как написано в Евангелии, Он ждет у нашего сердца. У каждого человеческого сердца Он стоит, стучит и ждет, не отворят ли?
Помните, по дороге в Эммаус Христос явился двум путникам. Шли они и разговаривали о событиях последних дней и не заметили, как к ним приблизился Сам Иисус. Они не узнали Его. Меня это Евангельское повествование всегда удивительно трогает. Они потом только Его узнали.
– Да, и эти два путника еще раз доказывают нам самое главное, в чем познается Христос. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
Они узнали Его в преломлении хлеба. По дороге Он был для них простой человек, они с Ним разговаривали, но не узнавали Его, хотя сердце их горело. Он им рассказывал Евангельские откровения, рассказывал о Ветхом Завете, о пророчествах. Знаете, это, можно сказать, был урок богословия Ветхого Завета. Если бы кто-то из вас прочитал все пророчества Ветхого Завета о Христе, то Евангелие вы бы читали очень легко, вам было бы понятно, откуда идет то или иное повествование в Новом Завете.
Но путники узнали Христа только через преломление хлеба. А это что? Это Литургия. И это еще один способ узнать Христа в нашей жизни – через Литургию, то есть через Причастие. Но к Причастию нужно готовиться, и не сразу ты, может быть, прочувствуешь в себе Христа. Священник говорит тебе, что ты принимаешь Тело и Кровь Христовы. Конечно же, мы в это верим и исповедуем. Но тому, кто, может быть, впервые принимает Тело Христа в свои уста, как объяснить, что он принял сейчас живого Христа? Как его уму понять, что он причастился живым, Воскресшим Христом? Ведь это безумие для неверующего. Попробуй-ка, скажи кому-то, что ты сейчас вкушаешь тело живого человека... Поэтому, когда Господь говорил: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни, то многие люди даже ушли от Него, соблазнившись, что Он такое говорит? И апостол Павел добавляет: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. И причащающийся может принять Причастие в свое осуждение, а от этого и болеют, и даже умирают. То есть нужно к Причастию готовиться, ум надо готовить. А как его готовить? Чтением Евангелия, опять же, потому что молитва – это хорошо, это правильно, но чтение Евангелия заставляет размышлять, заставляет умом быть в том месте, где происходит тот или иной Евангельский сюжет.
И вот дальше мы видим, как Христос является женам мироносицам. И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Когда женщина рожает, она испытывает боль, но потом, когда родит ребенка, – уже нет боли, но есть одна радость. Так и жены мироносицы буквально несколько часов назад плакали о Христе, о Его смерти. Они идут с благовониями к Его могиле, но она пуста. И вдруг им является Сам Христос! Какое в голове у людей должно произойти преображение, переворот, метаморфоза. Они шли к Нему мертвому, а встретили Его живым. Вот это радость! И потом они уже не боялись смерти, потому что Христос Воскрес. Теперь и мы должны рядом с ними пройти этот путь. Взять благовония, пойти в церковь, причаститься, поискать Бога, и, может быть, мы и прочувствуем этот момент радости от общения с Ним. Но эта радость не где-то там, в пасхальных застольях. Сколько людей приходит на освящение снеди? Мы говорим, что у нас 90% верующих.
Да, но только на богослужение в Светлое Христово Воскресение из этих сотен тысяч людей в храм приходит значительно меньше. И вот поэтому у меня и возникает вопрос: мы можем с уверенностью сказать, что еще миллионы и миллионы людей не знают о Христе ничего кроме того, что был такой Мессия. И когда мы приходим в храм и на Пасхальном богослужении восклицаем: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!», то это наше исповедание может как-то повлиять на то, что появится еще один человек, пришедший ко Христу. И это уже хорошее дело. Но ведь на самом деле этого не происходит. И как нам встретить Христа, где нам Его встретить так, чтобы еще миллион человек вместе с нами воскликнули: «Христос Воскресе!» именно от всей души, а не потому, что фраза красивая?
– Ну, нам не дано знать времена и сроки, когда Господь встретится с сердцем другого человека, поэтому мы должны всеми возможными способами, через культуру, через искусство, через спорт…
Через личный пример...
– Да, в первую очередь личный пример – это основная задача как священника, как и тех людей, которые уверовали во Христа. Когда истинно верующие говорят: «Воистину Воскресе», то они действительно чувствуют Воскресшего Христа в самих себе, чувствуют через таинство Причастия. И это не просто уже возглас, это должно быть твоей христианской природой. Ведь когда ты кушаешь что-то вкусненькое, тебе же нравится; когда ты съел шоколадку – ты зарядился энергией счастья. А здесь ты Христа вкусил, да еще и бессмертного! Какое должно быть счастье!
И было еще две встречи Христа с апостолами. Одна из них – когда апостолы, опасаясь преследований со стороны врагов Иисуса, заперли двери, то вдруг Сам Иисус мгновенно явился, стал посреди них и сказал Свое обычное приветствие: «Мир вам!»
Я, рассказывая детям о том, как Христос пришел к апостолам, которые находились за закрытыми дверями, спрашивал: «Представьте себе, деточки мои, что и сейчас Христос может войти к нам! Он же живой? – Живой. – Он может повторить то же самое, что сделал 2000 лет назад? – Может. – Вот сейчас Он войдет через закрытые двери к нам и скажет: здравствуйте, дети! Что вы Ему скажете в ответ? – Христос Воскресе!» Дети чувствуют, понимают, что они возрадуются, а не испугаются Христа. А что скажем мы, когда увидим Воскресшего Христа? А мы Его встретим однозначно, если не при жизни, то на 40-й день после смерти, день частного суда, когда мы уже встретимся с Иисусом тет-а-тет, и кроме молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», вряд ли мы что-то сможем еще произнести, по крайней мере, я говорю про себя.
А Фома взял и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, – не поверю!» И за эту горячность ведь Господь его не укорил, он просто сказал: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Поэтому Фома – это не человек, который сомневается, а это…
– Горячий человек, который ждал с Ним встречи, он был настолько поражен этим пророчеством – «Меня убьют, меня распнут, и Я в третий день воскресну», и он ждал этого момента. Но Фома не был на первой встрече учеников со Христом, и он усомнился. По-человечески это понятно, и Господь говорит ему слова, которые и к нам относятся: блаженны невидевшие и уверовавшие. Ведь если Господь сейчас явится всем, то уж мы точно в Него поверим, но это будет уже Второе Пришествие, это будет уже Суд, и никаких отговорок у нас уже не будет, типа: «Ой, вы знаете, мне надо было собачку покормить, мне надо было поработать, и я не успел в церковь сходить…». Нам будет очень тяжело отвечать на вопросы Страшного Суда о том, где мы были и что делали в этой жизни…
И еще одна встреча. Это явление Воскресшего Христа на море Тивериадском, когда апостолы ловили рыбу, а Христос стоял на берегу. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море ... Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.
И трижды Господь спросил у Петра: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. И здесь Петр вспомнил, как он горько плакал, предав Христа. Но ведь Господь не сказал ему: что же ты натворил? Он не укорил его, Он проявил любовь.
Просим Вашего благословения нашим телезрителям!
– Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!
Записала:
Полина Митрофанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.