Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Каждый разговор о главном таинстве – Святом Причастии – всегда очень интересный. Но в связи с этой темой возникает много не то чтобы недоумений, но вопросов. Я встречался с таким мнением, что в современных условиях, в условиях цейтнота очень тяжело держать пост три дня перед Причастием, вычитывать все правила на церковно-славянском языке. Я просто передаю те недоумения, которые я прочитал в интернете. Понятно, что, наверное, условия подготовки к Причастию всегда были более-менее одинаковыми. Почему же в современной практике возникают вопросы о подготовке к Святому Причащению?
– Прежде всего, человек, приступающий к Чаше Христовой, должен понимать, что это, каким таинствам он приобщается, какою ценою Бог дает ему это сокровище и что в его жизни это сокровище значит. В этом отношении, конечно, наша жизнь в корне поменялась по сравнению с практикой древней Церкви. Безусловно, жизнь современного человека – это постоянный информационный шум, постоянная беготня и суета. Но Христос не меняется. Христос всегда один и Тот же, и верующие приходят ко Христу как к источнику своего спасения.
Мы имеем основания в Евангелии, где Сам Христос говорит, что, если человек не будет причащаться Тела и Крови Христовых, то не будет иметь жизни в себе. В частности, людям, которые собираются причаститься Святых Христовых Таин, не помешает прочитать главу 6 Евангелия от Иоанна, где это сказано прямым текстом. Получается, что мы остаемся мертвыми, если не причащаемся Святых Христовых Таин. Поэтому вопрос о том, причащаться или не причащаться, для православного христианина не стоит. Христос зовет, Христос говорит, что это единственный путь, единственный способ приобщиться Богу, приобщиться жизни вечной.
В древней Церкви христиане жили единой общиной, ежедневно зачастую собирались и приобщались Святых Христовых Таин или делали это не реже одного раза в неделю на воскресном собрании. У современного человека это не так. Давайте прежде всего выведем границы безопасности, которые существуют по поводу частоты причащения Святых Христовых Таин. Нельзя причащаться чаще одного раза в сутки. Об этом нужно помнить. Если мы берем практику древней Церкви, то там сказано, что христианин, который без уважительной причины трижды пропустил воскресное собрание и не причастился, при этом не называет причины, почему не причащался, то он автоматически исключается из состава Церкви, потому что добровольно отпадает от того живительного источника, который получает в Чаше со Святыми Телом и Кровью Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа. Древняя практика говорит о том, что нельзя причащаться чаще одного раза в сутки и реже одного раза в три недели.
После Февральской революции действительно была Евхаристическая трагедия нашего народа. Она отчасти и привела к тому, что русское общество, вроде бы формально полностью христианское, я сейчас говорю про Российскую империю, от Христа отпало, потеряв при этом больше ста тысяч духовенства в гонениях. Безусловно, оно приобрело огромный сонм мучеников и исповедников российских, которых сейчас прославляет наша Церковь. Но люди причащались редко. Даже возникло такое правило, что причащаться можно было не чаще одного раза в шесть недель. Честно, я не помню, откуда оно такое возникло, но некоторые прямо даже говорили, что тот, кто причащается чаще одного раза в шесть недель, грешит.
Минимальное количество причастий государством тогда устанавливалось в количестве одного раза в год. Если чиновник, например, не приносил из храма справку, что он причастился хотя бы один раз в год, то он не имел права занимать государственную должность. Понятно, если это был православный человек. Здесь, конечно, это все заканчивалось некой выхолощенностью отношения к Причастию, и люди потеряли первохристианскую добродетель частого приобщения Святых Христовых Таин.
Сейчас движение идет в лучшую сторону. Потому что, как правило, человек, который живет в Церкви, старается приобщаться на воскресной службе. Во всяком случае я знаю много таких людей – и по опыту своего храма, и многих других храмов, где священники ведут активную миссионерскую деятельность, объясняют людям, как надо жить со Христом. Чаще всего, если идет воскресная служба, то на этой службе причащается 2/3 храма. У нас обычно причащается 2/3 нашего храма, 2/3 нашей общины.
Такая современная практика, когда человек причащается один раз в неделю или один раз в две недели, мне видится наиболее удачной. Да, много суеты и дел, но современная подготовка ко Святому Причащению является вполне подъемной. Если задать вопрос священнику: «Батюшка, как нам подготовиться ко Святому Причащению?», то священник скорее всего скажет, что нужно три дня попоститься, а по-простому это означает не есть мясного и молочного, прочитать последование ко Святому Причащению и три канона: канон покаянный, канон Богородице и канон ангелу-хранителю. В принципе это довольно небольшое правило. Понятно, что каждый человек по-своему молится, но в среднем, наверное, это правило займет около часа времени. У кого-то полчаса, у кого-то полтора часа, но это подъемная нагрузка.
При этом грамотный батюшка всегда посоветует человеку, особенно еще не имеющему большого опыта в прочтении церковно-славянского текста, церковно-славянских молитв, разделить это правило на те три дня или хотя бы на один день: часть прочитать вечером, а часть – утром в сам день Причастия, чтобы это не было тяжелой ношей. Время говения (а это замечательное слово означает «к чему-то готовиться»), время подготовки ко Святому Причащению очень гармонично проходит, если мы возьмем это правило ко Святому Причащению и в течение этих трех дней начнем читать: один-два канона в день, а накануне можно даже и часть правила ко Святому Причащению прочитать до молитв, а молитвы – непосредственно в сам день Причастия с утра, чтобы утром, встав, помолиться, подумать, помыслить о том, что сейчас будет происходить, как мы будем встречаться с Богом.
Я понимаю тех священников, которые стараются людям объяснить, насколько велико то сокровище, которое находится в Чаше. Один мой знакомый батюшка пользовался следующим интересным приемом. Когда человек подходил, он мог его спросить: «Скажи, пожалуйста, что находится в Чаше?» Я не советую пользоваться такой практикой. Не потому, что у нас люди, которые приходят ко Причастию и не знают, что находится в Чаше и что происходит, а потому, что люди иногда просто бывают скромными, и для них это бывает неожиданно, бывают такие, кто не может даже двух слов связать, а тут батюшка тебя перед Чашей останавливает и спрашивает: «А ну-ка, скажи мне, пожалуйста, что в Чаше находится?»
Практика нашей Русской Православной Церкви в плане обязательной Исповеди перед Причастием как раз является той самой границей, тем самым алгоритмом, который помогает самому человеку и священнику понять, готов ли человек ко Причастию или нет.
Сейчас очень модно говорить, что, например, в Греческой Церкви есть традиция не исповедоваться перед Причастием, а исповедоваться только у своего духовного отца и перед Причастием исповедоваться только в том случае, если у тебя есть тяжкие грехи. Но я могу сказать, что для нашего современного русского общества эта практика совершенно не подходит, потому что это закончится тем, что просто все не пойдут на Исповедь, раз необязательно исповедоваться, и очень многие окажутся перед Чашей, совершенно не понимая, что действительно находится в Чаше и какое таинство сейчас в данный момент происходит. Исповедь перед Причастием необходима. Если кто-то хочет исповедоваться у своего духовного отца, а причащаться без Исповеди, во-первых, должен получить на это благословение у своего духовного отца, а во-вторых, не стоит этого делать, потому что это будет соблазном для других. А апостол говорит: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Исповедь перед Причастием необходима, особенно если человек не имеет опыта глубокой духовной жизни. Именно в момент Исповеди священник должен объяснить ему, к чему он подходит, спросить его, как он готовился, постился ли, молился ли. Если человек ему говорит, что по какой-то причине не постился и не молился, то в индивидуальном порядке под свою духовную ответственность священник принимает решение, можно ли такого допустить до Причастия.
Конечно, здесь бывает следующая ситуация. Если человек причащается каждую неделю, а перед Причастием существует трехдневный пост, он может сказать: «Как же так батюшка? Мы и так постимся среду и пятницу. Если надо поститься три дня, то получается, что я должен поститься почти всю неделю: в среду, четверг, пятницу и субботу, чтобы в воскресенье причаститься». Понятно, что, если кто-то регулярно причащается Святых Христовых Таин, то он на это должен получить благословение своего духовника, потому что общаться со Христом, иметь с Ним близкую связь – серьезная христианская ответственность. Мы еще чуть позже поговорим о том, насколько человеку бывает вредно причащаться, если он к этому не готов, если он приступает к Святым Христовым Таинам без рассуждения.
Но, если человек причащается регулярно, то должен согласовать послабление вот этого трехдневного поста со своим духовником или, по крайней мере, с тем священником, у которого он чаще всего в храме исповедуется перед Причастием. Это важно и нужно. Здесь не нужно своевольничать, самочинничать, самому принимать решения. Это ответственность духовенства. Минимальный трехдневный пост и подготовка рассчитаны прежде всего на тех, кто вопреки рекомендации причащаться не реже одного раза в три недели, причащаются реже. Кто редко приступает ко Святому Причащению, один раз в месяц или реже, тому попоститься три дня – дело святое. Кто причащается раз в неделю или раз в две недели, должен согласовать трехдневный пост со своим духовником. На мой взгляд, причащаться полезно каждое воскресенье и в церковные праздники, важные для человека (будь то двунадесятый праздник, или день ангела, или какой-то значимый день в жизни).
Больше всего у меня как у священника вызывает чувство жалости, когда приходит большое количество народа в родительскую субботу (в этот Великий пост будут две родительские субботы), но люди не причащаются. Они приходят, чтобы помянуть своих родных и близких, помолиться об их упокоении, но при этом сами не вступают в общение со Христом. Тут я чувствую потерю как пастырь, как священник. Потому что для того, чтобы что-то попросить у Христа, лучше в этот момент быть с Христом как можно ближе.
Можно напомнить о том, что священник, когда служит Литургию, всегда причащается. Миряне обычно этого не видят, алтарная перегородка отделяет его от прихожан. Но священник не имеет права служить и не причащаться. Мирянин имеет право присутствовать на Литургии и не причащаться. Такая молитва имеет право на существование, и Литургия как общее дело не перестает быть таковой. Но если есть возможность подготовиться к Причастию, имеет смысл это сделать. Еще раз повторю: ритм духовной жизни должен быть согласован с духовником.
Вы говорили, что можно присутствовать на Литургии и не причащаться. Зачем приходить на Литургию, если не причащаешься?
– Человек имеет возможность ходить на Литургию чаще, чем раз в неделю. Поэтому, если он причащается раз в неделю, а ходит на Литургию чаще, то в остальные дни он может не причащаться, а помолиться. Частое Причастие – это определенная духовная ответственность. Если ты причащаешься Святых Христовых Таин, ты должен не только принять эти Христовы Таины, но и сохранить их. Нужно ответственно относиться к этому таинству, к этому дару Христову.
Еще раз скажу, прежде всего нужно посоветоваться со своим духовником: «Батюшка, сколько раз благословите меня причащаться?» Допустим, батюшка благословит причащаться раз в неделю. А ты приходишь в храм, чтобы петь на Литургии. Когда я был юношей, часто ходил в храм просто для того, чтобы петь на Литургии. Я участвовал в Литургии, пел на клиросе, но в этот день не причащался Святых Христовых Таин, а причащался по воскресеньям у своего духовника.
Если человек хочет быть на Литургии, это благое желание. Но нужно помнить, что, для того чтобы причаститься, нужно подготовиться к этому таинству. Я обещал рассказать о том, как все-таки можно недостойно причаститься Святых Христовых Таин. Наверное, самое страшное (не побоюсь этого слова) причащение, о котором мы можем прочитать в Евангелии, произошло на Тайной Вечере, когда апостол Иуда, будучи одним из двенадцати, причастился Святых Христовых Таин, и в этот момент, как сказано в Евангелии, вошел в него сатана.
Если человек причащается и не рассуждает о таинстве Причастия Тела и Крови Господних, если он к этому не подготовился, со своей стороны не приложил усилие (понятно, что вычитать правило ко Святому Причащению и три канона – это некое формальное предписание, но в любом случае это духовный труд), не совершил духовный труд, нужно понимать, почему он так сделал. Может быть, он устал, или был болен, а, может быть, просто пренебрег этим, поленился.
Основное препятствие в общении с Богом – наша лень. Если бы мы не ленились трудиться духовно, то с Божией помощью решили бы многие свои духовные проблемы. А нам лень молиться. Учтите, настоящая молитва – это тяжелый духовный труд. Легче стоять у станка, чем по-настоящему молиться, сосредоточив свой ум в словах молитвы, очистив свое сердце, борясь со своими помыслами. Серьезный труд требуется перед Причастием, но современному человеку, привыкшему к комфорту и расслаблению, он дается нелегко.
Если ты не сделал со своей стороны то, что мог сделать, то в любом случае грешишь. Важен духовный режим. И важно перед Причастием все-таки потрудиться хоть немного. Это совсем небольшой труд по сравнению с жертвой Христовой. Но этот труд нужно приложить.
Ни лобзания Ти дам, яко Иуда…
– Это воспоминание о неправильном духовном настрое, когда человек подходит к Чаше и пытается каким-то образом получить от Христа не волю Божию, которая должна царствовать в жизни, а какие-то свои преференции. Что здесь может быть ужасного? Частенько бывает так, что человек часто причащается и начинает этим гордиться: мол, какой я молодец, духовно подвизаюсь; не то, что прочие мытари и грешники, которым лень отстоять службу. Можно такое лобзание дать. А можно и другое лобзание дать: «Господи, вот я сейчас причащусь, а Ты меня всю оставшуюся неделю храни. Я сделал то, что нужно Тебе, а дальше Ты, пожалуйста, делай все, что нужно мне». Потребительское отношение к Святому Причастию обесценивает это таинство.
Когда мы хотим, чтобы Господь действительно вошел в нашу жизнь, то, несмотря на то что мы должным образом подготовились, мы все равно должны подходить к Чаше как к милостыне. Как нищий, прося милостыню, делает это смиренно, потому что гордому никто ничего не даст, так и перед Причастием следует с искренним смирением просить у Бога этой духовной милостыни. Потому что вся наша подготовка и все наши духовные подвиги в этой жизни не стоят того дара, который нам взамен дает Христос. Если не будет этого малого с нашей стороны, тогда мы становимся лицемерами, потому что просим Господа войти в нашу жизнь, а сами ничего не делаем, даже малого молитвенного подвига не совершаем.
Следующий вопрос – по поводу великопостных богослужений. Во время Великого поста служатся Литургии Преждеосвященных Даров, очень большие утренние богослужения, уставные. Может быть, имеет смысл Великим постом чаще причащаться? Потому что мы и постимся больше. Или во время Великого поста перед Причастием все равно нужно усиленно поститься в течение трех дней?
– Я думаю, что усиливать пост нет необходимости. Более того, Великий пост очень удобно использовать. Потому что для некоторых именно эти три дня поста перед Причастием являются неким препятствием: они, может быть, прочитали правило, но, поскольку нужно поститься три дня, не причащаются из-за этого. А Великий пост – благодатное время, когда мы постоянно находимся в канве поста, поэтому прочитать правило ко Святому Причащению и припасть к дарам Христовым очень полезно и нужно во время Великого поста.
Я очень люблю Литургии Преждеосвященных Даров. С одной стороны, они грустные, нет таинства пресуществления Даров, тем не менее при всей настроенности великопостного богослужения все равно приобщаешься Святых Христовых Таин. И это интересный опыт. Потому что Литургия – это всегда радость, радостный шум: хор поет, диакон возглашает, люди стоят, рядом дети щебечут. А тут тишина, поется песнопение: «Да исправится молитва моя», кадило тихонечко звенит, все на коленях стоят. Такая тишина перед причащением Святых Христовых Таин – это полезный и важный духовный опыт общения со Христом.
Великий пост, с одной стороны, многого требует от нас. С другой стороны, дает альтернативу – более покаянное, более спокойное, более тихое общение со Христом. Великий пост – время тишины. И в тишине как раз проще подготовиться к принятию Святых Христовых Таин.
Когда мы приступаем к Чаше, каждый общается, что называется, со своим Спасителем. Благословите наших телезрителей на то, чтобы как-то по-особому приступать к Чаше, поменять свое мышление…
– Спаситель у нас один, просто каждый по-своему относится к Богу. Отношение к Богу может быть разным: кто-то больше Бога боится, кто-то больше Бога любит. Здесь может быть все что угодно, кроме пренебрежения и чувства, что я достоин причащаться. Дай Бог, чтобы мы с вами, братья и сестры, причащаясь Святых Христовых Таин, никогда не считали себя достойными, но всегда просили у Бога милости, снисхождения к нам, грешным, чтобы Он Сам пришел в нашу жизнь и спас нас.
Да, без нас Он нас не спасет.
Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.