Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (1293) → Игумен Фома (Василенко): Как сделать свою жизнь простой?

Игумен Фома (Василенко): Как сделать свою жизнь простой?

№12 (1293) / 24 марта ‘25

Беседы с батюшкой

Когда я готовился к передаче, то смотрел различные материалы и прочитал много советов. Например, о том, что в жизни нужно довольствоваться минимализмом, еда должна быть более простой, и так далее. Здесь речь идет не о духовной жизни, а, скорее, о том, как сделать свою обыденную жизнь не такой сложной. Ведь если в жизни есть сложности, то тяжело жить. А надо жить проще.

Но, мне кажется, чем старше я становлюсь, тем мне больше хочется жить проще не только в бытовом плане, но и в духовном.

− Когда идет разговор о простоте, мне на память всегда приходит история про художника. Сидит художник на Арбате и карандашом пишет для желающих их портреты. Люди подходят, видят, что он кого-то уже изобразил, платят деньги, посидят перед ним полчаса − и портрет готов. И вот один человек тоже сел, художник его карандашом изобразил, и говорит: «С вас пять тысяч рублей». Человек удивился: «Полчаса − и пять тысяч!» А художник ему в ответ: «Я здесь 30 лет сижу. Поэтому – 30 лет и полчаса».

Мне вчера прислали один видеоролик. Ведущий и молодая девушка сидят в студии, и он ей говорит: «Представь себе две аудитории, и в них идут какие-то семинары. В каждую аудиторию приглашено по лектору. В одной аудитории лектор – дьявол; в другой аудиторий лектор − Бог. Мы заглядываем туда, где дьявол, – там полный зал. Заглядываем туда, где Бог, − там сидят единицы, практически пустой зал. Почему так? А потому, что дьявол обещает людям достичь желаемого быстро и легко, а Бог обещает долгий и трудный путь. Поэтому Бог не популярен.

Говоря о простоте, которая человека увлекает за собой, мы имеем в виду то, что на самом деле он хочет жить легко и думает, что надо упростить жизнь, и тогда будет легче. Но святые отцы говорят, что та простота, о которой нужно говорить в Церкви, никак не связана с духовным невежеством. Напротив, она связана с просвещением. И чтобы этой простоты добиться, как говорит праведный Иоанн Кронштадтский, Бог нам день от дня прибавляет и прибавляет ума и знаний. А кто-то из святых даже сказал, что та простота, которая человеку нужна в вечности, − это как раз и есть то, о чем сказал Христос в Евангелии: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. А вот чтобы этой простоты добиться, нам нужно себя принуждать, всю жизнь провести в трудах.

Одно дело − простота, которая останется с нами в вечности и является свойством Божиим. И другое дело – так называемая простота light, такое легкое времяпрепровождение.

Вопрос от Ирины из Ярославля: «Была у меня в жизни одна коллега, и вредная, и высокомерная, мы ее все обсуждали, и даже были рады, когда ее сократили. И вдруг я узнаю, что эта женщина умерла. И тогда все, что было раньше, оказалось настолько мелким, настолько ненужным! Ее земная жизнь закончилась, и уже нет к ней никаких претензий, никаких обид. Все, нет человека, – и нет никаких ее плохих качеств. И я думаю, что, действительно, память о смерти должна быть, и тогда мы поймем, что мы здесь, в жизни, копошимся, − а ведь это все настолько не нужно! Может, я ошибаюсь, но такая мысль у меня возникла, и я хотела ей поделиться».

− Мысль правильная. Простота – это отсутствие суеты. Суета – это излишество. Преподобный Иоанн Лествичник говорит про обрезание, которое было в Ветхом Завете, когда излишек кожи удаляли с тела мужчин. У нас, христиан, обрезание заменено Крещением. Но прежде чем крестить человека, нужно его научить, и, так сказать, обрезать все лишние желания. А обрезание лишних желаний и приводит человека к Божественной простоте.

Мы говорили в начале, что не так-то это легко. Чтобы эту простоту приобрести, нужно учиться, трудиться, нужно перенимать опыт у тех, кто простоты достигли в своей жизни. И есть у святых отцов небольшие труды, посвященные простоте. Святитель Григорий Богослов, преподобный Ефрем Сирин, праведный Иоанн Кронштадтский об этом пишут.

Я себя не один раз ловил на мысли, что слова «простота» и «прости» − однокоренные. Когда меня обидели, то у меня буря в душе поднимается, и я думаю, как же мне теперь этому человеку сделать что-то еще хуже, чем он мне сделал, как ему отомстить? А нужно слово «прости» применить. Не усложнять самому себе жизнь изобретательством мщения. Ведь простить легко: просто – забудь! Ну, согрешил он − Бог его простит. Оставь нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим! Если я хочу, чтобы какие-то мои нехорошие проступки Бог воспринял легко и просто – да ладно, что с него взять? − то и мне нужно иметь такое состояние души, чтобы я мог поступать по отношению к своему обидчику так же, как и Бог по отношению ко мне. Бог же закрывает глаза, образно говоря, долго терпит, желая, чтобы я изменился. А бывает, Господь откладывает наказание, но потом оно все-таки случается. Вот и мне нужно такого состояния духа, души достигнуть, чтобы не изобретать, как отомстить кому-то за мою личную обиду. Здесь не идет речь о государстве, о семье. Речь о моей личной обиде. Не надо изобретать, усложнять, не надо носить в себе это злопамятство. Надо упростить жизнь!

В Ветхом Завете Господь учил людей: если что-то сделают тебе, то ты ответь тем же. Око за око, зуб за зуб. Но это не значит, что обязательно надо было мстить. Это просто было некое ограничение: если тебе глаз выбили, то ты можешь тоже выбить глаз обидчику, но – не больше! Господь понимал, что люди еще не готовы к тому, чтобы подставить правую щеку, если ударили по левой.

Вопрос от Евгения из Белгорода: «Известно, что все, что нас окружает, все сложные вещи, предметы – они все из чего-то состоят. Но всегда есть и то, с чего все началось, есть начало всего. А как раз начало всего − есть Бог. Получается, что самый простой – это Бог. А чтобы жить просто, надо начать жить по Богу. Но это уже совсем не просто. Как Вы это объясните?»

− Мы и говорим сейчас о том, что нужно учиться этому у святых отцов. Святые отцы говорят, как научиться душе жить в христианской простоте. Преподобный Ефрем Сирин, по-моему, говорил, что простота против лукавого должна быть с хитростью. Если кто-то против меня лукаво поступил, то уже я вижу, что это − лукавый человек, и жду от него, что и в следующий раз он может поступить так же. Преподобный Ефрем Сирин ссылается на Евангелие, где сказано: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. И он говорит, что простота против лукавого должна быть с хитростью. Но только против лукавого! А во всех остальных случаях нужно не мудрствовать.

Если лукавый что-то изобретает против нас, то нам нужно иметь змеиную мудрость. Но, опять же, эта мудрость нам может быть открыта, может быть нами усвоена, только если у нас есть детская простота, детское незлобие, ведь дети не замечают, что им что-то плохое сделали.

В житиях святых читаем и удивляемся, как им, например, братия в монастыре клопов подкидывала в постель. А святые терпели и ничего не говорили. Какое у человека должно быть терпение и незлобие, чтобы он не возмущался, не роптал! У святых людей одна цель – спасти свою душу. И все, что происходит во внешнем мире, они считают такой мелочью! И чем чище, проще становится человек, тем он считает себя достойнее всяких наказаний, обид, всяких притеснений и скорбных обстоятельств. Лишь бы только ему добиться желанной цели быть с Господом. А быть с Господом – значит, уже причаститься простоте.

Когда человек причастен простоте, незлобию, не желает отомстить другому, то он уже причастен Божественной природе. И он ничего другого и не хочет. Поэтому, если у него есть память о смерти, о том, как он предстанет на суд пред Богом, то на все остальное он уже не обращает внимания. Этот человек занят только тем, чтобы подготовиться к своему смертному часу, к исходу души из тела. Все силы свои, умственные, волевые, чувственные, он направляет на то, чтобы качественно к этому подготовиться. И этой простоты ищет.

А что такое простота? Надо брать книги и читать у святых отцов. Им это Духом Святым было открыто, они нам оставили духовное наследство, которое мы можем усвоить себе, если не ленится.

Мы читаем у святых отцов, что благодать Божия дает человеку возможность всегда быть довольным чем-то малым и в пище, и в одежде, и в жилье. Мы были у преподобного Саввы Освященного, спускались в келью преподобного Иоанна Дамаскина.

Пещера, гранитные стены, и вот представьте себе: когда нам душно, мы открываем окно, если нет кондиционера, − и немножко посвежеет. А в келье преподобного нет такой возможности, там окошек нет, там каменный мешок. В нем есть выступ, на который можно лечь, причем, чтобы лечь, − нужно свернуться калачиком, это назвать словом «лечь» даже невозможно. Но благодать Божия все восполняет, все эти внешние недостатки, неудобства. Человек этой благодати вкусил, и он рад тому малому, что у него есть. Он рад благодати, а все остальное уже не имеет значения.

А пример безблагодатного человека мы видим в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Сначала старухе корыто надо было поменять, а закончилось все тем, что золотая рыбка должна быть у старухи на побегушках.

Такое безблагодатное состояние ничем внешним заменить нельзя. Приобрел человек простоту – это и есть благодатное состояние.

Мы у святых можем увидеть какие-то внешние подсказки. А чтобы говорить об этом и понимать, о чем идет речь, нужно это пережить опытным путем. А опытным путем чтобы пережить, нужно себя все-таки стеснять. У нас есть церковный устав, и он регламентирует нашу духовную жизнь. Надо подчиняться церковному уставу в простоте, без рассуждения: зачем сейчас эти службы, эти поклоны, это воздержание от пищи? Это уже мудрование человеческое. Ты же даже не попробовал следовать уставу. А ты попробуй! А потом уже можешь говорить: «Я все попробовал, я все сделал, что Церковь велит – и все без толку». Но так не будет. Если человек начал жить в простоте, без каких-то своих рассуждений, а просто подчинился церковному уставу, то благодать Божия его подхватывает, и на первом этапе он реально не чувствует своего тела, у него как будто крылья за спиной вырастают, он готов горы свернуть. Настолько у него преизобилует эта Божественная энергия, что весь мир готов на руках носить, всех готов любить, всем благотворить. А бывает, что потом Господь такое состояние немного как бы приглушает. И тогда человеку нужно, как рыбаку, у которого парус обвис и ветра нет, − брать весла, и грести. Господь дает ему потрудиться, но при этом Он его не оставляет.

Вспоминается история, как некто увидел позади себя еще чьи-то следы. И Господь говорит: «Это Мои следы рядом с твоими». «Но здесь, − говорит человек, − я вижу только одни следы, в мои самые трудные жизненные моменты». На что Господь ему ответил: «В самые трудные моменты Я нес тебя на руках!»

А мы думаем, что в самый трудный момент Бог нас оставил, мы же не понимаем, на самом-то деле, что там происходит, в духовном мире. Он для нас закрыт. И мы думаем, что когда нам трудно, то мы сами справляемся со своими трудностями, берем весла и гребем. Но Господь говорит: «Нет, это Я тебя на руках нес». Загадка в том, что нам не очень понятна природа духовных событий в нашей жизни.

Святитель Тихон Задонский говорит, что познать свою душу – это наука из наук. А мы же ленивые в основном. Нам хочется, чтобы было, как в истории с лектором − дьяволом, который говорил, что он даст нам все и сразу, и быстро успех у нас будет. А где Бог – там долго и трудно.

Хочу еще один момент здесь затронуть. Мы часто любим что-то придумывать в своей жизни, о чем-то мечтать, фантазировать. Еще можем проявлять остроумие, и все это считаем креативностью. Я никоим образом не умаляю таланты людей, но ведь бывает так, что и талант человеческий превращается в такое мечтание. Расскажите, пожалуйста, об этой проблеме, потому что мы все, миряне, подвержены этому.

– Когда человек готовится к Исповеди, то остроумие, например, входит в перечень грехов, оно там упоминается. И еще есть такой грех, как потеря простоты. Когда человек готовится к Исповеди, он может почитать, например, книгу о подготовке к Исповеди отца Иоанна (Крестьянкина). Но нужно читать ее внимательно, если у вас хватит сил на это. У меня сил не хватило, я просто не поднял, как говорится, этот груз. И есть такой грех, как потеря простоты, есть грех остроумия, а есть грех самолюбования: «Я так сказал!»

Святитель Феофан Затворник перечисляет те камни, о которые человек может споткнуться. Среди них – культурность и образованность. То есть, культура, образованность могут заслонить собой образ Бога. Одно дело, когда мы воспринимаем образованность как возможность вернуть образ Божий. А вернуть образ Божий можно как? Только в Церкви. Вне Церкви это невозможно. Вернись в Церковь, там все есть!

Мы с вами говорили перед передачей о том, что мы крестились уже во взрослом возрасте, после 20 лет. Я приходил в храм, и видел там одних бабушек. Такая была ассоциация у меня: Церковь – значит бабушки. И раз в Церковь одни бабушки ходят, то какой в ней прок? Ладно, крещусь я, чтобы можно было крестик носить. Тогда из-за моего невежества я про Церковь ничего не знал. А потом, когда уже стал немного читать, записался в церковную библиотеку, то я открыл для себя этот океан, безбрежное море мудрости Божией. Я понял, что Церковь – это отнюдь не только бабушки.

Важно прислушиваться к мнению тех людей, кого Церковь назвала святыми. Не все из них оставили нам письменные творения. Но если такие творения святых есть, то можно смело брать их и читать. Это будет такая пища для души, что человек восклицать, восторгаться будет! Душа будет радоваться, что ее начали, наконец-то, кормить.

О простоте преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что такая образцовая простота была во времена преподобного Антония Великого. Была она и у нас, в Оптиной пустыни, во времена преподобного батюшки Амвросия, преподобного Анатолия. В чем состояла эта простота? В отеческой доступности. То есть, к старцу все могли просто обратиться, он не был, как начальник, до которого не дозвонишься, не достучишься. Он был доступен, к нему можно было прийти и поговорить обо всем, что накипело на душе. Вот в этом была их простота. Вот об этой простоте говорил преподобный Варсонофий. А потом, когда этих старцев не стало, простота эта поубавилась. Преподобный Варсонофий Оптинский часто в свой адрес слышал, что слишком уж просто он ведет себя с людьми, с братией. А для него это было естественно.

Я себя вспоминаю, когда я первый раз увидел старца, схиигумена Иеронима. Это был 1997 год. В 1996 году я первый раз исповедался и причастился. В 1997 я уже трудником был, уже что-то узнавал о Церкви. И вот тружусь я, и тут мне говорят, что сегодня приедет старец. Я про них слышал, но ни разу не видел. Старец приехал, и все побежали к нему навстречу. И я – за всеми. Смотрю, идет схимник, седые волосы, в мантии он, по-моему, был, без головного убора. Все подходят за благословением, и я тоже. Я уже такой образцово-показательный неофит был, уже знал, что надо подойти под благословение к батюшке, благословиться. Подбегаю к нему: «Батюшка, благословите!» А он меня обнял! Он меня не благословил так, как это обычно бывает, а он меня обнял! Это я на всю жизнь запомнил. Знаете, если бы на моем месте был Кай из «Снежной королевы», то его ледяное сердце растаяло бы. Но у меня, наверное, был не лед, а камень какой-то, и он мне этот камень в сердце разрушил. Вот с такой простотой я встречался.

Другой старец был, схиархимандрит Феофан. Приехал он на святой источник, с ним спутники его, и он кому-то говорит: «Тут святой источник, давайте искупаемся!» – «Да ну, отец, зачем нам этот святой источник?» – «Ну и ходи немытый!» – говорит старец. Он не мог обозвать человека больше никак, только так: «ходи немытый!»

Вот такие детали. И это все – простота, именно святая простота, без ироничного оттенка.

Иоанн Креститель приходящим к нему креститься говорил: Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Без всяких «извините, простите», по-простому: «Порождения ехидны!» Прямота присуща святой простоте. Сотворите же достойные плоды покаяния.

Сделайте пути вашими прямыми.

– Вот тоже – прямыми, простыми. Не надо кудри завивать.

Батюшка, все-таки хочется услышать от Вас совет, с чего нужно начать, чтобы сделать свою жизнь проще?

– Довериться Богу всем сердцем. Помнить о том, что кому Церковь – не мать, тому Бог – не Отец. И держаться за Церковь, за ее традиции всеми своими силами. А Церковь, как мы сегодня говорили, – это не только бабушки, молящиеся в здании с куполом, где перекошенный крест. Они – лишь часть Церкви. А Церковь в ее широком смысле – это все сокровища премудрости Божией. И там все для себя можно найти. Нужно прилепиться к Богу через церковную жизнь. И если что-то не получается, то нужно вспоминать историю о том, что где дьявол – там все быстро и легко. А где Бог – там долго и трудно.

Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель.

– Да. И широким путем идти быстро и легко.

Я благодарю Вас за эту беседу, потому что для меня очень многое стало понятно. Хотя разговор-то был простой. О простоте, наверное, только просто и можно говорить. Дорогой отец, благословите наших телезрителей!

– Благословение Господне на вас!

Дорогие друзья, я очень рад возможности поблагодарить вас за то, что вы нас поддерживаете, за вашу простую молитву, за ваше простое, но очень сложное делание, потому что для вас это настоящий подвиг, и мы его очень ценим. Без вас нам сложно, а с вами нам – проще!

Записала:
Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс