Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1291) → Архимандрит Александр (Глоба): Господь действует через любовь

Архимандрит Александр (Глоба): Господь действует через любовь

№10 (1291) / 10 марта ‘25

Беседы с батюшкой

Важный момент нашей церковной жизни – Неделя о Страшном Суде. Кто был на службе и внимательно относится к текстам, слышал проникновенные стихиры, которые рассказывали о том, как будет проходить Страшный Суд. Что важного мы должны сейчас отметить для себя?

– Когда мы слышим о Суде, то, конечно, начинаем задумываться, что это такое. Пока мы живем здесь, в этом мире, на этом свете, само понятие «суд» нагружает человеческую психику как минимум некоторыми эмоциями. А если человек причастен к судейскому делу, то это вызывает много хлопот – надо нанять адвоката, изучить дело, потратить время, нервы. И неизвестно, как еще все повернется.

Примерно так же будет происходить и на Страшном Суде. Люди сейчас и в России, и во всем мире осведомленные. Знают, что такое суд. И Суд, который будет вершиться Господом, будет, наверно, понятен каждому. Здесь уже будет определяться судьба души, личности человека, где он будет проводить время – с Господом в райских обителях или там, где плач, скрежет зубов, где нет Бога, где холодно. Господь говорит нам, как мы должны относиться к нашим ближним и тем, кого мы даже не знаем, даже к не единоверцам, – с любовью, почтением. Чтобы мы в каждом человеке видели образ Божий. Христос может явиться в облике любого человека. Очень часто бывает так, что Христос является под видом бедного, нуждающегося, бомжа. И здесь открывается наше внутреннее состояние: как мы относимся к этому образу Божию. Осуждаем его? Выражаем пренебрежение? Или стараемся понять и хотя бы не осуждать.

Может быть, не надо бежать за ним и пытаться облагодетельствовать, но надо уделить время, если он нуждается. Допустим, если он упал – поднять его, если хочет пить – напоить, если хочет есть – постараться накормить, дать ему то, что необходимо для поддержания жизненных сил. Тогда открывается наше сердце. И Господь смотрит на эти наши поступки. Многие священники и епископы говорили о том, что «милостыня должна в руке запотеть». Но не из-за того, что ты не хочешь ее дать, а из-за того, что необходимо исследовать его проблему, отнестись к нему любовью. Надо не просто дать ему десятку и думать: «С меня взятки гладки». Но если человек действительно нуждается в помощи, надо приложить усилие, чтобы ему помочь.

Конечно, бывают и смешные ситуации. Когда я служил в одном храме, ко мне подошел человек, показал паспорт, в котором написано, что он из соседней страны, страдалец, скиталец, денег нет, надо ему на билет 2000 рублей. И у него нет обуви. Мы решили его проблему, купили ему обувь. А потом я еду в церковь и на перекрестке встречаю этого красавца с мороженым. А он должен был уезжать вечером того дня. Идет в кроссовках новых, которые мы ему купили. Я выхожу и говорю: «Ты не уехал? Что случилось?» Он меня увидел и быстро убежал. Потому что удобная ситуация: иметь документ, показывать его людям, играть на доверчивости, давить на жалость. Это тоже процветает, особенно в Москве.

Но и в таких ситуациях мы не должны терять надежду, потому что Христос и это зачтет. Он смотрит, как ты относишься к человеку. Христос осудит дьявола за эти искушения, а обманутому это будет вменено в праведность. Не так важно, истинно тот нуждался или обманул, главное – это движение с твоей стороны. Христос смотрит на наше внутреннее состояние и готовность помочь.

Мне кажется, что так искушаются люди, уже более «продвинутые». Если неофит столкнется с обманом, он может и веру потерять. Скажет: «Я больше помогать не буду». А когда это происходит с людьми, уже немного продвинутыми в вере, которые исповедуются, причащаются, ходят в храм Божий, могут о своей вере что-то рассказать, поделиться, то Господь попускает им столкнуться с более ухищренными поступками, чтобы они воспитали себя в добродетели. Добродетель – духовное состояние, необходимое для того, чтобы попасть в Царствие Небесное. Мы должны научиться в себе находить эти добрые навыки.

– Вопрос телезрителя: «Апостолы спросили Христа: „Когда это будет?” Он сказал, что о дне том и времени не знает никто, – ни ангелы, ни Сын, а только Отец Небесный. Но, согласно Символу веры, Христос – это вторая Ипостась; и Он, и Святой Дух, и Бог Отец – все едины; и в мыслях, и в делах. Получается, что Христос и Святой Дух тоже могут ничего не знать?»

– Конечно же, Христос знает. Но Христос же еще и Истинный Врач. Бывает так, что в больницу приходишь, знаешь, что болеешь, и спрашиваешь врача: «Наверное, у меня что-то серьезное?» Врач говорит: «Да нет, ничего страшного. Сдадите анализы, попьете таблетки…». Но так делают врачи, имеющие любовь, опыт. Христос – опытнейший, любвеобильнейший. И чтобы не вгонять человечество в искушение, в страх, в состояние паники, Господь успокаивает, но одновременно и напоминает, что день тот придет, как вор в ночи. И получается более спокойное состояние: придет или нет – мы еще не знаем. И когда это будет? Мы привыкаем, стараемся наработать навыки, поставить на окна решетки в виде добрых дел, чтобы вор этот не так уж неожиданно пришел. А если сказать, что тогда-то это произойдет, человек может и не выдержать. Поэтому Господь, имея огромную любовь и огромное предведение, дает такой ответ Своим ученикам.

Еще один вопрос телезрителя из Омска: «Имеет ли какую-то закономерность годовое чтение Апостола? И по поводу Канона Андрея Критского: если человек стоит и не понимает каких-то моментов канона, считается, что он со вниманием слушает? Если он, например, в это время будет молиться Иисусовой молитвой?»

– Вот человек получает какую-то лечебную процедуру. Если он не знает, как это работает, она на него воздействует так же благотворно (если ему все правильно назначено). Даже если профессор будет получать эту процедуру, зная, какие токи там модулируются, какие в аппарате используются физические принципы, на него она тоже будет так же благотворно влиять. И в духовной сфере, когда человек слушает (а мы приходим в таинственное место, где Сам Господь излечивает нашу душу), благодать, которая присутствует в храме (а там мощи находятся в антиминсе, люди молятся, иконы – все это источники Божественной благодати), эта особенная энергия влияет на нашу душу, изменяет наши сердца и помыслы.

А что касается Апостола – он построен таким образом, чтобы отвечать на запросы праздников и дней, в которые совершается то или иное событие или празднование. В нем имеется огромная назидательная способность и сила.

Как правильно поститься перед Исповедью?

– Правильно поститься – это держать такой пост, когда осознаешь свои грехи. И нужно немножечко пройти через какое-то сопротивление, приложить какие-то усилия. Если все легко сделал, то надо правило увеличить. А если не сделал, то надо себя заставить подумать о своих грехах.

Если нравится что-то вкусненькое, сократить его количество или отказаться от этого на какой-то момент. Если, допустим, мясо тебя приводит к определенным мыслям, беспокойству или другим искушениям, то от него отказаться на какое-то время.

Самоанализ провести.

– Да, не надо выводить из этого какие-то высокие рассуждения и формулы, а просто практически на это посмотреть и подумать. Потому что здесь должна быть простота сердечная, душевная. А если человек что-то придумывает, надумывает и не выполняет, то какой смысл тогда начинать строить здание? Зачем брался тогда?

То есть если вызывает беспокойство тот факт, что ты себя в чем-то ограничишь, значит, это твое больное место?

– Да.

София спрашивает: что такое кротость?

– Кротость – это добродетель. Это когда человек очень любит исследовать свою душу, свои желания и делает то, чтобы угодить Богу таким своим особенным отношением к этому, не оказывая сопротивления ни внутреннему, ни наружному миру. Бывает, что человек находится в духовной правоте и вообще прав, а ему, допустим, оказывает какое-то сопротивление мир в лице кого-то или чего-то. И он, имея особое знание о Боге, любовь ко Христу, не настаивает на своем, а несет в себе любовь и свет Христов, обходит эти моменты либо через молчание, либо через молитву, уклоняется от греха и беззакония особенным образом, когда его как-то нельзя задеть, зацепить, увести с этого спокойного пути. То есть такой человек ищет внутренний баланс и служит этим Христу, исполняя Его заповедь быть кротким и смиренным.

Как христиане должны отмечать свой день рождения? И должны ли они его вообще отмечать (особенно если день рождения попадает на Великий пост)? Как правильно отметить день рождения?

– Почитать молитвы святому, имя которого носишь, обязательно порадоваться с друзьями, сходить в храм Божий.

Маме позвонить, если мама жива.

– Если человек хочет перенести празднование на более торжественные дни после поста, то лучше так сделать. Допустим, отпраздновать свой день рождения на Пасху Христову, если он выпадает в пост. Это же такой праздник – сходить в храм Божий, а потом разговеться и сразу отпраздновать в этот же день свой день рождения. Прекрасный повод, мне кажется. Здесь каждый решает уже так, как ему удобно. Мы только рекомендуем, как лучше сделать.

А можно перенести, например, на Благовещение? Там и рыба благословляется.

– Можно и на Благовещение, но это уже от внутреннего состояния человека зависит. Я рекомендую день рождения отпраздновать на Пасху, если он в пост выпадает. Это же прекрасный и радостный момент. А кто-то родился на Благовещение, поэтому они празднуют с радостью этот праздник 7 апреля. Можно и так сделать, а можно и на Пасху перенести, а можно на Светлую Седмицу.

Но есть какие-то протокольные вещи, как нас учили делать. Например, в этот день обязательно причаститься.

– Желательно. Но если этот день выпадает, допустим, на пост, когда не совершается Литургия Преждеосвященных Даров, то не причастишься.

Кстати, да. Тогда в ближайший день, когда будет Литургия.

– Главное – молитва. Святой водички можно выпить, просфору употребить. Помолиться, поблагодарить Бога за этот прекрасный день, за то, что ты появился на свет, видишь этот мир и радуешься ему; и мир радуется, что ты есть. Надо благодарить.

Следующий вопрос: «Можно ли молиться за того, кто перестал верить в Бога? Брат крещен, но не хочет, чтобы за него молились. Как поступить?»

– Молиться надо за всех и за все благодарить Бога. А хочет он или нет – это уже кокетство какое-то получается. «Я буду за тебя молиться». – «Ой, не молись за меня». – «Нет, я буду за тебя молиться!» – «Да не надо за меня молиться!» На этой почве возникают споры какие-то. Если есть желание или возможность молиться (это такие составляющие, которые не у каждого человека есть), молись с удовольствием, даже вопреки его желанию. А тому, кто не хочет, чтобы за него молились, какая разница, что ты делаешь? Это уже твой разговор со Христом, с Богом, ты уже выстраиваешь свои личные отношения с Ним.

Часто просят помолиться за незнакомого человека.

– Вот это труднее.

Но тут разные есть, скажем так, побочные эффекты. Кто-то считает, что если молишься за грешника, то грехи на тебя переходят. Сразу оговоримся, что это не так.

– Молитва – огромный труд. Если ты знаешь, что такое молитва, то понимаешь, что это не просто перекрестился и сказал: «Помоги, Господи». Читаешь Псалтирь, молишься за кого-то, какое-то усилие прикладываешь и затрачивается определенное время. И тот, кто просит помолиться, особенно когда в Церковь приходит, должен что-то принести, потому что Церковь не зарабатывает, на рынке ничего не продает, она тратит время на молитву.

Мы же ничего не делаем, только молимся. Ты получаешь от этого духовные силы и какую-то выгоду, в том числе и духовную. Например, просишь помолиться, чтобы болезнь отступила. Можно же тратить деньги и не получить исцеления. Можно помолиться – и Господь пошлет исцеление по молитвам верующих. Поэтому, будь добр, приди в храм, помоги. Может быть, купи какие-нибудь принадлежности для церкви, для ремонта пожертвуй что-то.

А про то, что якобы за грешника молиться плохо?

– Вы знаете, за праведников не молятся, потому что все грешники, как сказано в Писании. Все согрешили. И если кто думает, что он праведник, надо было на Неделе о мытаре и фарисее почитать Евангельское повествование и посмотреть, кто ты из этих двоих.

Поэтому молимся за самых страшных грешников?

– Молимся за всех.

Следующий вопрос: «На Исповеди скрыл один грех. Чем это чревато?»

– Ну, смотря какой грех. Грех греху рознь.

Но тут получается, что это осознанно сделано? Само отношение…

– Смотря какие были причины сокрытия греха.

Может, стыдно?

– С этим тоже надо разбираться.

Если в общих чертах сказать, когда стыдно на Исповеди говорить грех, то что это значит?

– Есть духовник, а есть исповедующий священник. Не каждому священнику ты можешь исповедоваться. К незнакомому, не вызывающему доверия человек и не пойдет. Это же идеальная ситуация, когда ты любому исповедуешься. Но это при смерти может быть, когда просто все рассказываешь. Потому что знаешь, что Бог есть, к Нему надо идти сейчас на поклон, нужно стереть эти грехи, – и тогда уже все расскажешь. А в ином случае есть выбор – подобрать духовника, которому можно все рассказать, пообщаться без прикрас, все как на духу рассказать…

А то, что скрыл грех на Исповеди, само по себе грех или надо тут разбираться?

– Допустим, человек болеет. Приходит к врачу, рассказывает об этом, ему назначают лечение, а он принимает какие-то препараты, которые с этим лечением несовместимы. Может сердце остановиться или тромб образоваться... То же самое и грех. Сокрытый грех – разрушающая бомба для души.

То есть это тоже личная духовная проблема?

– Да. Если это его беспокоит, то уже есть видимые проявления этой проблемы.

И стоит ли на практике пойти на Исповедь и сказать, что в прошлый раз скрыл грех?

– Да, так и говорят.

Следующий вопрос: «Большой ли будет грех, если я возьму благословение на что-то в пост и не выдержу этого? Или не надо ни за каким благословением идти, а просто поститься как смогу?»

– Как получится. Пост важен для тех, у кого налажена интенсивная духовная жизнь. Это монастыри прежде всего. Там и определенный стол предусмотрен, и программа обеспечения поста заложена в устав монастырской жизни. Но если у тебя не получается так, работа требует свое, семья – свое, то постись так, чтобы не совершать глупых поступков. Откажись от курения, алкоголя, различных блудных мыслей. Займись своим каким-нибудь заядлым грехом и избавься от него. Исцелись от зависти, презрения, гордости, тщеславия. Если не молишься, начни молиться в эти дни хотя бы. Начинай читать утренние и вечерние молитвы. Изучи что-нибудь, выучи Символ веры, какой-нибудь псалом (50-й или 90-й), чтобы, когда проблема какая-то возникла, ты не сплетничал, не рассказывал какие-то небылицы, а промолчал с молитвой.

И это уже будет пост?

– Это уже будет большой пост.

Записали:
Валерия Макарова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс