Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1291) → Игумен Филарет (Пряшников): Как научиться смирению?

Игумен Филарет (Пряшников): Как научиться смирению?

№10 (1291) / 10 марта ‘25

Беседы с батюшкой

Мы будем говорить с вами о том, как научиться смирению и принять волю Божию. Вспоминаются две очень известные армейские команды: «смирно» и «вольно». Команду «вольно» все любили. Я так понимаю, что команда «смирно» не имеет никакого отношения к смирению?

− Я тоже склонен так думать.

Что же такое смирение? Почему мы говорим, что смиренный человек – это не слабый, не раболепный, а сильный человек? Как научиться смирению, и почему оно присуще сильным людям?

− Нашу беседу я бы начал со слов Господа Иисуса Христа: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. И дальше Господь говорит: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. В чем высота жизни христианина? В том, что наш Господь − смиренный. И Господь наш Иисус Христос Своей жизнью, проповедью, Своими страданиями показывает пример для подражания.

Многие святые отцы, когда рассуждают о человеческом смирении, склонны смирение сравнивать с миром. Если разберем это слово, то увидим, что в нем есть слово мир. И действительно, внутренний мир, внутренняя уверенность помогают нам преодолевать разные испытания. Вспомним Господа – сколько надо было Ему иметь смирения, чтобы взойти на Крест, чтобы пострадать, ради спасения человеческого рода. Он – Господь, но Он идет путем смирения.

И когда батюшка совершает проскомидию, он вырезает Агнец, и читает определенные молитвы: «Во смирении Его суд Его взятся». То есть смирение означает высоту, внутреннюю твердость в том деле, которое делал Господь, делают монахи, или люди в миру, когда проходят путем смирения, испытаний. Смирение – это не забитость, это совершенно иное. Александр Невский тоже был смиренным, и Дмитрий Донской, и Илья Муромец были смиренными, а ведь они были воинами. Очень важно понимать, что смирение – это внутренний мир, его дает Господь. Осознание того, что все, что со мной происходит, − Промысел Божий. Вот это самое важное.

Примеров смирения мы в своей жизни видим не так много. Но наверняка Вы в своей жизни встречали примеры человеческого смирения, и Вам помогавшие в Вашем монашеском подвиге?

− Можно я расскажу один случай из святоотеческого предания, он мне очень понравился. Жил в пустыне святой старец, по-моему, его звали Макарий. К старцам всегда приходит множество людей, чтобы получить какие-то наставления. И вот пришла к нему беременная женщина и сказала: «Ты − отец моего ребенка, и я буду всем об этом говорить!» Старец был, конечно, не при чем, то есть его оклеветали. И в чем проявилось его смирение? Как написано в этом святоотеческом рассказе, старец сам себе сказал: «Ну что, Макарий, доигрался? Раньше ты работал только на себя, а сейчас будешь работать на эту женщину, и кормить этого ребенка, заботиться о нем. Такова воля Божия о тебе!»

Но ведь он был ни в чем не виноват, его оклеветали. Вот каким было его смирение, что он не пытался ничего доказать, а лишь сказал: «Ну что, грешный Макарий, доигрался? Все, теперь будешь содержать их». Внутренне он не расклеился, не расстроился, хотя он был ни в чем не виноват. Но эта интересная история заканчивается тем, что, когда этой клеветнице пришло время рожать, она долго не могла разрешиться от бремени, пока при всех людях не исповедалась в своих грехах, и не сказала, что старец Макарий ни в чем не виноват.

Мы спрашиваем, что такое смирение? Это не внутреннее расстройство, когда мы опускаем руки. Когда в нашей жизни происходят различные события, смирение дает нам возможность поговорить со своей душой, понять ту ситуацию, что с нами произошла, для чего она нам необходима. Почему Господь дал нам это пережить?

Я вам уже говорил про внутренний мир. Но есть ситуации, когда внутри человека идет война, бунтарство. «Как это так? Мне Бог дал это испытание, а ведь я же, в принципе, совсем другой, я ни в чем не виноват!» А смирение – это осознание того, что, если Господь мне это дал, то я должен понимать, для чего это мне дано. Это − духовное рассуждение. Поэтому смирение – это не забитость, не покорность греху или злу. Нет, смирение – осознание своего места в мире, и принятие благой воли Бога о тебе. Как старец Макарий, который решил, что теперь он будет заботиться о женщине и ребенке. Но сколько нужно было иметь внутреннего мира и смирения для принятия этого!

Вопрос из Гомеля от Елизаветы: «Верно ли, что любое послушание, выполненное со смирением, Господь оборачивает во благо послушника?»

− Когда мы открываем то же святоотеческое предание, какие-то события, случаи из него, то мы видим, как ученик всегда свою волю ставит на последнее место, потому что для него самое важное – исполнить волю своего старца или руководителя. Но без смирения это тоже невозможно. Помните притчу про корешки? Старец сказал своему ученику, что капусту он должен садить корешками вверх. Обычный, здоровый человек скажет: «Что-то тут не то!» Какое надо иметь смирение, чтобы сказать: «Отче, как благословите!»

Таких случаев очень много. Шли дорогой старец и его ученик, увидели засохший черенок. Старец воткнул его и сказал: «Поливай, пока не зацветет. Вот тебе мое послушание!» Не смиренный человек скажет: «Это же бред! Зачем мне это делать?» А смиренный скажет: «Старец так благословил!» Это мы говорим о жизни монашеской. Наверное, наши телезрители скажут, что они к монашеству не имеют отношения, живут в других условиях. Но на каждой работе есть примеры послушания. Например, если ты выполняешь свою работу не так хорошо, как надо, к тебе подошел начальник и сказал: «Николай Иванович, надо переделать, потому что это сделано не очень качественно». Что мирской человек ответит? «Как это так? Почему мне сделали замечание? Ведь я такой незаменимый, я добился высот в своей профессии!» А надо бы сказать: «Да, хорошо, я это переделаю».

Господь каждому из нас дает свою долю смирения, долю ответственности, свой путь. И на этом пути надо искать возможность показать свое смирение, разум, послушание. Это очень важно, и все это взаимосвязано.

Мы не можем быть смиренными, если не подчиняемся воле Божией. Но как мы ее узнаем? Мы же просто хотим жить так, чтобы у нас все было хорошо. Мы хотим быть смиренными, потому что понимаем, что смирение – это сила. Но невозможно ведь стать смиренным человеком без воли Божией? Или мы можем стать смиренными, при этом не следуя Божией воле?

– Воля Божия о нас всегда правильная. То есть Бог промышляет о нас в различных ситуациях, Он дает возможность нам проявить определенные качества. Когда я готовился к передаче, то интересную мысль прочитал о том, как научиться смирению. Кто-то из святых отцов писал: «Когда в твое гордое сердце пришли пронзительные стрелы, и они заставляют тебя страдать (потому что несмирение – это всегда страдание, это всегда несогласие с чем-то, с каким-то утверждением), – потерпи. Замолчи, ничего не говори, – и жди». Часто в нашей жизни людям не смиренным не хватает терпения, способности подождать. Тебе слово – а ты в ответ два, ты сразу же отвечаешь.

Если мы говорим о смирении ближе к монашескому пониманию, поскольку я все-таки настоятель монастыря, то бывают такие ситуации, когда очень много за день приходит информации, будь то посредством сообщений, или личных встреч. И вот прислал мне человек смс с очень гневным содержанием, что-то ему не понравилось, чем-то он возмущается, – и я сразу думаю: «Вот я сейчас ему так отвечу, что он все сразу поймет про себя!» А потом отложу телефон, и помолюсь: «Господи, помоги, пожалуйста!» Проходит время, а утром вижу, что эти сообщения стерты, и тот человек говорит: «Батюшка, простите, так необдуманно что-то вам написал» ...Вот почему святые говорят, что нужно время. Прилетела стрела – не отвечай сразу, в молчании проведи какое-то время.

Еще раз хочу сказать, смирение – это не забитость, это не покорность. Наши герои, святые Александр Невский и другие были воинами, но они были смиренными, они понимали свое место и свое предназначение в этом мире, не думали о себе свысока, а думали: «Я – сын своей земли, надо заботиться о народе своем, о людях, их потребностях».

Когда мы вспоминаем святого князя Александра Невского, то некоторые люди спрашивают, почему он не поднялся против ига татаро-монголов? Он все прекрасно понимал, но проявил смирение, осознавая, что не пришло еще время. Смирение всегда должно быть в наших душах, в наших сердцах, когда мы принимаем какое-то решение.

Еще наши предки говорили, что утро вечера мудренее. В этом тоже есть смирение. Немножко подождать, а потом принять важное решение.

Вопрос от Ирины из Ярославля: «Я так понимаю, что смирение рождается от полного доверия. Если я знаю, что меня человек любит, то я понимаю, что он мне не сделает ничего плохого. Бывают ситуации, когда какое-то несчастье произойдет, тяжелая болезнь, и мы думаем, что это просто черная полоса. Нужно подождать, помолиться, перетерпеть. Но ведь бывают такие болезни, которые с нами навсегда, которые не пройдут, и с ними надо смириться, изменить свою жизнь, понимая, что уже не будет так, как раньше. Как набраться такого терпения и смирения?»

– Да, интересный вопрос, потому что мы все не застрахованы от каких-то событий, которые могут изменить всю нашу жизнь. Вот буквально на днях мне рассказали про одного молодого человека. Он серб, пошел на СВО и в ходе боя лишился руки. Мы как думаем? Раз человек пошел на войну, значит, он должен быть ко всему готов. А как жить после этого дальше? И здесь уже нужно смирение, принятие того, что с тобой произошло. И православные психологи, и священники вам скажут, что должно пройти несколько этапов осознания того, что произошло. Ты думаешь, как тебе с этим жить, потому что все поменялось в твоей жизни. А потом, если ты обращаешься к Господу Богу, то уже придет смиренное осознание, понимание, для чего это Бог тебе дал. Да, я очень хочу, чтобы этот молодой человек быстрее выздоровел, и, конечно, ему обязательно помогут, и думаю, все у него получится.

Но вот в нашу жизнь зачастую тоже врываются такие вещи, как болезни, немощи. Как их нести? Воспринимать их, как должное? Или спрашивать: «За что?» Я не думаю, что мы будем искать ответ на вопрос, за что Господь нам это дал, почему Господь разрешил нам понести этот крест. Господь обращается к нам: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Отвергнись себя – значит допусти Божий Промысл в свою жизнь. Это самое важное.

Вопрос Ирины столь всеобъемлющий, нельзя даже представить себе, сколько людей претерпели такие страдания. Совсем недавно мы делали фильм о трех ребятах, которые пострадали в разных военных конфликтах. И у одного нет ноги, но он чемпион России по стрельбе из лука. Второй даже был капитаном баскетбольной команды. У третьего на руке осталось всего три пальца, но его смирение так велико, что он сказал: «Я знаю, для чего Господь оставил мне эти три пальца. Для крестного знамения!» Три пальца ему Господь оставил для крестного знамения. Вот это смирение совершенно удивительно.

– Смирение и есть мир. Это внутреннее осознание, принятие того, что в твоей жизни происходит. Потому, что мы ведь многие вещи не можем изменить, какими бы учеными мы ни были, сколько бы ни было у нас технических возможностей. Вот мы говорим про болезни, а ведь иногда врач выходит и сообщает: «Извините, но ничего нельзя сделать»... Значит, есть вещи, которые для нас недостижимы и неразрешимы. И вот здесь приходит смирение. Ведь что человек может думать, находясь на пороге жизни и смерти? Мы же все когда-то пройдем этот рубеж, и я зачастую думаю, что уже тоже скоро 50 лет разменяю, а значит, жизнь-то уже под горку катится. Мы все этот рубеж когда-то переступим, и понимаем, что ведь это нужно суметь принять, понять. Часто люди цепляются за блага этого мира, за это солнце, за прекрасные технические вещи, которые помогают нам жить, к которым мы привыкаем. Но ведь за всем этим нельзя забывать и то, что мы бессмертны, что нас ждет Господь. И, наверное, все вопросы, которые мы часто себе задаем, когда находимся вне смирения, получат свое разрешение. Вот я бы так размышлял в сложных жизненных ситуациях, болезнях, лишениях.

Осознание смерти, своей смерти, заставляет думать, почему она придет, как она придет? Ведь мы часто думаем, что эта сказка никогда не закончится. Этот мир, все, что я люблю, все, что меня окружает будет со мной всегда. А на самом деле святые отцы говорят, что каждая минута, секунда приближают нас к неизбежной смерти. И принять эту неизбежность со смирением – это тоже великий подвиг.

И если мы говорим о наших защитниках Отечества, о наших ребятах, которые защищают нашу страну на поле брани, то мы понимаем, что они осознанно ходят по линии между жизнью и смертью. И наши батюшки работают в таких условиях. И тут самое главное – не стать зверем. Смирение и зверство – два разных полюса. Смирение не допускает тебе превратиться в животное, стать нелюдем. Это очень важно, тем более у нас скоро Великий пост, Прощеное воскресенье. Как всех простить, как смириться с утратой своих близких? Но человек этот путь обязательно должен пройти сам.

Я могу говорить: «На все воля Божия, и поэтому все, что происходит со мной или с другими людьми, это все по Его воле, поэтому я и не буду ничего делать». С одной стороны, принять волю Божию – значит «в руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой». Но, с другой стороны, ведь нас Господь создал свободными. Может быть, смирение – это и есть такой диалог с Господом, который позволяет, при всем слышании воли Божией, оставаться свободным и не испытывать чувство жуткого стыда перед Господом за то, что я такой ужасный.

– В Священном Писании я вспоминаю Пресвятую Деву Богородицу, эту молоденькую девушку, к Которой является ангел и говорит, что Она станет Матерью Всевышнего. Это такой был шок для Нее! А ведь у Нее тоже была свобода, и Она могла бы сказать: «Нет, Я не готова! Я не хочу! У Меня свои планы, своя жизнь». И вот Ее смирение: «Се раба Господня».

Я бы еще обозначил слово смирение, как согласие. Ведь когда молодой монах доверяет себя старцу, то он соглашается идти и делать то, что скажет старец. А старец будет его воспитывать, делать так, чтобы из него получилось не аморфное существо, а настоящий монах, подвижник, который потом своим примером заразит других монахов, других послушников.

Вот в этом проявляется твое согласие, когда ты подчиняешься воле Божией: «Господи, если это встретилось на моем пути, значит это есть Промысл Твой! Если мне нужно это пережить, то я должен это принять, понять, научиться жить в этих обстоятельствах!» Потому что бунтарем, отрицателем всех и вся легко стать. Стать маловером, потерять веру очень легко. Особенно, когда выпадают какие-то испытания, как мы иногда говорим, сверх наших сил. Но Господь никогда не даст испытаний сверх наших сил.

– Послушание – это же от слова слушать и слышать. И если мы научимся слышать близких, если мы научимся слышать отцов, слышать Евангелие, не слушать, а именно слышать Евангелие, то, может быть, нам и удастся стать смиренными. И воля Божия, которую мы хотим услышать, тоже очень важна.

Я очень Вас прошу благословить наших телезрителей на Великий пост.

– Да, дорогие братья и сестры, всегда с особым чувством ждешь Великий пост. И я прежде всего хочу попросить у каждого из вас прощения. Простите, пожалуйста, если кого-то чем-то обидел, или не смог ответить на глубокие по смыслу вопросы.

Конечно, нам надо учиться большому смирению. И тогда, как я уже сказал, Господь смиренному даст благодать. Господь обязательно нам даст благодать, которая уврачует, утешит, успокоит. Вот это самое важное. Храните себя в мире, и Господь будет всегда пребывать с нами!

Спасибо, дорогой отец! Я еще, когда думаю о наших телезрителях, то думаю о том, что они нам все время преподают урок смирения. Потому что те жертвы, и те молитвы, которые за наш телеканал возносятся, – ведь это же потрясающее смирение! Ведь никто из наших жертвователей не пишет нигде: «Я пожертвовал на телеканал „Союз”, я молодец!» Никто этого не делает. Тихая, смиренная жертва – и это удивительно.

Я, обращаясь к нашим телезрителям, хочу поблагодарить за то, что вы нас поддерживаете, за то, что мы можем выходить в эфир. Только благодаря Богу и вам. И я очень прошу вас оставаться с нами, оставаться на нашем телеканале!

Записала:
Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс