Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (1291) → Игумен Фома (Василенко): Как найти время для духовной жизни?

Игумен Фома (Василенко): Как найти время для духовной жизни?

№10 (1291) / 10 марта ‘25

Беседы с батюшкой

Тема передачи – как найти время для духовной жизни в сумасшедшем ритме наших дней? Когда я предложил эту тему для обсуждения, был поражен, как много отзывов мне поступило. Потому что сейчас столь большая занятость, что иногда просто невозможно выкроить время, чтобы прийти в церковь. Это хотелось бы делать каждое воскресенье, но, если сходишь в церковь один раз в месяц, – это уже духовный подвиг. Сталкивались Вы с этой проблемой?

– На ум приходит Ветхий Завет, когда пророки Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: «Отпусти нас в пустыню принести жертву нашему Богу». А до этого фараон говорил: «Вот, вы бездельничаете. Нечем вам заняться. Надо на вас больше работы навалить, чтобы у вас не было таких мыслей». Я провожу такую ассоциацию, что фараон, то есть князь мира сего, наваливает работы на людей для того, чтобы только отвлечь их от памяти смертной, от суда Божия, который будет, от мыслей о вечном спасении. В магазине трудно сделать покупку, если есть деньги. Почему? Потому что такое изобилие, что человеку трудно, и он тратит на это много времени. Это касается и продуктовых магазинов, и одежды. Настолько много сейчас всего! При этом настолько много создано лишнего. Эти вещи, может, и полезны, но зачем столько-то? Зачем такое разнообразие?

Я понимаю, что есть рыночные отношения, конкуренция, какое-то развитие. Но если вспомнить древние времена, я думаю, там был один овечий сыр, например. Овечий сыр – и все! Там не было разных марок сыра. Вино было виноградное – и все! Точно так же было со всем остальным: одежда льняная или шерстяная, обувь кожаная. Не было такого соперничества. А сейчас возникает такое соперничество у производителей. Понять их можно, так как им нужно продать. А для этого нужны этикетка, реклама, подсыпать в продукт какой-то гастрономической хитрости, чтобы разжечь у человека вкусовые качества, как-то его подсадить на это.

Я думаю, что наша занятость условна. Когда неподготовленный человек садится за богато накрытый стол, ему помыслы говорят, что надо все попробовать. Попробовать хочется все, что есть на столе, так что тяжело встать будет потом. Мысли такие приходят. Это неподготовленный человек. А как он становится подготовленным? Он ведет духовную жизнь или в церкви научился традициям. А есть еще правила этикета, правила поведения за столом. Например, мне известно такое правило, что по этикету налили тебе бокал вина, ты его и растягивай на всю свадьбу или на весь ужин, чтобы тебе не подливали. По этикету должно быть так. Утонченный человек, следящий за собой, и в соблюдении светского этикета может получить какое-то развитие, какое-то движение даже в духовном смысле.

Поэтому я считаю, что наша занятость возникает в первую очередь от того, что вера слаба. Хоть мы и считаем себя верующими, но вера наша все-таки слабая. В том смысле, что мы ведь будем отвечать не только за то, как время провели, но и за каждое слово. Но мы привыкли это слышать в церкви. А человек, когда к чему-то привыкает, уже не пугается. Обычно что страшно? Что-то непривычное, что-то неизвестное. А когда слышишь одно и то же, уже не пугаешься. Возьмем времена Ноя. Он 120 лет строил ковчег и говорил людям, что будет потоп. Они первую неделю его, может, и слушали еще, боялись и, может, собирались вместе с ним. А когда это продолжалось 120 лет, а ничего такого не происходило, то они, наверное, считали его уже за сумасшедшего. Когда одно и то же слушаешь, даже какие-то важные, страшные вещи, и не видишь их исполнения, тогда уже относишься к этому совсем легкомысленно.

А ведь дело не в том, что этого не будет, а в том, что терпение у Бога и у нас разное. Бог не хочет наказывать, откладывает. Он говорит нам, что надо делать вот так, и аккуратно стучится в наше сердце и просится, чтобы мы дали Ему место в своем сердце. Он же хочет, чтобы наше сердце было для Него жилищем. Поэтому Он очень аккуратно, тихонько стучится. Он не употребляет Своей власти. Если бы Он употреблял Свою власть, то мы не были бы тогда образом Божиим. Мы были бы как животные, которые не проявляют такой свободы, как человек. Овечка по природе своей такая, лисица – такая, волк – такой. Всем животным Бог задал пределы, и они не выходят за них. А человек ведь может проявлять свою свободу и подражать этим животным в проявлениях своего характера. Настолько он свободен!

Возвращаясь к нашей занятости, к тому, что мы не находим время для того, чтобы обратиться к Богу, хочется сказать, что у нас притупилось чувство благодарности к Богу. А от чего оно притупилось? Опять же из-за изобилия, из-за того, что относительно мирные времена. Хоть у нас и идет специальная военная операция, но она ведь затрагивает не всех, как, например, в Великую Отечественную войну, не каждую семью. К тому же она происходит где-то там, где-то что-то прилетает. Бывает, что вот это относительно благополучное время вредит человеку, не подготовленному к такому испытанию. А это тоже испытание.

Апостол Павел говорит: Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии. Он научился жить и так, и так. А мы в недостатке, может, и начинаем уже к Богу обращаться с воплем, колени преклонять, посты накладывать, молиться не только утром и вечером, перед едой и после еды, но мы молимся до тех пор, пока не пройдет вот эта скорбь, которая на нас навалилась. Как только она отошла, все, все спокойно. Некоторые говорят: «Зачем вам храм? У вас деньги и так есть. Зачем вам еще строить храм?» Раз деньги есть, значит все. Такие люди считают, что храм нужен для того, чтобы туда прийти, помолиться, чтобы были деньги и земное благополучие.

В Сырную седмицу мы вспоминаем подвиг всех просиявших преподобных, без различия пола. Эти люди и в благополучные времена находили себе такие условия жизни, чтобы стеснить свою плоть и послужить Богу душой своей и телом. Когда плоть добровольно стеснена через умерщвление ее страстей, тогда душа освобождается, и она лучше видит Бога, она лучше знает себя, она понимает свою нищету, что хорошего в ней ничего нет. Она понимает – чтобы с ней ни происходило, это все Божие.

А когда мы к этому не готовы, сознание притупляется, и мы не осознаем, что вообще-то мы нищие. Бог создал человека из праха земного, вдохнул в него душу. А потом что происходит? Это тело вернется в этот прах. А душа куда вернется? Если она искала Бога, наслаждалась общением с Ним в первую очередь, тогда, конечно, она вспорхнет и к Нему. А если она про Него не вспоминала, если она стала приземленной? Священное Писание говорит: «Не обременяйте себя житейскими заботами, не объедайтесь и не обпивайтесь». А что такое «житейские заботы»? Бог не хочет, чтобы мы были озабоченными. А мы себе их сами создаем. Конечно, есть тот, кто нас к этому подводит, – падший ангел. Есть разная реклама, которая говорит, что тебе надо и это, тебе нужно и то. Неподготовленный, духовно слабый человек этим увлекается и разменивает свою вечную жизнь на вот такое временное утешение.

Святитель Макарий Невский говорит, что утешение придет к тебе, когда ты утвердишься в подвиге. А что такое утешение? Вот мы читаем церковный устав. По уставу церковный праздник и написано, что на трапезе для братий утешение. А у нас утешение каждый день! Люди говорят: «Какая среда, какая пятница? Это все пережитки прошлого. Зачем это все сейчас?» Церковь очень консервативна в своей традиции, поэтому нельзя отбрасывать то, чему бабушка меня научила, дедушка меня научил, что кто-то когда-то давно написал. Нельзя этого отбрасывать.

Про одного Афонского старца описывается следующее. Он поселился в келье монаха, который жил до него. А в каждом углу кельи стояла палка. Этот старец подумал, что до него здесь жил какой-то чудак – палок понаставил в каждом углу. Зачем? Он их собрал и выкинул. А оказалось, что в эту келью заползали змеи, и тот монах предусмотрительно в каждом углу поставил палку, чтобы, где бы в кельи он ни находился, у него под рукой была палка.

Он мог змей этой палкой пугать и держать на дистанции. А этот старец, не разобравшись («вот чудак!»), палки выбросил. Потом он их вернул, когда опыт его научил.

«Можно ли ругать то, чего не знаешь?», – говорил святитель Николай Японский, когда Савабэ пришел к нему и начал с ним дискуссию о том, что христиане приносят японцам чуждую идео-

логию и угрожают его народу. Савабэ был рассудительный, но ответил: «Нельзя ругать то, чего не знаешь». Надо сначала узнать, чтобы было понятно, за что ругать, и стоит ли ругать. Когда Господа ударили по щеке, Он сказал: «Если Я сказал худо – скажи, в чем. Если Я сказал правду, хорошо сказал – за что ты бьешь Меня?»

Нам нужно рассуждение, это – дар Святого Духа. В нас и есть рассуждение, но какое? Какое пиво купить, какое вино, какую одежду, какую машину… Если нет аскетики, то на ее место приходит эстетика. А на место эстетики приходит этика. От аскетики нам никак нельзя отказываться. А что в себя включает аскетика? Пост, молитву. В идеале – поглядываем на церковный устав, на Типикон. Мы не можем сейчас так жить. Но это не значит, что его нужно зачеркнуть, сбросить. Мы на него смотрим и видим, что мы его не исполняем, не живем так, как те, кто его написал, не можем им подражать, и через это смиряемся. Мы перестаем о себе думать: вот, я пришел в церковь, поставил свечку – все, я молодец! Или подал кому-то деньги. Все время нужно себя проверять по традиции церковной, Евангелию.

Как святые отцы говорят про некоторые места из Евангелия? Не нужно думать, что мы уже все знаем, мы уже все пережили, это нам неинтересно. Прочитать и запомнить недостаточно. Святитель Макарий Невский говорит: «Возьми карту. На карте можно очень быстро попасть из одного города в другой. А ты сядь на лошадь и попробуй проехать это расстояние». Так и наша христианская жизнь: одно дело – сказать, запомнить, прочитать что-то, а другое – применить это к себе, сложить в своем сердце и исполнить то, что там написано. Просящему у тебя дай. Преподобный Серафим Саровский говорит: «Стяжи дух мирен». А что это такое? У других находим ответы.

Христос не хочет судить никого. Но будет. Будет судить, потому что Он милосерд, долготерпелив, но справедлив. И будет судить. Но Он в каждом человеке ищет не то, за что осудить, а за что похвалить. Вот глядишь на кого-то и так рассуждай: «Какой человек!..». Не видишь ничего, но старайся все равно что-то в этом человеке найти. Если не находишь, говори: да просто я его не знаю. Но в нем наверняка что-то есть. Тем самым мы будем в этом человеке образ Божий любить. Он же есть в нем. Преподобный Серафим Саровский в каждом видел образ Божий. Если мы хотим быть христианами, нам нужно это применять на практике. Применять то, что мы читаем.

Бывает, читаешь – и душа радуется. Закрыл – и забыл. Пошел, и как животное, которое умыли, плюхнулся в грязь, образно говоря. Опять стал смотреть на кого-то искоса, а то и скажешь кому-то что-то. Подумаешь обязательно как-то нехорошо о ком-то. А вот чтобы даже в мыслях такого не иметь, надо искать в человеке божественную искру, которая в нем есть. Надо найти ее, чтобы научиться чему-то у него.

Преподобный Ефрем Сирин идет в город: «Господи, пошли мне человека, который мне скажет что-то полезное для моей души от Священного Писания». Входит в город – женщина какая-то стоит и смотрит на него пристально. Он думает: «Не услышал меня Господь!» И с досадой ей говорит: «Что ты на меня так смотришь?» Она говорит: «Я смотрю на тебя потому, что я – женщина, взята от мужа, а ты из земли взят, и в землю смотри». Господь послал ему то, что он хотел. Но он, видимо, по-другому думал: сейчас старец какой-нибудь к нему выйдет… Это я сейчас ставлю себя на место преподобного.

Великий пост начинается с чтения Канона Андрея Критского. Как правило, его чтение начинается еще в рабочее время. Я хорошо помню, как у меня рабочий день был до семи вечера, и мне приходилось отпрашиваться у начальства, чтобы добежать до храма и послушать канон. Я отпросился один раз, но не мог отпрашиваться четыре дня подряд. Это была реальная проблема. Что в этом случае делать? Как поступать, чтобы поучаствовать в богослужении, когда ты вынужден быть на работе?

– Увы, есть работы, когда невозможно отпроситься. А есть проблемы внутри меня: мне неудобно, что скажет начальство? Тут уже своего рода подвиг исповедничества. Раз, два, три… начальник уже начинает злиться. Но из-за чего он начинает злиться? Допустим, моя работа не такая, что я реально должен остаться. Я не про такую работу, это безусловно, что, если надо, – значит, надо. Если там идет какой-то конвейер, еще что-то, когда никак не уйти. Но есть такие работы, с которых можно уйти. Препятствие только в том, что подумает начальник. Он раздражаться будет. Тут можно двояко рассудить: подвиг исповедничества, «блаженны вы, когда поносят вас имени Моего ради». Вас будут всячески хулить, вы будете это терпеть. Это же ради Христа получится – я иду в церковь, хочу помолиться, мои религиозные чувства этого требуют. А с другой стороны, не хочется раздражать начальника, вводить его в искушение. Он немощный, он не готов к таким ситуациям. Может и уволить. А может соблазниться, и я буду виноват, что его раздражаю. Нужно начинать все с молитвы. Идешь к начальнику: «Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его». Такой секрет мне давно сказали: когда идешь на суд, к начальнику злому, или еще куда-то, читай эту молитву. Но это, конечно, не какая-то волшебная фраза. Псалтирь все время надо читать. Хорошо, если знаешь какие-то псалмы наизусть.

90-й псалом, 50-й псалом…

– 26-й псалом. Праведный Федор Ушаков – у него все знали 26-й псалом. Что еще можно? Записать на флешку. Замечательно читает Святейший Патриарх Пимен. На мой взгляд, лучше него никто не читает. Он обладал певческим даром, и когда он канон читает – он его поет. Там мелодия прослеживается, он нараспев читает.

Спасибо. Принимать участие во всех службах поста очень хочется, но это очень сложно из-за ритма современной жизни и работы. В этом случае что делать?

– Молитву преподобного Ефрема Сирина дома читать, обязательно ее добавлять к правилу. Мы в среду и пятницу Сырной седмицы уже начали ее читать и поклоны творить. А самое простое – заменить эти службы самоукорением. Самоукорение – дорога к смирению. Одно дело, когда человек самооправданием занимается: ну, подумаешь – не сходил на службу, и еще тысячу отговорок себе придумает (и больной, и «вообще, зачем это нужно, пускай монахи молятся»). И смотрите: у нас в государстве и в мире перемены происходят постоянно. Можно ведь обратиться к Богу с такой просьбой: Господи, а, может быть, Ты как-то сделаешь, чтобы государство посмотрело: у нас много православных людей в стране, и сделало эти дни – пускай не выходными, но создало юридический механизм, чтобы начальство могло отпускать людей на службы. Все-таки государство – это люди, каждый человек в отдельности, это не что-то на стене написанное с восклицательным знаком. Это люди в большинстве своем православные. С Божией помощью все можно отрегулировать. А пока только укорять себя и просить Господа: Господи, помоги нам! Или исправь внешние обстоятельства, или внутреннее мое. Можно ведь спастись и без этого. Мария Египетская же не ходила в храм.

Звонок телезрителя Владимира из Курска: «У меня вопрос по молитве Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Но это все является следствием того, что мы ведем неправильную жизнь. Почему это нам Господь может давать? Дух праздности – чем-то займись. Уныния – измени вектор мышления. Любоначалия – не командуй. Празднословия – много не говори. Вот и все. Простите».

– Это теоретически все легко. А если привык командовать? И привык настолько, что уже не замечаешь этого? Если привык к праздности? Страсть – это привычка, которая человеку в нормальном состоянии не свойственна. Она пришла после грехопадения и прижилась. Страсти живут, как паразиты, в человеке. Поэтому, когда мы молимся этими словами, мы себя во внимание приводим. И Бога призываем, чтобы Он нам дал… Мы же говорили об этом сегодня, и всегда говорим, что Богу принадлежит все, абсолютно все. Мы – нищие. Он богатый. Мы должны к Нему обращаться с просьбами. Да, Он и так знает все, что нам нужно, и как отец заботится о нас. Но это не значит, что мы должны, образно говоря, сидеть «нога на ногу»: Он нам и так принесет все. Вот в Апокалипсисе: двадцать четыре старца упали и поклонились Ему. Я уверен, что эти старцы были не последние люди на Небе. Кто там еще мог находиться в присутствии Божием? И они упали ниц! Нам с вами показали пример, как нужно обращаться к Богу. Да, это теоретически все просто. Мы сегодня тоже об этом говорили. Одно дело – прочитать, запомнить, другое – как это практически изжить? Поупражняться в этом: в каждом человеке видеть Христа. Вот не вижу. А Он там есть, это ты просто такой косоглазый. Ищи, и найдешь обязательно. Может, Он специально не хочет тебе показаться, потому что ты недостоин, не заслуживаешь. А ты о себе думаешь высоко: как это я – и не вижу?

Закхей сразу вспоминается. Маленький человек.

– Маленький человек залез на дерево, будучи большим начальником. Его все ненавидели и считали предателем Родины. Поэтому теоретически – просто. И то, попробуй даже ввести себе это в привычку. У нас же Великий пост начинается не в понедельник. Он уже начался. Подготовка уже идет, мы потихоньку в это втягиваемся, входим. Господь заботливо нас в это вводит. Господь заботится о нас, что ни возьми: после зимы не сразу лето, а после лета зима. Сначала – осень и весна, промежуточные периоды. Человек не сразу становится взрослым, ему нужно постепенно все в себя вбирать, возрастая и укрепляясь. И ответственность на себя постепенно возлагает. Хотя бывает по-разному. Некоторые бедные дети, как мы читаем, до революции: отец умер, и старший сын в семье становится вместо отца. Какие игрушки? Никаких игрушек не видел, сразу это ярмо на себя надевал, ответственность принимал. Но тогда и люди были крепче, оттого, что тверже вера была. А поскольку тверже вера, то яснее была цель у людей перед глазами. Цель – Царствие Божие, общение со Христом. Яснее это было. Сейчас мы, с одной стороны, слабее, с другой – искушения у нас сильнее.

Я иногда ловлю себя на мысли: возьму книгу – там картинку плохо видно, и я начинаю ее пальцами «увеличивать», как на смартфоне. Настолько к комфорту привыкаешь, что даже на бумажной книге такое делаешь. А за комфорт этот мы платим. Хорошо, когда есть трудности, – они нас встряхивают, и все это слетает. Во время трудностей ждешь, когда они закончатся, чтобы опять спокойно жить, а спокойная жизнь начинается – и нам вредит, потому что мы забываемся и уже не так молимся. Господь, любя нас, опять нам посылает что-то такое, что мы опять, образно говоря, крепко «хватаемся за руль двумя руками» и начинаем внутренне вопить.

Записала:
Таисия Зыкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Великий пост – особое время размышлений, самоанализа, молитвы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Мы вошли, дорогие владыки, отцы и братья, в поприще Великого поста – особое время, требующее от человека большего, чем обычно, внимания к своей духовной жизни, большей способности анализировать свои мысли, слова и, конечно, дела. В каком-то смысле пост и есть некая школа, вырабатывающая навыки тщательного наблюдения человека за самим собой. Поглощенные жизненными обстоятельствами, отвлекаясь на все, что нас окружает, большое и малое, мы очень мало времени уделяем самим себе. Не в том смысле, что не заботимся, что нам есть, что пить, во что одеваться, куда поехать и где отдохнуть – совсем нет, об этом мы достаточно думаем и этому много времени уделяем. Но с точки зрения самоанализа нужно перед самим собой ставить такие вопросы, которые требовали бы от нас искреннего сердечного ответа.

 
Беседы с батюшкой

Игумен Филарет (Пряшников): Как научиться смирению?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс