Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Батюшка, начнем с вопроса, с одной стороны, вроде бы простого, а с другой стороны – рассудительного. «Как должно происходить единение среди прихожан, о чем сейчас так часто говорят? С чего оно должно начинаться? Мы же приходим в храм, не зная друг друга. Молимся, исповедуемся, причащаемся и выходим чужие из храма. Хочется, чтобы мы были действительно братья и сестры. Ближе, чем кровные. Где найти ответ на этот вопрос?»
– Мы с вами, Любовь Сергеевна, и многие телезрители, которые сейчас нас смотрят, жили в советское время. Тогда был лозунг «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Дитя не плачет – мать не разумеет. Так? Все должно начинаться изнутри и снизу.
Вот написал этот сердобольный человек. Он и должен для прихода и храма что-то придумать. Любой священник, любой приход нуждается в субботнике. Два-три человека ты сорганизовал и спросил у священника: «Отче, руки требуются?» Но есть такая поговорка: «Своя рубашка ближе к телу». То, что касается своей дачи, своего дома, – все сообразят.
Сегодня подворье отмечает 28 лет своего существования. Думаете, что за это время кто-нибудь подошел и сказал: «У меня есть руки. Я – плотник, электрик и сантехник. Могу в храме что-то сделать»? Все хотят, чтобы храм функционировал, чтобы все было прекрасно. К сожалению, это дело одного священника и членов прихода. Община пришла и ушла.
Что интересно: священник может сорганизовать, но это будет сверху. Попросит, люди откликнутся, но, чтобы было изнутри, – это бывает очень и очень редко. Поэтому сами предлагайте. Придумайте паломническую поездку, совмещенную с трудничеством. В паломничествах и поездках люди близко знакомятся, что невозможно на простой службе.
Вера без дел мертва (Иак. 2:26). Апостол Павел нам говорит, что там, где нужно соучастие, недостаточно одного сочувствия. Надо во всем соучаствовать – в жизни семьи, прихода. Лучше служить, чем нуждаться в служении. Лучше помогать, чем нуждаться в помощи. Лучше в доме престарелых ходить, чем там лежать. До тех пор, пока ты служишь кому-то, все будет благополучно. Старец Паисий говорил, что за самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье. А когда моя хата с краю – ничего не знаю, то это очень печально. Особенно – в Церкви. Кто-то из умных людей сказал: «А вы знаете, что крайние хаты горят первыми?»
Какая хорошая мысль, батюшка! Действительно, в храме всегда что-то надо, как в любом доме: подпилить, подстрогать, прибить.
– Ты один узнай, что надо, а потом еще одного человека пригласи, кто в этом разбирается. Достоевский говорил, что все хотят переделать мир, но никто не готов переделать себя. Хочешь единения на приходе? Один ты и начни! Молитва – это одно, а участие в жизни прихода – другое.
Моя приятельница, которая, кстати, в больших чинах, приходит на Страстной в монастырский садик и пропалывает, несмотря на то что она в возрасте. Вот это единение ощущается. Спасибо, отец Мелхиседек.
Следующий вопрос: «Можно ли заказывать церковные свечи в online-магазинах? Например, в Вайлдберриз. Если да, то на что нужно обратить внимание?»
– Мы уже сто раз об этом говорили во всех телепередачах. И отец Димитрий Смирнов, Царство ему Небесное, все об этом толковали. Свечи можно купить где угодно, но где ваше участие в жизни храма? Сама свеча – это пожертвование на храм, который должен платить за отопление, канализацию, водопровод, сторожам, пекарям просфор и прочее.
Когда совершается проскомидия, священник молится: «Помяни принесших, и их же ради принесоша». А что принесли? Принесли просфоры и вино. Вот ты их, Господи, помяни, кто принес, и ради кого они принесли эту жертву.
Храм всегда содержался приходом. Сейчас это опосредованно. Свеча или пожертвование, священник закупил вино, закупил просфоры или сами испекли. Содержание прихода всегда было на прихожанах. Сейчас при храмах торгуют цветами, хлебом. А знаете почему? Потому что на записки и свечки существовать невозможно.
Простой пример приведу. В советское время самая дешевая свеча (чтобы понять соотношение) стоила 20 копеек, а проезд на метро – 5 копеек. То есть свеча стоила как четыре проезда. Сколько сейчас проезд? 65 рублей? Умножаем на четыре. Столько должна стоить самая дешевая свечка. А знаете, сколько она стоит? 30 рублей. В десять раз упало содержание храма, но мы не ропщем. Как идет, так и идет. Если мы еще со стороны будем свечки покупать, поддерживая Вайлдберриз, а не родной свой приход, это будет неправильно, бестолково и неверно.
В этом, батюшка, еще и коллеги мои виноваты. Я имею в виду журналистов, которые постоянно пишут «батюшкина зарплата, батюшкина зарплата». Устаешь уже говорить, что у батюшки нет зарплаты. У нас Церковь отделена от государства. Священники зарплату не получают. Батюшкина зарплата – это наши пожертвования. Ниоткуда другого взяться не может. Откуда в народе это появилось, что священник получает зарплату от государства? Мы – не Греция.
– Еще в Румынии так.
Вопрос от молодых людей. С одной стороны, он радует, а с другой – заставляет нас, взрослых, задуматься. «Мне 15 лет, и некоторые парни могут предложить отношения. Хотела бы узнать, что можно в таких подростковых отношениях, а что нет. Например, обнять, поцеловать в щечку».
– Ничего нельзя в 15 лет. «Вспышки, страстишки, и пошли детишки». Как однажды написали письмо старцу Амвросию: «Батюшка, у нас с этим человеком чисто духовные отношения». А старец пишет в ответ: «Вы, наверное, забыли, что плоть от духа недалеко отстоит».
Даже в духовных отношениях нужна осторожность с противоположным полом. А что теперь говорить о молодежи? Есть анекдот нехороший: «Девушка, может, я вас в кино приглашу? После кино – в музей, после музея – в кафе, а потом домой ко мне, на квартирку. А может быть сразу на квартирку?» Раньше хоть какой-то порядок был, а теперь… Вы поняли, о чем идет речь.
Федор Михайлович Достоевский сказал, что есть в жизни такая черта, переступив которую невозможно возвратиться назад. Поэтому, мама, отправляя сына учиться в институт, говорила ему: «Сынок, запомни! Все мальчики ищут доступных девочек. Но жизнь свою хотят связать с недоступными. Ищи сразу недоступную». Зачем же давать надкусывать яблоко, если потом это надкусанное яблоко никому уже не нужно? С огнем играть не надо.
«Скоро собираемся крестить новорожденного внука, но он рожден с помощью ЭКО. Есть ли какие-то особенности в таинстве Крещения таких детей?»
– Никаких особенностей нет. Единственно, родители должны были заранее подумать о том, что отношение к ЭКО в Церкви неоднозначное, все это под большим вопросом. Я помню ответ отца Иоанна (Крестьянкина), память которого была
5 февраля, на вопрос нашего прихожанина о том, можно ли им сделать ЭКО, поскольку у них пять лет нет детей. Старец написал: «Не делайте этого греховного дела!» И что получилось? Через год или два они сами родили троих мальчиков. Но особенностей в таинстве Крещения детей, рожденных методом ЭКО, никаких нет. Крестим, как обыкновенных детей.
«Что делать с обручальными кольцами, если мы разводимся с женой?» Я бы ответила так: не разводиться!
– Я тоже так хотел ответить, прямо с языка сняли! Телезрителям будет интересно узнать, что во время обручения, таинства Венчания, не звучит слово кольцо, а только – перстень, потому что перстень – это как родовая печать. И говорится примерно так: с перстнем присоедини к браку их ангела. То есть получается, что при Крещении дается ангел-хранитель, а при обручении дается кольцо, или перстень как видимый символ семейного человека; и еще этой семье дается свой ангел-хранитель. Тысячи людей умерли только за то, что они свой нательный крестик не сняли. Ну как можно снять крест? А, снимая кольцо, ты снимаешь благословение, защиту Бога и ангела-хранителя. И в вопросе этого человека чувствуется, что кольцо для него – не просто украшение, значит, у него сохранились трепетные отношения к супруге, духовная связь с ней и с ангелом-хранителем.
Но, с другой стороны, если невозможно сохранить брак, то свое кольцо храните в надежном месте, не теряйте его. И никогда не поздно начать чистого листа...
Я столько историй знаю, столько было людей, которые расходились и обратно сходились после того, как немножко поэкспериментировали. «У меня муж плохой!» А ты попробуй, найди лучше! Начала лучше искать – и что в итоге? Осталась у разбитого корыта потому, что все остальные были только хуже. И тогда решают попробовать начать все сначала. Мало того, апостол Павел даже говорит, что женящиеся на разведенных – прелюбодействуют.
Сейчас стоит огромная проблема разводов в России.
– К сожалению, я слышал в январе статистику за 2024 год – из 10 браков было 8 разводов. Уже 8! До этого лет 10 держалась цифра 7. А еще печаль в том, что половина разводов происходит в первый год брака.
Когда надо бы потерпеть.
– Это отдельный разговор, а если сказать двумя словами: никто не хочет бороться со своим эгоизмом.
И уступать.
– Два эгоиста сошлись вместе, нет принципов, нет фундамента, нет стержня, – и все разваливается. Без желания идти навстречу друг другу не построишь ничего. И я молодым людям часто привожу слова старца Амвросия: «Тот, кто уступает, – тот приобретает». В семейной жизни я советую не играть в такие духовные шахматы, когда я – его, а он – меня; я его обведу, и все по-своему сделаю. Я говорю: играйте сразу в шашки, в поддавки. Кто проиграл, тот и выиграл.
Если будет принцип такой: я тебе уступаю, а ты – мне, то тогда все будет хорошо. Как в правильной семье бывает? Жена говорит: «Как тебе лучше?» А муж – «А как тебе лучше?» И каждый уступает, чтобы она или он приняли последнее решение. И они друг другу делегируют принятие этого решения. Кстати, кто-то сказал, что мужчина в семье главный, и последнее слово всегда должно быть за мужчиной, и лучше, чтобы слово было такое: «Как скажешь, дорогая!» Это идиллия, конечно, а факты вот такие: на 10 браков – 8 разводов. Потому что все хотят побеждать в споре, не хотят уступать. И все поплыло, поехало и – развалилось.
Вопрос такой: «Батюшка, можно ли на Исповеди отдать священнику листочек с перечислением грехов? А то я волнуюсь, мне стыдно, и могу от волнения не сказать половины грехов».
– Можно, только нужно убедиться в том, что этот листочек был прочитан. С другой стороны, когда вы отдали его – вы уже обнажили свою душу, свое сердце, открыли свое прошлое. И Оптинские старцы тоже говорят, что существует такая практика. Бывает у человека природная стеснительность, даже в обычной жизни, когда ему что-то объяснить словами трудно, а написать он может, даже спеть сможет. У кого-то сочинение лучше получается, у кого-то – стихотворение. Но эта Исповедь действительна, если даже она не была произнесена словами.
Вопрос: «Решила пройти генеральную Исповедь. Хотя я регулярно исповедуюсь, хочется основательно перетряхнуть всю грязь в душе, чтобы по максимуму в пост очистить скверну духа. Духовник сказал мне написать все, чтобы ничего не забыть. При этом он сказал, что достаточно будет, если я раскаюсь во время написания грехов, потом отдам ему свою „писанину” (извините, так написано), а ему даже необязательно это все читать. Главное, что я действительно раскаиваюсь перед Господом во всех перечисленных грехах. Так ли это?»
– Нужно отдать эту «писанину» священнику во время таинства Исповеди. Если просто отдать ему на прочтение в домашних условиях, то это не таинство, это откровение помыслов, когда человек рассказывает о том, что на душе. Но именно в таинстве Покаяния после произнесения священником разрешительной молитвы человеку даруется прощение грехов и силы преодолеть те грехи, в которых он раскаялся. А если таинство не произошло, была просто Исповедь и откровение помыслов, то разрешения грехов не произошло, разрешительная молитва не читалась.
Поэтому нужно все написать и договориться с батюшкой, чтобы это было не на всенощной, не на Литургии, а в тот день, когда есть такая возможность. Но мне кажется, что здесь генеральная Исповедь была уже не одна, поэтому это перебор. Обычно генеральная Исповедь одна. Мы должны верить, что исповеданный грех прощен. По десять раз делать генеральную Исповедь – явление ненормальное.
Вопрос: «Как быть, если не можешь найти взаимопонимания в семье? Живем словно чужие люди. Сын и муж – в играх. Реальное общение муж напрочь отрицает».
– Друг друга тяготы носите, и так исполните Закон Христов. Терпеть, терпеть и еще раз терпеть. Лучше такая семья, чем никакой. Мало того, мы не знаем, что произойдет через полгода, год, два. Шанс одуматься есть у всех. С другой стороны, непонимание, отсутствие сочувствия, разные характеры, разные взгляды на жизнь – это не повод разрушить семью и развестись. Бог не сказал: ищите семью, здоровье, материальное благополучие. Он сказал: ищите прежде Царства Божия и правды Его, все остальное приложится. В Писании сказано: взыщите Бога, и жива будет душа ваша (Пс. 68, 33). Бога найдете, будете нормальной христианкой – глядишь, и на сыне с мужем это отобразится. А чтобы в семье было полное взаимопонимание, такое бывает, но не надо идеализировать, что так будет всегда. Когда-то это было, сын родился в любви, в семье. И слава Богу! Кто-то сказал, что наша жизнь – как пианино: есть черные клавиши и белые; невозможно сыграть гармоничную мелодию, касаясь только белых клавиш; черных мы тоже касаемся. Свою мелодию нужно доиграть до конца…
Что делать с игроманией сейчас? Это уже посильнее алкоголизма.
– Это психоз, заскок. Мало того, если играют на деньги, то берут кредиты, потом огромные потери. Люди квартиры продают, или их отнимают.
Мы, конечно, помним и Достоевского, и Гоголя. Но сейчас это просто на каждом шагу…
– Это трагедия. Но телезрительнице нужно потерпеть.
Вопрос: «В храм я хожу редко. Я прочитала, что можно причаститься недостойно и теперь боюсь. Прошлый раз хотела причаститься, но не получилось: отошла и пропустила Причастие».
– Желание причаститься – от Бога, это зов Божий к нам. А враг вмешивается тут же после этого желания. Всякое может быть: не прочитал последование, пятое, десятое. Это препятствие. Причастие – это хлеб жизни. Серафим Саровский говорил, что если человек будет приступать к Святым Таинам с осознанием своего всеокаянства, то если он даже черный от своих грехов от макушки до пят, постепенно причащаясь с таким чувством, он будет убеляться, просветляться, очищаться и в конце концов спасется. Если не было никакого пренебрежения, никакого сознательного противоборства в отношении Святых Таин, если это не делается впопыхах (наелся, напился, но на всякий случай решил причаститься, потому что день ангела или день рождения, а сам не был перед этим ни на всенощной, ни на Исповеди), то о чем речь?
Если человек сделал все возможное по церковным правилам, а, сделав, сказал: «Мы рабы неключимые, потому что сделали, что должны были сделать», то даже это не является никакой гарантией. Гарантия только одна – смиренное ощущение своего всеокаянства и надежда на милосердие Божие. Это эликсир бессмертия. Господь сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и смерти не увидит вовек». Мы идем к Источнику жизни, Источнику света, Источнику бессмертия. Господь приемлет всех, кто с верой и любовью приступает к Святым Христовым Таинам. Если мы сами добровольно и осознанно натворим каких-то дел, тогда, конечно, можно причаститься в суд и во осуждение. Но таких, думаю, нет.
Мы ответили на очень многие вопросы. Может быть, в оставшиеся минуты поговорим о посте?
– Святитель Василий Великий сказал: «Мы не телоубийцы, мы страстоубийцы». Дай телу твоему по силе его. Одному нужна тарелочка овсянки, а другому – полкастрюли щей. Силы у всех разные. Всю же брань обрати на внутреннего человека. Поэтому пост – не то, что в уста, а то, что из уст. За этим надо следить. А сейчас самый главный пост – воздержание от телефона, нужно максимально сократить это время. Это пострашнее, так сказать, вкушения в пост яиц, молока, творога. Оскоромиться телефоном – гораздо серьезнее, потому что засоряются мозги... Сидящий в телефоне и смотрящий новости становится нервным и тупым, а читающий книги становится мудрым. Когда вы не читаете новостей, вы не информированы, а когда вы читаете новости с утра до ночи, вы дезинформированы. Потому что всю правду знает только Бог, а всякая полуправда – это ложь.
Записали:
Павел Зюзин,
Полина Митрофанова,
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-arhimandritom-Melhisedekom-Artyuhinym-22-02-2025;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-arhimandritom-Melhisedekom-Artyuhinym-01-03-2025
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.