Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (1290) → Cвященник Стахий Колотвин: Встречу с Богом можно сравнить с любовью

Cвященник Стахий Колотвин: Встречу с Богом можно сравнить с любовью

№9 (1290) / 3 марта ‘25

Беседы с батюшкой

Встреча с Богом – это одномоментная ситуация, один раз произошла и все, или это что-то постоянное в нашей жизни? Как эта встреча происходит?

– Это можно сравнить с семьей и любовью. Конечно, первая встреча, когда ты влюбился, – это одно. Другое дело, когда спустя много лет ты точно так же рад каждый раз ее видеть. А когда ушел на работу, все равно тебе сердце должно греть, что ты человека любишь. Да, в какой-то момент ты сосредоточился на рабочей задаче, в другой момент пошел встретиться с друзьями, поболтать, скажем, о футболе. Но каждый раз, когда твоя мысль обращается к любимому человеку, у тебя тепло на душе. И это не только про жену. Вот у меня сейчас маленький ребенок, мой младший, четвертый. Я как его вспомню – у меня прямо хорошо на душе. Такой карапуз девятимесячный ползает, смешной такой! Я его вроде и не вижу в течение всего дня, а в душе он есть. Так же и с Богом. Конечно, мы должны от наших отношений с Богом выстраивать наши отношения с людьми, но мы люди, увы, приземленные. Нам легче взаимодействовать с теми, кто рядом с нами, к кому сердце расположено.

Точно так же мы должны обращаться к Богу. С одной стороны, мы так же переживаем первую встречу с Ним, когда Его для себя открываем, начинаем с Ним знакомиться, когда наша вера просыпается. А с другой стороны, у нас должен быть настоящий трепет, о котором напоминает священник с Чашей в руках: «Со страхом Божиим и верою приступите!» Страх Божий – это не то, что «ой, страшно, там Бог!», а сердечный трепет. Ты еще не причастился, а тебе уже трепетно, радостно на душе. Причастился – как выдохнул, но радость все равно остается. А задача еще – эту радость сохранить, не расплескать. Лукавый будет мешать всегда, посылать искушения после Причастия… Вышел – споткнулся, с кем-то поссорился из-за пустяка, с кем-то сцепился. Лукавого раздражает человек, которому хорошо. Иногда и озлобленным людям бывает тяжко, когда рядом кто-то счастлив: дай-ка я испорчу ему что-то. Как в молитве: «Доброту чуждую увидев, и тою уязвлен бых сердцем». Это и про добрые дела, и про доброе расположение, и просто если рядом любовь царит. Мы и в молитвах наших обычных по молитвослову об этом вспоминаем, потому что если у тебя в сердце любви не хватает, то тебя и чужая любовь будет раздражать. Мы знаем такой стереотип, как старушка на лавочке, которая ругает: «Вот бесстыдники…». А что это с человеком? Собственное одиночество, недостаток любви. Когда она видит радостных, любящих друг друга людей – это ее раздражает.

Что касается наших отношений с Богом, эта встреча должна тоже продолжаться. Начинается она в момент знакомства, продолжается каждый раз, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин. Но где бы мы ни были, что бы ни делали, апостол Павел недаром дает нам такое указание: непрестанно молитесь. Собственно, чтобы это указание исполнить, многие люди и убегали от мира в пустыни, в леса. Преподобные наши отцы, древние пустынники и наши русские преподобные на севере в лесах, те, кто среди снегов подвизался и комаров кормил. Люди хотели максимально исполнить эту заповедь – с Господом общаться в молитве. Если ты кого-то любишь – тебе хорошо с ним. Ты будешь рад с ним общаться, будешь рад с ним просто молчать и на него смотреть. А если не можешь смотреть, то будешь рад вспоминать. И вот такая же встреча у нас должна быть с Богом. Да, ты не убежал в леса, в пустыню, работаешь на обычной работе. У тебя много дел, забот. После работы – семейные дела и заботы. Где непрестанная молитва? В том-то и дело, что недаром святые отцы говорят, что это не вычитывание текста. Если Господь у тебя в разуме, в чувствах…

Даже в Евангелии заповедь любви к Богу говорит о том, что нужно любить Бога всем сердцем, всем помышлением. То есть мы не только должны чувствовать, что у нас горячо на сердце, но должны еще и размышлять. Сердце у нас просело, трепета, возможно, у нас нет, наше сердце даже на Бога в обиде. «Господи, за что Ты мне такую несправедливость? А это за что мне так прилетело? Или это я заслужил, но не в таком же объеме…». А разум нам помогает. Покинула нас любовь, нарушилась связь нашего сердца с Богом – и наша мысль приходит на помощь. Мы рационально размышляем о Боге, Его Промысле, Его действии в мире, о спасении человечества. А где-то ты просто о Боге помнишь и совершаешь совершенно другие поступки, делаешь это ради Христа. Ради Христа ты всегда делаешь все наилучшим образом…

Вопрос телезрительницы: «Мы приходим в храм, исповедуемся, каемся в совершенных нами грехах. Но до нашего рождения от Адама сколько у нас было поколений, которые несли нераскаянные грехи? Язычники, беззаконники, преступники и т.п. После Воскресения Христа они все воскресли. Они же влияют на наши взаимоотношения с Богом? Как с этим справиться? Например, в романе «Угрюм-река» есть образ Прохора Громова; и как печально он закончил!»

– Если человек печально заканчивает, это не свалить на то, что у него прадедушка был пьяница, а прапрапращур – язычник. Господь нам дал абсолютную свободу, но мы можем свою свободу испортить и выбрать зло. Собственно, и грешить мы имеем возможность как раз потому, что мы по образу Божию свободными сотворены. И нас никак от Бога не отделяют предыдущие поколения. Нет, ну, например, мама ребенка может в храм не водить и даже не пускать. Бабушка хочет отвести в храм, а мама говорит: нет, не пойдешь. Вот это действительно влияние предыдущих поколений. Но это не какие-то там далекие пращуры-язычники, а живые люди.

Важная поправка: когда Христос Воскрес (внимательно читаем Евангелие), некоторые люди воскресли, вышли на улицы Иерусалима и свидетельствовали, но сказано, что это были отдельные праведники. Это действительно величайшее чудо воскрешения, и это не то, что сплошь и рядом грешники воскресали. Ни один грешник не воскрес. Посмотрим на все чудеса воскресения: праведный Лазарь назван «друг Божий», то есть его Христос выделял среди всех. Он и апостолов Своими друзьями называл, но Лазаря отдельно называл другом Божиим. Дочь благочестивых родителей Господь воскрешает (тут можно сказать, что родители повлияли на то, что дочь не нечестивая, а благочестивая, – и девочка сама чистая, и родители смиренные и верующие). И ветхозаветные воскрешения если посмотреть, то мы увидим, что это были люди, не наполненные грехом. Пока никаких грешников не воскрешали. Все грешники и все праведники воскреснут на Страшный Суд.

Только помните, как сказано в притче о Страшном Суде. Праведники будут думать: нет, Господи, мы-то рядом с Тобой. А потом ты воскресаешь и говоришь: я такой весь из себя христианин, но мне только предыдущие поколения грешников мешали. А Господь скажет: «Я тебя не знаю. Иди во тьму кромешную». А смотришь – какие-то язычники, грешники, пьяницы идут… потому что они позаботились о малых сих. Милосердие, деятельную любовь проявили. На Страшном Суде будем очень удивляться, кто вошел в рай, а кто не вошел.

Но надо же на положительной ноте заканчивать: такой праздник – Сретение Господне, день встречи. Надо, чтобы встреча с Богом на Страшном Суде у нас не страх вызывала, а трепет от предвкушения встречи с Ним. Поэтому не переживайте, никто нам не помешает, если мы хотим быть со Христом. Даже если весь мир нам будет мешать, а мы будем к Богу стремиться, Господь протянет нам навстречу Свою десницу, пронзенную гвоздями во искупление наших грехов, и обязательно нас спасет.

Вопрос телезрителя: «Церковь утверждает, что человек создан свободным. И в то же время утверждает, что все происходит по воле Божией. Где здесь логика?»

– Помните святоотеческое учение о соработничестве? «Соработничество» с греческого можно перевести просто как «сотрудничество», но у нас «сотрудничество» – такой избитый термин, что все-таки традиционно употребляется церковнославянизм – «соработничество». Ты делаешь от себя зависящее, Господь взаимодействует с тобой. В принципе, мы много говорили об отношении к Богу, встрече с Ним применительно к отношениям женщины и мужчины в семье или родителей и детей в семье. Бог наш Небесный Отец, отношения с Ним легче будет понять, используя эту аналогию.

Мы тоже стараемся воспитать детей свободными людьми, не зажатыми, чтобы они принимали решения сами. Не так, что папа и мама за ребенка что-то решили, выбрали, а он, если их рядом нет, и не знает, что надеть и что поесть. Наоборот, мы стараемся своих детей воспитать максимально свободными. Однако путь к этой максимальной свободе лежит парадоксальным образом через послушание, если ребенок будет брать пример с родителей, будет их слушаться. Да, конечно, для некоторых родителей послушание ребенка удобно, чтобы отделаться от него и в него не вкладываться. Но если мы берем все-таки любящих родителей, то дети, когда их слушаются, благодаря этому научаются пользоваться своей свободой.

И точно так же в браке между мужчиной и женщиной есть абсолютная свобода. Никто никого не держит на цепи, никто ни на кого не обижается. Где эта свобода заканчивается? Там, где начинается свобода другого человека и где есть общие обязательства. Люди поженились – уже все, по сторонам не смотрим на других мужчин и женщин, уже брак от чего-то ограничивает.

Точно так же и наши отношения с Богом. У нас есть абсолютная свобода, Господь ее никак не ограничивает, но Его Промысл Божий тоже нас направляет. Более того, если ты против воли Божией что-то делаешь один, второй, третий, четвертый раз, Господь может отступить. Как ребенок постоянно к чему-то острому тянется, может удариться, упасть, но снова подползает. Ну ладно – не понимает. Ты отошел в сторонку, он упал, ударился один раз, второй раз будет уже аккуратнее. Да, понятное дело, Господь не допустит, чтобы ты упал в пропасть.

У меня тоже маленький ребеночек, а у него проблемы с ножками, ножки его не держат, они расползаются в стороны. И он не знает порой, как правильно сесть. Иногда он садился и падал, ударялся, но потихонечку выучился. Если бы мы постоянно его ловили, то настал бы момент, когда никого рядом не было, и он бы упал и вообще разбился. А так потихонечку он научился пользоваться своими ножками.

Точно так же и наша природа подкошена грехом. И мы, имея свободу, постоянно стараемся от нее отказаться, чтобы поработиться какой-то страсти, какому-то греху. И Господь говорит: «Хорошо, делай так». Тем не менее Он вновь и вновь нам протягивает руку и говорит: «Давай помогу выбраться». – «Нет? Не надо». Потом, в следующий раз, говорит: «Может, сейчас помогу?» Поэтому в любой момент можно свернуть с выбранного пути.

Можно резюмировать, что обычно отвечают на такой вопрос так: есть воля Божия и есть Божие попущение, когда Господь не рад такому свободному выбору человеку, но все равно его ценит и оставляет ему такую возможность. Собственно, благодаря этому Адам и Евы смогли покинуть райский сад, а так это был бы просто райский концлагерь, откуда нет выхода, не было бы никакой свободы.

Вопрос телезрителя: «Вы сказали сейчас о свободе выбора и что каждый человек отвечает за свои грехи. Но как Вы объясните, допустим, рождение младенца, который рождается сразу с неизлечимым заболеванием, калекой на всю жизнь? Церковь объясняет, что это для того, чтобы научить родителей, привести их к вере. Но неизвестно еще, научатся родители чему-то или нет, а ребенок уже страдает, ничего не сделав. Как Вы это объясните?»

– Почему на всю жизнь? Максимум на земную жизнь. Если человек очень здоровый, он 120 лет проживет. С инвалидностью максимум 60 лет проживет, а чаще и еще меньше. На фоне нашего вечного существования это, в принципе, один миг.

Безусловно, как вы верно отметили, когда мы взаимодействуем с окружающими людьми, с родителями, с родственниками, когда помогаем страдающим, болеющим, то мы тоже можем к Богу приблизиться или, наоборот, от Бога отдалиться. Сколько у нас в детских домах детей при живых родителях... Ребенок болеет, и родители его предают. Помогло им к Богу приблизиться рождение больного ребенка? Не помогло. Наоборот, они предатели. И надежда на спасение души у них призрачная, но все равно Господь их ждет. И Господь все равно им дает шанс через какие-то страдания, болезни и так далее все-таки к Нему прийти.

У Господа личные отношения с каждым человеком, в том числе с каждым младенцем. У нас есть прекрасная притча о талантах: больше дано – больше спросится. Если тебе дано пять талантов, если у тебя есть здоровье, центральная нервная система хорошо функционирует, если ты еще получил возможность чему-то научиться, не умер в детстве в Африке от какой-то болезни, то спрос больше. С любого русского человека спрос больше, чем с человека, который где-то от малярии умирает в жарких странах.

Но с того, кто вырос в семье, где есть власть, деньги, доступ к ресурсам, от кого зависят судьбы множества других людей, спрос неизмеримо больше. Как Господь говорит, трудно богатому в Царствие Небесное войти. Тут можно и так сказать: «Что это за несправедливость? Почему люди в богатых семьях рождаются, еще и власть им сразу уготована, министерский портфель, уже все схвачено? Людям же тяжело спастись!» Вот о них надо беспокоиться. Да, люди здесь прожили или протянули еще десятилетие. Рокфеллер шестую пересадку сердца сделал, до ста лет дотянул – и толку? Он шесть пересадок сделал – и где он сейчас? Понятно, милосердие Божие безгранично, но прогнозы какие-то не очень радужные, если объективно смотреть на то, что в его жизни творилось.

А ребеночек, который родился с генетическими болезнями и страдает, уже святой. К нему прикладываться можно, как к мощам святых людей. Мы будем удивляться, кто в Царствие Божие будет входить, но кому удивляться не будем, это как раз таким людям, кого действительно Господь избрал из всего мира и дает им этой болезнью пропуск в Царство Небесное: «Заходи, Я тебя жду, ты уже на Меня похож».

Кто наследует Царство Небесное? Христианин – тот, кто как Христос. Потому что наследовать Царство Небесное может только Сын Божий – Христос, Единородный Сыне. Мы на каждой Литургии поем этот гимн императора Юстиниана. Единородный Сын, больше нет ни одного сына. Но мы Богу усыновляемся. Мы по Его образу и подобию созданы. И вот этот страдающий ребенок максимально похож на Христа. Потому что он страдает не по своим грехам.

Мы все страдаем, мы взрослые, у нас есть свои грехи. И все наши страдания мы заслужили. А ребенок страдает не по своим грехам, отчасти как Христос страдал за грехи рода человеческого. Да, грехи родителей, предков тоже сказываются, накапливаются генетические мутации. Накапливается то, чем люди дышали, какую воду пили, какой пищей питались, какие войны или голодные годы переживали и так далее. Все это накапливается и сказывается на безгрешном младенце. И если он максимально похож на Христа, то он и раньше войдет в Царствие Небесное, чем его ровесник, который, возможно, проживет долгую жизнь, уйдет в монахи или станет великим проповедником и через это к Христу приблизится потом, а его уже этот малыш будет ждать.

Поэтому за этих деток мы не переживаем в глобальном плане. В тактическом – да, здесь нужно милосердие, причем оно нужно прежде всего нам. Так что если ты не любишь, не помогаешь, не заботишься о слабых и нуждающихся, то ты уже на Христа не похож. И тебе самому сложно будет достигнуть Царствия Божия.

Вопрос телезрителя по поводу пения акафистов. Почему их так много? И каково их значение в церковной жизни? Разъясните, пожалуйста.

– Акафист – это, можно сказать, более поздний жанр. Первый акафист появился в VII веке, ему уже 1 400 лет. А вот такому массовому применению акафистов уже тысяча лет. Мы живем в XXI веке, а тысячу лет назад, в XI веке, уже после Крещения Руси, начали писать акафисты. Не на Руси, в Византии, в прилегающих славянских землях.

Акафист – жанр, которого нам, северным людям, может, и не хватает, потому что мы все время ходим мрачные. Грекам, арабам, православным южным народам, наоборот, не хватает какого-то трепета, смирения, как-то по-панибратски, с нашей точки зрения, они относятся к иконам, но они искренне, как дети, себя ведут. Да, им нужно учиться большему благоговению. А нам, северным русским людям, наоборот, надо чуть-чуть проще относиться к этому, ведь святые – это наши друзья. Не так, что этот святой – полномочный представитель у Бога по таким-то вопросам, другой святой – по другим вопросам. Нет, все это, конечно, народное язычество.

И акафисты немного помогают нам сократить дистанцию, потому что все-таки они более радостные, простые, в них постоянно воспевается какая-то радость. Кроме того, Господь говорит про тех, кто Царствие Небесное наследует, что на Небесах люди будут как ангелы Божии. Как воспевают ангелы Божии? Им нужно что-то просить? Нет. Им нужно за что-то благодарить? Тоже нет. У них все есть, ни просить, ни благодарить не надо. Они Бога просто прославляют. Поэтому акафист нам помогает просто прославлять Бога.

Мы видим, что на каждый день у нас есть канон. Канон – более древняя форма богослужения, где есть тропари, припевы к ним, сами каноны тоже пелись (сейчас у нас обычно читаются). Канон тоже есть не каждому святому, а наиболее известным. То есть в календаре целый список имен, кому-то есть канон, а кому-то нет.

Самый первый акафист был написал в VII веке, это был акафист Пресвятой Богородице. По преданию, его написал Роман Сладкопевец (покровитель всех певцов, а также многих людей с именем Роман). Это необычный жанр, уникальный, им восхищались и его включили в устав. Мы помним, что есть Суббота Акафиста – Похвала Пресвятой Богородице. Во второй половине Великого поста эта служба будет совершаться на утрене субботы, которая у нас в русской традиции совершается накануне – в пятницу вечером.

Просто надо понимать, что в XI веке, когда стали писать все остальные акафисты, уже наши привычные уставные (смесь устава монастырского, пустыннического, обители святого Саввы, который через призму столичной студийской обители преломился), мы получили возможность услышать смесь монашеского, аскетического и придворного царского богослужения. В наших обычных приходских храмах, которые ни к монастырям, ни к царскому собору не имеют отношения, уже места для акафиста не нашлось.

И поэтому все акафисты, когда их стали писать, люди пели либо келейно, либо вне богослужения, либо для них какое-то место подбирали. Чаще всего на утрене или на вечерне, поскольку на Литургии отвлекаться не годится, это служба служб.

В приходской практике бывает по-разному. Где-то могут акафисты просто так спеть. Особенно когда священника нет, например, в сельских приходах. Люди собираются и вместе акафисты поют, и это тоже хорошо. Единственное, что должен предупредить, чтобы не было магического отношения к акафистам. Если вы увидите где-то в интернете подобное: «мы прочитаем отрывки из трех акафистов» или «у нас специальный акафист, который что-то усиливает, а другой ослабляет», – сразу блокируйте. Опасность, это секта какая-то, язычество. Не важно, какой у них крест, какой стихарь. Как Господь говорит, бойтесь волков в овечьей шкуре.

Будьте очень аккуратны, дорогие друзья. Акафист нам помогает общаться с Богом радостно, но лукавый тоже не дремлет и порой хочет свою ложку дегтя в бочку меда поместить. Не даем ему такого шанса.

Записали:
Валерия Макарова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс