Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Виктор, Вы приехали издалека, поэтому сразу хочется расспросить о том месте, где служите и где проходит Ваше послушание. Это остров Сахалин. На самом деле мы мало о нем слышим, и уж тем более мало слышим о Православии на этой земле. Поэтому особенно интересно узнать историю появления там Православия, первых священников, первых епископов, о святых, которые там проповедовали.
– Сразу вспоминается известная песня: «Ну что тебе сказать про Сахалин? На острове нормальная погода». В ближайшие дни обещают очередной тайфун, поэтому будет много снега. Если говорить об истории освоения Дальнего Востока, в том числе Сахалина и Курильских островов русскими людьми, то русские люди пришли на эти земли в XVIII веке. Тогда началось освоение Дальнего Востока, и вместе с русскими первопроходцами, вместе с купцами приходили и первые священники.
Первый храм появился не на острове Сахалин, а на одном из самых северных островов Курильской гряды – острове Шумшу. Он был построен в XVIII веке по просьбе коренного населения Сахалина и Курильских островов айнов, которые, приняв Православие, хотели дальше жить церковной жизнью. И чтобы у них был храм. Была построена часовня, а также направлен законоучитель. Тогда не было возможности направить священника на этот остров, поэтому направили отставного казака, он обучал детей курильских айнов Закону Божию, грамоте. Можно сказать, что первая школа, созданная по правилам Российской империи, появилась тоже на этом острове и размещалась в часовне в честь Святителя Николая Чудотворца на острове Шумшу. Это покровитель путешественников, моряков, и для первопроходцев была очень важна молитвенная помощь со стороны святителя Николая.
Еще надо упомянуть святителя Иннокентия. Этого святого мы считаем Небесным покровителем Сахалина и Курил, потому что уже в XIX веке святитель Иннокентий стал первым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Это огромная территория даже по сегодняшним меркам, с учетом того, что у нас есть и самолеты, и поезда, и скоростные суда. В XIX веке как можно было просто объехать эту огромную территорию? А ведь святитель не только объезжал, он еще и служил, открывал храмы, помогал людям. Как он все успевал делать? Наверное, только благодаря воле Божией это было возможно. Но факт остается фактом: в 1861 году, отправляясь из города Николаевска-на-Амуре на Камчатку, корабль, на котором находился святитель Иннокентий, сделал остановку на берегу Татарского пролива в районе первого пограничного поста, первого места, откуда началось освоение Сахалина русскими людьми. Это пост Дуэ в северной части острова Сахалин, рядом с населенным пунктом, который сейчас называется Александровск-Сахалинский. До революции он назывался пост Александровский – это была первая столица Сахалина. Но на тот момент его еще не было, а был пост Дуэ. Корабли там останавливались, чтобы заправляться углем и продолжать путешествие. Как-то начался очень сильный шторм, и капитан корабля, и пассажиры уже готовились к тому, что разобьются о скалы. Но произошло чудо, корабль выбросило на мель. Все пассажиры и вся команда корабля остались целыми, в том числе путешествовавший на этом корабле Владыка Иннокентий.
Откуда мы знаем об этой истории? Это тоже очень интересно. Дело в том, что в 1860 году к митрополиту Филарету (Дроздову) обратился молодой человек по имени Симеон Казанский. Он спросил: «Владыка, что мне делать? Я хочу послужить Церкви». И митрополит Филарет отправляет его на Дальний Восток помогать Владыке Иннокентию. Тот проделал долгий путь, встретился с Владыкой Иннокентием и направлялся на Камчатку на одном корабле с Владыкой. Так Симеон оказался на Сахалине. Он тоже какое-то время пробыл на острове, пока другой корабль его не доставил на Камчатку. Но через несколько лет он возвращается на остров и становится первым сахалинским священником. Отец Симеон Казанский – удивительный человек, он несколько лет в очень сложных условиях служил на нашем острове, был настоящим подвижником. Его приход располагался в двух местах – на севере и на юге острова. Сейчас это путешествие занимает где-то 8–10 часов по дороге, причем большая часть дороги – асфальт. Представьте XIX век, как было сложно путешествовать священнику... Хотя это была Российская империя, и вроде бы государственной религией было христианство и Церкви должны были помогать, но все было очень непросто. Где-то на корабль его брали, где-то не брали. Куда-то он сам отправлялся, порой ему помогали местные жители. В общем, все его служение было подвижническим, миссионерским. За десять лет служения, можно сказать, он оставил все здоровье на Сахалине и вынужден был вернуться к себе на родину.
Таких подвижников было очень много. Все знают про Соньку Золотую Ручку, это была мошенница, преступница. Но мало кто знает, что она приняла Крещение именно на острове Сахалин, в храме (пост Дуэ). Она доверилась священнику, который там служил, приняла Крещение, стала православной христианкой. Это тоже показатель, когда человек в итоге понимает, что вопрос спасения его души – очень важный, что необходимо что-то делать для того, чтобы изменить свою жизнь.
Мы знаем произведение Антона Павловича Чехова «Остров Сахалин». Настолько интересные судьбы там встречаются... Староста храма в селе Рыковское на острове Сахалин – участник террористической организации Иван Ювачев. Отбыв свое наказание, возвращается в Петербург, а затем отправляется в паломническую поездку на Святую Землю. И уже под псевдонимом Миролюбов пишет книгу о своем паломничестве. Эта книга издается достаточно большим тиражом. Он становится известным духовным писателем. Потом он встречает революцию. До второго ареста сына Иван Павлович не дожил, он умер в 1940 году в возрасте 80 лет от заражения крови. В 1940 году его сына, известного писателя Даниила Хармса, арестовывает НКВД. А из НКВД выдачи нет, и там он погибает. Судьба человека.
Или еще один человек, о котором упоминает в своей книге Антон Павлович Чехов, – Мария Кржижевская. Мы представляем Сахалин как место каторги, куда людей ссылали, туда люди ехали по решению суда, а она едет совершенно добровольно сама. В ее жизни происходит личная трагедия, но она не зацикливается на себе, как часто бывает в нашей жизни. Она совершенно иначе подходит к этому и понимает, что в ее жизни, в ее семье не будет детей, и едет, получив образование фельдшера-акушерки, помогать людям воспитывать детей, принимать роды. Тогда не было ни перинатальных центров, ни роддомов, ни скорой помощи. Она сама шла от дома к дому и помогала людям. За несколько лет ее служения на Сахалине ее так полюбили жители села Рыковское, где она жила, и других сел Сахалина, что она стала при жизни для них как святая. Когда она умерла, все пришли ее провожать. Удивительный человек. Она была действительным членом Императорского православного палестинского общества, разносторонне образованной, знала основы медицины, то есть была специалистом.
Еще один человек, кто построил храм, где был старостой Иван Ювачев, а прихожанкой Мария Кржижевская, – иеромонах Ираклий. Священник, этнический бурят, который у себя на родине пережил страшную трагедию. Село, где он жил, практически полностью погибло от наводнения. Он дал обет Богу, что если останется жив, то станет монахом, станет священником. Он выжил и отправился на Сахалин. Там служил, построил этот храм. С Антоном Павловичем Чеховым они стали друзьями и вместе возвращались на материк. Потом долго переписывались.
Удивительно: наш остров вроде бы далекий от Москвы, но насколько там переплетаются человеческие судьбы, протекает интересная, активная духовная жизнь! Конечно, в ХХ веке, сначала после русско-японской войны, когда южная часть Сахалина перешла под власть Японии, а потом уже после революционных событий на острове храмы закрывались. Последний православный священник Александр Гнеуш тоже служил в селе Рыковском, в храме в честь Казанской Иконы Божией Матери. Это был последний священник, который был арестован. Его отправили в Амурскую область. Он погиб в лагере. Мы не знаем, где он похоронен. К сожалению, до сих пор большая часть информации о его судьбе в местах заключения неизвестна. Для нас он, конечно, символ священнического служения.
Очень символично, что в 1995 году, когда на острове произошло страшное землетрясение (в Нефтегорске), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил Сахалинскую землю Казанской иконой Божией Матери. Единственное здание на острове не пострадало (а на тот момент мало кто знал об этом), как раз храм в Рыковском в честь Казанской Иконы Божией Матери. К сожалению, этот храм еще не восстановлен, там размещается сельский клуб, но мы, верующие православные христиане, наде-
емся, что с Божией помощью там вновь зазвучат молитвы и, может быть, он станет местом паломничества, даже туризма для людей, которые изучают нашу отечественную историю и хотят понять, чем жил Сахалин в XIX веке. Я думаю, что этот храм станет настоящим символом возрождения Православия на наших дальневосточных, сахалинских и курильских землях и знаком восстановления исторической памяти.
Сейчас много говорят о сохранении исторической памяти, но как мы можем о ней говорить, если у нас есть храм, где совершалась молитва, куда приезжали известные и удивительные люди, а до сих пор вопрос с ним не решен. Но мы надеемся, что с Божией помощью, по молитвам всех православных и тех телезрителей, которые смотрят нашу программу, этот храм будет восстановлен.
Дай Бог, чтобы так и было. Тем более очень много нитей оказалось связано именно с этим храмом. Вы не так много храмов пока обозначили, мы о них еще спросим, но этот вышел на первый план, и вдруг неожиданно оказалось, что он сейчас не храм.
– Да. А вот в XIX веке это была церковь и духовный центр, который объединял людей. Вот такая судьба. Сейчас, конечно, построено много новых храмов, потому что в советское время Сахалинская область была таким атеистическим заповедником. Туда нельзя было приезжать священникам, потому что это была пограничная зона, и религиозную общину отказались регистрировать. Хотя многие люди после окончания Второй мировой войны, приехав на юг Сахалина, осваивая эти земли, просили зарегистрировать православную общину, но в то время это было невозможно.
А в 1989 году был открыт первый православный приход. Открытием первого православного прихода занимался известный протоиерей Константин Островский. В то время он был еще священником, служил в Хабаровской епархии и был направлен в командировку на Сахалин. Два месяца он прослужил на острове Сахалин. В 1989 году, 3 сентября, в годовщину победы над Японией, правительство региона, понимая, что надо восстанавливать историческую преемственность, приняло решение, что в этот день состоится перезахоронение бойцов одного из партизанских отрядов, которые оказывали сопротивление японским оккупантам во время русско-японской войны. Во время этого перезахоронения пригласили священника, отца Константина, чтобы он совершил панихиду. При большом стечении народа, комсомольцев, партийных работников отец Константин совершал панихиду, православную службу. Мне рассказывал один чиновник, как они подъехали на черной «Волге» к первому сахалинскому приходу (а это очень отдаленный район города Южно-Сахалинска, там не было асфальтированной дороги). Выходят два человека в штатском, проходят в храм, зовут священника, выходят. А прихожанки, увидев эту картину подумали о плохом и побежали к машине: «Куда вы увозите нашего батюшку? Что вообще происходит?» Они подумали, что священника забирают непонятно куда. Но это время уже прошло. Те, кто приехал за священником, объяснили, что они его забирают не на допрос, а для того, чтобы он совершил службу 3 сентября, в день празднования освобождения Южного Сахалина и Курил от японских оккупантов. Вот так нить истории соединилась.
После этого уже начали открываться приходы и в других населенных пунктах. В 1995 году даже был построен первый Воскресенский собор. Мы в этом году как раз отмечаем тридцатилетие этого собора, ставшего символом возрождения Православия на Сахалине.
Конечно, Православие развивается не только в Южно-Сахалинске, но и в других районах, населенных пунктах, даже селах. Строятся храмы, в основном деревянные, небольшие, но там везде очень дружные общины: люди вместе молятся, помогают друг другу в разных ситуациях. Всегда, когда приезжаешь в район, встречаешься с прихожанами, просто удивляешься, какие у нас замечательные люди!
Много ли храмов было до революции? Много ли было снесено и остались ли какие-то дореволюционные храмы, кроме, как я понимаю, упомянутого храма Казанской Иконы Богородицы?
– Да, к сожалению, все храмы, которые существовали до революции, были разрушены – либо во время русско-японской войны, либо уже в революционное время. Единственное здание, которое сохранилось, – это здание храма Казанской Иконы Божией Матери. Но оно было перестроено, в какой-то момент там сначала сняли кресты. Сейчас тоже бывает, что на каких-то изображениях убирают, затирают кресты, и мы относимся к этому как-то спокойно, а ведь это то, что творилось у нас в XX веке, когда сносили кресты с храмов. Понятны чувства людей. Они задают вопрос: к чему это ведет? Почему наши даже иногда государственные учреждения стыдливо затирают кресты? Важно сохранять нашу историю, наши традиции.
К сожалению, со здания храма в честь Казанской Иконы Божией Матери уже в советское время были сначала убраны кресты, потом купола, крышу заменили. И сейчас уже сложно понять, что это был храм. Но все равно для нас это место намоленное, дорогое. Когда мы проезжаем мимо этого места, останавливаемся, молитву читаем, поем тропарь в честь Казанской Иконы Божией Матери и надеемся, что все-таки это единственное место, сохранившееся еще с дореволюционных времен, будет восстановлено.
Какие храмы были снесены? Много ли их было до революции?
– До революции было где-то около десяти храмов в разных районах Сахалина. Кстати, даже во время японской оккупации южной части Сахалина один приход существовал и действовал до 1917 года. Как это произошло? Тоже очень интересно.
В 1905 году, когда южная часть Сахалина отошла японцам, то Русская духовная миссия в Японии, а ее возглавлял святитель Николай Японский, сразу же стала интересоваться судьбой и храмов, и тех русских людей, которые еще оставались на юге Сахалина. В 1909 году на остров направился ближайший помощник Владыки Николая – епископ Сергий (Тихомиров). Он совершил три поездки на Сахалин, есть его изданные дневники. Они очень интересные, книга называется: «Миссионерские радости». Кому интересно, могут прочитать. Там он как раз описывает жизнь Южного Сахалина. Он иногда приезжал к прихожанам. В селе жила одна русская семья. Он приезжал к ним, служил Литургию прямо у них в доме, наставлял их, поддерживал духовно. Как раз один из выпускников курсов, которые организовал протоиерей Иоанн Восторгов в Москве, выразил желание поехать на Сахалин через Японию. Напрямую не было возможности туда добраться, поэтому он через Японию приехал на Сахалин и там служил до 1917 года.
В семнадцатом году контакты с Россией были прерваны, поддержка Русской духовной миссии тоже была прервана по понятным причинам, и священник был вынужден вернуться на родину. А в других местах Сахалина все храмы, к сожалению, были разрушены.
А сейчас получается ли строить новые?
– За эти годы было построено достаточно много новых храмов, они действуют практически в каждом районном центре. Отдельная Южно-Сахалинская и Курильская епархия была образована 23 февраля 1993 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Конечно, приоритетным направлением деятельности стало строительство храмов. В 90-е годы приходы размещались в приспособленных помещениях, а затем, уже в нулевые годы, стали строить настоящие храмы. И не только на Сахалине, но и на Курильских островах. Для нас очень важно и ценно, что и на Курилах сегодня звучат православные молитвы.
Есть замечательный тезис: когда начинаются сутки – солнце движется с востока на запад, начинается день – в России остров Сахалин начинает первым Божественную литургию, которая потом плавно продолжается и заканчивается в Калининграде.
– Согласен, мы одни из первых. Есть еще Камчатка. Это очень важно и ценно. Мы ведь всегда молимся и за все наше Отечество, и за православный народ. Это духовное единение, ощущение, что молитва у нас никогда не заканчивается. Она начинается на Дальнем Востоке (или, как мы говорим, в Тихоокеанской России). Что такое Дальний Восток? Что-то дальнее, а для нас он не дальний. А вот Тихоокеанская Россия – это как раз осознание того, что русские люди пришли на Тихий океан, что были освоены огромные земли...
Мы действительно совершаем молитву, когда Москва еще спит. И, наоборот, когда в Москве день, у нас уже вечер. Вот так молитва у нас никогда не прекращается. Это все наше единое пространство и тот самый русский мир, который объединяется верой во Христа. А чем он еще может объединяться? Ведь славянские племена были как раз объединены нашей Православной верой. Мы должны ее сохранять, беречь и поддерживать, помогать друг другу. Это тоже очень важно, потому что Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова – это форпост. Туда приезжают люди из разных стран. Они смотрят: а какая у нас культура? почему мы здесь живем, по какому праву? Православие очень важно сохранять, беречь и развивать.
Каких святых почитают особо на Сахалинской земле? Какие святые, может быть, наиболее значимы?
– В первую очередь это святитель Иннокентий и святитель Николай Японский. Если говорить о святынях, то их не так много (по понятным причинам). Казанская икона Божией Матери, которой в 1995 году благословил остров Сахалин Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, является для нас чтимой иконой, и находится она в Воскресенском соборе, там совершаются молебные пения.
А так на Сахалин наши верующие, священнослужители и Священноначалие все-таки стараются привозить и частицы различных мощей, и чтимые иконы. Это духовная поддержка для верующих людей.
Вы с очень большим увлечением и интересом рассказываете о Православии на Сахалине, вообще об острове Сахалин. Почему для вас важна эта земля и важна Православная вера на этой земле?
– Я родился на Сахалине, в Южно-Сахалинске, это моя малая Родина. Но я всегда ощущал себя русским человеком, а русский человек не может быть без Православия. Возрождение Православия проходило на моих глазах. Конечно, для меня это очень ценно и важно, чтобы вот этот форпост Православия и форпост России в Тихоокеанском регионе развивался, чтобы люди, живущие на Сахалине и Курилах, помнили о своих корнях, о своей культуре и истории.
Всячески Вас поддерживаем, вашу деятельность, Православие на благословенной земле Сахалина. Пусть там действительно укрепляется Православная вера, строятся храмы и живет православный дух в людях. Спасибо большое!
– Спаси Господи! Тоже на это надеюсь.
Записали:
Максим Заливакин
и Анна Топорова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.