Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Посты бывают разными. Бывает пост в среду и пятницу, бывают посты по каким-то особым праздникам, а бывают длительные посты – Рождественский, Великий, Петров, Успенский. Все это воцерковленным людям знакомо, они имеют опыт поста. Но многие, особенно молодые, не знают, что такое пост. Однажды я пришел в магазин и спросил, есть ли постная еда, на что мне ответили: «Вот, есть индейка и постная свинина». В представлении людей пост – это что-то нежирное, но не более того. Что же такое пост в церковном понимании?
– Это глубокая тема, очень важная для каждого христианина. Время поста – это в первую очередь время воздержания, когда мы пытаемся побороть наши страстные, греховные проявления. Человек трехсоставен, и наша плоть, пораженная грехом, удобопреклонная ко греху, конечно же, пытается поработить и душу, и дух. Вторая составляющая, то есть душа, а именно разум, воля и чувства, точно так же пытается установить господство вследствие грехопадения. А наш дух порабощен. Именно его необходимо развивать, и он как раз и должен занимать главенствующее положение в нашем устроении.
Соответственно, когда мы начинаем поститься, мы в первую очередь покоряем духу и тело, и душу. Это такое стояние на страже, чтобы никакой враг нас не поработил, как часовой на посту. Кстати, древние отцы Церкви часто сравнивают постящегося именно с человеком, стоящим на посту. Возможно, отсюда и пошел этот термин. Дни поста – это действительно стояние на страже.
Иногда бывает так, что человек просто соблюдает диету, особенно если говорить о современных тенденциях молодых людей. Они слышали, что Церковь соблюдает пост, и тоже начинают соблюдать его, но каким образом? Обычно гастрономически, не вкушая ту или иную пищу. Но это только внешняя составляющая. Хотя есть те, кто понимает, что необходимо преодоление, борьба со своими грехами, страстями, что это период духовного упражнения, духовной зарядки, духовного совершенствования, чтобы побеждать раздражение, гнев, даже свой аппетит, чтобы господствовала не наша тяга к тому, что мы хотим что-то съесть, а чтобы наша воля нас останавливала.
На этих духовных упражнениях можно остановиться. Но все-таки главная составляющая поста – созерцание Бога. Мы со всем этим боремся для чего? Для того, чтобы созерцать Бога. Главная цель поста – очищение нашей души, даже нашего тела, чтобы наш дух стал воспринимать Божию благодать и лицезрел Бога, чтобы он мог Его славить во Святой Троице, как Его славят ангелы. Можно сказать, что период поста является образом рая.
Во время поста мы не вкушаем той пищи, которую не вкушали Адам и Ева в раю, когда они как раз созерцали Бога, общались с Ним. Они имели доступ к древу жизни, которое их питало. По сути, это благодать Божия. Если мы в период поста основной целью будем ставить не просто борьбу, порабощение своих немощей, своих пристрастий, а именно созерцание Бога, что является еще более высокой планкой, тогда наш пост будет двигаться в нужном направлении, и мы через покаяние, через преодоление себя будем идти к этой цели.
Церковь особо заботится о нас во время поста: множество богослужений, множество чтений и паремий. Мы можем погрузиться в чтение и Ветхого Завета, и Нового Завета. Это очень хорошо. Но я хочу задать вопрос о семье. Потому что, как ни странно, у нас пост – это личное дело. Редко получается так, что в семье помогают друг другу поститься. Вы возглавляете семейный клуб при храме Димитрия Солунского. Скажите, насколько эта проблема решаема – помогать друг другу поститься? Ведь дети порой не соблюдают посты по той причине, что учатся. Чтобы учиться, необходимы силы. Конечно, есть дети, которые постятся; есть дети, которые отказываются, например, от сладкого, для них это тоже серьезный шаг. Если родители пожилые, им тоже тяжело соблюдать пост. И получается, что в семье каждый постится по-своему.
– Очень важно согласовывать с духовным отцом или просто со священником меру поста для детей. Потому что неправильно сажать на пост подростков, которым требуются определенные калории (если говорить о посте в пище). В плане питания очень важно соблюдать меру. Но, например, беременные женщины тоже не должны поститься, потому что ребенку должны поступать все необходимые микроэлементы, чтобы он питался. Меру поста для ребенка определяют родители, но не просто в качестве какого-то указания: мол, будешь делать вот так. Здесь очень важно смотреть на общее состояние и видеть какие-то перекосы. Может быть, ограничивать ребенка в использовании гаджетов.
К сожалению, это сейчас самое распространенное явление. Нужно настраивать ребенка на духовный лад. Семья – это прежде всего малая Церковь. Наш семейный клуб в себя включает не только семьи как таковые (мама, папа и дети), но и простых прихожан, даже одиноких. Это семья церковная. Так вот, самое главное качество, без которого пост будет напрасным, – незлобие, доброе приятие. Мы всегда должны видеть в человеке что-то доброе и не осуждать его (например, за то, что он что-то съел в пост).
Есть такая притча. Один священник шел с какой-то требой, проходил мимо чайной, и ему очень захотелось пить. А было время поста. Он заказал себе чашечку чая, сел за столик и увидел сидящего напротив молодого прихожанина, который доедал кусок мяса. Он сделал вид, что не узнал его, чтобы его не смутить. Но юноша покраснел, отодвинул от себя кусок мяса и сказал: «Батюшка, я, наверное, Вас шокировал». На что батюшка ответил: «Да нет, что ты. Я уверен, что ты просто забыл, что сейчас пост, и это просто недоразумение». Юноша ответил: «Батюшка, на самом деле я не забыл. Я знаю, что сейчас пост». Батюшка сказал: «Извини, ты, наверное, болен, и тебе просто необходимо кушать мясо?» Юноша ответил: «Нет, батюшка, я совершенно здоров. Простите меня, я согрешил». В ответ на это признание, батюшка сказал юноше: «Ты только что исполнил пост тем, что тебе дважды была дана возможность солгать, а ты честно признал свой грех. И ты меня научил этим поступком; я бы так не смог в такой ситуации».
То есть мы не должны осуждать. Как говорит апостол Павел, не смотри на то, что ест брат твой. Смотри, так сказать, в свою тарелку и сам постись. Еще сказано: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися (Мф. 6:16). Не надо ходить в черных одеждах, с безрадостным выражением лица и осуждать других. Наоборот, надо быть радостными, добрыми, являя свет Христов всему миру.
Еще есть притча. Одна женщина волею судеб оказалась на необитаемом острове, и волей-неволей ей пришлось поститься. В течение 40 лет она питалась травкой и какими-то плодами, которые там росли. Через 40 лет корабль приплыл к этому острову, и ее забрали. Женщина была христианкой и стала ходить в один приход. Один старец узнал ее историю и спросил: «Скажи мне, пожалуйста, если тебя люди оскорбляют, обижают, ведут себя по отношению к тебе как-то отрицательно, ты их осуждаешь?» Она говорит: «Конечно, осуждаю, прямо терпеть их не могу». На что старец сказал: «Тогда все твои 40 лет поста были напрасными».
Очень важно понимать, что суть поста – это незлобие, радость, мир и духовное приближение к Богу. Когда мы приближаемся к Богу, мы исполняемся Божественной любви и мира. И мы призываем братьев и сестер к такому посту своим примером.
Эти две истории, в принципе, об одном. Но во второй притче мне особенно понравилось, что пост был не по своей воле, а по воле обстоятельств. Возникает еще один вопрос. Многим людям приходится ограничивать себя в еде, потому что им не хватает денег, например. С людьми, которые оказались на улице и о которых мы заботимся, тоже особенная проблема. В истории вынужденного поста мы можем помочь таким людям каким-то образом поститься? Например, им можно давать мясо, колбасу и прочее скоромное во время поста, или мы должны давать им только постную пищу?
– Милостыня – одна из важных составляющих поста. Если мы даем милостыню, то должны действовать в соответствии с уставом нашей Церкви. Неправильно будет в Великий пост давать колбасу этим людям, все-таки их нужно призывать к духовному. Например, когда к преподобному Серафиму Саровскому обращались крепостные крестьяне, которым приходилось много трудиться, и пытались получить у него благословение на послабление поста, он не давал. Он говорил, что хлеб и вода – самые лучшие друзья для человека.
У нас сложился некий миф о том, что для нормального самочувствия человеку обязательно нужно вкушать определенную пищу. Но есть калорийная постная пища, например, бобовые. Можно найти альтернативу любой скоромной пище, и она будет дешевле стоить. Может, она лишена каких-то особых вкусовых качеств, тем не менее человек будет сытым и здоровым.
Кстати, по поводу вкусности. Известная фраза: «Постимся постом приятным». Я часто вижу в православных книгах какие-то рецепты, и написано: «Постимся постом приятным». И перечисляются разные блюда, как их нужно готовить и как сделать так, чтобы они были очень вкусными. Фраза «Постимся постом приятным» касается пищи или души?
– Конечно же, души и нашего духа. Мы уже говорили, что кровь должна немножечко отойти от желудка и подойти, так сказать, к нашему мозгу, чтобы мы умозрительно почувствовали и стали созерцать Господа.
Опять обратимся к преподобному Серафиму Саровскому и его поучениям. Он был настоящим аскетом, явил нам красоту поста. Он говорил, что если человек выбирает в пищу более вкусные компоненты, то этим он уподобляется даже не человеку, а животному. И он обращает внимание на то, что человек именно проявляет милосердие: более вкусный кусочек откладывает своему ближнему, чтобы порадовать его. Мы обычно так делаем по отношению к нашим детям, когда они маленькие: берем какой-нибудь вкусный кусочек, какую-нибудь ягодку и несем ребенку. И испытываем большую радость, что ему понравилось. Так вот, мы должны поступать так всегда в нашей жизни.
Я встречал таких людей (как правило, они уже пожилые), которые никогда не берут ровненькое печенье, обязательно возьмут поврежденное, с изъяном. И в этом тоже проявляется забота о ближнем: себе берем похуже, а ближнему – получше, повкуснее. Например, жена, когда наливает суп, кладет мужу хороший кусочек мяса, а муж, наоборот, перекладывает жене. В этом видится благоразумие и любовь, что и должно быть главной составляющей поста.
Следующий вопрос касается православного христианина, только начинающего свой путь к Богу и Церкви. Речь о генеральной Исповеди. Мы читаем, что перед началом поста нужно особенно подготовиться и совершить главную Исповедь.
– Да, это очень важно. В дни Великого поста, можно сказать, что такой Исповедью является Покаянный канон преподобного Андрея Критского, который читается в течение первых четырех дней Великого поста. Андрей Критский ставит себя на место библейских персонажей и укоряет себя во всех грехах, которыми они согрешали. И он возглашает: «я хуже всех их». То есть это действительно переосмысление себя, своих дел и желание очиститься, попросить у Бога прощения. Для чего? Чтобы встать на духовную молитву лицезрения Бога.
В житии святого преподобного Макария Великого есть такой образ. В дни Великого поста он решил созерцать Бога в молитве. И это был достаточно большой период времени, несколько дней. Конечно же, это было сопряжено с покаянием, осознанием своих грехов, но и с желанием славословить Бога. Во время этой молитвы преподобного Макария Великого дьяволу было так ужасно, противно, это его так жгло, что он решил всячески отвлекать святого от молитвы. В итоге он зажег огонь прямо на том коврике, где стоял Макарий Великий, чтобы отвлечь святого от этой высокодуховной молитвы, которая как раз развивается в дни поста.
Конечно же, это работа. Это должно быть сопряжено с определенной болью. Потому что, когда мы стараемся не повторять своих грехов, происходит, как у алкоголезависимого человека, некоторая ломка: нам хочется совершить грех, осудить, но мы себя сдерживаем, потому что находимся в рамках поста, в рамках духовного подвига. И эта боль, которую человек испытывает из-за того, что не совершает грех, начинает его лечить.
Это так же, как человек идет к зубному врачу: он знает, что будет испытывать боль, но осознанно идет на это. И благодаря этой боли он лечится. Так вот, можно сказать, что страдание, которое происходит вследствие переосмысления своих грехов и плача оттого, что то или иное было сделано, отодвигает нас от власти плоти, власти душевных страстных проявлений. Соответственно, человек, в силу того что пост идет длительное время, стабилизируется в своем уже чистом состоянии. И очень хорошо, что посты у нас совершаются регулярно в течение всего года. Вследствие этого мы приобретаем духовный опыт, который возводит нас к Богу.
Еще одна тема – дети и пост. Хочу задать вопрос о воспитании будущего активного прихожанина церкви (слава Богу, если будет так) постом. Вот Вы говорили, что родители все время дают ребенку кусочек побольше, ягодку получше и прочее. Но при всем при этом мы же не можем все время ласкать ребенка какими-то вкусностями. Ведь бывает так, что нужно сказать ребенку что-то очень жесткое. Вы сами сталкивались с этой проблемой. Дети и пост. Насколько это вообще важная тема?
– Я знаю опыт одного священника, которому дети сказали: «Мы не хотим поститься. Можно мы не будем поститься?»
А сколько лет детям?
– Они разного возраста, но уже подростки. На что этот священник им сказал: «Хорошо, вы можете не поститься, но тогда и праздник Пасхи мы праздновать не будем – не пойдем в храм, не будем печь кулич, разговляться, так сказать. У нас будет обычный день». Прошел какой-то небольшой период, и дети сами попросили поститься, соблюдать какую-то меру поста, но чтобы у них был праздник Пасхи.
Может быть, это манипуляция, но, мне кажется, она правильная, потому что логичная. Должно быть какое-то следствие поступков, причинно-следственная связь должна быть. Особенно, если ребенок не хочет выполнять свои обязанности. У ребенка обязательно должны быть обязанности в большой семье. У нас, например, все обязанности распределены по расписанию: кто-то подметает пол, кто-то убирает со стола, моет посуду, кто-то следит за порядком. Потом это дежурство через несколько дней меняется. У нас есть табличка, и там можно ставить оценки. Если ребенок набирает определенное количество оценок, есть какое-то поощрение.
Интересно!.. Когда мы сталкиваемся с постными богослужениями, постоянно видим в храме людей, что называется, с постными лицами. Мы же во время поста не испытываем какой-то особенной радости. Радость под запретом во время Великого поста или нет?
– Радость – это плод поста. Бывает так, что, если человек в течение поста нарушал пост, он испытывает дискомфорт, и радости как таковой у него нет, у него печаль. Все радуются, поют «Христос Воскресе», а у него печаль от того, что он не прошел этот путь, в чем-то нарушал пост. Радость омрачается нарушениями. А если человек старался совершить подвиг поста от всего сердца, то есть постился, читал Священное Писание, ходил в храм, когда мог, воздерживался от пищи, то всегда плодом поста в конце будет радость.
Это как у беременной женщины: она носит ребенка, и как бы особой радости нет, потому что токсикоз, еще что-то. А когда родится ребенок, как говорит Господь, у женщины великая радость, которая перекрывает всю боль.
Точно так же и здесь: плодом поста будет радость. Но это не цель поста. Цель – именно приближение к Богу, созерцание Бога.
Пост – это тот период, когда мы на ступеньку становимся ближе к Богу и учимся быть сосудами Святого Духа, чтобы Господь пребывал в нас.
И еще один важный момент – Причастие Святых Христовых Таин. Потому что наполнение светом Христовым, созерцание Бога совершается через таинство Святого Причастия.
«Придите все постившиеся и непостившиеся», – как сказано в слове святителя Иоанна Златоуста на Пасху. Во время поста мы участвуем в Литургии, тем более что совершаются особые богослужения – Литургии Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Насколько нам необходимо познавать постные богослужения во время поста?
– Это очень важно! И нужно познавать не только Литургию, но и историю Церкви, и жития святых. Каждая неделя Великого поста посвящена либо какому-то событию, либо какому-то святому – Иоанну Лествичнику, Марии Египетской, Григорию Паламе. Очень важно внимательно переживать каждую ступень Великого поста. Многие святые составляли поучения на каждый день. А сам день Пасхи всегда сопряжен с радостью. Кстати, во время Пасхи служба в середине вдруг разрывается и читается слово Иоанна Златоуста. Это тот момент, когда Иоанна Златоуста арестовали. И несмотря на то, что это печальное воспоминание, мы радуемся, что Господь все-таки все управил.
Благословите наших телезрителей.
– Божия благословения! Постимся постом приятным!
Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.