Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы подходим к Великому посту. Как подготовиться к посту и провести его не по-фарисейски?
– Акценты должны сместиться с диеты, с еды на более глубокие вещи… Исследование за 2024 год показало, какое самое распространенное англоязычное слово, – «брейнрот» (расплавление, разложение мозга из-за чрезмерного потребления информации). Об этом уже все трубят. Поэтому нам надо настраиваться на Великий пост уже сейчас. Время сидения в телефоне надо категорически ограничивать.
Информация сегодня одна, завтра – другая, а мы на нее колоссальное время тратим. Все знает только Бог. Человек знает половину, а, может быть, и еще меньше. А всякая полуправда – это ложь. И всякая сегодняшняя новость завтра станет уже несвежей. Нам надо потерпеть всего один день. Если мы хотим, чтобы у нас было все в порядке в душе, сердце и уме, надо иметь другую информацию. Какую? Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих.
Это тяжело? Это кажется тяжелым, потому что это не тяжелее, чем часами сидеть в интернете. Вот это – и тяжелее, и бессмысленнее. Кстати, относительно бессмысленности.
9 февраля – день кончины Федора Михайловича Достоевского, о котором Третьяков, основатель знаменитой галереи, говорил: «Федор Михайлович – это совесть нашей нации, настоящий защитник христианства и Православия». А блаженный Антоний (Храповицкий) однажды сказал: «Колумб открыл Америку, а Достоевский для русской интеллигенции открыл Христа». Так вот, Федор Михайлович говорил: жизнь без веры в собственное бессмертие, в бессмертие своей души, бессмысленна, пуста, бесцельна и невозможна.
Если мы говорим о посте, о духовной жизни – цель должна быть. Сейчас все хотят, чтобы у них было все хорошо, у каждого в свою меру. И все забывают про фундамент этой «хорошести». А секрет вот в чем: надо самому стать хорошим перед Богом, людьми, родными и близкими. Вот в этом весь смысл. Приходит мужик и говорит: «У меня жизнь не складывается». И начинает перечислять: то у него не так, это… ничего не складывается. И называет грехи. А грехи там – против всех заповедей. Я говорю: «Вы знаете, вы мне напомнили одну историю. Приходит один мужчина в компанию и говорит: „Мужики, ничего не понимаю. Чего полиция докопалась? Ну, ехал по встречке, ну, пьяный, задом, на красный… чего пристали? Чего придрались?”» Смотрю – он и сам улыбается. Я говорю: «Все, что Вы назвали, – все наперекосяк в духовном, нравственном плане». А он говорит – у него жизнь не складывается. С чего она сложится-то?
Время поста и дается нам для самопроверки. Посмотри, какие у тебя мысли, слова и поступки. Все начинается с мыслей, когда мы их не фильтруем, даем волю фантазии, гневу, раздражительности, блудным, нечистым «поворотам»… Надо на их подлете, как сейчас ПВО, работать на упреждение. Вот в фильме показано: антенна крутится постоянно, засекли – пуск и выстрел. Эта антенна, которая должна крутиться, – наше внутреннее делание, молитва Иисусова. Она как фон. У нас ведь фон какой? Утром проснулись – и фон пошел бесконечный: работа, здоровье, умыться, приготовить… Ум пустой не бывает, он не может быть не занят мыслями. А нам дано Богом такое счастье, что мы можем и должны своими мыслями управлять. Мы им должны давать пищу, расположение. Управлять ими – это потрясающая возможность, только нужен навык.
У старца Амвросия спрашивали: «Батюшка, научи нас творить Иисусову молитву». – «Научитесь хотя бы ее твердить». В Оптиной пустыни мало что осталось из артефактов кроме стен, все было разорено. И когда мы в 1988 году в нее заехали из Троице-Сергиевой лавры, в музее обнаружили солонки, которые братия в скиту вытачивала на токарных станках, и их потом паломники за какое-то пожертвование приобретали. Я запомнил на них потрясающие надписи. Сама солонка стоит на столе и делает духовную работу. На крышке надпись то ли выжжена, то ли вырезана: «Не гневи Бога ропотом, молись Ему шепотом». А на другой: «Ешь кашу с грибами, держи язык за зубами». И на третьей: «Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет».
Вопрос телезрительницы: «Как бороться с маловерием? Заболеешь или что-нибудь случится – и сразу ставишь себе диагноз. Как с этим можно бороться?»
– Маловерие укрепляют Евангелием и рассуждением о тех событиях, которые происходят в нашей с вами жизни. Вы произнесли слово «заболели». Это что означает? Вы молились, вы просили, чтобы не было болезней, и вдруг пришли болезни? И как будто Бог нас не слышит? А как вы бы хотели? В апостольском послании говорится: «Все хотящие жить благочестиво будут гонимы». Бог не обещал безбедного плавания, но всем обещал тихую пристань. «Христианство не для прибытка», – говорит апостол Павел. Христианство – не бюро добрых услуг. Оно не для того, чтобы у нас было все хорошо, а для того, чтобы мы были хорошими.
Поэтому всякие наши мирские просьбы должны заканчиваться по примеру нашего Господа, который Сам взмолился: Да минует Меня чаша сия. А потом – огромная запятая: Но не Моя воля, но Твоя да будет. Не думайте, что Господь – это только раздаватель нам сладких конфет. А мы, надев на себя крест, как фарисеи, говорим: даю десятину от всего, что приобретаю, пощусь два раза в неделю… И требуем: теперь Ты для меня все должен делать, я теперь в числе спасенных, я не такой, как прочие, а иной, Богу близкий и угодный, не такой, как тот мытарь. И забываем Евангелие, где сказано: когда вы сделаете все повеленное вам, скажите, что рабы неключимые, сделали то, что должны были сделать.
Я всех предостерегаю: не думайте, что мы встали на путь христианской жизни – и у нас внешняя жизнь начнет складываться: перестанем болеть, дети будут учиться на одни пятерки, муж будет верный, работа будет на удаленке и в два раза больше будем за это получать… Поставили свечу, причастились, исповедовались – и все у нас пошло. Это было бы дешевым христианством, если бы только так и только из-за этого люди приходили к вере. Надо Бога любить только за одно: за Его Жизнь, Его смерть, Его Евангелие, а не за то, что Он раздает нам сладкие конфеты. Иногда и так бывает, но не это – цель. Цель – чтобы мы стали другими.
А насчет болезней… Если думаете не болеть, так врачи говорят, что умереть здоровым – это даже как-то обидно. Самая плохая, неприятная смерть – внезапная. Без подготовки, без болезни. Человек начал болеть – и потихонечку одно отставил в сторону, другое, одно стало ненужным, другое… Молитвослов до дыр зачитал, исповедовался, причащался. Своим друзьям-одноклассникам звонил: ребята, все есть – душа есть, вечность есть, Бог есть! Не верите – на меня посмотрите. И так сам спасается, других спасает. Вот цель жизни, а не чтобы здесь все было упаковано, это – иллюзия. Маловерие как раз от того, что вера – не в то. Надо не просто верить, что Бог есть (и бесы веруют и трепещут), а надо Богу доверять. Вот Авраам не только в Бога верил, но он Ему доверял. И мы должны Ему доверять, верить, что Он все делает для нашего спасения, даже и то, что нам кажется «плохим». Он из этого сделает добрые последствия, если мы сами «с катушек», с рельс христианских не съедем, как тот дяденька, который пьяный, по встречке и задом. Вот так делать не надо.
Вопрос телезрительницы: «Как понять, где эта грань: работа должна быть для души или давать заработок? Меня тянет работать с детками, выучиться на младшую медицинскую сестру, ухаживать за больными. И вторая грань – нужно работать, чтобы зарабатывать, платить ипотеку, содержать детей. Как совместить предназначение души и современную жизнь?»
– Есть такое стихотворение: «Не все сбывается, чего душа хотела, и путь не короток от замысла до дела». Может быть, хотелось бы сидеть дома, вышивать или писать иконы, шить женскую одежду, четки плести, потом реализовывать их через магазин и прочее. Если бы ыы были одни или были в монастыре – это одно дело. Когда нет мужа, который может обеспечить семью, а ыаш бюджет складывается только из ыашей зарплаты, тогда, конечно, надо делать не то, что нравится, а работать там, где можем заработать достаточно для того, чтобы содержать свою семью. Поэтому старец Амвросий призывал всех к рассудительности и ответственности за семью. Так что делайте то, что полезно для семьи.
Иногда муж работает на двух-трех работах, и ни одна из них ему по-человечески может не нравиться. Он эти работы воспринимает как заработок на кусок хлеба. Такие сейчас у нас времена. Вся эта городская жизнь всех загнала в безумные цены, в безумный ритм... Была какая-то размеренная жизнь, огород, корова, коза, поле, была община, большая семья. Были какие-то гарантии. А сейчас человек потерял работу – и все, не знает, что делать. Особенно в районных городах это все сложно. Поэтому какая работа подвернулась, на той и работайте.
Но есть у нас такое понятие – личное время. А вот личное время посвящайте рукоделию для души. Оно может быть самое разнообразное. Авва Дорофей говорит: телесный труд приводит человека к смирению. А рукоделие – это средство от уныния. Своими руками можно и нужно что-то делать.
Мы говорили о взаимоотношениях мужа и жены в семье, чтобы был мир. И, как Вы сказали, последнее слово должно быть за мужем.
– И пусть оно будет таким: «Как скажешь, дорогая». Взаимная уступчивость – просто идиллия в семье. В нашей духовной молодости были книги аввы Дорофея и Иоанна Лествичника. В этих двух книгах все алгоритмы семейного счастья и жизни вообще были прописаны. Они говорят: благо – свою волю подчинить воле брата. «Ты как хочешь?» – «А как ты?» Чтобы каждый давал другому право выбора.
Кстати, я хотел один замечательный алгоритм раскрыть на примере. Спрашиваю одного моего друга (он в браке 30 лет): можешь рассказать секрет семейного счастья? К большому сожалению, уже в 2004 году на 10 браков в стране было 8 разводов, в прошлом году 7 разводов на 10 браков. Половина из них – в первый год совместной жизни.
Я сказал другу, что 30 лет брака – это же очень много, попросил раскрыть их секрет. И он мне рассказал, что в непринципиальных вопросах он старался уступить жене, предлагал ей выбирать, чтобы выбор за ней был. И этими двадцатью уступками он зарабатывал себе право, когда будет серьезный вопрос, сказать: нет, дорогая, давай сделаем вот так. И она, помня о том, что муж не тиран, не деспот, не делает все по домострою, предоставляла ему право поступать именно так. Мне кажется, такое возможно, если женщина разумная.
Вот и люди говорят, что мудрая жена – это счастье для мужа.
– Обрел такую жену – обрел счастье, а кому не повезло, как Сократ говорил, тот станет философом. Среди братии все то же самое. Среди сослуживцев то же. Дай человеку выбор.
Например, подходит регент к Владыке и спрашивает: «Какую из трех Херувимских Вы больше любите, какую спеть?» – «Какую тебе удобно, такую и спой». Это же три любимые, какая разница, какую из них споют? Но здесь уважение к регенту. Регент же смотрит, какой у него состав. К примеру, у него нет состава, чтобы спеть «Херувимскую» Сарти. Или нет состава для «Херувимской» Бортнянского, а для «Херувимской» Архангельского есть. То есть здесь тоже надо все-таки давать возможность принять решение тому специалисту, кто за это отвечает. И это будет прекрасно, это смирение, когда свою волю отдал на решение брата, чем все время настаивать на своем.
Кстати, насчет своей воли старец Амвросий говорил: своя воля и учит, и мучит; сначала помучит, потом чему-нибудь научит. А о тех, кто упрямится и все по-своему делает (особенно дети), говорил: обычай бычий, а ум телячий. Еще один мудрый человек говорил относительно детей и родителей такое. В 7 лет девочка говорит: мама все знает. В 12 лет девочка говорит: мама кое в чем разбирается. В 17 лет: мама совсем отстала от жизни. Натворив дел, девушка в 27 лет говорит: уж лучше бы я слушалась маму. Надо с этого сразу начинать.
Люди прожили жизнь, но умный учится на чужих, а дурак на своих ошибках. И это в нашей жизни неистребимо: сначала натворят дел, потом сожалеют. Кстати, у Федора Михайловича есть потрясающая вещь. Это все должны услышать; и детям и внукам своим передать. Он сказал страшные слова: есть в жизни такая черта, переступив через которую уже невозможно возвратиться назад. А сейчас самая серьезная черта – это целомудрие и чистота жизни и тела. Переступаешь через нее, и дальше все идет кувырком.
Серафим Саровский еще в середине XIX века говорил: сейчас брань сатаны идет за две вещи – за молитву и целомудрие. Потому что знают все лукавые: если лишить человека одного и другого, считай, что лишишь его спасения. Тот, кто не молится, становится как животное. Поесть, попить, поспать, магазин – работа.
И целомудрие важно, потому что это основа счастья в семейной жизни. Вот поэтому нам тоже надо об этом помнить, этого держаться. Если бы это помнили… Допустим, на доске была бы перед началом урока одна цитата Достоевского: главные вещи в жизни – не вещи. И вот человек 40 минут на эти слова смотрит. А это же все работает (как реклама). Человеку объясняют физику, химию, математику, а на доске одна цитата.
Лев Николаевич Толстой однажды сказал: лучше капля добра, чем бочка философии. Вот эта капля добра, мысль (написанная, закинутая, сказанная) может сыграть огромную роль. Как посеянное зерно: оно маленькое, а потом вырастает… Кто-то говорит: «Ой, если бы мне раньше это сказали…». Есть поговорка: если бы молодость знала, если бы старость могла. Поэтому с близкими надо всевозможные варианты попечения использовать, потому что это наше будущее.
Дети – это не проблема. Дети – это средство передвижения в старости. Это гарантированный негосударственный пенсионный фонд. Чем больше в них вкладываем, тем больше получаем.
Мы одну тему с Вами обсуждали – о Причастии, как важно все-таки достойно подходить к нему.
– Сейчас как раз то самое время, когда можно на это настроиться. Время поста – это как раз время сугубой духовной жизни, сугубого духовного подвига, дел покаяния и, самое главное, милосердия. Если нет дел милосердия, покаяния, любви, все обнуляется. А для этого должны быть силы и мудрость. Силы и мудрость мы получаем от Бога, Который говорит: Я лоза, а вы ветви; если не будете на Мне, то засохнете. Поэтому Святое Причастие для нас, как говорил старец Амвросий, – это эликсир бессмертия, Хлеб Жизни.
Поэтому христианам, которые регулярно ходят в храм по воскресным дням, можно Великим постом причащаться каждый воскресный день. Но это не отменяет посильной подготовки, установленной Церковью. Я не буду про нее говорить, об этом все знают. Но возникает вопрос: а для людей, только-только приходящих в Церковь, это правило применяется по полной программе или нет? Это уже должен решать священник.
Дело в том, что у нас бывают командировки, когда мы ездим куда-то вместе с прихожанами. Даю им читать три канона перед Причастием, начинаем вместе читать, и я в шоке: плетутся, как пьяные по бульвару. Я, например, три канона читаю за 20–25 минут, а человек минут сорок читает.
Это потому, что есть навык.
– Даже по-русски не могут прочитать, путают ударения (у людей высшее образование). Я думаю: ничего себе, оказывается, для современного человека это сейчас огромная проблема. Поэтому для новоначальных важно прочитать хотя бы Последование ко Причастию. То есть сразу не нагружать.
А тот, кто в Церкви, пусть исполняет все советы и церковные рекомендации. Для новоначальных одна мера, а ты уже в 7–8 классе, но не в первом и не в третьем. Вот поэтому о Причастии надо ревновать с должной, по совести, подготовкой.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.